Ещё раз про любовь и солнечного зайчика

2 2343

Всё изменилось. Советскую цивилизацию унесло ветром, так и не унесённую Татьяну Доронину можно было бы поздравить с девяностолетием, но она ушла в тень и недоступна. Из общества ушла, но тайна осталась. Точнее, тайны её ролей и песен в её исполнении. Что были за времена, когда вышел фильм про любовь? 

Первый секретарь ЦК КПСС (1953—1964), председатель Совета министров СССР (1958—1964) и председатель Бюро ЦК КПСС по РСФСР (1956—1964) уже сдал бразды Брежневу. 

Чрезвычайно напряжённое политическое, дипломатическое и военное Карибское противостояние между США и СССР после пика в октябре 1962 года к началу съёмок уже почти пять лет, как стало страшным воспоминанием. 

За 7 лет до выхода фильма на ядерном полигоне «Сухой Нос» (остров Новая Земля) испытали легендарную «Царь-бомбу». В 1968 году под лозунгом «За солидарность, мир и дружбу» в столице Болгарии Софии проходил IX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, советский гражданский флот на морях и в небесах плодился, престиж рос, а стюардессы всем нравились.

В 1963 году в авиакатастрофе Ту-104 погиб лётчик, безответно влюблённый в борт-проводницу того экипажа... А людям в конце шестидесятых мерещилось, что «железному занавесу» быть не долго, мир открывается нам, мы открываемся миру...

Не линяет только солнечный зайчик? Дело не в физиках и лириках, а в оттенках эволюции общества времён прорыва в космос на фоне угрозы ядерной мировой войны. Заметим, общество не могло не среагировать на перемены послесталинской поры, уже ощущая вместо оттепели хрущёвскую слякоть.

После войны в Союзе добились стопроцентной грамотности, мастерство общественного строительства стали преподавать в старших классах школ с 60-х по 1991 год на всей территории СССР, социопсихология стала интересовать и физиков, и лириков, и стюардесс.

По Ги Дебору в обществе спектакля советского типа стали проявляться новые и смешиваться старые роли. La Société du spectacle — полит-философский трактат, написанный в 1967 году. Это с левых позиций анализ и критика общества, как в его западной (капиталистической) вариации, определявшейся как «общество распылённого зрелища», так и советской системы («общество централизованного зрелища»).

В отношениях героя и героини случился кризис, раз оба ещё не нашли себя и друг друга вне салона самолёта и секретной лаборатории. К финалу наметился из кризиса выход. Наметился, но не случился. Эпизод с поющей Дорониной — намёк.

Быть марионеткой мало желающих и в большом «театре жизни», и в дружеских группках — только в клетках говорят попугаи, а в лесу они язык забывают. И в фильме почти не видим желающих стать дрессированными. Может, Топтыгин? Может...

Эту киноисторию, снятую по мотивам пьесы Радзинского «104 стpаницы пpо любовь», полюбили за страсти героев, чего и ждали в мелодраме. И за общественный анализ в эпоху перемен, для многих в Союзе не очень комфортных, даже сокрушительных, чего зрители не ждали, вроде бы.

И ещё полюбили за то, что в души зрителей и в сам социум с экрана заглянули высокохудожественным методом. А что увидели в душах, про то ещё и спели, но не в лоб, а деликатно — намёками. Премьера была в Москве в мае 1968 года, лидерство в прокате не вызывало сомнений, в первый же год насчитали сорок миллионов зрителей.

Ханжи скрипели зубами и морщились, авангард хвалил фильм, заражая революционностью основную аудиторию, вообще-то, и так вполне удовлетворённую редкой для советского кино постельной сценой, видами на красотку и красавца.

Желающие всплакнуть в финале имели повод... И было бы всё проще, если бы не песня на слова Рождественского. Она была для фильма на уже готовую мелодию написана в стиле известной поэтессы и её популярной лирики тех лет.

Я твердила о морях и кораллах.

Я поесть мечтала суп черепаший.

Я шагнула на корабль, а кораблик

Оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идет, то другая.

И метели за окном завывают.

Только в клетках говорят попугаи,

А в лесу они язык забывают.

А весною я в несчастья не верю,

И капелей не боюсь моросящих.

А весной линяют разные звери.

Не линяет только солнечный зайчик.

У порога встали горы громадно.

Я к подножию щекой припадаю.

И не выросла ещё та ромашка,

На которой я себе погадаю.

Романтическим натурам надоедало смотреть на мир глазами Шнейдерова, а потом и Сенкевича. Однако последний появился на экранах только лет через пять после премьеры фильма с доронинской песней, а телекиножурнал будил в публике мечты об открытом мире без виз и справки из парткома с 1960 года — в 1988 году уже в цветных телевизорах переименованный клуб наблюдателей за путешествиями стали называть научно-популярной программой.

Теперь понимаете, почему поэт написал от имени героини, что «твердила о морях и кораллах»? И зрители в залах кинотеатров догадались, что значит для стюардессы внутренних линий вместо палубы оказаться на кораблике, свёрнутом из бумажного носителя агитационно-пропагандистских баек. Как отбирают экипажи на международные рейсы, советский зритель знал и не питал иллюзий.

Между прочим, о Сенкевиче заговорили в год успешного шествия фильма по экранам кинозалов, когда Тур Хейердал объявил состав новой экспедиции, пригласив в команду в качестве врача, потому что темой исследований советского участника было поведение человека в экстремальных условиях — работал в институте медико-биологических проблем, а в 1966—1967 гг. зимовал в Антарктиде и стал известен миру. Миф о том, что решал Тур, а не спецотдел ЦК и КГБ, вероятно, долго смешил публику.

С попугаями и их человеческой речью ещё проще: публичные речи сограждан — попугайство. В Союзе даже дети, понимая, смеялись над шуткой, что у нас «каждый отдельно против, но все вместе — ЗА!», ибо принципы показухи и протезной лояльности осмысливались с детсадовского возраста.

Куплет про весну, когда линяют все, кроме солнечного зайца — метафоры, игра слов и намёк на жаргонный смысл слова «слиняли». Такой мэтр, как Роберт Рождественский, смог в четыре строки вложить и истории невыездных, и «невозвращенцев», и печаль «шестидесятников», заметивших превращение послесталинской оттепели в хрущёвскую моросящую кесю-месю, а потом и влипание страны в застой на раннем этапе.

Разумеется, светлые не отчаивались — не линяли. Хотя расслоение на лохов и блатных при «телефонном праве», теснившем обычное, оторопь в обществе после расстрелов валютчиков — это ещё не признаки кризиса, но первые симптомы граждане заметили, а в столицах это сословно-кастовое дробление народа было ещё виднее. Законы? Не для всех.

Своим — всё, прочим — закон. Говорят, так когда-то говаривали мексиканские политиканы, потом Муссолини, получивший от родителей своё имя в честь 26-го мексиканского президента.

Стоит учесть, что Радзинский сочинял диалоги для пьесы, актёры показывали спектакль, а создатели фильма приступали к съёмкам, ощущая, что происходит в стране. И кое-что осмеливались транслировать публике. И несогласие с беззаконием паковалось в аллюзии, аллегории, эзопов язык помогал сказать и не поплатится.

Пример: уголовное дело «Рокотова — Файбишенко — Яковлева» — судебный процесс в СССР в 1961 году по обвинению в валютных операциях. Уже после изданного в спешном порядке указа «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил валютных операций» был третий пересмотр дела.

В июле 1961 года Рокотов и Файбишенко, а чуть позднее и Яковлев были приговорены к расстрелу по закону, принятому после совершения деяния. Все кассационные жалобы были отклонены, и приговор был приведён в исполнение. Эти трое стали одними из немногих расстрелянных по приговору суда за фарцовку и незаконные валютные операции.

Сейчас считается, что расстрел вызывал протесты даже у следователей по делу, так как был вопиющим нарушением фундаментальных принципов права в виде применения обратной силы закона.

Хрущёвско-брежневский государственный капитализм реформами Либермана сгрыз социализм, а кто не хотел жить на одну зарплату и не рвался на шконку, нередко мечтал «слинять».

Оптимизм ощущали только светлые люди, не парившиеся из-за агитпропа и иллюзорного неуклонного роста благосостояния советских трудящихся — надоевших клише в речах на съездах КПСС и партконференциях. Это и были люди с непобедимым душевным позитивом — «солнечные зайчики».

За пять-шесть лет до появления песни с забастовки двухсот рабочих сталелитейного цеха электровозостроительного завода начинался «Новочеркасский расстрел». Людей возмущало, что прежний объем работы стали оплачивать ниже, и они потребовали увеличения зарплаты в условиях повышения цен на товары первой необходимости.

На суде, состоявшемся в Новочеркасске в августе 1962 года, семерым из «зачинщиков» забастовки были вынесены смертные приговоры, и они были расстреляны, 103 человека получили сроки от 2 до 15 лет лишения свободы.

То одна зима идет, то другая, за окошками метель завывает... Душа просит оттепели: «А весною я в несчастья не верю, и капелей не боюсь моросящих».

Если переставить куплеты, финал такой: «Горы-громады. К подножию щекой припадаю». Что может сделать один человек, если не припадать? А если это поэт? А если это всесоюзно любимый деятель культуры и даже предмет подражаний и обожаний? И тут уж не про обычную любовь пары стоит подумать.

Всё, что делала Доронина после песни в знаменитом фильме, становится звеньями в цепи, историей духовного становления, невидимой брани в культурной сфере. Всё есть в мемуарах, воспоминаниях, даже в официальном досье.

Только надо учесть, что строка со словами «но не выросла ещё та ромашка, на которой я себе погадаю» пелась тридцатипятилетней красавицей до того, как она стала режиссёром, лидером театральной труппы и президентом театра, получив уникальную должность или даже культурный пост, созданный лично для неё.

Может, померещилось? И её героиня хотела гадать, обрывая лепестки со словами «любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмёт, к чёрту пошлет, любит искренне, издевается, ждет встречи, насмехается»?

Ну, это уж каждый пусть для себя сам решит. А Дорониной уже 90 лет. Клубника в сметане, будто Chanel накапали в щи? Прежде, чем нынешний театр стал ни о чём, за него боролись ради нас. Как и за кино ради нас.

И не хочется думать, что пошлость и мещанская суета таки окончательно и бесповоротно победили сопротивление настоящих деятелей культурного фронта. И кто что мог сделать один?

Нам точно есть что вспомнить и оценить, если не забудем, что не всё оказывается тем, чем казалось на первый взгляд. Как в «Трёх тополях на Плющихе», например, или в «Старшей сестре», или в «Мачехе».

Источник

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...