Каин и Авель. История символичная во многих смыслах. Первая из целого ряда библейских историй о двух братьях (в которых всякий раз «побеждает» второй, младший). Если вспомнить миф о Люцифере, основателе материального мира — старшем брате Христа, — особый смысл приобретает и явление Спасителя во владения первенца...
Но вот конкретно Каин. Притча наглядно показывает причины первого греха. Каин ждал справедливости от Бога: в его глазах было бы справедливым, если б Отец так же призрел на его жертву, как принял он жертву Авеля. То есть оценка Каином «справедливости» не лежала в безусловном принятии Любви, но основывалась на ожиданиях — сомнениях и страхах. Библия откровенно являет здесь истину: всякое преступление, всякий грех начинается с поиска справедливости. Нам кажется «правильным и оправданным, чтобы эта вещь принадлежала мне; чтобы мне была дана какая-то награда; чтобы этот человек понёс страдания, а тот — не жил...». Тут всё понятно. Но подумалось вот о чём.
Работает ли это утверждение в обратную сторону? Можем ли мы сказать, что «всякий поиск справедливости ведёт непременно ко греху — преступлению против любви»? Как вы считаете, ребят?
Лично я уверен, что — да, работает. Именно, что, ища справедливости, мы заведомо идём не туда. Справедливость требует готовых шаблонов — лекал, к которым можно прислонить ту или иную ситуацию. Ключевое слово здесь — «готовых». То есть каких-то решений из прошлого, из отмершего и остывшего. Обтёсывая живое настоящее до размеров мёртвого прошлого, мы тем самым ставим жизни границу, втискиваем её в деревянный ящик и приколачиваем крышку. Нам нужно это до тех пор, пока мы считаем необходимым давать живому оценку. Образно говоря, у нас нет другого способа оценить и измерить жизнь, как только по размерам гроба, в какой мы её заключили. То есть, справедливость — как основание для положительной оценки — может существовать лишь позади нас, за спиной. Там, куда, обернувшись, жена Лота обернулась соляным столпом.
Сравним теперь — «Се творю всё новое». Ведь только новое и можно творить, иначе это не будет творчеством. И пока творение не завершено, оно не может быть «измерено, взвешено или разделено». Стрелу нельзя измерить в полёте, — говорит древняя апория. А значит, жизнь и принятие её в непрерывно творящем течении — никак не сообразуется с оценкой или прислонением статичных лекал. Вот почему поиск справедливости неизбежно ведёт к промаху мимо исконной природы человека. Грустно и больно осознавать, что справедливость (и её прописи: закон, мораль, нормы...) — есть незыблемая основа социума, его пол и потолок. Его дно, тесные стенки и пригвозжённая крышка. Уверен, что только в переносе взгляда с социума на каждого отдельного человека, в решительном отказе от шаблонов и оглядок и возможно найти ответ — что значит, милости хочу, а не жертвы. Впрочем, разве мы этого не знали?
Оценили 12 человек
23 кармы