Один из аспектов феноменальной популярности компьютерной сказочки заставил заглянуть в прошлое. Карнавалы, фестивали и ярмарки столетиями были вкладом в культуру, но... Как только появился шанс запереться в своей конурке и смотреть на живой мир через компьютерные «окна», человечество изменилось. Стоит глянуть на положение дел в Евразии и пробежаться взглядом от Токио до Лондона. И присмотреться к итальянским достижениям прошлых веков.
С середины XVI до конца XVIII века комедия дель арте влияла на развитие западноевропейского драматического театра. Игравшие комедии масок были первыми в Европе профессиональными театральными труппами — закладывались основы актёрского мастерства (термин комедия дель арте, или искусный театр, указывает на совершенство актёров). В этой среде рождалась режиссура (эти функции исполнял ведущий актёр труппы — capocomico).
К XIX веку комедия дель арте находит продолжение в пантомиме и мелодраме. В XX веке комедия служит моделью для синтетического театра Мейерхольда и Вахтангова, а также французов Жака Копо и Жана-Луи Барро, возрождавших выразительность сценического жеста и импровизации и придававших большое значение ансамблевой игре. Персонажи кибер-игры напоминают о знаменитом стиле старых трупп и театральных гениев. Присмотревшись к представлению игроку героев с именами Zelda и Link, обнаруживаем у Линка черты Дзанни.
В прошлом на подмостках площадного театра дзанни — одни из самых старых масок, продолжающие традицию придворных и карнавальных шутов. Они появляются в итальянских фарсах XV в., а ещё раньше — на страницах новелл Возрождения. Это слуги, бывшие крестьяне, покинувшие дом в поисках лучшей жизни, а в заинтересовавшей нас сказке такому парнишке объявляется миссия, и... Дело в шляпе — Link начинает спасать Зельду.
Лет пятьсот назад горожане с насмешкой смотрели на пришлых людей, считали их глупыми (Арлекин), или умными, но с непривычными для горожанина провинциальными поступками (Бригелла). Если Линку приходится драться и разгадывать магические головоломки вместо рыночного прохиндейства или жульничества в роли слуги, то для любителя руководить нарисованным человечком Линк, Арлекин или Бригелла в подчинении — не очень важно.
Важно, что персонажи-маски всё те же, свойства личности Линка могут меняться, но из деревенщины в героя его превращает игрок, за что в итоге и получает Зельду. За три десятилетия история сказочной бойцовой девчонки-волшебницы, неразрывно связанная с историей деревенского парнишки, выдаёт играющей публике один сюжет с вариантами — кукольно-сказочный мир может погибнуть без волшебного предмета, плохиши стремятся его присвоить, а Линк под руководством Игрока спасает мир, и Зельда для пикантности то с ним, то отдельно.
Куклы те же, маски те же, а история обрастает деталями, картинки становятся всё красивее, но публику (игроков) привлекает всё та же комедия масок — в далёкую докомпьютерную эру вид итальянского народного (площадного и уличного) театра был знаком всем.
Важно, что спектакли создавались методом импровизации (поливариантность role-playing game, RPG), на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски (скины). А в сюжетах RPG всё больше следов la commedia a soggetto (сценарного театра), la commedia all’improvviso (театра импровизации) или la commedia degli zanni (комедия дзанни).
Вывод: комедия дель арте используется при сочинении всё новых историй про Зельду и Линка наряду с другими приёмами приманивания публики. Что влекло зевак поглазеть и похихикать или полюбоваться, то действует и сейчас.
Только современная техника позволяет устроить для себя «театр» дома на экране, стать соучастником постановки и даже активно вмешиваться в сюжет, импровизировать... Но не бесплатно.
Полтысячелетия назад шоу на улице занимало зевак на часок, а в наши дни можно часов за сто и больше досмотреть, что делают на экране компьютера Zelda и Link, и вмешаться, став как бы соавтором сказочки.
Оценили 2 человека
2 кармы