Довелось попасть на фильм «Большой». Он и сейчас идет в кинотеатрах. Задумывался, как у нас водится, чтобы показать «всю правду» из жизни балета в целом и главного театра страны в частности. Вышло также как и всякий раз при просмотре очередной «правды» – разочарование.
Фильм неплох. Но он вообще то о большом театре, о большом искусстве, о титанической работе, о труде в самом высочайшем его проявлении. Этого в фильме, увы, нет.
Он о юной Юлии Ольшанской - быдловатой девочке из далекого Шахтинска, которую разочаровавшийся в жизни папа (бывшая звезда Большого, а ныне лентяй и пьяница, потому что не пустили заграницу) пристраивает в академию Балета в Москве, дабы улица ее окончательно не испортила. После того как пристроил, он стреляет у дочки денег на пиво и бесследно исчезает.
Далее мы смотрим, как эта девочка превращается в балерину. Процесс тоже показан слабо.
По ходу фильма идут регулярные отсылки в прошлое, которые вроде как должны были показать нам тяжелое детство и все обстоятельства, в которых формировалась личность героини, они же должны были также объяснить необъяснимые поступки героини, но вышло плохо. Очень уж странное поведение героини по ходу фильма. Сюжет и так нелогичный, так тут еще и скачки во времени регулярные, которые после десятого перехода начинают раздражать.
По традиции кино девочка должна обладать выдающимися способностями, но именно «выдающиеся» способности показать создатели тоже забыли.
Фильм о мечте, красоте, балете. – так его позиционируют.
Начнем с того, что никакой мечты у главной героини не было. Она с удовольствием работала в паре с карманником. Плясала под попсу на остановках, отвлекая народ, а ее напарник в этот момент шарился по карманам. Дело шло гладко, до тех пор пока жертвой не стал папа (Домогаров). Он то поставил Юлю к станку (против ее воли), развернул ей ноги и привез под конвоем в Москву учиться балету. Таким образом, идея о том, что героиня о чем-то мечтала и весь фильм к этому шла – полностью несостоятельна. Она скорее весь фильм от «мечты» бегала. А вот ее подруга и главный конкурент – Карина Курникова (Анна Исаева) именно шла к мечте. Плодотворно работала, пыхтела, трудилась, потела, проявляла волю и характер.
В нелегком деле воспитания непутевой балерины ведущую роль сыграла страдающая провалами памяти педагог Белецкая (Алиса Фрейндлих).
Ее актерская игра, харАктерный персонаж, яркий образ – лучшие в фильме.
Юная Юля начинает учебу. В процессе она непрестанно хамит всем вокруг, видимо в академии балета так принято (нам же правду показывают). Ее поведение предсказуемо вызывает раздражение у всех вокруг. Но легендарная Белецкая видит в ней будущую звезду. Понимая положение ее лично и семьи в целом, она устраивает ей подработку в виде уборки. В один из дней она дарит ей свои дорогущие серьги. Из-за маразма она об этом забывает и заявляет, что потеряла серьги. Затем какая-то подружка сообщает преподавателям, что эти Серьги у Ольшанской и ту едва не отчисляют.
Мотивация подружки, совершившей такой поступок, не объясняется. Смысл всей этой истории тоже непонятен. Зачем? Да, юная Юля продемонстрировала все слова, что узнала на улицах Шахтинска. Да, мы увидели, что она пострадала несправедливо. Но что с ней стало после этого? Как это сказалось на ее личности? Как ее это изменило? Это, кстати, общая проблема фильма – логика поступков и их последствия полностью отсутствуют.
Дальше девочки подрастают. У них начинаются естественные вопросы про мальчиков, отношения и прочие дела. И тут героиню сносит окончательно.
Начинаются страсти вокруг того, кто же будет танцевать партию Авроры в выпускном спектакле. Курникова или Ольшанская. Карина Курникова трудолюбива, талантлива, красива и мечтает об этой роли. Преподаватели требуют ее. Ольшанская же по-прежнему хамовата, странновата и считает, что балет это не главное и в лучших традициях шахтинских гопников доказывает это окружающим. Но Белецкая свято верит, что ее ждет большое будущее. И только за счет ее авторитета оставляют обоих до генерального прогона. Накануне прогона, который по определению судьбоносный у Юли зазудело между ног. Классический пример плохого сценария – зазудело именно в этот момент только потому, чтобы дальше развивался сюжет. А то что это нелогично и глупо (могло же зазудеть на другой день) сценаристов не волнует.
В итоге Юля едет в электричке и плачет, какой-то незнакомый тип цепляет ей на нос свои очки. Будущей приме Большого театра этого хватает, чтобы запрыгнуть к незнакомцу в постель, где она узнает, что девственности лишают все же мужики, а не балет. По мнению творческой команды фильма это действительно важно, именно про это надо снять. Это то, что волнует балерину – выпускницу академии балета накануне первого выхода на сцену Большого театра.
Свое открытие Юля сопровождает странным хохотом. Кувыркаясь в кровати, она забывает, что в этот момент решается ее карьера и будущее. Дальше снова неуместное клише – Юля хватает телефон, видит, что он сел и уже бежит со всех ног в легкой одежде под проливным дождем в театр. Непонятно почему накануне ей было фиолетово и она с упоением трахалась с незнакомцем, а сейчас несется со всех ног к мечте. Эта двойственность поведения, именуемая в медицине шизофренией, не отпускает героиню до самых титров.
Она предсказуемо опаздывает, Карина Курникова уже на сцене и работает, Юля же выскакивает на сцену в мокрой майке и отжатой у какой-то балерины пачке (привет Шахтинским гопникам) начинает надрывно вертеться. Ее гонят вон, она продолжает танцевать, зритель наверно должен сочувствовать и восхититься – вот оно стремление к мечте, но с учетом того, что её поступки демонстрируют наплевательское отношение к своему делу, ее изгнание вызывает у меня облегчение, а не сопереживание.
Дальше больше. Несмотря на изгнание, отвратительное поведение и наплевательское отношение к делу и людям Юлю таки ставят в первый состав на главную роль (снова Белецкая). Мама Карины, будучи человеком богатым, предлагает Юле деньги за добровольный отказ от роли. Юля, будучи человеком бедным, решает поддержать семью и (пусть и не сразу) денежки берет. Карина исполняет главную роль, Юля в пролете, но ее семья счастлива. Пожалуй, это единственный поступок героини, который понятен. Но счастливую семью нам не показали, а вот мерзкого алкаша-Домогарова показали многократно.
Кстати пьяница из Домогарова зачетный. Театральные традиции тоже раскрыты – он надрывно воет и несет пьяный бред, заламывая руки перед потасканной стриптизершей на глазах у собственной дочери. Под бредом мы должны были почувствовать весь трагизм и несправедливость его жизни, но образ алкаша настолько силен и натурален, что про его жизнь даже знать ничего не хочется.
После того как Юля решила спасти семью в ущерб себе, ее благодетельница Белецкая от пережитого шока умирает. Лишившись покровителя, Юля оказывается там где и должны была оказаться уже давно - на задворках.
Следом мы видим Юлю уже на второстепенных ролях, а прима – Карина. В театр приезжает звезда мирового балета, разумеется иностранец. Иностранец, как идеал – еще одно клише нашей интеллигенции. Ну да Бог с ним.
Так вот, он исполняет главную партию вместе с Кариной. Юля после пресс-конференции вновь бухает, теперь уже прямо на сцене Большого. К ней присоединяется прославленный «интурист». Он жалуется, что из балета не уйдешь так просто, и что он с возрастом все хуже прыгает. Они вышли погулять. Гуляют. Конечно же бухают. Отечественно кино без этого никуда. У режиссера больше нет других приемов чтобы…. чтобы… даже не знаю, чего хотел показать режиссер этой попойкой. Все что было сказано можно было сказать и на трезвую голову.
Наутро с бодуна на репетиции у Юли трясутся ноги. Заграничная «Звезда» видит это, заслуженно критикует, Юля рассказывает, что вчера спасала некоего мужика. Затем звезда что-то понимает и просит Юлю исполнить некую партию. Юля исполняет, затем узнает, что ее поставили на премьеру во второй состав. Далее следует словесная перепалка с Кариной, в ходе которой Юля сообщает Карине что ее роль Авроры в начале карьеры не ее достижение, а покупка ее матери. Карина, будучи чуть ли не единственным адекватным человеком, переосмысливает все случившееся и не является на премьеру спектакля, дав тем самым шанс Юле показать себя и восстановить справедливость.
Юля опять-таки сделала все возможное, чтобы упустить и эту возможность. Брыкалась, сопротивлялась и опять хамила. Но благодаря новому покровителю и его требованию Юля оказывается на сцене. На этом фильм заканчивается. И еще
Что в фильме понравилось:
- краткие вставки тренировок и занятий.
Прекрасная работа.
- задумка и позиционирование.
- Карина Курникова.
Приятная внешне, порядочная, трудолюбивая, знакомая с чувством благородства, порядочная, целомудренная.
- Алиса Фрейндлих в образе Белецком. Она собственно и удержала от желания встать и уйти.
Что в фильме не понравилось:
1. реализация задуманного съемочной командой в целом и прежде всего:
2. Мотивация поступков героев непонятна, постоянные скачки во времени раздражают и еще больше запутывают сюжет. И ладно бы был сюжет. Он прямолинейный и очевидный еще с момента трейлера, но его так скривили, что он пропал.
3. общая атмосфера. Фильм о балете, высоком искусстве и мечте по большей части состоит из грязных углов (в широком смысле), серых тонов, быдлятины и ругани. Кст ати в рекламных картинках все наоборот, сплошной шик и блеск, который в фильме мелькает крайне редко.
Понятно, что творцы нам показывали атмосферу в которой созревала личность героини, но так увлеклись, что позабыли раскрыть атмосферу театра. Она конечно показана, но как второстепенная и маловажная деталь.
4. Развития персонажей нет. Особенно Юли Ольшанской. Нам обещали показать путь к мечте, а показали нечто иное. Мечты не было, пути не было. Юля не изменилась - как была дерзким гопником из Шахтинска, так и осталась, только подросла. Все что с ней случилось хорошего – произошло благодаря Белецкой, а не труду и мечтам.
5. главный промах – это образ главной героини. По задумке это гениальная девушка с выдающимися способностями. Но почему то она начисто лишено нежности, утонченности, хрупкости и всего остального, что так мило и дорого в образе балерины. Она вечно дерзит, бухает и мечется в непонятных направлениях. Поэтому все те приключения и переживания, что с ней случились по большей части не вызывали никакого сопереживания, скорее раздражение из серии «ну как можно быть такой дурой» ?
6. сценарий. Особенно рассмешило, как ребенок гулял по какому-то ночному притону, разглядывая задницы стриптизерш, потом проник в приватную комнату, где ее папа нес пьяный бред на залитом слезами диване. И никто не спросил: « Девочка! А как ты сюда попала?». Видимо у Тодоровского это нормально. Во всех притонах с голыми девицами гуляют дети.
7. отсутствие масштаба и балетного духа. Возможно за счет того, что нет оваций, зрителей, массовки, декораций. Весь фильм сплошные «закулисы» и темные углы.
В целом выходишь из зала с желанием помыться и ощущением, что тебя обманули. Обещали красоту и мечту, а показали грязь. Несколько приятных глазу сцен говорят о том, каким фильм мог бы быть не унеси создателей в любимую ими тему – смакование грязи и мерзости российской глубинки. Вернее того, как столичный бомонд ее себе представляет.
А то что только прекрасный иностранец возвышается над всем этим сбродом явно указывает на демократичность авторов и их стремление к «общечеловеческим ценностям». Как говорилось в одной пародии «Мы увидели Россию такой, какой любим – грязной и мерзкой, такой, что никогда не захочется в ней побывать, спасибо Вам за это».
Вывод:
Если вы утонченная личность, любите балет и красоту, хотите погрузиться в его атмосферу, получить эстетическое удовольствие от просмотра, то не ходите. Ибо разочаруетесь.
Оценили 2 человека
2 кармы