Карьеры и камнерезное дело инков - 2

443 10201

Продолжение статьи-копипасты

 ДОБЫЧА И ОБРАБОТКА КАМНЯ У ИНКОВ*

(Жан-Пьер Протцен Калифорнийский университет, Беркли, перевод JazzPROMT)

начало https://cont.ws/post/357323

Альтернативные техники

Хотя нет сомнения, что техника обстукивания была основным методом обработки камня, в районе, что я обследовал, имеются доказательства того, что инкским каменщикам были известны и иные техники работы с камнем.

Многие из стандартных блоков в Ольянтайтамбо демонстрируют чрезвычайно полированные участки граней и ребер, в то время как остальная часть поверхностей имеют знакомые следы ударов. Этот блеск, возможно, был, достигнут с помощью брусков пемзы, несколько обломков которой, я нашел.

Не далеко от "религиозного сектора" Ольянтайтамбо, есть каменный блок, который, как будто был выпилен. В действительности же, этот камень не выпиливался вообще. Предполагаемый распил, который показывают каждому туристу, и упомянутый Равинесом в редакционной сноске к статье Аутватера "Edificaccin de la fortaleza de Ollantaytambo", на самом деле, только кварцевая жила, которая частично выветрилась*. Однако, в несколько сотенях метров от этого камня, в месте, известном как Инкамисана, есть много подлинных прорезей, формирующих ромбический узор. Эти прорези - результат трения, а не разрушения или обстукивания. Они, возможно, были сделаны некой пилой или напильником, но явно не тросиком или шнуром, так как эти прорези примыкают к вертикальной стене, через которую, никакой тросик протянуть не возможно. Прорези фактически состоят из двух тонких пропилов, с не большим хребтиком между ними, который впоследствии был выломан.

Канавка сделанная из двух прорезов в Инкамисане. Прорези - результат трения, а не выстукивания.

Подобные прорези, формирующие такие же узоры, могут быть найдены на камнях, отмеченных как "булыжники", в музее в Куско.

Приблизительно в 20м к северу северо-востоку от Храма Солнца, в религиозной части Ольянтайтамбо, есть будто отлитый камень с лиловым оттенком аркозового метапесчаника, который демонстрирует интересный след от трения.

Прорез, полученный трением, с помощью неизвестного инструмента, на камне "фонтана" в Ольянтайтамбо.

Равинес предположил, что этот камень - в состоянии "средней степени полировки"*. В Ольянтайтамбо, есть некоторые хорошие примеры полированных блоков. Как упомянуто прежде, большинство блоков красного гранита, лежащих в округе, отполированы, почти до зеркального блеска. Это указывает на то, что следы на рассматриваемом камне происходят не от полировки, а от некого способа распиливания. Но опять же, эти распилы не могли быть сделаны тросиком или шнуром; кривизна распила противоречит тому, что его можно было получить шнуром. На всей территории, что я исследовал, имеются еще доказательства, показывающие, что инки в отдельных случаях выпиливали камни. Какие инструменты они использовали для этого, я еще не знаю.

ПОДГОНКА И УКЛАДКА

Следующее и наиболее интригующие вопросы по каменной кладке инков, касаются невероятно точной подгонки блоков. В целях обсуждения, будет сделано различие между лежачими стыками, то есть, стыками, через которые большая часть веса блока передается к нижележащим, и боковые или субвертикальные стыки.

Лежачие стыки

Относительно лежачих стыков я сделал наблюдение, которое может быть сформулировано как правило: нижняя поверхность каждого нового ряда врезана в верхнею поверхность ряда положенного ниже. Это правило проявляется, например, в Саксайуамане, и дает простое объяснение конструкции стены в Мачу-Пикчу, которая так привлекла внимание Бингхема.

"Камни с зацепами" в "Совершенной Стене Бингхема" в Мачу-Пикчу являются хорошей иллюстрацией правила "лежачих стыков".

Об этой стене он писал: "С течением времени такой дом, чердак которого был полностью выше уровня Совершенной Стены, мог бы покосится, и стыки бы разошлись. Поэтому, каменщик хитроумно сочленил тесанные камни вместе, в точке, где могло наблюдаться самое большое напряжение, подгоняя один образец, который, был практически прямоугольным к другому "с зацепом", таким образом создавая серию фиксаций, которые препятствовали бы смещению тесанных камней, и не позволяли бы дому сильно кренится от декоративной стены"*.

Если бы действительно двухэтажный дом должен был сильно отклонится от Совершенной Стены, это было бы вызвано вертикальным смещением, а не горизонтальными подвижками, против которого "зацепы" будут бесполезны. Особая конфигурация лучше объясняется правилом "лежачих стыков", и может интерпретироваться как "стык", где встречаются части стены, начатые с противоположных концов.

Правило (согласно которому верхний ряд врезался в нижний), как любое хорошее правило, имеет свои редкие исключения, например в Ольянтайтамбо.

Исключение из правила "лежачих стыков" в Ольянтайтамбо.

Но даже такие исключения, как это, не отменяют того, что, прежде всего, выдалбливался нижний ряд, чтобы подогнать его к верхнему ряду.

Везде, где стены были разобраны, можно ясно видеть вырубы, выполненные на верхней поверхности, для укладки следующего ряда камней

Поверхности лежачих стыков вытесывались, чтобы принять на себя следующий ряд камней. Такие поверхности не были получены притиркой камень о камень, а были выдолблены.

Вырубы как эти - явное опровержение часто выдвигаемой гипотезы, что соседние камни притирались друг об друга, чтобы достигнуть прекрасной подгонки*. Очевидно, притирка не оставила бы следов, как эти. Как тогда была достигнута такая подгонка?

Снова, чтобы лучше понять используемую технологию, я попытался сделать это сам. Эксперимент потребовал два андезитовых блока, один тот, что использовался в эксперименте по обтесыванию, второй - на котором должна была быть вырублена поверхность "лежачего стыка". Сторона маленького камня, показанного в иллюстрации, является той, для которой должна была быть стесана поверхность "лежачего стыка".

Два андезитовых блока, подогнанные в ходе эксперимента.

Я начал с того, что установил, нужной стороной, маленький блок на нижележащий, и обрисовал контур этой поверхности. (Современные камнедобытчики выкапывают корень вездесущего кустарника, называемого "лавли", и используют его темно-желтый сок в качестве маркера при изготовлении тротуарной плитки).

После оконтуривания "лежачего стыка" я обстучал его. В процессе образовалось много пыли, которая оказалась довольно полезной для проверки подгонки, когда прикладываешь верхний блок, то где две поверхности соприкасаются, образуются уплотнения пыли, в то время как в другом месте пыль остается не спрессованной. Там, где пыль уплотнена - там нужно продолжить обстукивание. Посредством повторной примерки и обстукивания, можно достигнуть подгонки настолько точной, насколько каждый пожелает. На рисунках ниже сравните подгонку, достигнутую таким способом с подгонкой в инкской стене Амаруканчи в Куско. Чтобы закончить подгонку, мне потребовались 90 минут.

Подгонка двух блоков достигнутая в эксперименте.(слева)

Подгонка андезитовых блоков в инкской стене Амаруканчи.(справа)

Технология подгонки 2-х камней, является, таким образом, одним из методов проб и ошибок. Я признаю, что эта техника, выглядит, утомительной и трудоемкой, особенно если подумать о циклопических блоках в Саксайуамане или Ольянтайтамбо. Следует помнить, однако, что для инков, вероятно, время и рабочая сила не имели особого значения. Мои эксперименты показывают, что немного попрактиковавшись, глаз наметывается сличать поверхности, так, что количество примерок могло быть значительно сокращено. Предложенный метод работает и имеет то преимущество, что в нем не применяются инструменты и другие орудия, никаких следов которых не было обнаружено. Наконец, применение этой технологии подтверждается, по крайней мере, одним летописцем 16-го века. В 1589г. Хосе де Акоста писал: «Больше всего меня поражает, с какой невероятной точностью эти [камни] в стене подогнаны друг к другу, без раствора, хотя они весьма существенно отличаются по размеру и по форме. Это достигнуто ценой колоссального труда и терпения, поскольку для подгонки камней неправильной формы, их приходилось многократно примерять»*.

Акцент здесь, конечно, нужно сделать на фразе, «их приходилось многократно примерять».

Субвертикальные стыки

Боковой или субвертикальный стык отличается от лежачего стыка тем, что по нему точная подгонка, наблюдаемая с фронта, зачастую распространяется вглубь стены всего на несколько сантиметров, в то время как внутри, стыки заполнены бутом.

Иногда строительные блоки были плотно подогнаны только у внешних частей стены, в то время как внутри, стыки были заполнены бутом.

Харт-терр назвал этот метод подгонки камней техническим приемом "клиновидного камня" (piedra-cuna), который позволил инкскому каменщику свести всю работу по подгонке блоков только до тонкой полосы по краю блоков*. Хотя такая неглубокая подгонка и распространена, она редко применялась в "лежачих стыках", и ни в коем случае не является правилом для "субвертикальных стыков". Во многих случаях блоки подогнаны столь же тщательно по всем плоскостям.

Иногда строительные блоки были подогнаны точно, по всем плоскостям.

Однако, как я покажу ниже, клиновидные камни действительно играют важную роль в инкской каменной кладке.

Техника подгонки боковых стыков, я полагаю, подобна той, что использовалась для "лежачих стыков": новый блок будет врезан, в боковой блок т.е уже установленный блок. Результат общей подгонки "лежачих" и "боковых" стыков можно наблюдать в Саксайуамане, и это убирает некоторую мистику со знаменитого " двенадцатиугольного камня" в подпорной стене дворца Инки Рока.

Иллюстрация результата подгонки лежачих стыков и боковых стыков в Саксайуамане.(слева)

"Двенадцатиугольный" камень в стене дворца Инки Рока - просто результат подгоночной технологии.(справа)

Последовательность укладки

Тема боковой подгонки поднимает некоторые вопросы о последовательности, в которой были уложены блоки. Последовательность, возможно, не имеет такого значения для стандартной кладки, но она, конечно, становится важной в каменной кладке с нестандартными стыками. Для исследования последовательности укладки, я провел осмотр одной из крепостных стен в Саксайуамане.

План и развернутый вид секций 26 и 27, первого крепостного вала в Саксайуамане, показаны углы, образованные плоскостями стыков и плоскостью поверхности стены.

Развернутый вид стен 26 и 27 первого вала показывает направление и величину углов, образованных плоскостями стыков и плоскостью поверхности стены*. Полагая, что закладка первого ряда - за исключением блока 1 - была несложной, некоторые могут разумно предположить, что блоки I6 и 19 были уложены до 15 или 20, и что блок 34 должен был быть уложен прежде 33, а также блок 26, прежде 25-го.

При детальном осмотре второго ряда (блоки 16 - 19), можно снова заметить, как "лежачие стыки" врезаны в нижний ряд и как боковые стыки врезаны в стороны в смежные блоки. Изменение направления углов стыков между 19 и 10, и между 19 и 20, подтверждает доводы о том, что 19 был подогнан сначала к 10, и что 20 был врезан в 19 позже. Что касается последовательности, в которой были установлены блоки от 16 до 19, я возьмусь утверждать, что этот ряд был начат с обоих концов, и где блок 18 был завершающим. Его форма позволила бы ему быть установленным сверху, но более вероятно, что он был вставлен с фронтальной стороны. Блок 18 - клиновидный и служит, как своего рода краеугольный камень, так же, как Харт-терр это описывал*.

Причиной, почему я думаю, что некоторые краеугольные камни были вставлены с фронтальной части стены, является брешь, найденная во втором крепостном вале в Саксайуамане.

Промежуток, оставленный краеугольным камнем, выпавшим из кладки. Заметьте трапецевидное сужение из поверхностей стыков, образующих клиновидный проем. Поскольку, ширина отверстия больше у основании чем наверху, краеугольный камень, должен был быть вставлен с фронта.

Конические стороны бреши указывают, что в ней находился краеугольный камень, который выпал из кладки. Так как ее ширина у основания больше чем наверху, краеугольный камень, должен быть, вставляться с фронта. Если, как я подозреваю, инки использовали земляные насыпи, чтобы поднимать строительные блоки до мест их установки, имеет смысл предполагать, что краеугольные камни всегда вставлялись с фронтальной части стены. У каждого ряда в этих стенах, как оказалось, имеется блок, который вполне может быть расценен, как такой краеугольный камень: блоки 15, 58, 30 и 35, и возможно 28 и 25. У ряда, сформированного блоками 20 - 57, нет краеугольного камня, потому что он там не нужен. Блок 57 является краеугольным камнем, который мог легко быть установлен в последнею очередь. Краеугольный камень 1 был, наиболее вероятно, установлен тогда, когда блоки 2 и 11 уже стояли вместе.

По ряду причин эти заключения о последовательности укладки не являются окончательными. Во-первых, необходимо проанализировать большее число стен для изучения последовательности; одной стены - в качестве образца явно не достаточно. Во-вторых, из-за знаменитой подгонки, которая не позволяет засунуть в стык даже лезвие ножа, я не смог измерить все внутренние углы, и в особенности в лежачих стыках. Там, где мне удавалось провести замеры, зачастую их возможно было сделать только на глубину около 5см. Эта глубина не достаточна, так как состыкованные поверхности достаточно часто не являются плоскими, а искривлены, в результате чего дальнейшее внутреннее направление подогнанных плоскостей может быть иным, чем я, замерил на поверхности. В-третьих, и самые важные, твердые выводы о последовательностях укладки, могут быть сделаны только после того, как был бы проведен тщательный анализ перемещений в доступном пространстве и степеней свободы, позволяющих двигать блоки вокруг и внутри позиции.

Последняя проблема приводит меня к ряду вопросов относительно погрузки и перевозки камней, чего я еще не касался, выбрав для начала решение вопросов добычи, обтесывания и подгонки камней.

Оригинал статьи Inca Quarrying and Stonecutting*

JEAN-PIERRE PROTZEN University of California, Berkeley:

http://www.michaelsheiser.com/...

В оформлении использовались материалы сайтов

http://www.panoramio.com/

http://www.flickr.com/

http://www.lah.ru/expedition/peru2007-2/titul.htm

http://www.skyscrapercity.com/showthread.php?t=637125

http://www.ancient-mysteries-explained.com/ollantaytambo.html

http://protopopescu.org/

http://feverdog.blogspot.com/

http://www.precolumbianweapons.com/knives.htm

http://www.aretinamarmi.com/en/aretina-marmi/quarries.html

Взято мною тут: http://alterplan.far.ru/inca_quarrying_and_stonecutting_1.html

Тема строительных технологий инков будет продолжена, готовьтесь :о)

Реакция на пуск "Орешника"
  • pretty
  • Сегодня 07:00
  • В топе

Австрийский журналист Крис Вебер: Россия запускает неядерную межконтинентальную баллистическую ракету в качестве предупреждения о недопустимости дальнейшей эскалации.Фракция поджигателей войны го...

Двести Хиросим

Новая вундерваффе прилетела в завод Южмаш. Это шесть раздельных блоков по шесть боеголовок в каждом - хотя, поговаривают, их может быть и 8х8, что зависит от конфигурации и задач. Пока ...

Цена «миротворчества» Трампа

Любой американский президент, предпринимая некие действия на международной арене решает, прежде всего, свои внутренние проблемы. Трамп не исключение. Его задача закрепить и сделать необ...

Обсудить
  • Если каждый молодой гражданин перед свадьбой например уложит один камень в постройку, то за десяток поколений наворотят ого го. А как молодежь полезно воспитывать, этот камень твой дед положил, перед моим рождением, а теперь пойдем покажу какой здоровый камень прадед уложил, вот у мужика руки были золотые.....
  • "Такие поверхности не были получены притиркой камень о камень, а были выдолблены." (с) Ну вот. А мне так нравилась эта гипотеза ))))
    • gismas
    • 28 августа 2016 г. 12:12
    • EREMA
    • 28 августа 2016 г. 12:27
    Это просто поразительно, подгонка трением!.. Ну, хорошо, нашелся чудак, который акромя гитары никогда ничего в руках не держал, стало ему грустно, он сочинил забавный анекдот. Может, просто съихала людына с глузду - всякое же бывает. Здесь примечательно другое: то, что находятся энергичные экзальтированные энтузиасты, надомники-юннаты, что начинают этот анекдот повторять, но уже не в как анекдот, а в качестве "научной гипотезы". Люди, ау-ууу. Если на книжке не даже и не написано, что это русская народная сказка, то взрослый человек просто обязан это понять по содержанию. Или по картинкам, безразлично, но взрослый человек обязан уметь отличить "Мурзилку" от "Юного техника".
    • EREMA
    • 28 августа 2016 г. 12:51
    Чтобы понять, как можно без труда сделать "притирку швов", посмотрите этот ролик. Это не я, это мой знакомый, хороший специалист, которы тоже занимался технологиями строительных материалов. . https://m.youtube.com/playlist?list=PLobtJkiLLeOFzOog00KXIDji2ihaBG6Pk