Библиотекарь 2023 — кино про смыслы или  cosplay?

2 1763

В провинции в доме постройки конца шестидесятых рядом со шкафом-стенкой из тех же времён, рядом с аляповатым праздничным сервизом найден раритет, магический атрибут или инструмент... До конца сериала зрителям предстоит догадываться, смогут ли в фильме перейти к правде жизни или увязнут в фантазиях, разбавляя псевдоидейную тягомотину схватками и трюками.

Идея: в советском прошлом остался секрет могущества. Чтобы стать гражданином сверхдержавы, стать опорой могучей страны передового народа и обладать особыми свойствами, современник должен принять текст советской эпохи, проникнуться, осознать.

И только тогда станет умнее, сильнее и твёрже характером, поймёт что-то главное о себе, о жизни людей и страны, о политике и обществе, о смыслах жизни.

И не беда, что главный герой оказался не современником. Это нищий актёр из девяностых. Не так уж важно, что в кино новый век ещё не наступил, что милиция ещё не стала полицией, хоть уже и обслуживает толстосумов, и отвыкла блюсти справедливость в интересах обычных людей.

Речь о власти. Властелинам на нашей территории и вообще в мире накануне глобального кризиса позарез нужны суперспособности. Почему так приспичило?

На стадии «большого хапка» в течение последнего десятилетия прошлого века у кое-кого получилось, но в наши дни мы видим, что постсоветские буржуи готовы опять вцепиться друг другу в глотки, иные за пригоршню долларов удавятся, другие готовы удавить хоть всех нас.

А в фильме сегодняшний кризис показан в полуфабрикате, хотя персонажи и показывают, что чуют беду. Сегодня мы не знаем рецептов спасения, а библиотекари и коллектив читальни, кажется, нашли.

Глобализм с изъяном, цифруны оборзели, трансгуманизм губителен, деньги уже решают не всё, но буржуазный уклад узаконил право жать соки из работяг и плодить проекты за бюджетные деньги, хоть это и временный успех, а время хапка пролетело незаметно.

Финансово-экономический фон в кино без деталей, но в наши дни то, что томит персонажей, уже понятно. Если будет прибыль, то ловкачи её прихватизируют, а убытки, раз уж тоже случаются, национализируют — распределят на всех, кто не сможет ни разбежаться, ни отказаться оплачивать своими крохами буржуинскую придурь.

Для того постсоветская буржуиния и прихватизировала государство, чтобы монополия на насилие и принуждение помогали богатеть, а не банкротиться. Но в волшебных книгах писано о настоящих смыслах.

Граждане смогут воспротивиться воровству, узаконенному после гибели страны, грабежу и эксплуатации, если обретут сверхнормальные способности.

Тогда возможна консолидация, появятся настоящие лидеры, а справедливость станет не иллюзией, а основой жизни. Но внешние дела наладятся, если ты изменишься внутренне — культурный код в особых текстах, а копии и подделки не работают. И как такую идею показать зрителям?

Актёры всерьёз играют только главные герои — отец протагониста, он сам и его мать. Чем второстепеннее персонаж, тем меньше игры. Они в гриме, в одежде, у них реквизит, есть декорации, но вместо глубокой драмы видим драйв, недоигру или иногда даже что-то типа самодеятельности. Конечно, раз мы зрители, то многое можем и сможем дофантазировать. А должны?

Если читать особые книги вдумчиво, они способны наделить Силой, Яростью, Памятью, Терпением, Властью, Радостью и Смыслом. Самую главную книгу о смысле пока никто не видел — все читальни мечтают найти её.

Читальни за книги люто сражаются — насмерть. Догадываемся, что даже власть каждому, кто в теме, нужна для главного — личного обретения смысла. Разумеется, ещё для того, чтобы смысл дошёл до всех. Даже до тех, кто пока не в теме.

Незнайки в большинстве — члены читален показаны конспираторами, а сограждане пока не ведают, что исправление постсоветского цивилизационного упадка возможно.

Что до книги-источника сценария, то были отзывы критиков в диапазоне от «безусловный прорыв» до «фашистский trash». Около трёх пятилеток назад в интервью автор настаивал — это ни в коем случае не дань ностальгии и он не идеализирует СССР, но читатели между строк «Библиотекаря» находили именно это. В сериале, похоже, зрители пока получают облегчённую версию и ностальгии, и идеализации.

Разумеется, полное впечатление и окончательный диагноз появятся только после просмотра всего сериала, пока же ясно, что в фантастической драме много драйва, но маловато драмы. И всем, а не только основным актёрам, надо бы играть, а вот к костюмерам и декораторам пока претензий нет.

Опасения были, не хотелось увидеть вместо кино косплей. Если по хорошей книге снято о ценностях и смыслах, было бы досадно получить costume play с игрой на скорую руку, а в начальных сериях первого сезона нечто такое уже мерещилось, но бог миловал — пока показухи ряженых мало, а идея уже ощущается.

Подкупило, что в сериале показывают беду общества, поражённого аномией, а фантастический рецепт обретения духа только намекает на сектантство, но создателям сериала пока удаётся обойти заминированные квазирелигиями поля смыслов.

В первых сериях привлекла комбинация свойств личности героя-актёра в хорошо знакомых зрителям уродующих обстоятельствах — при состоянии общества с дезорганизованными социальными нормами и институтами, неопределённость и нестабильность заставляет упереться или сдаться. Поскольку отсидеться негде, хоть герой и пытается сбежать, остаётся только упереться.

Так что в итоге-то? Смотреть. В первом сезоне достаточно сказано, чтобы мы не глазели на экраны, а задумались. Нежелающие думать найдут, на что поглазеть.

Утверждают, Конфуций когда-то сказал: «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон». Всякая буква или иероглиф — это тоже символы, а из них состоят слова, а словами этими пишутся или из уст в уста передаются законы. 

В кино и слова, и оживлённые картинки. Значит, можно на кое-что опереться. И способные мыслить додумаются. Однако у зрителей задачка посложнее, чем у киногероев — аномия сама себя не вылечит, а волшебных книг нет. Вроде бы...

Оригинал

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • После прочтения книги стоит смотреть?