Старец Паисий Афонский. О вредных привычках. Как ребёнок (будущий старец) ответил на вопрос, есть ли Бог. Советы старца. Часть 3.

5 851



Стр. 78. Старец категорически всегда подчёркивал, что человек не вправе говорить «не могу», можно лишь сказать «не люблю» и «не хочу».

Люди, обладаемые какой-либо страстью, и когда говорят, что какая-то сила мешает им делать добро, должны знать, что эта сила, препятствующая им, есть собственная их сила, которая в них, и которая предназначена для любви, но обращена в ошибочном направлении. И поскольку они любят эти страсти, не могут, естественно, их отбросить, потому что то, что любишь, того хочешь и не оставляешь, дабы не потерять.

Нужно, следовательно, ненавидя эту страсть, найти нечто лучшее… ибо если не найдут ничего лучшего, не могут перенаправить свою любовь, и так страдают.

(Приведён пример с курением): - Не существует «никак», исполни это! Не вдавайся помыслам, которые тебе влагают, что, пожалуй, ты не справишься с этим.

Старец хотел внушить каждому из нас, что мы – самовластны, и если стали рабами какой-то страсти, произошло это по нашему соизволению. И если пребываем рабами этой страсти, остаёмся ими опять по любви нашей к ней, поскольку мы хотим быть рабами страсти.

…Итак, если бы мы были рабы не по воле, но по принуждению – и не могли бы уйти – тогда почему Бог даёт такие заповеди: «уйдите оттуда и идите сюда» ?


Ст. 83. «Через святое крещение вошла в нашу душу благодать Христова, и этот дар – для всех один. Но мы иногда думаем, что одному Святой Бог дал больше благодати: это – ошибка. Христос любит всех Своих детей одинаково, однако не все дети Его имеют одинаковое благочестие. Когда человек благочестив и верит, что благодать Христова, от святого крещения, в душе нашей (и потому смиряет волю свою и очищает себя, чтобы действовала благодать) – тогда, поскольку благодать действует в этой душе, мы думаем, что Бог дал ей больше благодати. Истина, однако, в том, что эта душа много возлюбила Христа и позволила своим смирением Ему действовать в ней и для неё».



Стр. 85-87. «Кто для веры и любви Божией ищет чудес, тот не имеет благородства».

- Когда я был малышом и к душе моей ещё не прилипла накипь, я сильно любил Христа и, держа крест в руке, бродил, полный радости, по лесу один, пел и молился, и хотел стать монахом.

Но мои (родители) говорили, что прежде у тебя должна вырасти борода, и потом пойдёшь. И насмехались надо мной, малышом, говоря: если, мол, спешишь, то нужно расчёской постоянно причёсывать щёки, чтобы скорее появилась и выросла борода. Я спроста верил, поглаживая свои щёки!

И когда я находился в этом состоянии, повстречался в лесу с одним односельчанином, агрономом. Я держал крест, и тот, когда увидел меня, сказал: «Что это?». И я ответил: «Крест Христов». Тот же, не имея добрых помыслов, сказал мне: «Ну, Арсений (мирское имя моё), ты глупый! Не верь этому. Нет Бога. Все религии – создание и изобретение попов. Мы – эволюция обезьяны. И Христос был простым человеком».

Сказал мне это, поднялся и ушёл. Тогда на невинную душу мою этот испорченный помысел молодого человека вредно повлиял и она покрылась чёрными облаками.

Там, в лесу, один одинёшенек, я начал биться помыслами. Может быть, говорил мне один, не существует Бога и я напрасно верую, или может быть так, или может быть иначе… Встревоженный, отчаявшийся и расстроенный, просил я в том состоянии, чтобы показал мне что-нибудь Христос для веры, однако – ничего.

Так, изнурённый этим состоянием, лёг я отдохнуть. В тот же момент вошёл в мою, невинную тогда душу, хороший, полный любочестия помысел и сказал мне: «Перестань! Христос, пришедший на землю, разве не был самым лучшим и самым благим, из тех, кто когда-либо приходил? Никогда никто не нашёл и не увидел в Нём ничего плохого. Э, итак, есть ли Бог или нет, меня не касается. Я, на основании того, что Он – самый лучший из тех, кто приходил на землю, и так как не знаю никого другого лучшего, чем Он, постараюсь, сколько могу, быть на Него похожим, и делать абсолютное послушание всему, что говорит Евангелие. Ещё, если понадобится, за такую Его доброту и жизнь можно отдать за Него!»

И тогда разрешились все неверные мои мысли и душа исполнилась беспредельной радостью, ибо сила любочестного помысла разрешила все сомнительные помыслы. И после того, как я поверил и решил возлюбить Христа, сколько мог, только и только по любочестию, тогда последовало и чудо с Неба, которое запечатлело всё, что любочестивый помысел подсказывал. И тогда я подумал: «Пусть придёт тот, что хочет сказать, что нет Бога!»

Я спросил Старца с любопытством, какое именно чудо он видел в тот момент в лесу. Старец был в затруднении и ответил, что не может сказать. Так показал, что и мне не следует охотиться за чудесами, но довольствоваться благочестием, ибо оно есть ключ, отверзающий двери благих. Позже, однако, Старец сказал, что видел Господа.

«Добрый христианин не делает добро для своей пользы, например, чтобы получить награду, или венок, или чтобы не пойти в ад, или чтобы пойти в рай. Он делает только и только потому, что любит и предпочитает добро злу. Всё остальное является следствием благого, которое приходит в душу, когда не ожидаешь. Только так добро имеет благородство (т.е. только такое – истинное). Иначе – как на рынке: «Что мне дашь, если сделаю это?» или: «Я делаю это, а ты дай мне то!». *


Гора  Афон



* Что касается последнего, то это пример второй стадии духовного роста православного христианина.  Первая стадия - это стадия раба, когда раб боится Господина: боится попасть в ад, поэтому  тупо соблюдает посты и праздники, не потому, что хочется, а потому, что "надо" - но и это ужè неплохо, потому что здесь деятельно проявляется воля к спасению. Вторая стадия - это стадия наёмника: ты - мне, я - тебе. То есть на этой стадии православный христианин начинает уже торговаться с Богом: "Вот видишь, я соблюдаю всё, посты и праздники, Ты ведь дашь мне за это рай?" Это состояние лучше первого, хоть и так же примитивно, но и тут проявляется воля ко спасению, теперь даже в более агрессивной форме, то есть желание спасения своей души нарастает. Третья стадия - это стадия чада Божия, когда православный христианин живёт по-православному исключительно по своему желанию и уже не хочет жить по-другому. Страх Божий так же присутствует, но в другой форме - страх оскорбить любящего Бога своими грехами. У такого человека рай ужè внутри, что указывает на то, что он духовно готов для настоящего рая.


Часть 1   https://cont.ws/@elenavr/27616...

Часть 2   https://cont.ws/@elenavr/27616...





"Сопротивление" по-украински

Номинально Франция участвовала во Второй мировой войне почти год – с третьего сентября 1939 года по 22 июня 1940 года (затем воевала "Сражающаяся Франция" де Голя, Французская республик...

В США заявили, что после окончания СВО Одесса перейдет под контроль РФ

Одесса окажется под контролем России после окончания специальной военной операции. С таким прогнозом выступил бывший аналитик ЦРУ Ларри Джонсон. По его словам, этот город всегда был рус...

Чем и как Россия может помочь Гагаузии

Политолог и публицист Ростислав Ищенко, отвечая на вопросы читателей издания «Военное дело», прокомментировал обращение властей Гагаузии к Москве в поисках защиты от Кишинева, а также р...

Обсудить
  • Что за бред. Есть бог, нет? Все элементарно познается. Попадаешь в (простите) крутую жопу. И все. Выкрутился - маладца, бог есть. Сгинул - никто тебя не услышит. Без разницы уже