• РЕГИСТРАЦИЯ

Монферран. Рисунки, акварели и не только...

41 11709

Уважаемые читатели, в дополнение материалов о гениальном архитекторе Огюсте Монферране выкладываю сведения о его работах, связанных со строительством Александровской колонны. Думаю, что вас удивит цифра, которой обозначается количество рисунков, чертежей и других изображений колонны и процесса её изготовления и установки. Вдумайтесь, - несколько сотен графических листов!!!

Меж тем, мне на днях предложили: "Рекомендую хотя бы узнать для начала, где хранятся ВСЕ документы по строительству Исаакиевского собора, которые Вы, кажется, грозились поднять. Адресок могу подсказать." Но адресок, почему-то умолчали :о)

Разсуждая логически, что слово "адресок" означает ОДНО хранилище всей документации, я пришла к выводу, что приглашавшая меня попить чайку в архиве Елена Федотова, не знает того, о чём она заявляет. Пожалуйста, прямое доказательство моим словам:

Окунев Сергей Николаевич, Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор», хранитель отдела музеефикации Исаакиевского собора, кандидат технических наук.

"Безусловно, наибольшее количество материалов по этой проблеме можно обнаружить в Российском государственном историческом архиве (РГИА) и Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГА ВМФ)2; содержательные сведения, посвященные некоторым специализированным работам, выполненным, например, на заводе Берда и Петергофской гранильной фабрике, имеются в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб)3; с интересными документами по строительству Исаакиевского собора удалось ознакомиться в Государственном архиве Ярославской области (ГА ЯО) и его филиале в г. Углич, куда эти материалы попали, вероятно, как образец или ценник для выполнения работ по металлу при возведении православных храмов4."

Ну да ладно, простим "адресок" воинственно требующей от науки истории математической точности и не подающей этому пример. Ибо впереди у нас новые открытия. На сей раз не по Исакиевскому собору, а по Александровской колонне.

H. H. Соломатина 

ОБ АВТОРСТВЕ НЕСКОЛЬКИХ АКВАРЕЛЕЙ, ПОСВЯЩЕННЫХ ВОЗВЕДЕНИЮ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЫ, ИЗ СОБРАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ ПГУПС 

Работа представлена Государственным Русским музеем. 

Научный руководитель - кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Е. Н. Петрова 

Статья посвящена атрибуции акварелей К. И. Кольмана (1786-1846), связанных с возведением Александровской колонны, из собрания НТБ ПГУПС. Новые материалы дополняют сведения о работе рисовальщиков, состоявших при архитекторе О. Монферране, и раскрывают отдельные этапы подготовки литографированного издания «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre. Paris, 1836». 

The article is devoted to the attribution of watercolours by Carl Kollman (1786-1846) connected with the erection of the Alexander Column from the collection of the St. Petersburg State Railway University. New materials contribute to the knowledge about work of graphic artists who collaborated with the architect O. Montferrand and reveal separate preparatory stages of the «Plans et dâtails du monument consacra a la mflmoire de l'Empereur Alexandre. Paris, 1836» album. 

Сохранился достаточно внушительный корпус материалов, включающий несколько сотен графических листов, посвященный всем этапам проектирования и возведения Александровской колонны, являющейся наряду с Исаакиевским собором самым известным сооружением Огюста Монферрана. Многие из этих рисунков, акварелей, чертежей исполнены самим Монферраном, но их значительная часть принадлежит его многочисленным помощникам - рисовальщикам и архитекторам. Вопрос об авторстве целого ряда рисунков и акварелей еще остается открытым. 

Среди рисовальщиков, состоявших при «Комиссии о построении Исаакиевского собора», в ведении которой находились и все работы по возведению Александровской колонны, был Карл Иванович Кольман (1786-1846) - мастер жанровой и пейзажной акварели, чьи работы пользовались популярностью у знатоков и любителей в 1820-х - начале 1840-х гг. Согласно архивным документам Кольман служил рисовальщиком при Комиссии крайне непродолжительное время - с 19 декабря 1831 г. по 7 июля 1832 г.1 Известны единичные произведения художника, связанные с возведением Александровской колонны: акварель «Русский рабочий, высекающий из гранитной глыбы голову Юпитера колоссальных размеров» (НТБ ПГУПС)2 и три перовых рисунка на кальке, имеющие указание на двойное авторство: Монферран -Кольман (НИМ PAX)3 . Но круг подобных работ Кольмана в настоящее время можно расширить. 

В собрании НТБ ПГУПС хранится альбом большого формата, переплетенный в коричневую кожу с золотым тиснением на обложке, «Plans et détails du Monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre»4. Он включает более шестидесяти планов, чертежей конструкций, видовых акварелей и рисунков, посвященных всем этапам проектирования, осуществления работ по сооружению колонны и ее торжественного открытия 30 августа 1834 г. 

Альбом, составленный лично Монферраном, содержит помимо планов, чертежей, акварелей и рисунков, исполненных им самим, работы других художников. Точное время формирования этого альбома как единого комплекса неизвестно. Листы альбома, на которые непосредственно наклеены чертежи и рисунки, имеют водяной знак -«1837», что позволяет датировать его составление не ранее этого года. Альбом в значительной степени повторяет литографированное издание 1836 г.5 и включает дополнительные материалы. Монферран всегда стремился как можно эффектнее и шире представить публике все этапы своей профессиональной деятельности от проектов до стадии завершения строительства, уделяя этому особое внимание6. Поэтому неудивительно, что даже после издания в 1836 г. литографированного альбома Монферран постарался сохранить вместе использованные акварельные оригиналы, придавая им важное значение

Почти все акварели и рисунки, вклеенные в альбом, подписаны Монферраном или не имеют подписей. Лишь одна уже упомянутая акварель «Русский рабочий...» подписана К. И. Кольманом, а два рисунка графитным карандашом - Ф. Ф. Рихтером7 . Подписи Монферрана располагаются как непосредственно на листах с изображениями, так и на паспарту. Не останавливаясь на архитектурных и технических чертежах, рассмотрим только видовые акварели и рисунки. За исключением трех подписных произведений Кольмана и Рихтера все они приписываются Монферрану. Однако отличия в манере их исполнения не позволяют считать эти рисунки и акварели принадлежащими руке одного художника. Среди возможных авторов, помимо Монферрана, могут быть К. И. Кольман, Ф. Ф. Рихтер 8, В. С. Садовников и Н. Г. Чернецов -все четверо состояли рисовальщиками при Комиссии. Подпись Монферрана на паспарту и даже на листе с изображением не всегда следует рассматривать как свидетельство авторства архитектора, а скорее как знак одобрения или утверждения им того или иного изображения. В его практике известны многочисленные случаи, когда он являлся автором наброска, идеи композиции, по которому законченную акварель исполнял другой художник, но Монферран считал себя ее полноправным соавтором или даже автором9. В отдельных случаях допустимо выдвинуть версию о плагиате Монферрана. Например, в рассматриваемом нами альбоме среди акварелей имеется одна со стертой подписью, а другая с явно срезанной подписью (надписью?) в нижнем углу. Создается впечатление, что Монферран стремился к сознательной утрате авторства некоторых графических произведений. Вопрос о соблюдении Монферраном профессиональной этики в рамках представлений об особенностях авторского права во второй трети XIX в. и архитектурной практики необходимо рассматривать отдельно. Следует отметить, что сомнения в корректности поведения Монферрана в вопросах авторства уже высказывались в литературе. Об альбоме рисунков архитектора 1814 г., поднесенном им Александру I, Н. П. Никитин, в частности, заметил: «.за исключением двух последних <листов> подписи автора сделаны по подчищенному месту»10. Впрочем, по мнению исследователя, это могло быть связано не только с тем, что подпись Монферрана находится на месте, где ранее была подпись другого художника, но и с его желанием подписать все свои работы «более звучной и эффектной фамилией» - не Рикар, а Монферран11. 

(подпись под письмом)

Никакие документальные или мемуарные свидетельства о том, как складывались взаимоотношения Монферрана и Кольмана, нам неизвестны. Очевидно, что они не ограничивались только первой половиной 1832 г., когда Кольман служил рисовальщиком при Комиссии. Возможно, Кольман был среди тех рисовальщиков, деятельность которых Монферран оплачивал из личных средств12. Контакты между художником и архитектором были продолжительными и носили не только официальный характер. Еще в 1824 г. Кольман исполнил акварель с видом дачи Монферрана на Черной речке13, а единственная подписная акварель Кольмана в собрании НТБ ПГУПС из альбома, посвященного Александровской колонне, датирована 1834 г.14 

Стилистические особенности нескольких акварелей, помещенных в альбом и считающихся работами Монферрана15, позволяют отнести их к творческому наследию Кольмана. Ему могут быть приписаны восемь акварелей - «Вид каменоломни в Пютерлаксе во время вырубки монолита», «Вид каменоломни в Пютерлаксе во время опрокидывания монолита», «Прибытие гранитной глыбы для нижней части сооружения», «Разгрузка гранитной глыбы», «Общий вид наклонных лесов», «Шлифов-ка гранита для нижней части сооружения», «Вид гранитной ломки в Монрепо», «Вид каменоломни в Ветзални»16. 

Прежде всего в этих акварелях обращает внимание совершенно «кольмановский» стаффаж - чуть сутуловатые крестьянские типажи и более вытянутых пропорций фигурки людей благородного сословия, написанные небольшими цветными пятнами акварели, без четкой обводки контуров. Кольман предпочитает гармоничные изысканные сочетания зеленовато-коричневых, голубоватых тонов, избегая контрастных сопоставлений. Во всех произведениях он использует с характерным для него мастерством одно из главных свойств акварели -прозрачность. Написанные легко и свободно, без какой-либо правки, акварели оставляют впечатление цельности изображения и не вызывают сомнений, что они исполнялись Кольманом без участия другого художника, как это иногда имело место в практике рисовальщиков, работающих при Комиссии, когда, например, один изображал исключительно стаффаж, а другой -архитектурный фон. Кольману поручались сюжеты, где роль архитектуры была минимальной. Это становится заметным при сравнении с листами, исполненными другими художниками, где архитектура доминирует. Общее композиционное построение всегда задавалось Монферраном. Он делал наброски карандашом, и на их основе затем исполнялись проработанные акварели большого формата. В альбоме сохранились два рисунка Монферрана графитным карандашом17, руководствуясь которыми работал Кольман. Намечая композицию в целом, Монферран оставлял на усмотрение художника колористическое решение, характер стаффажа и детальную проработку. Хотя, как свидетельствуют материалы по постройке Исаакиевского собора, Монферран иногда вмешивался даже в изображение деталей18, индивидуальная манера в работах подобного рода хорошо различима. 

Особенно важной является возмож-ность сопоставления этих акварелей с подписной работой Кольмана из собрания ГИМ «Добыча мрамора для Исаакиевского собора»19, выявляющая полную идентичность манеры в работе акварелью. Что касается композиционного построения, то, как уже отмечалось, оно задавалось набросками Монферрана, часто определявшего своеобразный канон для того или иного типа изображения. Так, произведения, посвященные добыванию мрамора и гранита для Исаакиевского собора, а также Александровской колонны, близки композиционно. Об этом, в частности, можно судить, сравнив акварели Кольмана и картину Э. Г. Шлихтинга «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии»20. 

 Э. Г. Шлихтинг «Огюст Монферран на гранитных ломках в Финляндии"

Еще одно обстоятельство косвенно свидетельствует в пользу авторства Кольмана. На акварели «Шлифовка гранита для нижней части сооружения» справа внизу видны следы стертой подписи «...пи»21. Кольман был единственным рисовальщиком при Комиссии, чья подпись (подписывался он преимущественно латиницей) имела подобное окончание. На другой акварели - «Выгрузка гранитной глыбы для нижней части сооружения» - сохранились по нижнему 

(прошу прощения, нашла в таком виде - подрисованную)

краю слева фрагменты срезанной подписи, которую сейчас трудно восстановить. 

Датировать акварели Кольмана, связанные с постройкой Александровской колонны, следует первой половиной 1830-х гг. 1831 г. помечены наброски Монферрана, по которым работал Кольман, а в 1836 г. был издан литографированный альбом. 

Именно с подготовкой литографированного издания связаны непосредственно три рисунка из собрания НИМ PAX, имеющие двойное авторство Монферран -Кольман22. На них имеются подпись Монферрана и подпись (?) Кольмана: «Augte de Montferand invt. - C. Kollmann delt.». В двух случаях изображена добыча гранита в карьере в Пютерлаксе, а также разгрузка постамента колонны на Дворцовую площадь. Исполненные черной тушью на кальке, рисунки явно носят подготовительный характер. Подобных работ в собрании музея Академии художеств несколько десятков. Скорее всего, такие рисунки, а не акварели использовались для литографирования в Париже альбома, посвященного Александровской колонне. На каждом из трех рисунков проставлен номер, соответствующий литографии в альбоме. Подпись (?) Кольмана на рисунках, на наш взгляд, не дает необходимых оснований считать, что рисунки на кальке сделаны именно им23. Кальки являются исключительно техническим этапом, и все они, по-видимому, исполнены одним рисовальщиком, срисовавшим их с оригиналов мастеров для дальнейшего литографирования. Имеющиеся подписи следует скорее трактовать как указание для литографа о том, что замысел и идея принадлежат Монферрану, а реальное воплощение, в данном случае акварели, Коль-ману. Подтверждением тому могут служить и атрибутированные автором этой статьи акварели Кольмана из собрания НТБ ПГУПС, три из которых соответствуют рисункам на кальке из собрания НИМ PAX с двойным авторством. Другие кальки, являющиеся повторением акварелей Кольмана, имеют подпись только Монферрана24. 

Впрочем, реальное, действительное авторство акварелей, по нашему мнению, не получило отражения ни в подписях на кальках, ни в литографированном издании. 

В литографированном альбоме автором оригиналов для интересующих нас изображений назван Монферран. Но это обстоятельство, учитывая непросто складывающиеся отношения между архитектором и рисовальщиками, не опровергает авторства Кольмана в отношении акварелей, а лишь вызывает вопрос: где и когда, и случайно ли, на пути к литографированию из Петербурга в Париж авторство Кольмана было потеряно? 

Акварель Кольмана

Кольман - единственный художник, за исключением Монферрана, указанный в издании как автор оригиналов. Среди литографий альбома две считаются, согласно надписям под изображениями, исполненными по оригиналам Кольмана - «Портрет русского рабочего» и «Портреты главных рабочих, обрабатывавших колонну»25. Местонахождение оригинала для литографии «Портрет русского рабочего» неизвестно, но знакомство с акварельным оригиналом26 для второй литографии заставляет усомниться в авторстве Кольмана. Стилистически акварель выпадает из круга его бесспорных работ27. В то же время единственная подписная акварель художника «Русский рабочий, высекающий из гранитной глыбы голову Юпитера колоссальных размеров» в литографированный альбом вошла как исполненная по оригиналу Монферрана28. Это обстоятельство подтверждает, что достоверность отражения в надписях участия того или иного мастера в создании изображения, как уже отмечалось, следует признать в достаточной степени условной. 

Деятельность Кольмана как акварелиста под началом Монферрана - совершенно самостоятельный, обособленный эпизод в творчестве художника. Ему редко в полной мере удавалось, работая по заданию Монферрана, реализовать свои способности жанриста и пейзажиста. Центральное место в подобных изображениях занимали важные эпизоды строительства, где документальная точность была очень важна, а это не увлекало художника, тем более что он должен был следовать заданным приоритетам и композиционной схеме. Это особенно заметно, когда сравниваешь акварели Кольмана, посвященные Александровской колонне, с исполненными им по собственному замыслу, как, например, акварель «На строительстве Мариинского дворца»29, где внимание художника сконцентрировано на типажах рабочих, а здание дворца, изображенное схематично, находится на втором плане. 

Вероятно, в дальнейшем могут быть найдены новые акварели Кольмана, изображающие возведение Александровской колонны, которые считаются теперь работами других художников или вовсе утратили авторство. Подпись художника на произведениях такого рода, как показало их изучение, встречается достаточно редко, и главным здесь должно стать сравнение с эталонными работами Кольмана30. 

ПРИМЕЧАНИЯ 

1 РГИА. Ф. 1311. Оп. 1. Д. 707. Л. 3-8. 

2 Научно-техническая библиотека Петербургского государственного университета путей сообщения, инв. № 16038. Л. 54 (далее - НТБ ПГУПС). 

3 НИМ РАХ, инв. № А-5613 - А-5615. 

4 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Поступил в НТБ в 1869 г. от А. В. Старчевского. Название альбома повторяет название литографированного издания 1836 г. 

5 «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836». 

6 Ibid; «Ëglise de St. Isaac restaurée et augmentée d'apms les ordres de L'Empereur et Roi. Par Auguste de Montferrand [...] S-t Pétersbourg. MDCCCXX»; «Ëglise cathftdrale de Saint-Isaac, description, architecturale, pittoresque et historique de ce monument [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Saint-Pétersbourg [...] Paris. Imprimerie Lithographique de Thierry Fmres. 1845». 

7 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 54, 64, 65. 

8 По мнению В.К. Шуйского нескольких акварелей в альбоме исполнено Ф. Ф. Рихтером. 

9 Огюст Монферран. 1786-1858. Каталог юбилейной выставки произведений. НИМАХ СССР / Авт. вступ. ст. и сост. кат. В. К. Шуйский. Л., 1986. С. 17 (далее - Каталог, 1986). 

10 Никитин Н. П. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939. С. 26. 

11 Там же. С. 27. 

12 Автор благодарит В. К. Шуйского за указание на существование подобной практики в работе Монферрана. 

13 ГРМ, инв. № Р 33728. 

14 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 54. 

15 Работами Монферрана эти акварели считаются в НТБ ПГУПС. См., например, также: Никитин Н. П. Указ. соч. С. 250, 251. 

16 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 17, 18, 27, 28, 30, 32, 52, 63. 

17 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 61, 62. 

18 Каталог, 1986. С. 17. 

19 ГИМ, инв. № 64160 И II 3292. 

20 ГРМ, инв. № Ж 4665. Воспр.: Никитин Н. П. Указ. соч. С. 189. 

21 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 32. 

22 НИМРАХ, инв. № А-5613 - А-5615. 

23 По мнению В. К. Шуйского, кальки исполнены К. И. Кольманом. Об этом см.: Каталог, 1986. С. 50. № 190; Шуйский В. К. Огюст Монферран. СПб.; М., 2005. С. 196-197. 

24 НИМ РАХ, инв. № А-5617, А-5618. 

25 «Plans et détails du monument consacré a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836»: Pl. 37, 42. 

26 НТБ ПГУПС, инв. № 16038. Л. 53. 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ 

27 По мнению В. К. Шуйского, возможно, автором акварели является К. А. Молдавский (18101855). 

28 «Plans et détails du monument consacm a la mémoire de l'Empereur Alexandre [...] Par A. Ricard de Montferrand [...] Paris, chez Thierry Fmres, Ancienne maison Engelmann et C ie 1836»: P. 36. 

29 Частное собрание. 

30 Значительная часть графических материалов, связанных с возведением Исаакиевского собора и Александровской колонны, которые увезла во Францию вдова архитектора Э. В. Монферран, хранится в собрании Национальной Парижской библиотеки. Подписных работ Кольмана среди них нет. За эти сведения автор благодарит В. К. Шуйского.

Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article...

Книгу об одном из авторов рисунков колонны - Ф. Ф. Рихтере можно почитать или скачать тут: http://padabum.com/d.php?id=37...

Надеюсь, что теперь никто не будет удивляться тому, что изображений, связанных со строительством Исаакиевского собора и Александровской колонны так много.

Мой новый блог на КОНТе https://cont.ws/@metafor

    Молдавия выбрала войну с Россией

    Автор: Юрий БаранчикВыбор неестественный, т.к. референдум в пользу присоединения к ЕС и второй тур выборов президента Молдавии прошли за счёт манипуляции голосами заграничной диаспоры. ...

    Они ТАМ есть! Простые семьи, простых людей

    Олега я знал лично. Обычный парень, не считая того, что работник спецслужб. Майдан не принял, но остался на работе, ничем не проявляя свое мнение. Как-то в разговоре уже после того, как...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Взор Здравомыслие.
      30 ноября 2017 г. 10:03

      Тапробана, открой личико! :о)

        Экзотический остров «Тапробана»: Суматра или Шри-Ланка?Банду де Силва ( Bandu de Silva)Остров Тапробана на самом деле является Цейлоном, хотя иногда на некоторых картах он смешивался с Суматрой. Табробана, как его называли на самых ранних картах, был важным пунктом для торговли между Востоком и Западом и из-за этой его важности, он изображался сли...
      3062
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 17:34

      О Степаныче, который один стоит крепости

       Уважаемые читатели. До позавчерашнего дня я и слыхом не слыхивала о гетманской ставке - Батурине, и о том, что была такая, с позволения сказать, крепость (на самом деле довольно слабоукреплённое поселение), которую доблестно защищали от шведов долгие месяцы русские люди вместе с украинским населением, сковывая и изтребляя силы шведов. Думаю, что те, кто в курсе ...
      2582
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 11:19

      Про судьбу бывшей столицы гетмана Мазепы

       Продолжаю публиковать найденные мной сведения про судьбу Батурина и его жителей, которые якобы подверглись тотальному истреблению русскими войсками. Предыдущие статьи здесь: Миф о батуринском геноциде и АРХЕОЛОГИЯ КАК ПОСЛЕДНИЙ ДОВОД СТОРОННИКОВ "БАТУРИНСКОЙ РЕЗНИ"Владимир АРТАМОНОВ, кандидат исторических наукУСТРАШЕНИЕ ГЕТМАНЩИНЫ. Катастрофа рези...
      1849
      Взор Здравомыслие.
      29 ноября 2017 г. 10:31

      Карта подземных кораблей

      Здравствуйте, уважаемые читатели.Сегодня у нас по плану день "картёжника", а потому я припасла для вас интересную историю на эту тему :о)Это статья, усмотренная мною на сайте одного археолога, который своей работой развеивает, кстати, миф о том, что монголы не имели флота. Но об этом пока только здесь: Кто-то там говорил, что флота у монголов не было?Итак, ...
      3998
      Взор Здравомыслие.
      2 апреля 2017 г. 03:06

      Ребятам о зверятах..., а тем, кто постарше, о хорях, скунсах, хряках, меринах и прочих крысах.

          В мире много есть зверьков очень интересных, Мы расскажем про хорьков - не совсем известных. Говорят, что кровожадный, словно злобный Дракула, Дикий, страшный, беспощадный - убивает запахом! Вот уж хохма и потеха, тем кто с фреткой дружен, Веселее нет зверька - клоун Вам не нужен! Авторские права принадлежат http://www.horekvrn.ru/Да, д...
      2551
      Взор Здравомыслие.
      12 февраля 2017 г. 00:32

      Про потопы, которые в топах

      Легенды о Великом потопе встречаются во многих культурах мира и существуют издавна. У разных народов они различны, хотя имеются и общие детали. Например, упоминание ливня, сведения о том, что кара послана некой высшей инстанцией за неправильное поведение, что спаслись только те, кто жил честно (а таковых было очень и очень мало), и что от них пошёл род людской. В обще...
      4128
      Взор 7 января 2017 г. 10:25

      Здравствуйте, уважаемые посетители блога!

      С начала этого года продолжение блога находится * здесь: .Взор* моя страница в ЖЖ:  здесь* Список опубликованных в этом блоге статей (разложены по основным темам для удобства)Добро пожаловать!...
      2581
      Взор Здравомыслие.
      31 декабря 2016 г. 15:49

      Про солнышко и свастику

      Хотелось бы разсмотреть ещё один вопрос связанный со свастикой. Начался для меня он с этого: Вопрос, конечно, интересный, ибо за светилом люди наблюдали с древнейших времён. Можно вспомнить про древние обсерватории, которые находятся почти по всему миру.Древняя обсерватория в Южной АмерикеАрхеологи во главе с Робертом Бенфером (Robert A. Benfer) во время...
      4178
      Взор Здравомыслие.
      29 декабря 2016 г. 19:41

      Как, читая, мы понимаем то, что написано. Как это делают другие.

      Просто беда с этими забаненными :о) И что, спрашивается, нужно? Так бы сразу и сказали, что нужно было придавить авторитетом :о))))Но тогда, ума у вас, а вдобавок и нравственности, малость недостаточно.По поводу первого (ума):Мои слова о ваших "400" и о сказанном Зализняком:«Что касается укорачивания, то он опять не вник в вопрос.В статье З...
      3636
      Взор Здравомыслие.
      28 декабря 2016 г. 18:27

      Анализ ДНК выявил генетические личности первых земледельцев мира

      Итак,  "от яблони родится яблоня", и, следовательно, земледельцы в мире первобытных охотников-собиральцев откуда-то взялись, то есть, появились. Где, откуда и когда - вопрос волнующий, ибо знать корни свои хочется :о)Археологи, конечно же, успели к нашему времени нарыскать множество стоянок первобытных людей, людей не самых первобытных и, даже, совсем не первобыт...
      5478
      Взор Здравомыслие.
      27 декабря 2016 г. 12:53

      Работа у вентилятора...

      Во времена интернета довольно трудную задачу взяли на себя закапыватели здравомыслия. Ибо можно пойти и проверить любые утверждения даже, если не приводятся ссылки на източники сведений, подаваемых, как однозначные.Очень показателен в этом пост упорного и яростного "борцуна" за правду. Читаем тут https://cont.ws/post/470725 его собственные слова в ответ на статью...
      6736
      Взор Здравомыслие.
      26 декабря 2016 г. 10:34

      Про первых Фермеров, миграции людей и кукурузу (начало темы о Земледельцах)

      Как-то было много утверждений, что все основные окультуренные человеком злаки имеют своих предшественников в природе. А кукуруза - нет. И, следовательно, не иначе, как завезена она на планету нашу в качестве подарка (или как-то там ещё) из дальнего космоса инопланетянами. Это, дорогие мои, того же поля ягодка-идея, что и версия о приносе детишек в семью аистами :о) Не...
      6947
      Взор Здравомыслие.
      25 декабря 2016 г. 19:23

      О Сардах, турецких пирамидах, прозорливом Геродоте и произхождении этрусков

      «Эти чистые, благородные, прекраснодушные римляне, уничтожавшие страну за страной и давившие свободные порывы в народе за народом… утверждали, что этруски злобны и коварны» - английский писатель Д. Г. ЛоуренсНачало истории этрусков теряется в летах. Одна из версий, которую нынче признают наиболее вероятной, гласит, что прибыли этруски на Аппенины из Лидии. ...
      4990
      Взор Здравомыслие.
      24 декабря 2016 г. 22:13

      Этрусская архитектура

      Так давно жили этруски, но были они весьма яркой культурой. Посмотрите, какой вклад они внесли в культуру человечества.  Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что ...
      7960
      Взор 24 декабря 2016 г. 20:21

      Ну не спится :о)

      *** *** *** Напоследок: ...
      2569
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 22:52

      О правителях, мумиях и реконструкции внешнего облика

      Наука не стоит на месте. Появляются новые технологии изследования предметов - и тут же берутся "на вооружение" не только теми, для кого они были предназначены самими изобретателями, но и всеми желающими :о) И в результате такого применения новых "инструментов", порой открываются очень и очень неожиданные вещи. Вдруг с помощью современной техники мы узнаём, каковым был...
      16943
      Взор Здравомыслие.
      23 декабря 2016 г. 19:49

      Римляне - достойные ученики этрусков

      Но сначала небольшое предисловие :о) Впервые история о "русских этрусках" увидела свет в научно-фантастическом романе 60-х годов Александра Казанцева "Сильнее времени": героиня - Вилена Ланская Ратова при "пробуждении" генетической памяти увидела своих этрусских предков !.."И вдруг он понял:– Эрасов, говоришь ты? Но ведь это, очевидно, этрусков!И Вилену ...
      6755
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 22:40

      Пирамиды

      Видео на ночь :о)Поднятие камней пирамиды при помощи рычагов и верёвок Роджер Ларсен из Колумбуса штата Миссисипи - не археолог по профессии, но у него есть теория. В овраге позади своего магазина, он построил устройство, в котором изпользует веревки и рычаги, чтобы поднять 1.800 фунтов. Уклон для подъёма 33 градуса. По одному человеку на рычаг.  Рычаги...
      3184
      Взор Здравомыслие.
      22 декабря 2016 г. 18:05

      Об этрусском языке, загребской мумии, лемносской стеле и о том, хрен ли жили русы (копипаста, если чё)

      Что значит «мертвый язык»? Большинство языков мира было и остаются бесписьменными; когда умирает последний носитель такого языка, сам язык, безусловно, можно считать умершим. По некоторым оценкам, в наши дни какой-нибудь язык умирает в среднем каждые две недели. Лингвистов с полевым опытом, способных хотя бы в общих чертах зафиксировать особенности умирающего языка (а...
      7829
      Взор Здравомыслие.
      20 декабря 2016 г. 23:38

      Этруски озадачили пирамидами

      "Этруски - во многом историческая загадка, возникшая в качестве сложной культуры около 900 года до н.э в центральной Италии, оставившая незабываемый след в области искусства, обработке металлов, торговле и в письменности Европы и Средиземноморья. Однако общество не выжило. Они были поглощены окрепшей Римской империей, оставив немного подсказок относительно их культуры...
      6213
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика