• РЕГИСТРАЦИЯ

Анна Каренина

6 876

Публикация романа «Война и мир» была завершена в 1868 г. А уже 24 февраля 1870 г. Софья Андреевна Толстая записала в своем дневнике: «Вчера вечером он мне сказал, что ему представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что, как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины».[299]

Так появился замысел романа «Анна Каренина». Правда, к работе Лев Николаевич приступил только в 1873 г. В литературной критике столь длительный период, когда Толстой занимался преимущественно педагогической деятельностью, самообразованием и духовными поисками, иногда называют временем накопления сил, иногда – временем творческого и даже психопатологического кризиса. Последнее выводят из периодически повторявшихся и временами даже учащавшихся приступов у писателя патологического страха смерти, сопровождавшихся галлюцинациями и тяжелыми депрессиями. Сам Лев Николаевич называл эти приступы «арзамасской тоской», поскольку впервые с ним подобное случилось в 1869 г. в Арзамасе.[300] Вскоре после начала этой странной депрессии, под влиянием (по признанию самого Толстого) в очередной раз прочитанных писателем прозаических отрывков А.С. Пушкина «Гости съезжались на дачу» и «На углу маленькой площади» и родился образ Анны.

Непосредственная работа над романом «Анна Каренина» продолжалась с 1873 по 1877 г. и сопровождалась регулярно повторявшимися кратковременными приступами «арзамасской тоски». С 1875 г. Толстой начал публиковать роман в журнале «Русский вестник» (№ 1–4 за 1875 г., № 1–4 и 12 за 1876 г., № 1–4 за 1877 г.). Эпилог был впервые напечатан только в отдельном издании, поскольку редакция журнала сочла неприемлемыми высказывания писателя о добровольческом движении в пользу сербов, тем более что в апреле 1877 г. началась очередная Русско-турецкая война (1877–1878). Знаменательно, что завершение публикации «Анны Карениной» совпало с первой поездкой Льва Николаевича летом 1877 г. в Оптину пустынь, куда он отправился в сопровождении Н.Н. Страхова. Путешествие было предпринято в связи с тем, что все попытки Толстого лечиться от тяжелейшей депрессии оказались к тому времени тщетными – и он попытался найти причины своей душевной болезни у старцев.

О том, как живо реагировал российский читатель буквально на каждую главу романа, написано так много, что останавливаться на этом не стоит. Равно как не стоит особо рассказывать о прототипах Анны Карениной. Толстой, как известно, если и использовал отдельные черты из жизни и внешности реальных людей, то в целом прототипы его героев всегда были собирательными. Так и для Анны Карениной можно насчитать более десяти знакомых Толстому женщин, чьи черты были использованы писателем для создания ее образа.

Вообще Толстой впоследствии не раз признавался, что, приступая к публикации романа, еще не знал, чем он окончится, а также в том, что «вообще герои и героини мои делают иногда такие штуки, каких я не желал бы: они делают то, что должны делать в действительной жизни и как бывает в действительной жизни, а не то, что мне хочется».[301]

Другими словами, Толстой в процессе творения был в какой-то мере равен со своими читателями и зачастую, как и они, не знал, что будет происходить в создаваемой им книге далее и чем все кончится. Не удалось ему и осуществить свой первоначальный замысел о невинной жалкой женщине; созданная Толстым героиня все перевернула по-своему.

Поэтому неудивительно, что тайна Анны Карениной, а она бесспорно есть, открывалась постепенно и стала понятной лишь к началу XXI в. Хотя догадки о ее сущности высказывались неоднократно, и даже сам Лев Николаевич давал смутные ориентиры для ее раскрытия. Чего стоят хотя бы слова Кити об Анне: «Да, что-то чуждое, бесовское и прелестное есть в ней».[302] Или слова автора о героине: «Она была прелестна… но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести».

Однако, прежде чем говорить о сущности Анны Карениной, надо понять, о чем повествует сам роман. Изначально его признали энциклопедией русской жизни второй половины XIX столетия. Такое ни к чему не обязывающее понимание можно простить современникам великого писателя. Этими же современниками были отвергнуты примитивные попытки объявить «Анну Каренину» любовным романом, а саму героиню приравнять к Эмме Бовари. Недаром намерение И.А. Бунина переписать «Анну Каренину» как историю чистой любви окончилось пустым разговором, поскольку в сюжете романа нет места идеальным чувствам, книга рассказывает о совершенно ином.

В.И. Ленин именно в «Анне Карениной» увидел «зеркало русской революции». До него критики лишь ходили вокруг темы нравственного разложения и общей деградации современного им грамотного класса в целом и русской аристократии в частности. Тема эта и в самом деле была особо остро поднята в «Анне Карениной». Ленин указал на это прямо, без смягчающих оговорок, однако для нас, живущих в XXI в., и эта идея оказалась временной и давно устарела.

Сегодня, с высоты знания истории человечества в последнем столетии, мы можем с уверенностью сказать, что квинтэссенцией романа «Анна Каренина» является идея смерти. Весь роман пронизан темой смерти, а Анна Каренина есть та самая раковая клетка, которая в числе других привела человечество к современной злокачественной и уже не излечимой опухоли в массовом общественном сознании.

И философы, и психологи, и физиологи давно указывают на неотвратимую бессознательную тягу живых организмов к смерти. Попыток объяснения этого феномена делалось много, но все они остаются неубедительными. Парадокс заключается в том, что чем человек образованнее и интеллектуальнее, тем сильнее в нем названная патологическая тяга. Этим, должно быть, и следует объяснить неиссякаемый восторг творческой интеллигенции пред образом Анны Карениной и создание ею мифа о доброй, страстно любящей, чадолюбивой, правдивой, «потерявшей себя», несчастной, жалкой, во всем виноватой, но сражающейся за свое право любить (перечислять можно до бесконечности) Анне. Самое странное, что все характеристики выбраны нами из литературной критики и совершенно не проистекают из текста романа.

Очевидно и то, что героиня Толстого имеет лишь внешнее, поверхностное сходство с героиней Флобера, хотя родство это упорно навязывается нам критикой уже более ста лет. Самым близким для Карениной образом в мировой литературе безусловно является Катерина Измайлова с ее личностным русским бунтом. Толстой же лишь продолжил и развил находки Лескова.

Против чего взбунтовалась Анна Каренина и почему именно в ней кроется истинное общественное зло? Лев Николаевич впервые в мировой литературе и против своей воли столь ярко показал бунт абсолютного эгоцентризма представительницы высших слоев общества против вековых общественных устоев, зримо очертив пути дальнейшего следования человечества в тупик своего бытия.

Главным объектом бунта Карениной стал ее муж, чья нравственная высота в течение времени становилась все более раздражающим фактором для порочной женщины, пока не переросла в лютую ненависть. Здесь необходимо учесть, что Каренин никогда не любил Анну и не собирался на ней жениться, но Облонские, рассматривая его как очень выгодного жениха, буквально поставили сорокалетнего мужчину в ситуацию, когда он был вынужден жениться. И Анна, видимо, участвовала в этом сговоре, устраивая свое благополучное будущее. Фактически была повторена история Пьера Безухова и Элен, Анна Каренина и оказалась продолжением образа Элен Безуховой.

Почему считается, что Каренин обязан был пылать к жене страстью, а иначе его следует признать «министерской машиной» и сухарем, необъяснимо. Достаточно того, что муж уважал Анну как жену и мать их общего сына, полностью обеспечивал все ее прихоти, а впоследствии жалел ее и сострадал ей. Уже один факт того, что именно Алексей Александрович удочерил брошенную родителями дочку Карениной и Вронского, должен был бы коренным образом изменить у интеллигенции отношение к героям романа.

Современный критик Наталья Воронцова-Юрьева совершенно точно отметила: «А между тем истина – простая, холодная, не скрываемая автором истина заключается в том, что Анна не любила никого и никогда. Ни Вронского, ни сына, ни мужа, ни дочь. Она вообще лишена этого чувства – она не умеет любить, и более того: она и не желает любить. А любовь, направленная не на нее, и вовсе раздражает ее, она не может спокойно ее наблюдать, она ее бесит, ее от нее воротит.

Собственно, превосходство над всеми и безоговорочная власть над жертвой – это и есть единственная жизненная цель Карениной. Это все, что ее интересует и к чему она стремится по-настоящему.

Разумеется, подобная цель порождает подобные поступки, а они, в свою очередь, нуждаются в оправдании – и тут помощником Карениной становится жалость к себе.

Жалость к себе – единственное искреннее чувство Карениной, все остальные ее переживания фальшивы. Она буквально одержима жалостью к себе – и полным отсутствием жалости к другим. Ей не жаль никого, даже сына. Жалость к себе позволяет ей бесконечно оправдывать себя – бесконечно обвиняя других и намеренно вызывая в них устойчивое чувство вины. По неизменному мнению Карениной, во всех ее несчастьях всегда виноваты все, кроме нее. Она вообще делает все, чтобы избежать ответственности за свои собственные поступки, и при первой же возможности сваливает эту ответственность на другого – того, кто по доверчивости имел неосторожность полюбить ее или по врожденной порядочности взялся ей помочь.

Порядочные доверчивые люди – питательная среда любого манипулятора.

И Каренина здесь не исключение – она играет на лучших человеческих чувствах, таких как доброта, доверчивость, искренность, порядочность и способность сострадать.

Порядочным людям можно очень долго внушать чувство вины и чувство долга по отношению к манипулятору. Особенно если этот манипулятор – красивая женщина».[303]

Даже самоубийство Анны Карениной – это ничем неоправданный акт мести тем, кто любил ее и сопереживал ей. По принципу: ах, вы такие добренькие, такие чистенькие, такие хорошенькие? а я дрянь? так нате вам, получайте, чтобы всю оставшуюся жизнь мучались и каялись! Ненавижу вас всех!

И она добилась своего. Только мать Вронского, престарелая графиня, с высоты прожитых лет точно оценила смерть Анны Аркадьевны: «Да, она кончила, как и должна была кончить такая женщина. Даже смерть она выбрала подлую, низкую… Нет, как ни говорите, самая смерть ее – смерть гадкой женщины без религии. Прости меня Бог, но я не могу не ненавидеть память ее».

Отчего же, начиная с первых опубликованных глав, «передовая» отечественная интеллигенция, а следом за ней и европейские интеллектуалы взялись клеймить и обличать современное им российское общество и сочувствовали только Анне Карениной?

Чтобы понять причины этого, надо учесть время появления романа – 1870-е гг. Согласно блистательным исследованиям В.И. Ленина, на данные годы приходится пик эпохи перехода современного общества к империализму – высшей стадии капитализма, то бишь окончательного победоносного торжества денег над человеком. Если же говорить не о социально-экономических формациях, то сие есть время качественного перерождения человеческого общества. Процесс этот был заложен эпохой Возрождения, углублен французскими философами-просветителями и Великой французской революцией, но только в 1870-х гг., после целого ряда революций, приобрел характер необратимых качественных изменений.

Гений Толстого, опять же помимо воли писателя, ярчайшим образом именно в романе «Анна Каренина» отразил это перерождение общественного сознания. Позднее оно нашло научное обоснование в психоанализе Зигмунда Фрейда (1856–1939) и в аналитической психологии Карла Густава Юнга (1875–1961).

Впервые за свою историю европейская интеллигенция пошла в атаку на незыблемые нравственные табу, которые были установлены в затерянные в истории времена на основании многовековой общественной практики (а не по прихоти жрецов или властителей, как теперь нас пытаются убедить) с единственной целью – для выживания общества. Интеллектуалами в ущерб обществу была выдвинута идея приоритета индивидуальности, личности. Позднее на основании учений Фрейда и Юнга эти процессы были названы разрушением общественных табу ради избавления личности от внутренних комплексов. Психиатрия была поставлена выше исторической практики, выше опыта, что неизбежно повлекло разрушение общества как органического целого и обратило его в аморфную бессмысленную массу амбициозных индивидуальностей, скрепленную железными стяжками государственных законов. По сути, это и есть смерть общества, на фоне которой демократия, выборность, верховенство суда выглядят комическим анахронизмом.

На примере Анны Карениной Толстой вскрыл механизм процессов перерождения общественного сознания. Анна Каренина пострадала за то, что открыто нарушала установленные обществом нравственные табу якобы по причине своей доброты и кристальной честности. Все, что она делала открыто, другие делали тайно, и эти другие затем объединились и стали ханжески преследовать несчастную женщину, которая и без того страдала от своей греховности.

Здесь-то и произошла подмена Толстым и его приверженцами понятий. Эти другие, сознавая порочность своих деяний и будучи не в силах остановиться (обычная для человека слабость), старались сохранить свой порок в тайне (из страха ли или по совести – не суть важно), чтобы не подвергать сомнению незыблемость вековых общественных табу. Каренина, наоборот, своим показным развратом из прихоти стала разрушать эту незыблемость общественных табу и получила достойный отпор. Разве мог в целом здоровый общественный организм не отторгнуть такую разлагающую его раковую клетку?

Однако обратите внимание на нравственное состояние европейских интеллектуалов конца XIX в.: для них те, кто опасался подвергать сомнению незыблемое, оказались ханжами; а та, кто взялась разрушать незыблемое, оказалась праведной страдалицей. И после этого кто-то сомневается в справедливости последовавших в XX в. революций и мировых войн?

К сожалению, конечный результат оказался плачевным: сегодня мы живем в обществе торжествующей Анны Карениной. Нравственные табу разрушены во имя свободы развития индивидуума, благородные понятия осмеяны и объявлены ханжеством, низменные страстишки возведены в ранг высочайших принципов. Как результат, мы получили онкологический парадокс общества Анны Карениной – плотски размножаясь в геометрической прогрессии, человечество вымирает и духовно, и физически!

Виктор Николаевич Еремин, «100 великих литературных героев», 2009г.

    Имперский ген проснулся

    И не говорите, что я не предупреждал Сказано не единожды: если вы не идёте к геополитике, геополитика идёт к вам. Причём идёт без стука, цинично и по головам, ибо см. предупреждени...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Часы истории Сегодня 04:57

      Теория галлюцинаций

      Владимир Тонков, автор книги «Беседы о сверхсознательном», считает, что «летучие голландцы» - это форма существования и проявления энергоинформационного поля людей. Своего рода определённая материализация их мыслеформ. Весь наш материальный мир («мир плотной материи»), рассказывает Тонков, пронизан тонкоматериальным, а также иноматериальным, которые точ...
      230
      Часы истории Сегодня 04:53

      Жертвы природных катаклизмов

      За последние 100 с лишним лет Регистром Ллойда (органом надзора за безопасностью плавания судов) зафиксировано 1250 исчезновений кораблей в океанах. Весьма нечасто, но всё же некоторые из бесследно пропавших судов затем неожиданно возвращаются. Так, 8 сентября 1894 года в Индийском океане немецкие моряки заметили трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт», а на ...
      261
      Часы истории Сегодня 04:51

      Ученые о феномене «Летучего Голландца»

      Как и всякая великая легенда, история с «летучим голландцем» время от времени обрастает новыми фактами и загадочными подробностями. А это значит, что возникла она не на пустом месте, а на основе хотя и необъяснимых, но всё же неких реальных фактов. А потому, сколько веков живёт эта легенда, на протяжении всего этого времени предпринимались и попытки объ...
      327
      Часы истории Сегодня 04:50

      Свидетельства очевидцев встречи с «Летучим Голландцем»

      Моряки, как известно, во все времена были горазды на выдумки. Если верить всему, о чём говорили в портовых кабачках, то получится, что океанские воды перенаселены поющими девами с рыбьими хвостами, гигантскими спрутами и прочей нежитью. Однако «Летучий Голландец» - дело другое. Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, существовали в ре...
      661
      Часы истории Вчера 04:50

      Серый волк

      Серый Волк русских сказок, конечно, тотемического происхождения, иначе нельзя поверить, что Волк, вор и разбойник по характеру, помогает Ивану-Царевичу. Если же он - тотем, то тогда понятно, что он покровительствует своему подзащитному. В сказках он делает тысячи чудес, подаёт множество разумных советов и вообще ведёт себя как добродетельное существо. С...
      223
      Часы истории Вчера 04:48

      Сивка-бурка, вещая каурка

      У греков был Конь Тындареос, что означает «производящий Гром», откуда латинский глагол «тундера». Синоним Громового Коня - русская Сивка-Бурка-Вещая Каурка. Гром - «известие» Индры, что будет Дождь, нужнейший в жизни пастухов, как и земледельцев (Громани. «Заген унд Бемен». Прага, 1863; Теодор Бент. «Цыклады», 1886). Таким образом, понятно, почему Сивка...
      205
      Часы истории Вчера 04:46

      Жар-птица на Руси

      Эта Птица, конечно, является либо Фениксом, либо Солнцем. «Поймать Жар-Птицу» - держать в руках Счастье; Иван-Царевич, ловящий Жар-Птицу, находит себе Царевну-Невесту. Братья сговариваются, чтоб его убить и завладеть Жар-Птицей и Царевной. Сказка имеет много вариантов, но все они вовсе не являются плодом свободной фантазии, как может казаться извне. Рус...
      191
      Часы истории Вчера 04:44

      Сказка про курочку Рябу

      Кто не слышал в детстве сказки: «Жили-были Дед да Баба, да была у них Курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое!» Тем не менее вряд ли многие знают, что это - ведическое «Яйцо Вселенной», сверкающее всеми цветами, искрами, огнями. Состоящее из огоньков Яйцо Вселенной вмещает в себя наш Мир, Землю и Небо со всеми Звёздами. Как известно и...
      212
      Часы истории 13 января 04:45

      Истребитель Jager Р-13

      Кроме поступивших на вооружение люфтваффе и изготавливавшихся серийно истребителей Ме-262 и Ме- 163 фирма “Мессершмитт” вела широким фронтом работы и над другими реактивными истребителями. Так, весной 1945 г. эксперты комиссии ВВС США обнаружили продувочную модель реактивного истребителя Jager Р- 13, рассчитанного для полетов на сверхзвуковых скоростях....
      325
      Часы истории 13 января 04:43

      Штурмовик Ме-328

      Фирма “Мессершмитт” в 1942 году разрабатывала проект планера-истребителя Ме-328, который должен был устанавливаться по схеме “Мистель” над фюзеляжем самолета-носителя Ju-88 или Do-217 и подниматься этим самолетом на большую высоту с тем, чтобы затем в режиме пологого пикирования атаковать реактивными снарядами самолеты противника.Позже, уже в конце 1943...
      247
      Часы истории 13 января 04:41

      Пикирующий бомбардировщик Hs-132

      На начальном этапе второй мировой войны немцы широко и весьма успешно использовали пикирующие бомбардировщики фирмы «Юнкерс» Ju-87. Эти бомбардировщики производили бомбометание бомбами большого калибра и нередко достигали поразительной точности поражения таких малоразмерных объектов, как танки, мосты, отдельно расположенные огневые точки и пункты управл...
      240
      Часы истории 13 января 04:39

      Бомбардировщик Не-343

      Одним из многочисленных проектов «чудо-оружия», разрабатывавшегося в годы второй мировой войны всеми самолетостроительными фирмами был бомбардировщик фирмы «Хейнкель» Не-343.Начав работы над бомбардировщиком весной 1944 года, фирма «Хейнкель» поставила перед собой задачу создать реактивный боевой самолет с экипажем из двух человек, который был бы в сост...
      228
      Часы истории 12 января 09:52

      Мегера

      Страна-производитель и год выпуска: США, 1968Компания-производитель / дистрибьютор: Goldstein Films / Eve ProductionsФормат: звуковой, цветнойПродолжительность: 70 минЯзык: английскийПродюсер: Расс МейерРежиссер: Расс МейерАвторы сценария: Расс Мейер (сюжет), Энтони-Джеймс Райан (сюжет), Роберт РуделсонНаграды: нетЖанр: драмаВ ролях: Эрика Гэйвин (Виксе...
      1682
      Часы истории 12 января 09:50

      Любовь под вязами

      Страна-производитель и год выпуска: США, 1958Компания-производитель / дистрибьютор: Don Hartman Productions / Paramount Pictures CorporationФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 111 минЯзык: английскийПродюсер: Дон ХартмэнРежиссер: Делберт МаннАвторы сценария: Юджин О’Нил (пьеса), Ирвин ШоуНаграды: нетЖанр: драмаВ ролях: Софи Лорен (Анна Кэбот...
      365
      Часы истории 12 января 09:48

      Лолита (1997)

      Страна-производитель и год выпуска: США, Франция, 1997Компания-производитель / дистрибьютор: Chargeurs SA, Pathé / Samuel Goldwyn Company (США)Формат: звуковой, цветнойПродолжительность: 137 минЯзык: английскийПродюсеры: Марио Кассар, Джоел Б. МайкалсРежиссер: Эдриан ЛайнАвторы сценария: Владимир Набоков (роман), Стивен ШиффНаграды: 1999 г. - премия мол...
      509
      Часы истории 12 января 09:46

      Девичий источник

      Страна-производитель и год выпуска: Швеция, 1960 (Jungfrukällan)Компания-производитель / дистрибьютор: Svensk Filmindustri / Janus Films (США)Формат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 89 минЯзык: шведскийПродюсеры: Ингмар Бергман (в титрах не значится), Аллан Эклунд (в титрах не значится)Режиссер: Ингмар БергманАвторы сценария: Улла ИсаксонНаграды...
      885
      Часы истории 11 января 07:06

      Звонил ли Сталин Пастернаку?

      Однажды в ноябре 1933 года Чёрт подтолкнул Осипа Мандельштама к письменному столу и тот упиваясь тщеславием накалякал на бумажном клочке пустые стишки:«Мы живем, под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца,Там припомнят кремлёвского горца.Его толстые пальцы, как черви, жирны,А слова, как пудовые гири, верны,...
      740
      Часы истории 11 января 07:00

      «Хождение по мукам» цитаты

      А кучка адвокатов и профессоров, несомненно людей образованных, уверяет всю страну: «Терпите, воюйте, придет время, мы вам дадим английскую конституцию и даже много лучше». Не знают они России, эти профессора. Плохо они русскую историю читали. Русский народ - не умозрительная какая-нибудь штуковина. Русский народ - страстный, талантливый, сильный народ....
      714
      Часы истории 11 января 06:57

      Муж Маргариты был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену

      3 декабря 1889 года на Тамбовщине в родовом имении «Савинки» родился Евгений Александрович Шиловский будущий капитан царской армии и генерал-лейтенант РККА.По семейной легенде в начале XIII века первый Шиловский прибыл из Австрийской Цесарии в Краков и взбешенный польским гонором отправился пытать солдатское счастье в Киев. Великий князь Даниил Романови...
      636
      Часы истории 11 января 06:55

      Сербский Илья Муромец

      5 августа 1873 года в селе Виницке родился прославленный черногорский серб Александр Саичич. Получив среднее образование, он окончил в Белграде пехотную школу унтер-офицеров и три года прослужил в бригаде Васоевича.В столице Александр был лучшим наездником и саблистом, то, что он показывал на смотрах, не мог повторить ни один другой сербский офицер. Одн...
      388
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика