• РЕГИСТРАЦИЯ

Монферран. Рисунки, акварели и не только...

Взор
Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor
16 апреля 2016 г. 08:55 41 8387

Уважаемые читатели, в дополнение материалов о гениальном архитекторе Огюсте Монферране выкладываю сведения о его работах, связанных со строительством Александровской колонны. Думаю, что вас удивит цифра, которой обозначается количество рисунков, чертежей и других изображений колонны и процесса её изготовления и установки. Вдумайтесь, - несколько сотен графических листов!!!

Меж тем, мне на днях предложили: "Рекомендую хотя бы узнать для начала, где хранятся ВСЕ документы по строительству Исаакиевского собора, которые Вы, кажется, грозились поднять. Адресок могу подсказать." Но адресок, почему-то умолчали :о)

Разсуждая логически, что слово "адресок" означает ОДНО хранилище всей документации, я пришла к выводу, что приглашавшая меня попить чайку в архиве Елена Федотова, не знает того, о чём она заявляет. Пожалуйста, прямое доказательство моим словам:

Окунев Сергей Николаевич, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», хранитель отдела музеефикации Исаакиевского собора, кандидат технических наук.

"Безусловно, наибольшее количество материалов по этой проблеме можно обнаружить в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ)2; содержательные сведения, посвященные некоторым специализированным работам, выполненным, например, на заводе Берда и Петергофской гранильной фабрике, имеются в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб)3; с интересными документами по строительству Исаакиевского собора удалось ознакомиться в Государственном архиве Ярославской области (ГА ЯО) и его филиале в г. Углич, куда эти материалы попали, вероятно, как образец или ценник для выполнения работ по металлу при возведении православных храмов4."

Ну да ладно, простим "адресок" воинственно требующей от науки истории математической точности и не подающей этому пример. Ибо впереди у нас новые открытия. На сей раз не по Исакиевскому собору, а по Александровской колонне.

H. H. Соломатина 

ОБ АВТОРСТВЕ НЕСКОЛЬКИХ АКВАРЕЛЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВОЗВЕДЕНИЮ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ, ИЗ СОБРАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПГУПС 

Работа представлена Государственным Русским музеем. 

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Е. Н. Петрова 

Статья посвящена атрибуции акварелей К. И. Кольмана (1786-1846), связанных с возведением Александровской колонны, из собрания НТБ ПГУПС. Новые материалы дополняют сведения о работе рисовальщиков, состоявших при архитекторе О. Монферране, и раскрывают отдельные этапы подготовки литографированного издания «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre. Paris, 1836». 

The article is devoted to the attribution of watercolours by Carl Kollman (1786-1846) connected with the erection of the Alexander Column from the collection of the St. Petersburg State Railway University. New materials contribute to the knowledge about work of graphic artists who collaborated with the architect O. Montferrand and reveal separate preparatory stages of the «Plans et dâtails du monument consacra a la mflmoire de l'Empereur Alexandre. Paris, 1836» album. 

Сохранился достаточно внушительный корпус материалов, включающий несколько сотен графических листов, посвященный всем этапам проектирования и возведения Александровской колонны, являющейся наряду с Исаакиевским собором самым известным сооружением Огюста Монферрана. Многие из этих рисунков, акварелей, чертежей исполнены самим Монферраном, но их значительная часть принадлежит его многочисленным помощникам - рисовальщикам и архитекторам. Вопрос об авторстве целого ряда рисунков и акварелей еще остается открытым. 

Среди рисовальщиков, состоявших при «Комиссии о построении Исаакиевского собора», в ведении которой находились и все работы по возведению Александровской колонны, был Карл Иванович Кольман (1786-1846) - мастер жанровой и пейзажной акварели, чьи работы пользовались популярностью у знатоков и любителей в 1820-х - начале 1840-х гг. Согласно архивным документам Кольман служил рисовальщиком при Комиссии крайне непродолжительное время - с 19 декабря 1831 г. по 7 июля 1832 г.1 Известны единичные произведения художника, связанные с возведением Александровской колонны: акварель «Русский рабочий, высекающий из гранитной глыбы голову Юпитера колоссальных размеров» (НТБ ПГУПС)2 и три перовых рисунка на кальке, имеющие указание на двойное авторство: Монферран -Кольман (НИМ PAX)3 . Но круг подобных работ Кольмана в настоящее время можно расширить. 

В собрании НТБ ПГУПС хранится альбом большого формата, переплетенный в коричневую кожу с золотым тиснением на обложке, «Plans et détails du Monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre»4. Он включает более шестидесяти планов, чертежей конструкций, видовых акварелей и рисунков, посвященных всем этапам проектирования, осуществления работ по сооружению колонны и ее торжественного открытия 30 августа 1834 г. 

Альбом, составленный лично Монферраном, содержит помимо планов, чертежей, акварелей и рисунков, исполненных им самим, работы других художников. Точное время формирования этого альбома как единого комплекса неизвестно. Листы альбома, на которые непосредственно наклеены чертежи и рисунки, имеют водяной знак -«1837», что позволяет датировать его составление не ранее этого года. Альбом в значительной степени повторяет литографированное издание 1836 г.5 и включает дополнительные материалы. Монферран всегда стремился как можно эффектнее и шире представить публике все этапы своей профессиональной деятельности от проектов до стадии завершения строительства, уделяя этому особое внимание6. Поэтому неудивительно, что даже после издания в 1836 г. литографированного альбома Монферран постарался сохранить вместе использованные акварельные оригиналы, придавая им важное значение

Почти все акварели и рисунки, вклеенные в альбом, подписаны Монферраном или не имеют подписей. Лишь одна уже упомянутая акварель «Русский рабочий...» подписана К. И. Кольманом, а два рисунка графитным карандашом - Ф. Ф. Рихтером7 . Подписи Монферрана располагаются как непосредственно на листах с изображениями, так и на паспарту. Не останавливаясь на архитектурных и технических чертежах, рассмотрим только видовые акварели и рисунки. За исключением трех подписных произведений Кольмана и Рихтера все они приписываются Монферрану. Однако отличия в манере их исполнения не позволяют считать эти рисунки и акварели принадлежащими руке одного художника. Среди возможных авторов, помимо Монферрана, могут быть К. И. Кольман, Ф. Ф. Рихтер 8, В. С. Садовников и Н. Г. Чернецов -все четверо состояли рисовальщиками при Комиссии. Подпись Монферрана на паспарту и даже на листе с изображением не всегда следует рассматривать как свидетельство авторства архитектора, а скорее как знак одобрения или утверждения им того или иного изображения. В его практике известны многочисленные случаи, когда он являлся автором наброска, идеи композиции, по которому законченную акварель исполнял другой художник, но Монферран считал себя ее полноправным соавтором или даже автором9. В отдельных случаях допустимо выдвинуть версию о плагиате Монферрана. Например, в рассматриваемом нами альбоме среди акварелей имеется одна со стертой подписью, а другая с явно срезанной подписью (надписью?) в нижнем углу. Создается впечатление, что Монферран стремился к сознательной утрате авторства некоторых графических произведений. Вопрос о соблюдении Монферраном профессиональной этики в рамках представлений об особенностях авторского права во второй трети XIX в. и архитектурной практики необходимо рассматривать отдельно. Следует отметить, что сомнения в корректности поведения Монферрана в вопросах авторства уже высказывались в литературе. Об альбоме рисунков архитектора 1814 г., поднесенном им Александру I, Н. П. Никитин, в частности, заметил: «.за исключением двух последних <листов> подписи автора сделаны по подчищенному месту»10. Впрочем, по мнению исследователя, это могло быть связано не только с тем, что подпись Монферрана находится на месте, где ранее была подпись другого художника, но и с его желанием подписать все свои работы «более звучной и эффектной фамилией» - не Рикар, а Монферран11. 

(подпись под письмом)

Никакие документальные или мемуарные свидетельства о том, как складывались взаимоотношения Монферрана и Кольмана, нам неизвестны. Очевидно, что они не ограничивались только первой половиной 1832 г., когда Кольман служил рисовальщиком при Комиссии. Возможно, Кольман был среди тех рисовальщиков, деятельность которых Монферран оплачивал из личных средств12. Контакты между художником и архитектором были продолжительными и носили не только официальный характер. Еще в 1824 г. Кольман исполнил акварель с видом дачи Монферрана на Черной речке13, а единственная подписная акварель Кольмана в собрании НТБ ПГУПС из альбома, посвященного Александровской колонне, датирована 1834 г.14 

Стилистические особенности нескольких акварелей, помещенных в альбом и считающихся работами Монферрана15, позволяют отнести их к творческому наследию Кольмана. Ему могут быть приписаны восемь акварелей - «Вид каменоломни в Пютерлаксе во время вырубки монолита», «Вид каменоломни в Пютерлаксе во время опрокидывания монолита», «Прибытие гранитной глыбы для нижней части сооружения», «Разгрузка гранитной глыбы», «Общий вид наклонных лесов», «Шлифов-ка гранита для нижней части сооружения», «Вид гранитной ломки в Монрепо», «Вид каменоломни в Ветзални»16. 

Прежде всего в этих акварелях обращает внимание совершенно «кольмановский» стаффаж - чуть сутуловатые крестьянские типажи и более вытянутых пропорций фигурки людей благородного сословия, написанные небольшими цветными пятнами акварели, без четкой обводки контуров. Кольман предпочитает гармоничные изысканные сочетания зеленовато-коричневых, голубоватых тонов, избегая контрастных сопоставлений. Во всех произведениях он использует с характерным для него мастерством одно из главных свойств акварели -прозрачность. Написанные легко и свободно, без какой-либо правки, акварели оставляют впечатление цельности изображения и не вызывают сомнений, что они исполнялись Кольманом без участия другого художника, как это иногда имело место в практике рисовальщиков, работающих при Комиссии, когда, например, один изображал исключительно стаффаж, а другой -архитектурный фон. Кольману поручались сюжеты, где роль архитектуры была минимальной. Это становится заметным при сравнении с листами, исполненными другими художниками, где архитектура доминирует. Общее композиционное построение всегда задавалось Монферраном. Он делал наброски карандашом, и на их основе затем исполнялись проработанные акварели большого формата. В альбоме сохранились два рисунка Монферрана графитным карандашом17, руководствуясь которыми работал Кольман. Намечая композицию в целом, Монферран оставлял на усмотрение художника колористическое решение, характер стаффажа и детальную проработку. Хотя, как свидетельствуют материалы по постройке Исаакиевского собора, Монферран иногда вмешивался даже в изображение деталей18, индивидуальная манера в работах подобного рода хорошо различима. 

Особенно важной является возмож-ность сопоставления этих акварелей с подписной работой Кольмана из собрания ГИМ «Добыча мрамора для Исаакиевского собора»19, выявляющая полную идентичность манеры в работе акварелью. Что касается композиционного построения, то, как уже отмечалось, оно задавалось набросками Монферрана, часто определявшего своеобразный канон для того или иного типа изображения. Так, произведения, посвященные добыванию мрамора и гранита для Исаакиевского собора, а также Александровской колонны, близки композиционно. Об этом, в частности, можно судить, сравнив акварели Кольмана и картину Э. Г. Шлихтинга «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии»20. 

 Э. Г. Шлихтинг «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии"

Еще одно обстоятельство косвенно свидетельствует в пользу авторства Кольмана. На акварели «Шлифовка гранита для нижней части сооружения» справа внизу видны следы стертой подписи «...пи»21. Кольман был единственным рисовальщиком при Комиссии, чья подпись (подписывался он преимущественно латиницей) имела подобное окончание. На другой акварели - «Выгрузка гранитной глыбы для нижней части сооружения» - сохранились по нижнему 

(прошу прощения, нашла в таком виде - подрисованную)

краю слева фрагменты срезанной подписи, которую сейчас трудно восстановить. 

Датировать акварели Кольмана, связанные с постройкой Александровской колонны, следует первой половиной 1830-х гг. 1831 г. помечены наброски Монферрана, по которым работал Кольман, а в 1836 г. был издан литографированный альбом. 

Именно с подготовкой литографированного издания связаны непосредственно три рисунка из собрания НИМ PAX, имеющие двойное авторство Монферран -Кольман22. На них имеются подпись Монферрана и подпись (?) Кольмана: «Augte de Montferand invt. - C. Kollmann delt.». В двух случаях изображена добыча гранита в карьере в Пютерлаксе, а также разгрузка постамента колонны на Дворцовую площадь. Исполненные черной тушью на кальке, рисунки явно носят подготовительный характер. Подобных работ в собрании музея Академии художеств несколько десятков. Скорее всего, такие рисунки, а не акварели использовались для литографирования в Париже альбома, посвященного Александровской колонне. На каждом из трех рисунков проставлен номер, соответствующий литографии в альбоме. Подпись (?) Кольмана на рисунках, на наш взгляд, не дает необходимых оснований считать, что рисунки на кальке сделаны именно им23. Кальки являются исключительно техническим этапом, и все они, по-видимому, исполнены одним рисовальщиком, срисовавшим их с оригиналов мастеров для дальнейшего литографирования. Имеющиеся подписи следует скорее трактовать как указание для литографа о том, что замысел и идея принадлежат Монферрану, а реальное воплощение, в данном случае акварели, Коль-ману. Подтверждением тому могут служить и атрибутированные автором этой статьи акварели Кольмана из собрания НТБ ПГУПС, три из которых соответствуют рисункам на кальке из собрания НИМ PAX с двойным авторством. Другие кальки, являющиеся повторением акварелей Кольмана, имеют подпись только Монферрана24. 

Впрочем, реальное, действительное авторство акварелей, по нашему мнению, не получило отражения ни в подписях на кальках, ни в литографированном издании. 

В литографированном альбоме автором оригиналов для интересующих нас изображений назван Монферран. Но это обстоятельство, учитывая непросто складывающиеся отношения между архитектором и рисовальщиками, не опровергает авторства Кольмана в отношении акварелей, а лишь вызывает вопрос: где и когда, и случайно ли, на пути к литографированию из Петербурга в Париж авторство Кольмана было потеряно? 

Акварель Кольмана

Кольман - единственный художник, за исключением Монферрана, указанный в издании как автор оригиналов. Среди литографий альбома две считаются, согласно надписям под изображениями, исполненными по оригиналам Кольмана - «Портрет русского рабочего» и «Портреты главных рабочих, обрабатывавших колонну»25. Местонахождение оригинала для литографии «Портрет русского рабочего» неизвестно, но знакомство с акварельным оригиналом26 для второй литографии заставляет усомниться в авторстве Кольмана. Стилистически акварель выпадает из круга его бесспорных работ27. В то же время единственная подписная акварель художника «Русский рабочий, высекающий из гранитной глыбы голову Юпитера колоссальных размеров» в литографированный альбом вошла как исполненная по оригиналу Монферрана28. Это обстоятельство подтверждает, что достоверность отражения в надписях участия того или иного мастера в создании изображения, как уже отмечалось, следует признать в достаточной степени условной. 

Деятельность Кольмана как акварелиста под началом Монферрана - совершенно самостоятельный, обособленный эпизод в творчестве художника. Ему редко в полной мере удавалось, работая по заданию Монферрана, реализовать свои способности жанриста и пейзажиста. Центральное место в подобных изображениях занимали важные эпизоды строительства, где документальная точность была очень важна, а это не увлекало художника, тем более что он должен был следовать заданным приоритетам и композиционной схеме. Это особенно заметно, когда сравниваешь акварели Кольмана, посвященные Александровской колонне, с исполненными им по собственному замыслу, как, например, акварель «На строительстве Мариинского дворца»29, где внимание художника сконцентрировано на типажах рабочих, а здание дворца, изображенное схематично, находится на втором плане. 

Вероятно, в дальнейшем могут быть найдены новые акварели Кольмана, изображающие возведение Александровской колонны, которые считаются теперь работами других художников или вовсе утратили авторство. Подпись художника на произведениях такого рода, как показало их изучение, встречается достаточно редко, и главным здесь должно стать сравнение с эталонными работами Кольмана30. 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1 РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 707. Л. 3-8. 

2 Научно-техническая библиотека Петербургского государственного университета путей сообщения, инв. № 16038. Л. 54 (далее - НТБ ПГУПС). 

3 НИМ РАХ, инв. № А-5613 - А-5615. 

4 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Поступил в НТБ в 1869 г. от А. В. Старчевского. Название альбома повторяет название литографированного издания 1836 г. 

5 «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836». 

6 Ibid; «Ëglise de St. Isaac restaurée et augmentée d'apms les ordres de L'Empereur et Roi. Par Auguste de Montferrand [...] S-t Pétersbourg. MDCCCXX»; «Ëglise cathftdrale de Saint-Isaac, description, architecturale, pittoresque et historique de ce monument [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Saint-Pétersbourg [...] Paris. Imprimerie Lithographique de Thierry Fmres. 1845». 

7 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 54, 64, 65. 

8 По мнению В.К. Шуйского нескольких акварелей в альбоме исполнено Ф. Ф. Рихтером. 

9 Огюст Монферран. 1786-1858. Каталог юбилейной выставки произведений. НИМАХ СССР / Авт. вступ. ст. и сост. кат. В. К. Шуйский. Л., 1986. С. 17 (далее - Каталог, 1986). 

10 Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939. С. 26. 

11 Там же. С. 27. 

12 Автор благодарит В. К. Шуйского за указание на существование подобной практики в работе Монферрана. 

13 ГРМ, инв. № Р 33728. 

14 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 54. 

15 Работами Монферрана эти акварели считаются в НТБ ПГУПС. См., например, также: Никитин Н. П. Указ. соч. С. 250, 251. 

16 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 17, 18, 27, 28, 30, 32, 52, 63. 

17 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 61, 62. 

18 Каталог, 1986. С. 17. 

19 ГИМ, инв. № 64160 И II 3292. 

20 ГРМ, инв. № Ж 4665. Воспр.: Никитин Н. П. Указ. соч. С. 189. 

21 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 32. 

22 НИМРАХ, инв. № А-5613 - А-5615. 

23 По мнению В. К. Шуйского, кальки исполнены К. И. Кольманом. Об этом см.: Каталог, 1986. С. 50. № 190; Шуйский В. К. Огюст Монферран. СПб.; М., 2005. С. 196-197. 

24 НИМ РАХ, инв. № А-5617, А-5618. 

25 «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836»: Pl. 37, 42. 

26 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 53. 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

27 По мнению В. К. Шуйского, возможно, автором акварели является К. А. Молдавский (18101855). 

28 «Plans et détails du monument consacm a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836»: P. 36. 

29 Частное собрание. 

30 Значительная часть графических материалов, связанных с возведением Исаакиевского собора и Александровской колонны, которые увезла во Францию вдова архитектора Э. В. Монферран, хранится в собрании Национальной Парижской библиотеки. Подписных работ Кольмана среди них нет. За эти сведения автор благодарит В. К. Шуйского.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article...

Книгу об одном из авторов рисунков колонны - Ф. Ф. Рихтере можно почитать или скачать тут: http://padabum.com/d.php?id=37...

Надеюсь, что теперь никто не будет удивляться тому, что изображений, связанных со строительством Исаакиевского собора и Александровской колонны так много.

Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Стрелец 17 апреля 20:57

    1663. Господин инженер

    Лазутчики вернулись из Заславля к полуночи довольные и радостные. Без всяких приключений они приволокли почти насмерть замёрзшего пленника, раздавая ему тычки и оплеухи "для сугреву".Захваченый оказался шотландским наёмником; он не говорил ни по-польски, ни, тем более, по-русски и был удивлён и ошарашен, когда Григорий, сообразив, кто перед ним, обратил...
    433
    water Сегодня 19:06

    Реконструкция истории Руси Часть 5. Европейская форточка

     Дайджест из книги Александра Каса - «Крушение империи русских царей (1675-1700)»*** Всем известно крылатое выражение о «гении» Петра, как он «прорубал окно в Европу». Только в реальности знаменитое «окно» прорубалось с другой стороны. Именно прорубалось – с гигантскими жертвами и многочисленными баталиями. Всего в Россию было отправлено более ста т...
    114
    water Сегодня 18:58

    Реконструкция истории Руси Часть 4. Узурпатор

    Дайджест из книги Александра Каса - «Крушение империи русских царей (1675-1700)»*** Второй раз Пётр приезжает в Москву в разгар второй серии латинской клики в октябре 1686-го года повзрослевшим 14-летним юношей. Именно с этого момента его начинают там «узнавать», как записано во многих свидетельствах современников тех событий. Очевидцы деятельности «вели...
    93
    water Сегодня 18:52

    Реконструкция истории Руси Часть 3. Неистовая царевна

    Дайджест из книги Александра Каса - «Крушение империи русских царей (1675-1700)»*** Теперь время перейти к очень важной фальшивке немецких сказочников: к «новой царской династии «романовых». Якобы первый «романов», Михаил Фёдорович, был сыном священника, и был избран Земским Собором на царствие в 1613-м году. Следует сказать по этому поводу вот что. Нет ...
    106
    water Сегодня 18:47

    Реконструкция истории Руси Часть 2. «Просветители»

    Дайджест из книги Александра Каса - «Крушение империи русских царей (1675-1700)»*** Ядро заговора по захвату царского трона находилось в масонской структуре «розенкрейцеров», где основными идеологами были две знаковые фигуры: принц Оранский и философ-математик-дипломат Лейбниц. Кстати, Готфрид Вильгельм фон Лейбниц происходил из славянского княжеского р...
    101
    water Сегодня 18:36

    Реконструкция истории Руси Часть 1. Великий Император

    Дайджест из книги Александра Каса - «Крушение империи русских царей (1675-1700)»Александр Кас проделал грандиозную работу по сопоставлению разных подлинных документов той эпохи, в основном, дневниковых записей и писем. Это сопоставление позволило найти нестыковки в исторических событиях, датах, именах и т.д. Вследствие обнаружения нестыковок удалось выявить сфальсифиц...
    160

    Три совещания

    Сказ о том, как в военно-дипломатических кругах Российской империи нарастало благочестивое стремление к святыням Константинополя.http://militera.lib.ru/research/pokrovsky_mn01/index.htmlПокровский М. Н. Империалистская война. — М.: Соцэкгиз, 1934. — 449 с. — Тираж 12 000 экз.ТРИ СОВЕЩАНИЯЧто война 1914 г. была для императорской и буржуазной России объективно, вой...
    100
    Bogdan37 Это наша жизнь
    Сегодня 13:42

    Операция «Крым» и другие приключения 1783 г. Как полуостров пришёл в Россию

    Вопреки устоявшемуся мнению, в XVIII столетии Россия Крым не завоёвывала. Он пришёл в империю сам. С небольшой помощью Александра Суворова и Григория Потёмкина, которые всего лишь зафиксировали на бумаге волеизъявление жителей полуострова.В 1783 году Высочайший Манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» ...
    129
    Rif Фитиль
    Вчера 18:13

    Забавный зачинатель славянофильства

    Забавный зачинатель славянофильстваШирокой известностью пользуется целая когорта славянофилов, чьи имена на слуху с ХIХ столетия и по сей день. Любой интересующийся интеллектуальной жизнью прошлого без труда вспомнит Алексея Хомякова, Юрия Самарина, Константина Аксакова, Петра Киреевского. Их называют ранними славянофилами, закладывавшими фундамент этого научно-литера...
    141

    Выставка достижений имперского хозяйства

    Автор - монархист, деятельный белогвардеец (участник Ярославского восстания, помимо прочего), эмигрант. В этом же томе воспоминаний, на страницах 137-139, он с умилением описывает Высочайших смотр и самого Страстотерпия. Возможно, Болеславу Вильгельмовичу немного мешает сохранять объективность то, что он, в отличие от Прихожанки, был не только очевидцем, но и участник...
    134
    Ирина Репьёва 17 апреля 14:37

    Автомобильный Крестный ход "Святая Русь": 1,2,3-ий дни пути. Магаданская область

    8 апреля 2019 года один из крестоходцев, Василий Кухарь, прислал видео-отчет о первых днях пути Крестного хода "Святая Русь".  https://vk.com/video-148932319_456239122?list=c01fe9420e682e1ccf Из него мы и узнали, что в дорогу магаданские крестоходцы взяли с собой несколько икон, среди которых - местночтимый образ Божией Матери "Богородица Магад...
    591
    Скарлетт 17 апреля 13:33

    ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ УКРАИНА?

    Первое, что я открыл для себя — это то, что я действительно не знаю истории страны, в которой прожил 23 года. К моему удивлению наш флаг оказался флагом Нижней Австрии, а гимн — украденное у поляков «Ещё Польша не погибла».История "древней" Украины — извращенная, ворованная, тысячелетняя история Руси. * Ведь до революции 1917 года ни такого государс...
    480

    А все козыри были у либеральной оппозиции

    Замечательная статья. Простая, понятная, подробная и ... ни о чём. Автор, доктор исторических наук, взялся объяснить причины снарядного голода  в годы Первой мировой войны, добросовестно перечислил те прискорбные факты, которые, собственно, и  следует объяснить, в качестве объяснения поведал, что штабы ошиблись в определении потребности в "огнеприпасах" в ми...
    1157
    fkmrf123 15 апреля 20:58

    Инструкция Екатерины II по воспитанию внуков

    Принципы воспитания Екатерины II были поистине революционны, а читать их интересно и в наши дни.Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Николаю Ивановичу Салтыкову — официальному воспитателю Великих Князей — Алек...
    1589
    Олег 15 апреля 12:15

    Глумление англо-французских войск над могилами русских адмиралов

    Крымская война стала настоящей трагедией России. Она была проиграна, несмотря на все старания русских военачальников. Герои этой войны – знаменитые адмиралы Корнилов, Нахимов и Истомин сделали все ради защиты Родины и отдали самое ценное взамен – свою жизнь. Все трое похоронены во Владимирском соборе в Севастополе. Там же, за несколько лет до гибели адм...
    1327
    Kalvados Kalvados
    15 апреля 12:04

    "КОЧЕТКОВ ВАСИЛИЙ ИЛИ ЧЕЛОВЕК-РОСОМАХА".

    "Служил солдат всю жизнь России,Любовью Божией храним.Кусали, грызли злые змии,С Творцом он был непобедим.Трем императорам был воин:России настоящий сын".(Н. Сологуб)Василий Николаевич Кочетков (1785; Спасское, Курмышский уезд, Симбирская губерния, Российская империя — 31 мая [12 июня] 1892; Белозерск, Российская империя) — русский военный, проживший ...
    392
    Скарлетт 15 апреля 09:45

    НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛОМОНОСОВ

    Личность эта в представлении, безусловно, не нуждается, ибо точнее всех о ней выразился А.С. Пушкин: «Ломоносов был великий человек. Между Петром и Екатериною он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». И в другом месте: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною с...
    425

    Восприятие образа государя императора русскими мужиками в годы войны

    А мужики-то, оказывается, к государю относились весьма критически. И причины на то были как объективные - нищета, малоземелье, тяжёлая и непонятная война, так и субъективные. Либеральные авторы частенько пишут о том, что государь не был окружён всенародной любовью, ибо не "пиарился", а по мнению Владислава Аксёнова именно те формы пиара, к которым прибегала императорс...
    1819
    Gena Weret 13 апреля 12:47

    500 русских против 40 000 персов

    Поход полковника Карягина против персов в 1805-ом году не похож на реальную военную историю. Он похож на приквел к "300 спартанцев" (40 000 персов, 500 русских, ущелья, штыковые атаки, "Это безумие! - Нет, это 17-ый егерский полк!"). Золотая страница русской истории, сочетающая бойню безумия с высочайшим тактическим мастерством, восхитительной хитростью и ошеломительн...
    344
    .Взор Здравомыслие.
    11 апреля 17:44

    Россию обкорнали?

    В 1912 году империя Россия праздновала столетие Отечественной войны 1812 года. В честь этого события, а вернее, в честь победы в той войне во многих местах проходили торжественные мероприятия, и, даже, спустя год на земле российской продолжали появляться памятники, посвящённые защитникам Отечества.Город Смоленск, которому и до той войны на долю не раз выпадали трудные...
    1618
    Sage 11 апреля 17:09

    Волшебная стройка Петербурга

    Петербург, конечно, строили руками. Не голыми и в лаптях, наверняка, с какой-то техникой, но точно не силой мысли атлантов.С другой стороны историки говорят, что в 1703 году, на болота прибежал Петр Первый с приближенными, лошадьми и челядью, воткнул в дельту Невы палку и она за десяток лет проросла в целый город. В принципе, идея хорошая, но недалеко у...
    2664
    sugochka 9 апреля 21:54

    Е.Мачульская. Фильм "ТОБОЛ" - псевдоисторическая драма

    Недавно вышедший в прокат фильм «Тобол» в афишах позиционируется как «историческая драма об истории освоения Сибири в петровские времена», но к этой истории, и вообще к освоению Сибири не имеет ровно никакого отношения. От эпохи смелых свершений, когда отправленные Петром I в неизвестность экспедиции искали золотые россыпи и путь в таинственную Индию, остались то...
    564
    Rif 9 апреля 18:17

    Изувер на престоле

    "В правление Петра отдельный человек, как личность, вообще теряет всякую ценность. Люди имеют значение для императора только как рабочая сила, и чем больше ее согнано, тем лучше. Для этой безликой людской массы скоро нашлось свое слово — «сволочь», т.е. те, кого приволочили, сволокли на рабский труд.На «стройки века» при Петре сгоняли десятками и сотнями тысяч, но это...
    626
    Rif Фитиль
    8 апреля 17:55

    Почему российская власть так и не смогла понять причины церковного раскола

    Набожность русского народа всегда удивляла не только иностранцев, но даже представителей российской власти В наши дни о расколе можно говорить как об относительно изученном явлении российской истории. Однако долгое время, практически до середины ХIХ века, ни российское государство, ни общество толком не знали, что представляет собой старообрядческая р...
    1067
    Алексей Турбин 7 апреля 11:58

    Генерал Корнилов.Вождь Белого движения

     КорниловуВ мареве беженства хилого,В зареве казней и смут,Видите — руки КорниловаРусскую землю несут.Жгли ее, рвали, кровавили,Прокляли многие, все.И отошли, и оставилиПепел в полночной росе.Он не ушел и не предал онРодины. В горестный часОн на посту заповеданномПал за страну и за нас.Есть умиранье в теперешнем,В прошлом бессмертие есть.Глубже хра...
    759
    dentvideo 6 апреля 22:06

    Человек, подаривший нам Дальний Восток

    На кону - возможно, ценнейший за всю мировую историю приз: возможность фактического освоения Дальнего Востока. Вопрос стоит ребром: чей флаг взовьется над этим стратегически важным регионом? В игре задействованы силы, могущество которых сложно себе представить. Как небольшой группе русских флотских офицеров под командованием капитан-лейтенанта Невельского удалось закр...
    2586
    Rif Фитиль
    6 апреля 18:55

    Подлинное лицо купеческого самородка

    Подлинное лицо купеческого самородкаС крушением СССР ряд ученых и околонаучной публики приступили к популяризации купечества. С их легкой руки его выставляют символом русской предприимчивости, столь благотворной для отечества. Видное место в ряду подобных бизнесменов занимает имя Василия Кокорева. Давайте обратимся к источникам, чтобы узнать, чего в действительности п...
    887
    y4astkoviu 6 апреля 13:17

    Украинский фельдмаршал Олекса Розум

    28 марта 1709 года, в селе Лемеши на Черниговщине в семье реестрового казака родился Олекса Розум, ставший впоследствии графом и генерал-фельдмаршалом Алексеем Григорьевичем Разумовским. В отличие от других знаменитых малороссийских дворянских родов, о дедушках и бабушках Алексея Григорьевича по отцу биографы, включая самого дотошного, его правнучатого п...
    675

    Секретная информация для избранных: Роботы, неизвестные строители всемирной цивилизации, ближайшее будущее (видео)

    Рассказывает о тайнах строения мира Андрей Тюняев - детский поэт и писатель, сказочник, писатель-фантаст, романист, лексикограф, учёный, журналист, автор более 80-ти книг и монографий, член Союза писателей России, член Литературного Фонда, член Союза журналистов России, член Международной федерации журналистов, академик Российской академии естественных наук, член Рос...
    938
    .Взор Здравомыслие.
    30 марта 13:52

    Обскакали древних египтян, или геобетонные колонны Суханова

    Это кто у нас отливал геобетонные колонны для питерских храмов? Когда говорят "врёт, как сивый мерин", это не про Кадычанского со-товарищщи. Ибо налицо русофобское издевательство и поклёп наихудшего пошиба на достойных людей не столь далёкого прошлого нашей страны. Это - враг, рядящийся под своего.Здравствуйте, уважаемые читатели!Документов о строительст...
    5614
    Надежда 29 марта 23:01

    Смутное время и Перестройка

    а) В 2005 году был учреждён праздничный день 4 Ноября. Государственный праздник 4 Ноября сопоставляют по смыслу с праздником 9 Мая, что верно только в одном отношении – это День Победы. Однако день 4 Ноября имеет также иное - большее содержание, чем день победы. Война с гитлеровскими захватчиками происходила при наличии стабильной государственности. Именно своей госуд...
    1156
    Дед Мороз 21 марта 17:05

    Как у советского народа отнимают Победу

    Десоветизация, т.е. отрыв величайшего подвига нашего народа от советского строя, благодаря усилиям и подготовке которого эта победа и свершилась, активно происходит на наших глазах вот уже много лет. Примерно с момента старта акции "Георгиевская лента" и с момента начала ежегодного закрытия от глаз Мавзолея Ленина в дни празднования Победы в Великой Отечественной войн...
    1391

    Александрия - это Санкт-Петербург

    Александр Македонский и Александр Невский один и тот же исторический персонаж, сын Дмитрия ДонскогоВсевидящее око символ русских ВитязейАтланты и маленькие люди - памятники истории ...
    2608

    Атлантида найдена

    Дмитрий Еньков Атлантида найдена . Реальные доказательства существования Атлантиды. Факты, которых до этого не предоставлял ни один исследователь. Где же была потеряна Атлантида? А может, её специально скрыли? ...
    2241
    ОТШЕЛЬНИКЪ 11 марта 02:07

    Есть ли жизнь на Марсѣ, или - Что знали об этом на Руси, в 19м вѣке?

    Не секрет, что в дошедших до нас документах той эпохи, все фальсифицировано, изкажено, недоговорено или подменено официальной историей..Однако же стоит заметить, что все эти козни есть фильтр, сито, служащее для отбора избранных, тех кто жаждет знания.Кому это надо - тот его добудет..Остальным же, тем кто не прилагает усилия, такое знание будет во вред...В таком разсм...
    3190

    Строил ли Пётр Питербурх?

    Здравствуйте, уважаемые читатели. Начну с вопроса. Имел ли, чисто по-человечески, царь-император всея Руси право приглашать для строительства своего любимого (после флота) детища - Санкт-Петербурга "иностранных инженеров"? У нормального человека такой вопрос не возникает по одной простой причине - любой частник вправе покупать не российского запорожца, москвича или жи...
    12112

    Андрей Скляров и Анатолий Фоменко. Попытка синтеза.

    Давно хотел написать эту работу, потому что вопрос назрел. Как сводить труды двух этих без преувеличения великих исследователей - задача непростая. И Андрей Скляров, и Фоменко относятся к классу людей, которых я про себя называю "Человек, который смог". Андрей СМОГ продавить в массы идею существования древней высокоразвитой цивилизации. И эта популяриза...
    1160
    NATA-SHA 7 марта 16:28

    КУКЛОВОДЫ МИРОВОЙ ЗАКУЛИСЫ: 5 САМЫХ ИЗВЕСТНЫХ СЕРЫХ КАРДИНАЛОВ В ИСТОРИИ.

    Незаметные фигуры, которые вершили судьбы за спинами номинальных правителей, существовали во все времена. Сейчас их принято называть серыми кардиналами. Новая программа Discovery Channel «Преступники Третьего рейха» (16+) рассказывает о ключевых персонах, в том числе о серых кардиналах, гитлеровской Германии. Подробнее об одном из них, Генрихе Гиммлере, а также о друг...
    1747
    Ин-Ко 6 марта 01:15

    Русский Бодхи часть I

    Слышали ли вы о таком русском святом по имени Агапит?!Это имя тесно связано с древнерусской медициной. Это был выдающийся монах Киево-Печерского монастыря, врачевавший в XI веке… Киево-Печерская Лавра Схема Киево-Печерской ЛаврыПещерные города и храмы – часть VIII. Киево-Печерская ЛавраКиево-Печерская лавра - один из первых монастырей в Др...
    2267
    Ин-Ко 6 марта 01:16

    Русский Бодхи часть II

    начало здесь - Русский Бодхи часть IАгапит Печерский Истинный облик Святого Лекаря Киевской Руси. Портрет Агапита Печерского художницы Анастасии Новых. Антоний с превеликой радостью встретил своего давнишнего друга. Видя такое уважительное отношение старца к Агапиту, и остальная братия отнеслась к нему с таким же почтением. Агапит не переставал уд...
    2170
    Sage 28 февраля 21:45

    Строил ли Петр I Санкт-Петербург?

    Эпоха Петра — одна из самых противоречивых в нашей истории. Сейчас очень активно обсуждается его подмена во время поездки в Европу и последовавшая за этим резкая смена государственного курса. Уничтожение всего русского, навязывание европейских порядков, забвение более 5500 лет непрерывной русской истории и так далее.Обо всем этом, подробно материале: «Э...
    5352
    NATA-SHA НАША ЖИЗНЬ
    28 февраля 15:43

    Бардак: что означает это слово на самом деле.

    Согласно словарю Фасмера изначально слово бардак (bardak) означало лишь посуду определенного вида. Это был стакан или горшок с широким горлом. Термин тюркского происхождения, активно вошедший в крымско-татарский обиход. Там этим словом стали называть кувшин определенного вида, с широким горлом и краями, изготавливаемый из глины, хрусталя или стекла.Встретить такое опи...
    2688
    dekapolsev170 27 февраля 23:16

    Покушение на генерала Ватутина

    75 лет назад – 29-го февраля 1944 года – была совершена попытка убийства генерала Ватутина, командовавшего Первым Украинским фронтом. В результате Ватутин был ранен, и через некоторое время скончался в госпитале. Обстоятельства этого покушения не менее загадочны, чем, скажем, убийства президента Кеннеди. По официальной версии властей, то есть версии Хрущёва-Жукова (он...
    2148
    NATA-SHA 24 февраля 12:47

    За что в Российской империи могли вызвать на дуэль.

    Практика вызова на дуэль появилась на Руси довольно поздно, во второй половине XVII века, благодаря иностранцам. Вскоре дуэли были запрещены Петром I в 1706 году, а нарушение закона каралось повешением.Кодекс честиПо определению культуролога Юрия Лотмана, дуэль – это «происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обижен...
    2438

    Возвращение Чемодана (4) Библиотека и архив Татищева.

    Теперь, после отступлений о методах исторического исследования и прочем, мы можем наконец вернуться к судьбе татищевских рукописей. И самым прямым и надежным путем к интересующей нас информации будет  (как известно любому студенту гуманитарного профиля) обращение к академическому изданию его трудов. Почему именно к академическому? Потому, что там о...
    1783

    Невозможная баржа для доставки Александровской колонны

    Фейковый архитектор Огюст Монферран (от которого не осталось ни могилы ни потомства https://goo.gl/r9TPk9 ), нарисовал в своем альбоме баржу, на которой в 1832 году, якобы, перевозилась Александровская колонна в Петербург. Вот страница из его альбома: Как видите, везли верхом 700 тонный мегалит на деревянном судне. И тащили его 2 английских парохо...
    5044
    MERjAMAA 20 февраля 23:00

    Шемякины войны. Меря в контексте политической истории Московии 15 века.

    Дмитрий Юрьевич Шемяка - незаурядный политический деятель верхневолжской Руси - Мерянии 1-й половины - середины 15 века. В нём сошлись все противоречия и вся доблесть той эпохи. Представитель московского великокняжеского дома, владетель Галич-Мерьской земли, он встал на борьбу с узурпацией верховной власти одной единственной княжеской семьёй. Он также прославился свое...
    2126
    .Взор Здравомыслие.
    19 февраля 20:34

    Малоизвестный архитектор Воронихин?

    Здравствуйте, уважаемые читатели.Давно я не вспоминала о Питере, камешках и замечательных способностях соотечественников. Исправляю. Поводом послужила статья Сибведа, выложенная любителем порусофобствовать Sage. Открываем книжицу "Строители и рисовальщики Воронихин, Солнцев, Серяков Обратите внимание на слова "Русские самородки". А ничего,...
    4545
    Ин-Ко 19 февраля 01:24

    Сатана

    Продолжение статьи АнтихристВеличайшая хитрость дьявола в том, что он заставил поверить людей в то, что его не существует! - пишет Шарль Бодлер о закладе дьяволу своей души и получения от него компенсации в виде земных богатств (Великодушный игрок). Эту же фразу повторяет герой Кевина Спейси в фильме «Подозрительные лица», правда, с чуть иным смыслом, намекая о всемог...
    2957

    Возвращение Чемодана (3). Библиотека и архив Ломоносова.

    В советское время наследием Ломоносова занимались специалисты разного профиля. Отдельную книгу о судьбе ломоносовского архива и библиотеки издали в соавторстве Е.С. Кулябко (1900-1991, кандидат исторических наук, архивист, научный сотрудник Архива Академии Наук) и Е.Б.Бешенковский - оба известные также как авторы других исследований по истории и культуре России 18 век...
    2340

    Возвращение Чемодана (2) Как Фоменко с Носовским доказывали поддельность "Истории..."

    С вопросом о подлинности опубликованной "Истории..." Ломоносова - "ЛОМОНОСОВ ИЛИ МИЛЛЕР"? - обращаются к читателям два уже хорошо известных нам математика и делятся своим новаторским методом установления авторства.Чтобы заранее не настраивать читателей "за" или "против" данного изобретения, я предлагаю прежде всего ознакомиться с соответствующим отрывком из оригинала....
    2516

    мУченые ложно увеличили вес обелиска Муссолини в 3.5 раза, чтобы "догнать" Александровскую колонну

    Чтобы доказать, что древние могли перетаскивать грузы от нескольких сот тонн до примерно двух тысяч (как найденный мегалит в 2014 году при раскопках в Баальбеке), официальноверсники приводят в пример единственный реально доказанный случай перетаскивания в 1928 году обелиска Муссолини. Его тащили несколько десятков пар быков, и это задокументировано фото и кинохроникой...
    1765
    Гервасий Выливаха 18 февраля 15:50

    Великое ПОСОЛЬСТВО или просто ПОБЕГ? Межпотопная ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

    ...
    2535

    Рукописи не горят, или возвращение Чемодана (1)

    Чемоданы "украденных рукописей" не дают покоя "противникам официальной науки", прочно занявшим обвинительную позицию: мол, патриотам в России всю жизнь зажимали рот инородцы, и самый яркий пример тут - Ломоносов с Татищевым. Ведь их наследие "бесследно пропало", а печатные версии трудов издавались "по какой-то филькиной грамоте,хахаха!" (которую якобы "много лет сочин...
    4123
    Гервасий Выливаха 17 февраля 09:59

    История великой Тартарии

    Предудущие части https://cont.ws/@gervasiy/1233070Часть 4. Раскол Московии . Российская Империя.В этом видио мы разгадывали загадку-нахождения Санкт Петербурга и Москвы в составе разных государств,в 18-19 веках. Часть 5 . Тени ТАРТАРИИЧасть нашего фильма,рассказывающая о влиянии какого то могущественного ,но раненого,восточного соседа на события ...
    2950
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика