Хроники Кибер-фронта — карго-культ села и города

4 1999

Недавно КОНТ публиковал перепечатку статьи публициста о происхождении майданства с украинством и вернул к старым черновикам — феномен советского карго-культа и в прошлом веке беспокоил, и в этом не устарел, и стало ясно, что тема важна.

Контовская статья о ментально-когнитивных изменениях в головах бывших граждан УССР живо напомнила о попытках описать систему взглядов человека, потерявшего советскую Родину, получившего взамен некую буржуинию, а сегодня ясно понимающего, что внутренний «кибальчиш» прогнал внутреннего «плохиша», ибо уживаться с таким плохишом в уме и душе стало невозможно.

Итак, феномен «евро-майдана» с десятилетней дистанции кажется всё ещё важным и даже более важным, чем казался в 2013 году — шок прошёл и уже не мешает вдумываться, а однозначных разгадок феномена «украинства» и «майданства» всё нет. Накопились исследования до- и послемайданного социума, для анализа много всего накопилось в Интернете.

Пока не будем учитывать послевоенных стиляг, копнём семидесятые годы. Очень давно, ещё до XXII московской олимпиады, в общежитиях разных ВУЗов, обучавших и своих, и иностранных студентов, замечали культ упаковок и этикеток — для «украшения», кроме сувениров и плакатов, применялись опустевшие пачки фирменного курева, бутылки вычурной формы с названиями на разных языках. Главное: это должен быть не ширпотреб, а что-то, что надо добыть, а не просто купить.

Считалось, моду наши студенты подсмотрели у иностранцев — если кто-то привозил напитки и сувениры производства своей страны, то это хотя бы ностальгией объяснялось, но присутствие в общежитских комнатах хлама в виде опустевших «фирменных» сигаретных пачек и бутылок было «изюминкой».

Годилось для демонстрации обладания категорией товаров, явно недоступных в советских магазинах, а приехавших в багаже с каникул, это было как бы «дорого-богато».

Отдых между семестрами для многих съездивших «за бугор» был не отдыхом, а работой кем попало, хоть посудомойками, грузчиками или дворниками, но об этом честно рассказывали только друзьям, а для показухи африканцы, арабы или иные иностранцы в недоступной капиталистической Европе могли считаться только туристами. И покупателями, привозившими с каникул пластинки, курево, одежду, обувь, диковинные или прославленные фильмами и романами напитки в «фирменной» таре. Вот такой хлам и ценился для «выставки» достижений — безвкусица на ярмарке общежитейского тщеславия.

Подражание этим наивным формам хвастовства было заразительно из-за советской версии карго-культа, созданного нашей экономикой блата, дефицита и инфантильным подражательством — копировать китч, доступный «фирме», даже понимая, что такой вещизм сродни фетишизму дикарей, было не столько зазорно, сколько задорно, в этом был некий кураж.

Про одежду и обувь лучше и не вспоминать — с рук секретно выкупалось даже то, что устарело, износилось и должно было бы попасть в мусорные баки, но было явно «фирменным» и имело этикетку. Про оригинальные виниловые диски с неодобренной идеологами музыкой и песнями стоило бы особо, так как у них в системе «низкопоклонства перед Западом» было особое место.

Однако вспомним про укрофеномен… Уникальность майданного сумасшествия поистрепалась. А представление о специфическом вывихе мышления крепнет — кажется, знание законов эволюции и девиации общества кто-то злодейски отобрал у граждан бывшей Украины ещё до всех майданов.

Но самые зримые формы поведения, вызванного магическим восприятием общественно-политических явлений, стали бедой части большого народа тогда, когда для коллективного сеанса безумия всё было готово — к концу 2013 года селюковская «цэевропейскость» перестала смущать даже киевлян, одесситов и жителей некогда столичного Харькова. Что же свело с ума неглупых людей?

Про cargo cult известно — это в прямом смысле «поклонение грузу». Религия «самолётопоклонников» или «культ даров небесных» — не новый термин, им давно называют группу религиозных движений в Меланезии.

Всё дело в том, что фанаты культа «карго» верят, что недоступные в архаичных обществах предметы были созданы духами предков и предназначались для одаривания возлюбленного духами и предками народа. Кое-где считается, что другие (белые) люди обманом и коварством получили контроль над этими предметами.

Для карго-культов типичны ритуалы, похожие на действия пришельцев из промышленного развитого мира, необходимые, чтобы этих предметов стало больше — парады, построения и развод караулов на военной базе, расположенной на острове... Происходящее видели живущие по правилам первобытной общины аборигены.

События, обычные и в цивильном обществе, и в казармах, в мышлении дикарей склеивались с причинами материального достатка и источниками вещичек индустриальной эпохи. Карго-культ — следствие «магического мышления» или магизма, некая иллюстрация к «закону Кларка №3» (любая достаточно развитая технология неотличима от магии).

Так почему в столице Украины и ряде крупных городов многие горожане так гибельно не понимали значимость всех этапов производства, законов коммерции, манипулирования сознанием каждого индивида и множества людей, хотя попались на карго-наживку не инфантилы-недоумки, а вполне взрослые на вид люди?

Так попались, будто их понятия о современном обществе, технике, религии и экономике были такими же, как у аборигенов какого-нибудь острова в океане, прежде не слыхавших о цивилизации, пока эта цивилизация не прибыла к ним на остров со всеми райскими плюсами и адскими минусами.

Одна из разгадок: усилиями нациков «украинскую культуру» создавали из культуры деревенской. Шоу с украинской одеждой, едой, танцами, манерой общения прочно связалось с бытом украинского села. Было велено пренебречь тем, что всё это видимое «украинство» не годится для современной городской цивилизации, и надо бы понять, кому и зачем это навязывание понадобилось.

Вспомним, что увидели в 2013 году в Киеве, заметим, что тот «майдан» — это деревня, разбитая посреди большого ненавистного города, этому городу завидующая, стремящаяся завоевать, покорить и подчинить город своей воле, и даже разрушить, если повезёт.

Когда милиция попыталась разогнать собравшийся в центре города срач-городок, все зрячие заметили озлобление в таборе, ведь милиция и спецы-беркутовцы имели дело не с идейными демонстрантами, а с настоящей бандой сквоттеров, подкормленных наркотой и разгорячённой бухлом, халявой, агрессивными лозунгами и провоцирующей обиды и зависть болтовнёй.

Давно замечено, что обычный протестный карнавал, фестивалящую на политическую тему толпу относительно легко разогнать, но унять людей, живущих на незаконно занятой (захваченной) территории... Тут и смирный превратится в яростного пса, а то и волка. В довесок «стайный разум майдана» породил доморощенную администрацию и карго-полицию.

Важный признак, ведь полицейский — всегда объект ненависти и зависти крестьянина, попавшего в город. Ему кажется, что именно «городовой», как звали при царях, это и есть главный «городской» решала, и именно он в городе главный, раз с оружием стоит на перекрёстке у всех на виду. Наступил момент, майдауны стали наряжаться, стилизуясь «под беркут», как аборигены с палками-винтовками, рисовавшие на голых плечах погоны, а на груди пуговки и карманы кителя…

«Карго-культ» — элемент специфического комбинирования бытового магизма, жажды личного благополучия и мечты о достатке для потомков. Элемент, коренившийся в мышлении ближайших потомков советских людей, унаследованный от много лет живших в условиях товарного голода, беготни за дефицитами, уставших от неистребимых очередей и наслушавшихся баек о «западном изобилии».

Родившиеся в 1991 году украинцы к «евромайдану» уже достигли или даже перешагнули двадцатилетний возраст, но их ближайшие предки ещё понимали, почему не стоит разбрасываться старой посудой и хранить простыни, латая дыры, понимали, что значит «перелицевать старое пальто» и почему нужно запасти в кладовке побольше керосина, соли и спичек.

Магизм в сознании был в последние пятилетки СССР усилен нашествием псевдохристианских сект и всевозможных пасторов-проповедников, атаками сознания показухой мастеров заряжать воду в банках и через телевизор же «давать установки» для самогипноза, по улицам шатались пляшущие кришнаиты и куролесили агитаторы «Белого братства».

Душный режим навязанного единомыслия канул, а налёт советской культуры и научного знания утащил с собой… Магизм поразил мышление «самого читающего народа в мире», форматировал мышление граждан страны, после Второй мировой войны первой в мире достигшей 100% грамотности и проложившей дорогу в космос.

Для украинцев карго-культ в сочетании с обработкой сознания специально подобранной идеологией периода упадка смыслов существования советского общества стал одним из слагаемых сценария по рагулизации десятков миллионов граждан, проглядевших опасный поворот от протестных фестивалей к евро-майдану, убившему государство.

Вывод? Реанимировать Украину уже нельзя. Эта гангрена сознания начиналась во времена культа импортной музыки, американских штанов и фирменных сигарет, размалёванных пластиковых пакетов для особо престижных покупок, яркого хлама.

Сработали «писаные торбы» для дурней, чтобы каждый мог с этой торбой восторженно носиться, пуская слюни вожделения, перегреваясь от мечты о достижении лучшей жизни безвозмездно, то есть даром.

На взрыхлённую почву пали мантры провокаторов, манеры сквоттеров, рагулизм и карго-культурные феномены в ассортименте. Кажется, наша СВО завершает процесс разъедания душ карго-культом, применяя хирургию. Это ампутация.

Печально, но поучительно. А кибер-эпоха добавила катализаторы в адский майданный супчик, кибернетика усилила эффекты трансляциями в соцсетях и блогах, но стоит помнить, что корни КАРГО намного старше всех постсоветских майданов и даже самого «магического» агитатора и проповедника современности — Интернета.

Оригинал

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Тему зарождения вещизма, карго-культа и проблему захвата мышления обывательскими (мещанскими) понятиями стоит копнуть поглубже. Свести с ума сорокамиллионный народ — это вражеская затея не копеечная. К сожалению, кровавый спектакль на южной окраине от эпилога далёк, даже на кульминацию не похоже, и как бы дело эпитафией не кончилось.
  • Пристрастие к вещичкам может сделать из человека Плюшкина, но может и сделать коллекционера. Вопрос в здравости ума и рациональности мышления.