Суть человека

10 2155

Эту мысль я формулировал около года - как ни странно, это оказалось очень сложно. И не уверен, что у меня получилось именно то, чего я хотел.

Основная идея - и не только в этом рассуждении - использовать в качестве обоснования только общеизвестные, легко проверяемые и не требующие специальных знаний факты. Я стремлюсь, чтобы каждое мое рассуждение максимально походило на строгое доказательство. Конечно, полностью этого не добиться - это, все-таки не математика, и некоторые утверждения которые я делаю являются всего-лишь обоснованными гипотезами. Но рассуждений, основанных на единичных фактах, и тем более просто фантазий, я стараюсь избегать.

Итак, попробуем.

Для каждого вида живых существ характерны какие-то способности, на которых основывается их метод выживания. Рыбы дышат растворенным в воде кислородом, птицы - летают, пауки плетут паутину, муравьи - строят муравейник..

У человека тоже есть такая характерная способность - человек взаимовыгодно взаимодействует с себе подобными. Кооперируется - для краткости, позвольте использовать этот термин.

Кооперация это основа стратегии выживания для вида homo sapience. То есть кооперация для человека и необходима, и неизбежна. Это утверждение важное для дальнейших рассуждений, поэтому его необходимо обосновать.

Пытаться дать исчерпывающее определение термина "кооперация" я не буду - оно выходит длинное, корявое и спорное, и главное - оно не требуется. Достаточно указать, что подавляющее большинство взаимовыгодных взаимодействий сводится к одному из трех типов:

- прямое взаимодействие. Многие интуитивно понимают под кооперацией только его.

- опосредованное взаимодействие через использование объектов материальной культуры

- опосредованное взаимодействие через использование не материальных объектов - т.е. алгоритмов действий, концепций, представлений и идей.

Наиболее наглядна ситуация с материальными "культурными артефактами". Посмотрите вокруг и попробуйте посчитать, какая часть из окружающих вас предметов изготовлена лично вами, с начала и до конца? Я буду очень удивлен, если вы сумеете найти хотя-бы один такой предмет - хотя, скорее всего, вы просто не учли, что материалы, инструменты и главное - знания об изготовлении этого предмета достались вам от других людей.

Несколько сложнее проводить инвентаризацию собственных мыслей, но результат совершенно тот-же, имеющиеся у нас идеи, представления и концепции обязательно откуда-нибудь заимствованы. Крайне малое число людей за всю историю могут похвастаться полностью своей, абсолютно новой и оригинальной идеей.

Неизбежность прямого взаимодействия тоже легко демонстрируется - просто пересчитайте, с каким количеством людей и в какой роли вы взаимодействовали, скажем, в течении месяца.

Хотя бы один из перечисленных типов взаимодействия - свойственен для всех без исключения, и зачастую эти типы взаимосвязаны - например, способность к прямому взаимодействию основывается на владении какими-то знаниями, умениями и представлениями.

Способность к кооперации не врожденная и не возникает сама по себе, просто с течением времени. Можно доказать, что способность к кооперации перенимается у окружающих - такое явление как маугли показывает, что человек способен перенимать приемы кооперации не только у собратьев по виду. В среде опустившихся людей периодически встречаются дети, которым вообще не уделяли внимания - например, держали в запертой комнате. И в результате у таких детей не формируются даже самые базовые навыки взаимодействия с себе подобными.

Причем те-же слои населения демонстрируют еще один факт - для формирования взрослого из ребенка совсем не требуется его осознанно воспитывать. Можно сказать, что активной стороной в процессе воспитания выступает как-раз ребенок, подражающий окружающим. Он наблюдает образцы кооперации, демонстрируемые взрослыми - и копирует их. Более того, склонность к подражанию - это, судя по всему, гораздо более базовый механизм, чем само существование человека - подражают почти все млекопитающие и даже птицы, причем они могут подражать не только собратьям по виду, но и представителям других видов!

И даже наоборот - полностью осознанное воспитание оказывается невозможным. Задать абстрактный набор качеств а потом воспитать их в ребенке, не обладая ими самому - невозможно. Оно и понятно - сама идея воспитания возникла гораздо позже, чем необходимость передать потомку навыки выживания. И инструкция "веди себя как папа и мама" оказывается оптимальной, так как папа с мамой гарантированно вели себя так, чтобы дожить до рождения ребенка - а значит копировать их - способ достигнуть того-же.

Интересно, что в генетике ситуация такая-же. Современная наука умеет слегка изменять нуклеотидные последовательности в уже готовом генотипе, также может перенести ген из генотипа одного организма в другой, а вот создать с нуля такую последовательность нуклеотидов, чтобы ей соответствовал живой организм, а не коллоидный раствор белков - и близко не может.

Таким образом, потомки кооперирующийся группы людей также оказываются способны к кооперации. Простейшая модель общества на основе одного этого механизма может продемонстрировать эффект кластеризации - то есть, даже если первое поколение составляли абсолютно случайные люди, со сменой поколений формируются группы, члены которых гораздо лучше кооперируются друг с другом, чем с членами других групп. Это и есть механизм формирования народов.

Конечно, реальное общество много сложнее - но есть простой и надежный признак, позволяющий доказать эффект кластеризации. Этот признак - родной язык.

Понятно, что один человек не может создать язык. И более того - одно поколение этого не может. Язык - это плод усилий тысяч (минимум) людей в течении веков. И эти люди все это время совершенствовали и другие аспекты кооперации. Бытовые привычки, традиции, оценки, критерии важного и неважного - все то, что формирует в целом культурный код. Более того, все эти элементы - взаимно согласованны и дополняют друг друга - хотя-бы в силу общего генеза.

А вот теперь - делаю ход конем. Введу определение:

Человек функциональный - это тот, кто ведет себя как человек. То есть - тот кто способен к кооперации. Например маугли функционально человеком не является - он способен жить в человеческом обществе только на иждивении, а если составить общество только из таких маугли - оно будет не жизнеспособно.

Очевидно, что функционально человек обязательно должен иметь какой-то родной язык. Наличие языка есть необходимое условие кооперации. Но на свете нет "просто языков". Есть языки - английский, французский, китайский, русский, хинди, фарси...

Таким образом, мы чисто логически получаем неизбежный вывод - не бывает "вообще человека". Можно быть человеком по-английски или по-индийски или по-русски - или, другими словами, быть носителем какого-то культурного кода. Вероятно, можно быть носителем нескольких КК одновременно - но это тема для отдельного разговора. Но никакого "общечеловеческого", синтетического культурного кода, лишенного национальной окраски вообще - не существует. Я не люблю использовать слово "национальность", так как оно часто подразумевает какие-то генетические особенности, но здесь это единственный способ сформулировать наиболее ясно:

Всякий человек имеет какую-то национальность, тот, кто не имеет никакой - не является функционально человеком.

Есть еще одно утверждение относительно языка, с которым вряд-ли кто-то будет спорить. Невозможно сменить родной язык. Выучить иностранный - сколько угодно. Выучить настолько, чтобы ощущать его полностью родным - уже гораздо реже. Выучить так, чтобы носители языка от рождения не заподозрили в тебе иностранца - крайне сложно, но можно. Но вот полностью забыть свой исходный родной язык - невозможно.

Но культурный код - он включает в себя, помимо родного языка, еще массу элементов, и усваиваются они в одно и то же время из одних и тех-же источников. Это дает возможность выдвинуть гипотезу, что сменить невозможно не только родной язык, но и вообще культурный код. Доказать я этого не берусь, но высказать ряд убедительных соображений в пользу - могу.

В знании языка есть элементы с различной степенью осознанности. Одни - например, значения редко используемых слов или устойчивых фразеологических оборотов - можно выучить осознанным усилием. Другие - такие как особенности построения фразы или интонации - формализации толком не поддаются. Такие вещи нельзя _объяснить_, их можно только натренировать, подражая носителю языка. Причем некоторые вещи натренировать удается только в детстве - шанс выучить язык как родной падает с возрастом очень быстро. Я предполагаю, что существуют и другие элементы КК, которые также усваиваются бессознательно в раннем детстве и с большим трудом поддаются сознательному изменению. Причем отдельно взятый любой признак в общем-то поддается осознанию и модификации. Но КК - это совокупность множества признаков.

Резюмируя: сменить национальность практически невозможно. Это типичная "задача сороконожки" - придется осознанно анализировать причины и закономерности всех своих самых элементарных, машинальных, подсознательных действий и реакций. И не только своих - но и представителей "образцовой" национальности. А потом еще и пытаться им подражать. Наверное, за всю историю человечества находились титаны духа и мастера концентрации, потенциально способные выполнить такую задачу - но почему-то я уверен, что они находили своим удивительным способностям более осмысленное применение.

Дальше можно было бы попытаться разобраться в деталях. Вопросы, на которые стоило бы поискать ответы - сыпятся как из рога изобилия. Как соотносится родной язык - признак, который легко наблюдать и по которому доступна богатейшая статистика за много веков - и все прочие аспекты культурного кода, насколько жестко они сцеплены? Что это вообще за "прочие аспекты"? Можно ли "перевести" их с одного языка на другой? Что происходит а) при смешении носителей разного КК в одном обществе и б) при смешении признаков разных КК в одной голове? Как можно осуществить такое смешение? Отличаются ли разные КК по степени открытости - т.е. способности принимать и адаптировать элементы иных кодов? Чем вообще отличаются КК - например, степенью общности? Это все очень интересно, и на некоторые из этих вопросов можно дать ответы и довольно убедительно их обосновать - и я планирую это сделать позже. На остальные вопросы, же мой уровень осведомленности позволяет только фантазировать, чего я стараюсь избегать.

И здесь я остановлюсь именно для того, чтобы не затрагивать более частные, а значит менее доказуемые утверждения, например не выяснять из каких именно составляющих состоит культурный код - обратите внимание, что в предыдущих рассуждениях мне удалось обосновать два важных утверждения относительно КК никак не используя гипотезы о его содержимом, кроме включения туда родного языка.

Культурный код является неотъемлемой компонентой человеческой психики, он может быть только перенят у окружающих, причем в детстве, но не может быть ни синтетически скомпонован ни сменен сознательным усилием на другой.

«Приходится сдерживаться». Почему Киев не пытался атаковать российские АЭС?

Эксперт Ищенко объяснил отсутствие попыток ВСУ атаковать российские АЭСОтвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», политолог Ростислав Ищенко прокомментировал отсутствие украин...

Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Обсудить
  • Очень редко встречаю людей, способных натолкнуть на мысль... Продолжайте в том же духе, буду читать.
  • Молоток... ) Культурный код - менталитет это операционная система в башке у человека. Только не забываем, что есть еще софт который накладывается на эту операционку... А вот софт бывает разный... Кооперация - САМООРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ. От сознания зависит мало. работает на подсознании. И т.д.
  • ''Способность к кооперации не врожденная и не возникает сама по себе, просто с течением времени.'' Разумеется, эта способность в значилельной степени врождëнная! Взять, хотя бы, способность к овладению речью! Вы, вероятно, в реальной жизни довольно одиноки и не имеете партнëров для обсуждения ваших идей?..
  • Все отлично! :ok_hand: :thumbsup: Человек - есть совокупность его общественных отношений. Человек становится человеком, глядя на другого как в зеркало. Это я привел (не претендуя на дословность) марксистские положения о сущности человека
  • Заметка по теме Основы Русской идеи https://cont.ws/@30091963/1098569