Хроники Киберфронта — commedia dell’arte и Zelda

3 2439

Один из аспектов феноменальной популярности компьютерной сказочки заставил заглянуть в прошлое. Карнавалы, фестивали и ярмарки столетиями были вкладом в культуру, но... Как только появился шанс запереться в своей конурке и смотреть на живой мир через компьютерные «окна», человечество изменилось. Стоит глянуть на положение дел в Евразии и пробежаться взглядом от Токио до Лондона. И присмотреться к итальянским достижениям прошлых веков. 

С середины XVI до конца XVIII века комедия дель арте влияла на развитие западноевропейского драматического театра. Игравшие комедии масок были первыми в Европе профессиональными театральными труппами — закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров). В этой среде рождалась режиссура (эти функции исполнял ведущий актёр труппы — capocomico).

К XIX веку комедия дель арте находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре. Персонажи кибер-игры напоминают о знаменитом стиле старых трупп и театральных гениев. Присмотревшись к представлению игроку героев с именами Zelda и Link, обнаруживаем у Линка черты Дзанни.

В прошлом на подмостках площадного театра дзанни — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов. Они появляются в итальянских фарсах XV в., а ещё раньше — на страницах новелл Возрождения. Это слуги, бывшие крестьяне, покинувшие дом в поисках лучшей жизни, а в заинтересовавшей нас сказке такому парнишке объявляется миссия, и... Дело в шляпе — Link начинает спасать Зельду.

Лет пятьсот назад горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, считали их глупыми (Арлекин), или умными, но с непривычными для горожанина провинциальными поступками (Бригелла). Если Линку приходится драться и разгадывать магические головоломки вместо рыночного прохиндейства или жульничества в роли слуги, то для любителя руководить нарисованным человечком Линк, Арлекин или Бригелла в подчинении — не очень важно.

Важно, что персонажи-маски всё те же, свойства личности Линка могут меняться, но из деревенщины в героя его превращает игрок, за что в итоге и получает Зельду. За три десятилетия история сказочной бойцовой девчонки-волшебницы, неразрывно связанная с историей деревенского парнишки, выдаёт играющей публике один сюжет с вариантами — кукольно-сказочный мир может погибнуть без волшебного предмета, плохиши стремятся его присвоить, а Линк под руководством Игрока спасает мир, и Зельда для пикантности то с ним, то отдельно.

Куклы те же, маски те же, а история обрастает деталями, картинки становятся всё красивее, но публику (игроков) привлекает всё та же комедия масок — в далёкую докомпьютерную эру вид итальянского народного (площадного и уличного) театра был знаком всем. 

Важно, что спектакли создавались методом импровизации (поливариантность role-playing game, RPG), на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски (скины). А в сюжетах RPG всё больше следов la commedia a soggetto (сценарного театра), la commedia all’improvviso (театра импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).

Вывод: комедия дель арте используется при сочинении всё новых историй про Зельду и Линка наряду с другими приёмами приманивания публики. Что влекло зевак поглазеть и похихикать или полюбоваться, то действует и сейчас.

Только современная техника позволяет устроить для себя «театр» дома на экране, стать соучастником постановки и даже активно вмешиваться в сюжет, импровизировать... Но не бесплатно. 

Полтысячелетия назад шоу на улице занимало зевак на часок, а в наши дни можно часов за сто и больше досмотреть, что делают на экране компьютера Zelda и Link, и вмешаться, став как бы соавтором сказочки.

Отсюда

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Шоу не меняется. Улучшаются костюмы и маски, декорации и атрибуты, но шоу не меняется. Пока живут на свете простаки, дурачить их и развлекать с руки...