Средневековые государства Южной Сибири и Дальнего Востока - 2 (начальная Тартария)

17 7650

История государственного преобразования Азии была не менее бурной, чем история европейская. Смена власти, миграции, военные действия, торговля и развитие...

УЙГУРСКИЙ КАГАНАТ - НЕТИПИЧНАЯ КОЧЕВАЯ ИМПЕРИЯ

Уйгурский каганат заметно отличался некоторыми особенностями хозяйства, идеологии и внешней политики от остальных империй, создававшихся средневековыми кочевниками Центральной Азии. В нем значительное развитие получили земледелие и урбанизация, в качестве государственной религии было принято манихейство, а обычная степная практика регулярных набегов на приграничные земли Китая сменилась относительно мирным сосуществованием. Причиной этих изменений было благоприятное для уйгуров сочетание внешних и внутренних факторов.

Великий тюркский каганат просуществовал недолго - с полвека, но начатая им линия политической преемственности оказалась долгой. В нач. VII в. каганат раскололся на Западный и Восточный (по крыльям) - на востоке сел китайский ставленник.

 потом оба каганата были завоёваны Китаем - недовольные отделились на крайнем западе - там возник Хазарский каганат.

Потом, в конце VII в. в результате восстаний против Китая каганаты были восстановлены: на востоке Ново-тюркский (кок-тюркский) , на западе Тюргешский.  Далее в результате восстаний и переворотов кок-тюрок у власти сменили уйгуры (Уйгурский каганат VIII-IX вв.) а тех разбили в упорной борьбе восставшие кыргизы (Кыргизский каганат IX-X вв.)

 на востоке тюргешей сменили у власти карлуки (VIII-X в., их правитель до IX в. довольствовался более низким чем каганский титулом ябгу (правитель крыла) и одно время признавал власть уйгур). В X в. карлуков сменили чигили и ягма - Караханиды. таким образом,.несмотря на смену племенных династий, каганская власть продолжала сохраняться в трёх линиях преемственности (в Монголии, Семиречье и Поволжье), четвёртым каганом был аварский (до IX в.). сохранялась и заданная тюркитами организационная структура, титулатура, господствовали тюркские языки.

Как видим, один каганат сменялся другим. Так произошло и с Уйгурским каганатом. Он никогда не был особенно монолитным, представляя конфедерацию телесских племён, в которую кроме собственно уйгуров входили племена: буку/букут, хунь/кунь, байирку, тонра, киби и сёгир/сёкир. Позднее к ним присоединилось племя эдизов. Во главе каганата стояли каганы из уйгурского рода Яглакар... в 820 г. кыргызский ажо объявил себя независимым каганом и начал войну между кыргызами и уйгурами, продолжавшуюся около двадцати лет.

В китайских источниках об этом говорится так: Но как только уйгуры начали ослабевать, ажо объявил себя ханом, а свою мать тюргёшского происхождения вдовой-царицей, а также свою жену Гэду-шеху канышой, т.е. женой хана. Позднее этот ажо, после проведения неоднократных успешных военных походов, обратился к уйгурскому кагану хвастливо свысока: Твоя судьба кончена она в моих руках. Скоро я отниму твой золотой дворец и перед ним будут привязаны мои скакуны, а на верхушке здания будет развеваться моё знамя. Если хочешь помериться силами выйди в открытый бой, лицом к лицу. Если не сможешь добровольно убегай, оставляя всё. Уйгурский каганат, попавший в сложное положение из-за политических распрей внутри государства, из-за гибели людей и скота в тяжёлую зиму, не смог оказать сопротивления, и в 840 г. столица государства город Ордо-Балыкты был занят 100-тысячной армией кыргызского кагана, который взял в плен царицу Тай Хэ, направленную сюда китайцами, и велел убить уйгурского кагана. Некоторые уйгурские родовые правители восстали против своего кагана, поддерживая в войне кыргызскую сторону."

Стольный град Уйгурского каганата

Карабалгасун, - развалины столицы (8-9 вв.) Уйгурского каганата, называвшейся Орду-Балык, завоеванной и сожженной енисейскими кыргызами в 840 году. Развалины города Орду-Балык, ныне орхонский Хара-Балгас (Хар балгас, Карабалгасун) находятся к северу-западу от монастыря Эрдэнэ-Зуу. GPS 47°25'51.54"С 102°39'40.86"В.

Уйгурия в степях Монголии была сокрушена в 840-847 гг. енисейскими кыргызами. Уйгуры были вынуждены уйти на запад с смешались с местным населением Турфана, Карашара и Тучи. Новое уйгурское ханство простиралось от Восточного Туркестана, главным городом которого был Бишбалык, развалины которого находятся около Гучена, до озера Лобнор. В 874 г. новое Уйгурское государство было официально признано Китаем.

Развалины Хара-Балгаса впервые описали русские путешественники Н. М. Ядринцев (1889) и В. В. Радлов (1891).

Системные археологические исследования Монголии начались с 1886 года, когда восточно-сибирский отдел Императорского русского географического общества снарядил, под начальством Н. М. Ядринцева, экспедицию к верховьям Орхона, чтобы проследить движение колонизации к нашим границам и произвести наблюдения над кочевым бытом монголов. Экспедиция, в составе 5 человек, вышла в июне 1889 года из Кяхты в долину Далахн-Тола. На пути были найдены развалины дворца Ирхе-Мергень-хана (XVI в.) и многие другие. Самые интересные находки были сделаны в 50 верст к югу от Усей-Нора и у монастыря Эрдени-Цзо. Развалины Хара-Болгасуна, в первом из названных мест, оказались остатками города, обнесенного глинобитной стеной, и дворца. Близ дворца найдены были два памятника, представлявшие собою обелиски в 350 см.; на обломках их ясно были видны барельефы, изображающие как бы сплетшихся драконов, чешуя которых была покрыта теми же руническими письменами, которые были открыты раньше и в Минусинском крае, на берегах Енисея. Двигаясь далее, экспедиция открыла остатки построек, множество могильников, следы ирригации, гранитные выдолбленные желоба.

Выдержки из сборника трудов Орхонской экспедиции в 1891 году. Д.Клеменцъ. В сборнике подробно описывается все развалины, остатки сооружений и т.д. Обработка к современному русскому языку (Е.Кулаков):

... Эти развалины расположены между реками Джирмантаемь и Орхоном; расстояние крайних построек Балагсунь от Орхона 2 версты, от Джирмантая теперь 1 1/2 версты. Раньше русло реки подходило ближе к Балгасун. Эти протоки приняли было за искусственные каналы; но этому противоречит самый характер этих высохших каналов... к северу , востоку и юго-востоку ее окружают широкой каймой болотистые луга... В дождливое лето через эти болота почти невозможно перебраться...

...От большинства построек сохранились только валы, кучи щебня, остатки кирпича, кое-где каменная плита, обломки кирпича или черепицы...

Работают немецкие археологи. Karabalgasun Torgrabung; Foto © DAI Bonn

...Валы, окружающие постройки, вытянуты с востоко - юго-востока на запад - северо-запад. Они образуют почти правильный прямоугольник с выступом на западной - северо-западной стороне. Выступ этот окружен особым валом и образует замкнутый прямоугольник. Против этого четурехугольника с внутренней стороны высокий выступ, а напротив выступа внутри двора остатки высокой башни. В восточно - юго-восточной стене видны следы ворот... Вдоль юго-восточной стены видны остатки семи, вдоль северо-западной шести маленьких глинобитных сооружений - сурбаганов...

Luftbild Karabalgasun; Foto © DAI Bonn http://www.twges.de/veranstalt...

В. Радлов: «Развалины Хара-Балгасун, уйгурского города занимают обширную площадь в 8 верст длины и здесь видны ряды более или менее значительных холмов и образующих ряды улиц, канавы или рвы и валы, на которых везде разбросаны куски черепиц и кирпичей и обтесанные гранитные плиты – пьедесталы мелких памятников и т.д., но самые тщательные розыски нигде не показали плит с надписями. На востоке, ближе к Орхону, в шагах 150 находятся развалины древнего дворца. Между ними находятся развалины громадного памятника из гранита, вдребезги разбитого варварским способом. Китайская надпись на нем относится ко 2-ой половине VIII в. и гласит: в честь мудрых гражданских доблестей и необычных военных подвигов хана 9-ти уйгурских фамилий Айдень-ли-ло-гу-ло-ли-ши-жэ-йой-лу.

В послевоенные годы интерес к МНР во многих странах резко возрос. Увеличился поток посещающих ее ученых. Нередко она становилась местом проведения международных конгрессов, конференций, симпозиумов. В этот период в МНР проводили исследования несколько больших международных экспедиций. Первой среди них была Советско-монгольская археолого-этнографическая экспедиция, возглавлявшаяся С. В. Киселевым. Она работала в 1948 - 1949 годах. Отряд под руководством профессора С.В. Киселёва и Х. Пэрлээ, который, проводя раскопки Каракорумаа и Хара-Балгаса выявила торгово-ремесленный квартал и остатки дворцов.

С. Киселев: «Особенно велика была столица Уйгурского ханства – современные развалины Хара-Балгас на р. Орхон вблизи древнейшего монастыря Монголии Эрдэнэ-Дзу. Раскопки в крепости Хара-Балгаса обнаружили остатки дворцовых зданий и многоэтажной цитадели, украшенных оригинальным орнаментом и черепицей с явным воздействием культуры танского Китая. Вокруг города располагались сельскохозяйственные угодья, земли которых орошались по каналам. Особый квартал в городе занимали храмы. Раскопки явно установили гибель города от пожара, возникшего, очевидно во время захвата столицы Уйгурского ханства войсками енисейских кыргызов».

В 1949 году советско-монгольской историко-этнографической экспедицией (рук. С. В. Киселев) был снят план города и проведены раскопки. Внутри крепости обнаружено дворцовое здание, на вершине цитадели - многоэтажное здание, в самом городе - дом ремесленника по металлу. На всей территории Хара-Балгаса была найдена уйгурская посуда 8-9 веков. Сохранились следы разрушений и пожара. К югу от крепости выявлен комплекс храмовых зданий и примыкавший к нему с востока квартал, по-видимому, имевший отношение к уйгурским каганам; здесь была найдена гранитная стела, увенчанная рельефным драконом, с надписями (уйгурской, китайской и согдийской) в честь одного из уйгурских каганов 9 в. Повествуют они о доблестях шести правителей, где упомянуто имя Алп Кутлуг Улуг Бильге кагана, правившего страной в 745 г. Центральная часть города Хара-Балгас, окруженная валами, располагалась к юго-западу от крепости и цитадели (см. план ниже). Если не знать, что рядом с крепостью располагался довольно большой город, то на местности это практически не видно.

 Укрепления и сырцовые стены последних сохранились до 10-12 м высотой, а донжон (сторожевая башня), стоящий посредине цитадели,- на 14 м. Город имел строгую планировку. Вокруг него прослеживаются остатки пригородов, пашен, оросительных . каналов, усадеб, садов. https://legendtour.ru/rus/mong...

Wächterfigur Karabalgasun; Foto © DAI Bonn http://www.twges.de/veranstalt...

Поздние кочевники в Орхонской долине - уйгурская столица Karabalgasun (745-840)

В 2007 году Комиссией по археологии неевропейских культур (КаААК) из DAI и Института археологии Академии наук Монголии была образована «монголо-немецкая экспедиция Орхон". Целью экспедиции являлись археологические и исторические исследования городских поселений поздних кочевников в верхней долине Орхон.

Акцент был сделан на столичном уйгурском городе Karabalgasun (Орду Балык), -крупнейшем раннесредневековом городе в восточной части Центральной Азии. А именно, изследованием территории с общей площадью более 32 квадратных километров на левом берегу Орхон, примерно в 30 км к северо-западу от Каракорума, где KAAK работала с 1999-го года. Верхняя долина Орхон является основной областью образования основных особенностей, присущих всем поздним кочевникам, колыбелью мировых исторически значимых кочевых империй.

Уйгурская столица Karabalgasun была основана Кутлуг Бильге каганом около 744/45 . Путешественники  описывают город начала IX-го века, как великолепный, "большой город, богатый сельским хозяйством". Тем не менее, эпоха расцвета Karabalgasuns длилась недолго. 840 он был завоеван и разрушен енисейскими киргизами, после чего маловероятно, что там кто-либо жил.

Целью раскопок являлись находки, касающиеся городского планирования и развития, городской план, а также выявление важности Karabalgasun, как политического, экономического и религиозного административного центра, значение его, как центрального места для структуры и организации кочевой господства и среды обитания. Превращение кочевого народа в городское население на преобладающей аграрной основе является важнейшим условием для расцвета уйгурской культуры в оазисе городов Восточного Туркестана, где обосновались части уйгуров после изгнания из Karabalgasun.

Източник Археологический институт Германии Фотографии выше с этого сайта.

6.1.2. Уйгурский каганат (745-840 гг.)

Уйгуры — один из древнейших тюркоязычных народов Центральной Азии. Их предки известны с IV в. как скотоводы, жившие к северу от пустыни Гоби. Так же как тюрки, входя в IV-VI вв. в состав каганата аваров, уйгуры постоянно боролись за свободу, но после создания Тюркского каганата оказались в его власти. Летопись сообщает, что тюрки «их силами геройствовали в пустынях севера». С начала VII в. известно имя династийного рода уйгуров — Яглакар. Попытки освободиться особенно усилились в 30-е гг. VIII в. и привели в 745 г. к убийству последнего кагана Восточнотюркского каганата. Уйгурское господство установилось на территории от Монгольского Алтая до Маньчжурии и от Байкала до Китая.

 В 750-751 гг. уйгуры обратились на северо-запад и в кровопролитной борьбе подчинили тюркоязычных чиков Тувы, в 758 г., перейдя Саяны, победили древних хакасов. Власть над Хакасией была недолгой — северная граница прошла в Туве у южного подножия Саянских гор, где уйгуры возвели 16 крепостей и глинобитную стену длиною более 230 км. 

Возможно, что уйгурская глинобитная стена выглядела подобно этой древней стене города Хара-Хото, обнаруженного  казаком-бурятом Бадмажаповым в 1907г.

Эти масштабные действия были прозорливы, но не смогли уберечь страну. Крепости не успели стать полноценными городами. Начатая древними хакасами большая война продолжалась 20 лет и в 840 г. привела к гибели Уйгурского государства. Преодолев Саяны, древнехакасские конные корпуса преследовали разбегавшихся уйгуров до Амура, Китайской стены и оазисов Туркестана. Лишь в Восточном Туркестане в X-XII вв. сохранялись и процветали уйгурские княжества, без боя сдавшиеся затем войскам Чингисхана. Культура Уйгурского каганата имела большое влияние на монголоязычные народы.

http://uyghurtoday.com/tag/%D1...

Уйгурский каганат был высококультурным, хорошо организованным государством, с развитым историческим самосознанием. Страна восприняла политическое и культурное наследие Восточнотюркского каганата, сохранив чиновничий штат, расположив столицу в той же долине Орхона, применяя орхонское руническое письмо и продолжая установку официальных памятных стел. Держава имела активные связи с Китаем и Средней Азией, осознанно обогащая свою культуру их достижениями. В ней планово развивалось градостроительство (к которому привлекали согдийцев) и ряд отраслей экономики (прежде всего земледелие и горное дело), контролировались торговые пути, была создана сеть почтовых станций. В 763 г. страна приняла одну из мировых религий того времени — манихейство, отличавшееся особой книжностью и энциклопедичностью, развитой церковной организацией и монашеством. Проповеди и службы велись на национальных языках, применялись письмена приобщаемых к вере стран. Возникнув в Вавилонии в III в., а к VIII в. наиболее связанная со Средней Азией, эта религия широко раздвинула культурные горизонты населения. Тогда же манихейство приняло и Древнехакасское государство.

Уйгурские крепости Тувы. Реконструкция и план Ill Шагонарского городища (1,3), план IV Шагонарского городища (2). Расположение крепостей вдоль стены на реках Хемчик и Енисей и тропах через Саяны (4)

Археологические памятники Уйгурского каганата выделены лишь в середине XX в. и не получили специального наименования. Они известны в Туве, Забайкалье и Монголии (но в двух последних почти не исследованы). Это прежде всего города. До прихода уйіуров Тува не знала монументальной архитектуры, ими же были сразу возведены 17 крепостей. Все они правильного четырехугольного плана и ориентированы по странам света. Их высокие стены (уцелевшие на 2,5-2,8 м) глинобитны или сложены из сырцового кирпича. Углы и ворота (которых обычно двое) укреплялись полукруглыми башнями. Особенно защищено III Шагонарское городище — у этого небольшого (126x119 м) замка 10 башен и внутренняя цитадель. Памятник входит в куст из 5 крепостей, четыре из которых защищали его. Вероятно, здесь была ставка каганского наместника в Туве. Внутри цитадели открыты остатки здания столбовой конструкции, крытого черепицей. В остальных крепостях также были наземные постройки. В городищах найдены следы ремесленного, металлургического и гончарного производств, плуги, зернотерки, ручные жернова.

Крепости были разных размеров (от 80x80 до 538x375 м), но строились по единому плану. Первый город — опора проникновения в новую страну — ставился сразу по пересечении ее границ и служил защитой прибывавшим войскам. Такова крепость Бажын-Алак, расположенная в Туве близ уйгурской тогда Монголии, на лучшем пути через хребты Танну-Ола. Крепость была застроена длинными строениями, разделенными частоколами на отсеки, — возможно, казармами. Второй форпост был уже к северу от Саян (у с. Шушенское), на берегу Енисея, служившего зимней дорогой. Периметр этого городища достигал 800 м. Других крепостей уйгурам в Хакасии создать не довелось. В Туве же города и замки образовали единую, обращенную на север, к враждебному Древнехакасскому государству, дугу и были соединены упоминавшейся длинной стеной.

Для крепостей выбирались низкие, хорошо защищенные водою места: поймы рек, острова, затопляемые луговины. Рвы сопровождали стены городов и полевые фортификации. Такой ров протяженностью 3,3 км имел, например, вал, уходящий в обе стороны от I Шагонарского городища. Он соединял Енисей с р. Шагонарчик. Участки длинной пограничной стены также имели рвы.

Материальная культура уйгуров изучена мало. Однако вполне очевидны ее глубокие центральноазиатские корни. Близ Шагонарских крепостей раскопаны два могильника уйгуров, резко отличавшихся от захоронений местных племен. Это низкие земляные курганы, перекрывавшие глубокие ямы с боковыми подбоями и сводчатыми катакомбами для тел умерших. Мужчин, женщин и детей погребали поодиночке, укладывая спиной на дощатые настилы или в деревянные гробы. В головах ставили питье в вазообразных гончарных сосудах со штампованным ромбическим узором, а густую пищу — в широкогорлых горшках с уступом под венчиком. В деревянных блюдах оставляли куски мяса овец, коз или коров да ножи для их разрезания. Вход в катакомбу закладывали досками, частоколом, камнями.

Уйгуры Тувы. Инвентарь: 1-7 — наконечники стрел; 8-10 — лепные сосуды; 11 — гончарная ваза; 12 -плужный отвал; (1-6, 12— железо, 7— кость)

Инвентарь малочислен. Характерно полное отсутствие конского снаряжения. Хотя многие погребенные убиты на войне (их черепа рассечены мечами или пробиты стрелами, разрублены кости рук и тела), из оружия (и то лишь у избранных) находят одни роговые накладки лука и несколько наконечников стрел из железа и кости. В женских погребениях бывают глиняные или каменные пряслица, костяные игольники, стеклянные и каменные бусы, подвески из клыков животных, у детей — бусы, ожерелья из  клыков медведя и косточек грызунов. Младенцев захоранивали в колыбелях общетюркского типа (с мочеотводными трубками из бараньих костей). Физический тип погребенных принадлежит европеоидной расе с монголоидной примесью, т.е. близок к современным уйгурам и узбекам.

Уйгурское изваяние. Розовый гранит. Тува, р. Барлык

Памятники аристократам уйгуры, как и тюрки, ставили не на могилах, а одиночно в степи, где и вершили поминки. В отличие от тюрок, они не строили оградок и не устанавливали балбалы. Каменные, всегда мужские изваяния уйгуров, стоящие лицом на восток, известны в Монголии и Туве. От тюркских скульптур их отличает тщательная объемная отделка, а также поза (сосуд удерживается двумя руками), отсутствие клинкового оружия[1] (хотя изображены наборные пояса со многими привесками и сумочками), а также головные уборы с пробором и чехлом для одной косы. Скульпторы обычно использовали гранит.

В противовес этой поминальной традиции, водружение каменных стел с пространными надписями о деяниях деятелей государства (прежде всего каганов) следовало тюркскому обычаю. Также на вершине стелы вырубалась личная тамга, строки, начертанные руническим орхонским алфавитом, шли сверху вниз, постаментом служили каменные черепахи (на них высечены тамги авторов текстов). Известно 5 таких памятников, все они найдены в Монголии. В столице страны Орду-Балыке в 821 г. была создана стела с надписями на трех языках: к орхонскому письму добавилось согдийское и китайское. Важно отметить, что возникший при уйгурах у населения Тувы обычай надгробных надписей вершился совсем иначе — там следовали собственным правилам в размещении и содержании надписей. В Восточном Туркестане, куда отступили разбитые уйгуры, открыты мани-хейские рунические рукописи IX и X вв. на бумаге и изысканные фресковые росписи в храмах. Они воспроизводят различные, не всегда понятные сюжеты, многие детали быта и костюм, которые, как можно думать, восходят еще к VIII-IX вв. 

Примечания

1 Именно эти две черты канона встречаем у кыпчаков Казахстана и европейских половцев.

Източник http://history-library.com/ind...


Цитируются материалы с сайтов:

www.objectiv-x.ru/

forum.arimoya.info

Интересно и более полно https://history.wikireading.ru...

На верхней картинке крепость Пор-Бажын.

Начало здесь https://cont.ws/post/447756

Дайджест за неделю 18-24 ноября 2024

Главная новость уходящей недели, безусловно – наш ответ «Орешником» на попытки бить ATACMS по территории «материнской» России. Зрелищный удар по днепропетровскому Южм...

"БОЛЬШИЕ ДРУЗЬЯ МИГРАНТОВ" ПОШЛИ ВА-БАНК. ДЕПУТАТ И МУФТИЙ ВСТУПИЛИ В ДЕРЗКИЙ СПОР С ПУТИНЫМ: "РФ - ЭТО НЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО"

Происходящие в России изменения в мигрантской политике говорят о том, что у "больших друзей мигрантов" остаётся всё меньше власти и шансов на продвижение своей повесточки, а потому они,...

"Продадут родную землю с могилами вместе": Пророчества сбываются - за правду об Украине и России убили старца Нечая

Нередко "провидцев" используют для манипуляций, однако точно одно - стоит относиться с почтением к словам действительно мудрых религиозных деятелей. Так, за правду об Украине и России у...

Обсудить
  • В сухом остатке от всей этой мифической "великой тартарии" останется только Великий Тюркский Хаканат в разных своих ипостасях, включая и последние его осколки - Царства Казанское, Астраханское, Сибирское и Ханства Калмыцкое и Крымское.
  • И вот этих людей называют дикарями? Да ни один европейский народ не может похвалиться такими свершениями и столь славной историей! Спасибо.
    • olinth
    • 4 декабря 2016 г. 17:14
    спасибо за интересный урок истории и отдельное спасибо за видео.