И как мне следует это понимать?

43 4970

Тема законности или незаконности прихождения к власти рода Романовых не входила в круг моих интересов. Но, поскольку мне уже не один человек задаёт вопрос по поводу Марины Мнишек и Лжедмитриев, а также мне предъявляется претензия в предвзятости и одностороннем разсмотрении вопроса, то я (хоть и не историк), как человек должна определить свою позицию в этом вопросе.

В событиях смутного времени,  как я себе представляю, без "гранённого стакана" не разберёшься, а потому я буду "соображать на троих", то есть брать сведения двух сторон и, как третий застольщик высказывать свои соображения :о)

Итак, первому дам слово Свидетелю стороны обвинения, а именно Жаку Маржерету, который был наёмником в армиях нескольких воюющих сторон.

 "По некоторым косвенным данным можно полагать, что принадлежал Маржерет по рождению к «дворянам мантии», т.е. к судейскому сословию. Религиозные войны затронули и этот район Франции. Маржерет принимал в них участие. В начале 90-х гг. ХVI в. он уехал на Балканы. Здесь он в качестве наемника-офицера воевал против турок в войсках императора, трансильванского князя и польского короля. В 1600 г. завербовался на службу в Россию. В Москве капитан командовал пехотной ротой. Участвовал он в борьбе против Лжедмитрия I, а с приходом последнего в Москву становится начальником одного из отрядов гвардии. Маржерет прожил в России до сентября 1606 г., когда он уехал через Архангельск во Францию. Он был принят королем, рассказывал о своих путешествиях, и опубликовал о них книгу. Вскоре капитан вернулся в Россию, где поступил на службу к Лжедмитрию II, а затем к польскому гетману Ходкевичу. Маржерет участвовал в Клушинской битве (1610 г.), а в марте 1611 г. – в подавлении восстания москвичей против интервентов, в поджоге и уничтожении Москвы. Осенью 1611 г. капитан уехал в Польшу, а затем через Гамбург и Англию во Францию." Именно так написано о Свидетеле здесь http://www.runivers.ru/lib/boo...

По свидетельству соотечественника Маржерета - Гильома ле Вассёр де Боплана, - поляки русских не любили за грубые нравы. Впрочем они многих не любили, и не признавали никого, кроме французов. Тех любили за весёлый нрав :о) Надо сказать, что сам Боплан тоже был военным, провёл среди поляков 17 лет во время пребывания своего на Окрайне, где строил крепости и укреплял города для поляков.

Но, - к делу! Вот, что и как пишет месье Жак о том, как установилась власть на Руси:

Был, мол, грозный тиран Иван Васильевич, которого народ прозвал тираном, и который после смерти старшего своего сына, женил второго сына своего Фёдора на дочери дворянина [Годунова] Бориса Фёдоровича. После смерти Ивана Васильевича, этот его сын стал править страной, но более любил забавляться звоном колоколов и большую часть времени проводил в церкви.

"Борис Федорович  [Годунов], тогда достаточно любимый народом и очень широко покровительствуемый сказанным Федором, вмешался в государственные дела и, будучи хитрым и весьма сметливым, удовлетворял всех. Поэтому, после того как некоторые возроптали, что следует низложить сказанного Федора из-за его простоты, Борис был избран правителем страны,  Считают, что с этих пор, видя, что у сказанного Федора креме дочери, скончавшейся трех лет от роду, больше нет детей, он начал стремиться к короне и с этой целью начал благодеяниями привлекать народ. Он обнес стеной вышеназванный Смоленск. Он окружил город Москву каменной стеной вместо ранее бывшей деревянной. Он построил несколько замков между Казанью и Астраханью, а также на татарских границах. Обеспечив таким образом расположение народа и даже дворянства, за исключением самых проницательных и знатных, он отправил в ссылку под каким-то предлогом тех, кого считал своими противниками. Наконец и императрицу, жену сказанного покойного Ивана Васильевича, с сыном Дмитрием выслал в Углич — город, удаленный на 180 верст от Москвы. Как считают, мать и некоторые другие вельможи, ясно предвидя цель, к которой стремился сказанный Борис, и зная об опасности, которой младенец мог подвергнуться, потому что уже стало известно, что многие из вельмож, отправленных им в ссылку, были отравлены в дороге, изыскали средство подменить его и поставить другого на его место. После он предал смерти еще многих невиновных вельмож. И так как он не сомневался более ни в ком, кроме как в сказанном принце, то, чтобы окончательно избавиться, он послал в Углич погубить сказанного принца, который был подменен. Что и было исполнено сыном одного [человека], посланного их в качестве секретаря для матери. Принцу было семь или восемь лет от роду; тот, кто нанес удар, был убит на. месте, а подложный принц был похоронен весьма скромно. Вести, пришедшие в Москву, породили различные мнения; о них шептались и говорили по-разному. Борис, будучи извещен обо всем, приказал поджечь ночью главные купеческие дома и лавки и в разных местах на окраинах, чтобы наделать им хлопот до тех пор, пока волнение немного пройдет и умы успокоятся. Он сам находился там, чтобы распоряжаться тушением огня, и столько трудился, что можно было бы счесть, будто убытки для него очень важны. Затем, собрав всех, кто понес убытки, он сказал им длинную речь, чтобы утешить их и выказать сожаление об их потере, и пообещал испросить у императора для каждого из них некоторое вознаграждение, чтобы они могли вновь отстроить дома, и даже пообещал построить каменные лавки вместо прежних, сплошь деревянных. Он выполнил это так хорошо, что каждый остался доволен и считал за счастье иметь столь доброго правителя.

Наконец в январе 1598 года сказанный Федор скончался (некоторые говорят, что сказанный Борис был виновником его смерти). С этих пор он начал более, чем прежде, домогаться власти, но так скрытно, что никто, кроме самых дальновидных, которые, однако ж, не осмелились ему противиться, не заметил этого, так как он притворялся, что домогается для своей сестры, вдовы покойного Федора. Хотя это противоречит законам страны, которые не позволяют жить свободно ни одной вдове, я имею в виду вдов великих князей и императоров, но обязывают через шесть недель после похорон стать монахиней в монастыре. Он даже для виду отказывал тем, кто по совету императрицы приходил к его дверям или в палату Думы (Conseil) (куда всякий волен входить во время междуцарствия). Итак, он заставил просить себя принять титул императора и, возражая, увещевал их, что они напрасно так спешат, что дело заслуживает более зрелого решения, что ничто их не торопит, ибо они в мире со всеми, и что империя останется в том же состоянии, в каком она была при жизни покойного, когда он же был ее правителем, до тех пор, пока они при зрелом рассуждении не выберут другого. Истина была, однако же, в том, что при нем страна не несла урона, что он увеличил казну, не считая городов, замков и крепостей, построенных по его повелению, а также заключил мир со всеми соседями. А для того он хотел надлежащим образом сдавать сословия страны (les Estats du pays) 19, именно: по восемь или десять человек от каждого города, чтобы вся страна единодушно приняла решение, кого следует избрать, для чего нужно было время. Ибо, как он говорил, его желанием было удовлетворить всякого. В это время он распустил слух, что, по сведениям, полученным от пленников, приведенных казаками, сам татарский хан с большими силами идет разорять Россию. Узнав такую новость, народ стал более настоятельно просить его принять корону, которую он принял после многих возражений, что делает это против своей воли, так как есть много выходцев из более знатных родов, чем он, и обладающих большим правом на корону, и что он и без этого мог бы выказать свою отеческую любовь к народу, и с такой же заботой об общественных делах, как и прежде. Но раз народ так его желает и никто другой не желает вмешаться, он готов возложить на себя столь тяжкий груз. Но только после того, как будет дан отпор неверным, идущим с армией в сто тысяч человек опустошать империю, и они будут поставлены в подчинение, как и остальные соседи. С этих пор его называли титулами его предшественников. 

Итак, чтобы осуществить вышесказанное, он велел собрать войско в Серпухове — городе, находящемся в 90 верстах от Москвы и расположенном на Оке, вблизи обычной переправы [153]татар, куда он отправился лично после того, как его сестра-императрица удалилась в Девичий монастырь (Devitsi Monasteri), расположенный в 3 верстах от Москвы. В июле был дан смотр армии; и по словам как иностранцев, так и русских, там присутствовавших, было пятьсот тысяч человек пеших и конных. Я добавлю — по меньшей мере, ибо Россия никогда не была сильнее, чем тогда. И поскольку это кажется неправдоподобным, я объясню далее порядок, который они применяют, чтобы выставлять столько людей, каким я его увидел и узнал. Но чтобы закончить эту войну, не нашлось другого неприятеля, кроме посла с примерно сотней людей, одетых по их обычаю в бараньи шкуры, но на очень хороших лошадях, явившихся для переговоров со стороны татарского хана, о чем Борис был хорошо осведомлен заранее. Эти переговоры принесли ему очень большую славу, так как он показал послу все военные силы России, приказав многократно дать залпы своей артиллерией, расположенной по обе стороны дороги шириной в две версты или около того, причем пушки были достаточно удалены друг от друга, а сказанного посла несколько раз провести между сказанными пушками, и наконец отослал его со многими подарками. Распустив после этого армию, сказанный Борис Федорович с великим триумфом явился в юрод Москву. Ходил слух, что татарский хан, прослышав о его приезде, не осмелился пойти дальше. И первого сентября 1598 года, что считается у них первым днем года, сказанный Борис был коронован."

Мы заслушали первого свидетеля, который поступил на русскую службу в 1600 году, то есть события, произошедшие до его приезда он может излагать только из слухов. Это мы и видим, когда он изпользует слова: "считают", "некоторые говорят", "ходил слух"... Из текста следует, что автор его бездоказательно обвиняет Годунова в хитрости, подлоге..., то есть говорит по слухам.

Теперь наливаем второй стакан, и выслушиваем Ответчика. Им будет  Иван Баженов, бывший церковным историком, богословом и краеведом в Костроме, слова которого будут подтверждаться официальными документами государства

"По свидетельствам летописей после смерти Ивана IV в Москву прибыли именитые люди из городов и «молили со слезами» о том, чтобы царем в Московском государстве стал Федор Иванович и поскорее венчался царским венцом. Англичанин Дж. Горсей писал, что 4 мая 1584 г. состоялся собор, в котором приняли участие митрополит, архиепископы, епископы, игумены и представители дворянства. Венчание на царство произошло 31 мая, чин был составлен «по прежним обычаям», а именно по образцу чина венчания на царство Ивана IV. Пространная редакция этого чина была отправлена Иваном IV константинопольскому патриарху Иосифу, которого стремились убедить в благочестивом характере церемонии. Митрополит Дионисий во время венчания на царство Федора Ивановича произнес поучение, в котором призывал нового царя опираться на церковь и быть милосердным к подданным."

1. Чин венчания здесь http://rusarchives.ru/projects...

"И ты, господине и сыну, боговенчанный и православный царь и великий князь Феодор Иванович всея Росии самодержец, имеи страх Божий в сердцы и сохрани веру греческаго закона чисту и непоколебиму и соблюди царство свое чисто и непорочно якож ныне приял еси от Бога, и люби правду и милость и суд правыи, и к послушным милостивное, ко святей ж соборней и апостольстей церкви и ко всем святым церквам имей страх божий и воздавай честь, понеже в ней,... Всех же православных християн блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца, за обидящих же стой царски и мужски, не попускай и не давай обидети не по суду и не по правде..."

То, что государственные дела вершились во времена правления Фёдора Иоанновича свидетельствует

2. "Продвижение России внутрь территории Сибири произошло во время царствования Федора Ивановича силами отрядов посланных из Разрядного приказа голов И.Н. Мяснова, В.Б. Сукина и Д.Д. Чулкова. Именно тогда поставлены рубленые деревянные крепости на Оби, в Тюмени (1586) и Тобольске. Тобольская крепость находилась на берегу Иртыша, возле устья реки Тобол, в 15 верстах от старой столицы Сибири Кышлака."

"…О поставлении внутрь Сибирского царства начальнейшаго града Тобольска всея Сибирския земли и стран, к нему подлежащих.

Глава 29.

В лето 7095-м году во царство благочестивые державы великаго государя царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Великия Росии самодержца по его государскому изволению и указу послан с Тюмени из полку от воевод Василья Борисовича Сукина с товарыщи писменной голова Данила Чюлков воеводою со многими ратными людьми внутрь Сибирскаго царства вниз Туры реки до реки Иртиша и до града Сибири. И по сему вышенаписанному указу великаго государя воевода Данило Чюлков с товарыщи до реки Иртиша противо Тобольскаго устия на горе, ту благоволи Бог и прослави место // (Л. 311) сие во славословие Отцу и Сыну и Святому Духу. И построиша на вышеписанной горе град и в нем воградиша святую божию церковь во имя живоначальной Святыя Троицы и нарекоша граду сему новосожжидущему имя Тоболеск град. И вместо царствующаго града Сибири старейшина бысть сей град Тоболеск, понеже ту бысть победа и одоление на окаянных агарян…"

3. Грамота Константинопольского собора об основании московского патриархата. Май 1590 г.

О том, что некоторые бояре были отправлены в монастырь, тоже есть свидетельства, например в грамоте посланной игумену в Сийский монастырь об условиях содержания опального боярина  http://rusarchives.ru/projects/smuta/01-004-gramota-fedora-ivanovicha-igumenu-nikandru.shtml

"Нагой Петр Афанасьевич (ок. 1564–1589) – двоюродный брат царицы Марии Федоровны Нагой, сын думного дворянина Афанасия Федоровича Нагого. Стряпчий с платьем при царевиче Федоре Ивановиче в Пскове (1577), рында (1579–1581), участвовал в свадебных торжествах (1580). После смерти Ивана IV Нагие подверглись опале. Около 1584 г. Петр Нагой сослан в Антониево-Сийский монастырь. Скончался ранее 21 декабря 1589 г."

Из выписки сдедует, что меры по ужесточению содержания вызваны самим заключённым

А здесь можно ознакомиться с розыскным делом о гибели в Угличе 15 мая 1591 года царевича Дмитрия Ивановича: http://rusarchives.ru/projects/smuta/01-007-delo-o-gibeli-carevicha-dmitriya.shtml

Можно пролистать все листы дела.

Есть документ и  Дела о ссылке в разные сибирские города и на Белоозеро Ивана, Василия и Федора Юрьевых Романовых с детьми, Марьи Шестовой, князя Ивана Черкасского и князя Репнина. 1601 г. июня 30 – 1603.

http://rusarchives.ru/projects/smuta/01-009-delo-o-ssylke-na-beloozero-romanovyh.shtml

И о голоде: . Запись в приходо-расходной книге Иосифо-Волоколамского монастыря о «великом гладе» 1601-1602 гг.

"В записи описан постигший Россию в начале XVII в. страшный голод, длившийся три года. Причиной голода стали теплая зима 1600/1601 г., проливные дожди летом 1601 г. и наступившие вслед за этим ранние (летние) жестокие морозы. Голод оказал огромное влияние на обострение социальных противоречий внутри страны. Осенью 1601 г. начали резко подниматься цены на сельскохозяйственные продукты. Тогда же последовал указ Бориса Годунова об установлении государственных цен на хлебную продукцию и пресечении спекуляции хлебом. Однако правительству не удалось достичь поставленных целей. Цены не снижались, бедняки отнимали хлеб у продавцов и часто убивали их. Положение ухудшилось летом 1602 г., когда ни озимые, ни яровые посевы не дали всходов. Небывалых размеров достигла смертность (около трети всего населения). В Москве от голода погибли более 120 тысяч человек, что объяснялось притоком сюда огромных толп из окрестных городов, сел и деревень. Современники между тем отмечали наличие больших запасов хлеба у знати и зажиточных людей, в царских и монастырских житницах. Процветали спекуляция и ростовщичество. Государственные меры по прекращению голода почти не дали результатов, что привело к массовым восстаниям бедняков и голодных крестьян и холопов." http://rusarchives.ru/projects...

Это мы сейчас знаем, что катаклизмы в эти года отмечены в записях многих стран. Но народу-то это было неизвестно. На кого вину сваливать? 

Как оказалось, Борис Годунов был заинтересован и в образованности своих подданных:

"Осознавая важность контактов с Западной Европой, Борис Годунов особенно благоволил англичанам, которые называли его своим «доброхотом». После восшествия на престол Годунов возобновил привилегии Московской комапании, приглашал в Россию английских специалистов, среди которых были серебряных дел мастера, аптекари, врачи. Англичанами были и личные врачи царя. Борис Годунов позволил иноземцам, в том числе англичанам, иметь собственные дома в черте Москвы. Первым из русских государей он отправил своих подданных – Н. Григорьева, С. Кожухова, К. Давыдова и Ф. Костомарова – учиться в английские университеты. Будущих студентов Борис Годунов лично представил агенту Московской компании Д.Меррику (Ивану Ульянову) и хлопотал о сохранении ими православной веры. В Англии русские молодые люди обучались морскому делу, юриспруденции и теологии, и по завершении образования возвращаться в Россию, где к тому времени разразилась Смута, не захотели. Правительство Михаила Федоровича не раз пыталось добиться от английских властей их высылки на родину. В 1613 г. в ответ на это требование отказ получил посол А.И. Зюзин, в 1621 г. посольство И.М. Погожево также настаивало на их выдаче, но не добилось успеха."

Ещё один документ, на котором клялись присутствующие на Земском соборе 1613г и который скреплён печатями

Как-то странно получается: пока был жив царь Фёдор, который обоими: Свидетелям и Ответчиком указывается, как "негосударственный" человек, государство строилось, проводились реформы, началось освоение Сибири, то есть наблюдалось развитие земли русской. Понятно, что дела вёл "Премьер" того времени... А как только он получает власть, которой он, по словам Маржерета добивался хитромудрием, то вдруг всё начинает рушиться. У него что, меньше власти стало? или он поглупел? или добился своего и счёл возможным разслабиться? Вроде бы умный человек...

Теперь я могу задать первый вопрос: действительно ли Борис Годунов старался укрепить государство, или делал это из желания взойти на престол? Что стало действительной причиной такого резкого разворота событий? И буду искать на него ответ. (будем последовательными)

Присоединяйтесь! :о)



Они ТАМ есть: «кому нужнее»

Ответственность – это то, что не дает спокойно жить, когда ты знаешь, что не выполнил должное. Пусть не от тебя это зависело, но просто так скинуть мысли о том, что не смог, забыть и сп...

Стихийная тяга к майдану

Особенности развития внешнеполитических процессов последнего десятилетия привели к концентрации внимания российского общества на Украине. Часто это приводит к комическим ситуациям. Весь...

Обсудить
  • Интересный взгляд. Точные выводы мы конечно не сделаем, Но будет интересный разговор интересующихся.
  • Интересное исследование. Буду ждать продолжения.
  • Моя благодарность автору за труд
  • Спасибо. Начало интересное получилось. Кстати: обратили ль вы внимание, что в последнем из приведённых документов имена и отчества некоторых персонажей пишутся с разных букв. Используются ЭФ (фертъ) и ФИТА. Прочитать можно и как Фёдор, и как Пёдор, поскольку в слове "скипетродержание" также используется буква ФИТА. Наверное, что это не просто так сделано. Скорее всего речь идёт о разных людях и разных родах.
  • За одним столом Жак Маржерет и Иван Баженов сидеть никак не могли, поскольку один из них был свидетелем тех событий, а второй лишь о них слышал из легенд искажённых уже более чем двумя сотнями годиков. А тем паче нам сирым в гордыне своей за этот столик нечего соваться... По историческим сведениям нужно всё-таки придерживаться следующих правил: 1. Любой свидетель преломляет события через призму своего мировозрения, поэтому считать любое свидетельство субъективным. 2. Большинство пишущих людей в старину работали на кого-то и соответственно описывали события с точки зрения "начальника"... 3. В то же время сами события были реальными, всё дело в трактовках. 4. Более древний материал всегда имеет приоритет перед более новым в силу того, что время стирает события, и политика более поздних веков искажает их. Примером можно считать, если рассматривать указанные события с точки зрения марксизма-ленинизма с упрощённой трактовкой в виде классовой борьбы... 5. Не нужно сбрасывать со счетов и то, что Романовы за триста лет своего царствования сделали всё возможное, чтобы пригладить шероховатости своей династии (фоменковцы в этом не так уж и заблуждаются). 6. Для большинства воспитанных в школе материализма и атеизма этот пункт покажется ерундой, но на самом деле это едва ли не самая главная движущая сила исторических процессов. Эту силу можно назвать Метаисторией (по Даниилу Андрееву). Но эта сила определяет кого нужно пустить на царство, а кого нет. Считаю, что эта сила определила череду неурожайных лет во время царствования Бориса Годунова, что в конце-концов и подрубило под ним царский трон. Эта сила оставляет метки типа Ипатьевского монастыря и Ипатьевского дома, эта сила убила "рыцаря на троне" Павла I, пытавшегося совместно с Наполеоном Бонапартом совершить поход в Индию (здесь членство Павла в Мальтийском ордене ой как неспроста). Пока достаточно...