7 сентября 1859 года завершился штурм аула Гуниб (Дагестан). Аул располагается на вершине неприступной горы, подняться на которую можно лишь по единственной узкой тропе. Там засел отряд из 400 горцев, вооружённый четырьмя пушками. Командовал штурмом сам главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский.
Зачем было всесильному князю лично заниматься одной из многочисленных дагестанских горных крепостей? Ответ прост: в Гунибе находился сам имам Шамиль, почти 30 лет возглавлявший войну кавказских горцев против Российской империи. Шамиль, и горстка сохранивших ему верность мюридов. Падение Гуниба означало конец Шамиля, прекращение существования созданного им горского государства – имамата, и завершение кровопролитной кавказской войны. Барятинский добился своего: Шамиль согласился сдаться. Он отправился в Россию, где его ждал почётный плен.
Кем был Шамиль
Иногда у людей, мало знакомых с историей войн на Кавказе, складывается впечатление, что имам Шамиль – не более, чем один из многочисленных горских абреков, бесстрашный, жестокий и коварный лидер отрядов таких же жестоких бородачей с кинжалами. Это ни в малейшей степени не соответствует истине.
Шамиль был человеком с подлинно государственным мышлением, сумевший создать из разрозненных племён Дагестана и Чечни государственное образование, в котором уделялось внимание социальному обеспечению и образованию. Почти тридцать лет он умело противостоял огромной Российской империи, при этом успешно лавируя между турецкими и британскими посулами и предложениями о сотрудничестве. Сын простого кузнеца, Шамиль получил прекрасное мусульманское образование, знал философию, риторику, богословие, говорил и читал по-арабски, по-русски и на многих кавказских языках.
Словом, родись человек с такими дарованиями и таким умом не в горном ауле, а где-нибудь в Европе - о нём говорили бы, как об одном из самых выдающихся людей эпохи.
В русском плену
Из Гуниба Шамиль отправился в длительное путешествие в Россию. Шамиль прибыл сначала в Чугуев, где впервые встретился с Александром II, затем в Москву. В Москве он был принят Ермоловым – два старых воина отнеслись друг к другу с большим уважением. Из Москвы имам приехал в Санкт-Петербург, где в Царском Селе был представлен императорской семье.
Император определил Шамилю местом жительства Калугу. На содержание пленённого имама, его двух жен, сыновей и дочерей ежегодно выделялось 20 тысяч рублей, не считая пенсии в 15 тысяч, положенной лично Шамилю.
Калужское общество принимало почётного царского пленника очень доброжелательно, с ним в прекрасных отношениях были местный губернатор, начальник полиции и даже архиепископ. В 1866 году в Калужском дворянском собрании в присутствии первых лиц губернии имам Шамиль и два его сына приняли российское подданство, принеся присягу на верность императору. В 1869 году государь Александр II жаловал имаму потомственное дворянство.
Почётное пленение в России продолжалась до 1870 года, когда имаму было дозволено совершить хадж в Мекку. В Аравии, имам, которому было к тому моменту 74 года, и ушёл из жизни.
О периоде почётного плена Шамиля в России ходит немало "анекдотов" (анекдотом в XIX веке называли короткий рассказ о каком-то интересном случае).
Например, такой: показывая Шамилю свой дворец, царь спросил горца, видел ли он ещё где-либо подобную красоту. Шамиль ответил на это, что его дворцом были горы, прекраснее которых нет на свете ничего, а потолком ему служило высокое небо.
Ещё говорят, что Шамиль, рассуждая о тяготах войны, заявил, что он всё время спал на пуховой постели и ел мёд и масло. Удивлённый царь спросил, как же ему удавалось создавать такие условия? Шамиль отвечал, что устав, он засыпал на земле, подложив под голову камень, и спалось ему лучше, чем в любой кровати, а проголодавшись, ел кусок лепёшки, и это было вкуснее любых яств.
И, наконец, есть и такая история: государь спросил, как мог Шамиль почти 30 лет противостоять России? Имам смиренно сказал, что если бы знал, как огромна и сильна Россия, он ни за что не поднял бы против неё оружия.
Завещание Шамиля
Иногда можно встретить текст, который носит название «Завещание Шамиля». Там есть и такие строки: «Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая несчастья. Оказывается, покой и счастье можно обрести только в мирной жизни!... В отношениях с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливости, перетянут в сторону добра».
Историки Патимат Тахнаева и Хаджи Мурат Доного утверждают, что этот текст не имеет никакого отношения к имаму Шамилю, а принадлежит перу профессора Магомедова, автора театральной постановки, посвящённой легендарному имаму. Для этой пьесы указанные слова и были написаны.
Шамилю принадлежит другой текст – это депеша, отправленная императору Александру в день присяги в Калужском дворянском собрании. Шамиль пишет: «Ты, великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, великий Государь, подарил мне жизнь. Ты, великий Государь, покорил моё сердце благодеяниями. Мой священный долг, как облагодетельствованного дряхлого старика и покорённого Твоею великою душой, внушить детям их обязанности перед Россией и её законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми ты меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными царям России и полезными слугами новому нашему отечеству».
Речь идёт, как видим, о завещании детям, а не всему народу.
Но так ли много значит эта разница?
Оценили 19 человек
33 кармы