Вступление. Уважаемые собеседники!. Прошу настоящий пост не рассматривать, как агитацию за что-либо. Советскую часть жизни пока еще имеет большинство жителей страны. И хотя бы за это, к воспоминаниям о тех годах нужно относиться бережно - ведь у многих это их советские детство, юность, молодость. Были в том историческом прошлом и неприятные моменты. Например, унизительные всеобщие дефицит, очереди... Но было и много радостного, человечного. И одна из главных радостей - получение долгожданного жилья, пусть не частного, но своего. Другого качества, чем было до этого события...
С моей точки зрения, архитектура массового жилья советского периода не соответствует гордому званию советского человека - хозяину страны. И к сожалению, в наших городах эти невзрачные строения продолжают оставаться основным видом жилья. Но судить наших отцов и дедов за это никак нельзя. Страна после тяжелейшей войны лежала в руинах, люди жили бараках. И стояла простая задача - переселить многие десятки миллионов из нечеловеческого коллективного жилья в индивидуальные квартиры в сжатые сроки. И страна с такой задачей, в целом, справилась. Пусть и путем жертвы архитектурной красоты и потребительских свойств жилья. Тогда строили так много и быстро, что до сих пор не можем выйти на советские темпы строительства жилья. И это при том, что технологии и стройматериалы за эти годы существенно усовершенствовались.
Предлагаю вашему вниманию первую часть рассказа о советском дизайне и архитектуре. Скорей всего ничего нового для себя вы здесь не откроете - это уже история. За после советский период уже выросло целое поколение. Надеюсь молодым людям будет интересно.
Почему книги стали центральным элементом советских интерьеров, зачем нужен ковер на стене и как коммунистическая идеология сформировала собственный бытовой стиль
Вещи, привычки и здания советской эпохи все чаще становятся предметом исследований и рефлексии архитекторов, урбанистов, социологов, а также обычных жителей постсоветского пространства. В 2013 году польский архитектор Куба Снопек даже предложил включить московский микрорайон советской застройки Беляево в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО.
В поисках утраченного времени мы попросили современных российских архитекторов рассказать о том, как был устроен советский быт, насколько сильно он зависел от структуры и качества жилых зданий, а также ответить на вопросы, непонятные современному городскому жителю: зачем вешать ковер на стену и для чего нужно окно между кухней и ванной.
Политика в отношении архитектуры и дизайна имела чисто практические причины. Дело не в том, что украшательство идеологически не соответствовало философии страны — просто нужно было куда-то селить людей, а страна в то время еще не оправилась от последствий войны. Поэтому начали строить быстровозводимые типовые дома и решили не тратить средства на излишества. А так как все должно было быть идеологически обоснованным, подкорректировали систему ценностей. Отсюда появилась вторая волна модернизма, эпоха Корбюзье.
Несмотря на железный занавес и культурную изоляцию, в Советском Союзе не появилось четко выраженной эстетической традиции: часть идей заимствовали за границей, люди, которые занимались дизайном, по крупицам выцеживали информацию и домысливали сами, как должны выглядеть те или иные предметы. Иногда советский винтаж выглядит как выцветшая и упрощенная копия европейского. Но встречаются и очень удачные работы, например обливная майолика.
Мне нравятся многие советские вещи и мебель, я даже собрал коллекцию из предметов, от которых люди избавились. Одни нужно реставрировать, другие до сих пор находятся в идеальном состоянии. Это как приют для вещей, ставших ненужными. Сейчас модно покупать все новое, даже если мебель очень дешевая и простая. Но я планирую использовать эти предметы: четких правил в дизайне больше нет, можно сочетать все, если хватает вкуса. А старинные вещи очень хорошо вписываются в современный интерьер. Думаю, это наследие надо ценить».
Одна из главных архитектурных примет СССР — панельные и кирпичные пятиэтажки, которыми массово застраивали города с 1950-х до 1980-х годов. В отличие от домов сталинской эпохи, предназначенных для партийной элиты и номенклатурных чиновников, хрущевки возводились для обыкновенного советского человека: сюда переезжали деревенские жители, сюда же расселяли обитателей городских коммуналок.
Сергей Труханов, глава архбюро T+T Architects:
«Жизнь простых людей проходила в хрущевских пятиэтажках. Они не были оборудованы лифтами, очень драматичным зрелищем выглядело вталкивание на пятый этаж пианино. Дух экономии плохо вязался с батареями на лестничных клетках: пространство подъезда было совсем не герметичным, и отопление отчасти работало на то, чтобы греть улицу.
Предметы интерьера были простыми и компактными: почти во всех квартирах присутствовал кухонный гарнитур в бледный цветочек, легкие столы и табуретки, похожие друг на друга диваны и кресла с унылыми обивками. Между кухней и ванной было застекленное окошко — для освещения естественным светом и экономии электричества. Покраска стен заканчивалась на высоте человеческого роста: этого было достаточно, чтобы не пачкаться о побелку. На каждом подоконнике жили растения: герань, традесканция, бегония, алоэ и, конечно же, кактусы.
Неизменный атрибут советской спальни — трельяж. Это зеркало с двумя подвижными створками, в них можно было увидеть свое отражение не только анфас, но и в профиль. Многие советские люди впервые видели себя в этом ракурсе».
Особенности хрущевской архитектуры диктовали новые запросы на обустройство квартиры: именно в советское время на стенах комнат начали массово появляться ковры.
«Квартиры в новых домах не отличались звукоизоляцией: через тонкие стены просачивалась частная жизнь, каждая ссора становилась общественным достоянием. Кроме того, окна были совсем не герметичными, и даже сезонное заклеивание щелей полосками бумаги, вымоченными в клейстере, помогало не сильно. Массивный ковер на стене частично справлялся с этими проблемами: он выполнял функции звукоизоляции, а в холодное время года делал жилье теплее и уютнее. Из-за этого ковер занял свое почетное место не только на стене, но и в сознании советского гражданина. Наряду с коврами в СССР также любили украшать стены гобеленами. Самым знаменитым стал гобелен с оленями.
Еще один фетиш советской эпохи — хрустальный сервиз. Им почти не пользовались в быту; только иногда, по праздникам, доставали бокалы и вазы. Это была очень трогательная традиция, которая говорила о стремлении человека к красоте, о необходимости иметь в доме что-то для услаждения взора.
Наконец неизменным атрибутом советской квартиры считалась мебельная стенка. Достать ее было совсем не просто, но она того стоила, особенно если была сделана в Румынии или ГДР. В хорошей стенке умещалось все: платяной шкаф, секретер с откидным столом и сервант для хрусталя. В большой моде были стенки-горки, они отличались от остальных шкафами разной высоты. В этом проявлялась тяга советского человека к прекрасному: горка была менее практичной, но, возможно, оттого считалась более желанной. Стенка всегда располагалась в гостиной и становилась вечным фоном для всех семейных событий. Советские люди отмечали тут все праздники: женили, радовались рождению детей и повышению по службе, встречали Новый год и первое сентября. Кстати, гостиные комнаты в квартирах часто были проходными».
Наталья Гусева, глава архбюро Guseva-Style :
«В отличие от Европы и США, где дизайн зависел от потребностей рынка, в Советском Союзе основным заказчиком было государство. Отсюда и специфика советского дизайна: он обслуживал в основном промышленность и общественную сферу, но не предназначался для украшения жизни простых людей. Зато можно было увидеть хорошие интерьеры в домах культуры, правительственных зданиях, в сфере транспорта. В качестве примера можно привести метрополитен, а еще — невероятные для тех времен автобусные остановки. В Абхазии до сих пор остались эти фантастические конструкции, покрытые цветной мозаикой. И в других бывших республиках все еще есть любопытные остановки советского периода.
Домашние интерьеры, конечно, оставляли желать лучшего: побелка на стенах, бедная цветовая палитра. Но были и положительные моменты: например, многие могли себе позволить полы из натурального дерева — сейчас это считается чуть ли не роскошью. Мебель тоже была деревянной — по крайней мере до наступления эпохи ДСП и ДВП».
В отсутствие стилистического разнообразия квартирных оформлений предметами гордости советского интерьера зачастую становились книги или бытовая техника.
"Советские люди очень любили книги: читали их далеко не все, но в большинстве квартир имелось несколько шкафов с собраниями сочинений. Некоторые книги можно было получить только в обмен на собранную макулатуру. Считалось, что обладатель домашней библиотеки человек интеллигентный и образованный. Кроме того, многие советские граждане планировали занять чтением пенсионные годы, и книги покорно стояли на полках, ожидая своего часа.
Отдельного разговора заслуживает дизайн советской техники. Первый русский телевизор стал настоящей легендой. Изобрели его в Ленинграде три инженера: Кенигсон, Варшавский и Николаевский. Модель назвали аббревиатурой КВН по первым буквам их фамилий. Позже КВН расшифровывали как «Купил, Включил, Не работает» — видимо, такое происходило часто. Экран этого довольно громоздкого прибора был крохотным, поэтому перед ним часто прикрепляли увеличительную линзу, наполненную водой или глицерином. Когда в 1948 году началось телевизионное вещание и КВН поступил в продажу, два с половиной миллиона советских граждан купили этот фантастический девайс, на какое-то время первый советский телевизор стал неотъемлемой частью домашних интерьеров.
Еще один культовый советский прибор разошелся таким же тиражом, как и телевизор КВН: речь о пылесосе «Чайка», напоминающем одновременно крохотную ракету и гигантский термос. Знаменитый холодильник «ЗИЛ», поставлявшийся в более чем 50 стран мира, оказался еще более популярен. Некоторые «ЗИЛы» работают до сих пор — эти холодильники превосходят все рекорды выносливости бытовых приборов».
Находки советского дизайна проявились не только в электроприборах. К примеру, знаменитый граненый стакан получил свои грани для того, чтобы не скатываться со стола при падении на бок. Так исключительная забота о функциональности породила нетривиальное визуальное решение для давно изобретенного предмета повседневного обихода.
Егор Глебов, руководитель архитектурного отдела проектного бюро АПЕКС:
«Из-за железного занавеса и закрытости советского пространства дизайнеры были отрезаны от мировых культурных тенденций и лишены возможности обмена опытом. Это не лучшим образом сказалось на эстетической культуре. Конечно, люди работали, какие-то идеи все равно проникали из общемирового пространства, но их было не так просто воплотить: мешали рутина производственного процесса и плановая экономика.
Несмотря на это, в Советском Союзе с 1957 года издавался журнал «Декоративное искусство», выходили какие-то книги, производилась посуда и очень хорошая керамика. Некоторые изделия сейчас переходят в разряд раритетов — это мелкая пластика, жанровые сценки, анималистика. Фарфоровые фигурки Ломоносовского, Конаковского заводов и завода в Вербилках до сих пор часто встречаются в квартирах обычных русских людей. Многие модели сделаны талантливыми скульпторами и художниками, они могут считаться самостоятельными произведениями искусства. Кстати, советский фарфор очень ценился и за рубежом. Кроме того, производились ковры ручной работы, хорошие часы, лампы. Эргономика многих предметов была очень продуманной».
Фото: Григорий Калачьян, Семен Майстерман, Владимир Мусаэльян, Александр Овчинников, Михаил Барабанов, Наум Грановский, Сергей Преображенский, И. Григоров, Александр Чумичев, Николай Рахманов, Виталий Созинов, Эдгар Брюханенко, Игорь Зотин, Геннадий Хамельянин, Юрий Лизунов, Владимир Яцина, Валерий Зуфаров, Владимир Саяпин, С.Жуков, Ю.Машков, / Фотохроника ТАСС
Подготовил Антон Погорельский
источник http://realty.rbc.ru/articles...
На заставке - Уфа
Оценили 20 человек
21 кармы