За что Адам и Ева изгнаны из рая? За то, что ослушались запрета и поверили змею?.. Подумалось вот о чём: если мы так отвечаем на этот вопрос, мы делаем ровно тот же промах, что и они — ну и, понятно, вряд ли разворачиваемся при этом обратно к Эдему.
Думаю, тут другое. Бог, который любовь и для которого поэтому незыблема свобода человека, не мог бы покарать ни за нарушение запрета (это попрало бы свободу), ни за веру змею — такому же Его творению (никакое творение не может находиться вне Абсолюта). Веру взамен страха Отец никогда не вменил бы в вину. Да Он не для того и создал здесь всё, чтобы судить и раздавать оценки.
А вот промах прародителей — это как раз безверие. «Будете яко бози», — сказано тем, кто и без того несёт в себе абсолют творения. Кто как раз «бози» по образу и подобию. Поддаться на отстранённое «яко» значит отвергнуть самую свою природу и избрать для себя мир, разделённый внешними шаблонами. Может ли вообще быть что-то внешнее по отношению к Абсолюту? Адам и Ева отвергли его, решив положиться на привнесённые оценки — и тем самым выпали из совершенно абсолютного рая.
«Познать доброе и лукавое» значит разделить «царство в себе». Только после разделения может явиться эта бессмысленная пара — сиротливое «зло» и бесцельное по сути «добро». Только тут единый человек разделяется на «я» и «она», глядя теперь со стороны на внешность (в том числе и свою!) — и стыдясь наготы... Самое смешное, что змей даже не обманул словом: он с самого начала предложил «яко». Обман его состоял исключительно в умолчании: он не разъяснил, что предлагает человекам смотреть отныне на свою проекцию, отражение, тень, временный (то есть смертный) эрзац — взамен себя настоящих и нераздельных.
А если человек видит себя неполноценным и разделённым, он тотчас становится объектом оценок и сравнений. Вернее, не он сам, а тот его приземлённый и намазанный на плоскость эрзац. Это важно! Это даёт ключ к пониманию и Иудиного промаха, закольцовывающего до-Воскресную историю. Мы начинаем видеть, что грех Иуды в точности повторяет грех змея. Иуда предаёт абсолютного Человека и Бога (Христос показал, что это одно творение) на суд, на оценку, на разделённую размазанность.
Иисус в Нагорной проповеди фактически повторил заповеди Моисея, но придав им первоначальный, неискажённый смысл. В Его устах «не убий» как раз и приобрело верное звучание — «не судите и не судимы будете». Судить человека, прислонять его к принятым когда-то в прошлом лекалам значит и самого его впечатать в прошлое, лишить настоящей — абсолютной и райской — природы. Значит пытаться уловить его тень, отражение, размазанный эрзац. Живого же человека уловить нельзя. Так вижу
Оценили 11 человек
26 кармы