• РЕГИСТРАЦИЯ

Фрэнсис Форд Коппола. Всеядный Дракула целлулоидной эры

1 650

"Дракула Брэма Стокера", подобно классическим фильмам Копполы 70-х годов, стал фаворитом мирового репертуара и вернул имя режиссера в сферу популярности и любви масс-медиа. "Симфония черного и красного, ночи и крови", как ее поэтически описывают критики, создана во всеоружии голливудского постановочного мастерства с использованием взятых напрокат профессионалов-гастролеров: немецкого оператора Михаэля Баллхауза, японской художницы по костюмам Эйко Исиока, английских актеров Гэри Олдмена и Энтони Хопкинса. Но главное заимствование Копполы - сам роман Брэма Стокера, выросший из недр европейской индустриальной цивилизации и культуры.

Именно викторианская Англия - классическая (и уже слегка загнивающая) страна капитализма - вскормила своей кровью этот культовый литпамятник. В XX веке мотив вампиризма обнаруживал все новые и новые актуальные трактовки и возвращался, чаще всего через кинематограф, когда находил для себя подходящее "время и место". Вампир приходил на экран в момент кризиса нации - в 1922 году в Германии (знаменитый "Носферату"), в 1930-м в Америке, в 1958-м в Великобритании, снова в Америке, теперь уже тоже слегка загнивающей, - в 1979-м и (фильм Копполы) в 1992-м.

Если марксисты видели в вампире аллегорический образ кровососа-эксплуататора, если, согласно фольклорным теориям, вампир воплощал страх того, что мертвецы не умирают взаправду, то новое время принесло новые трактовки. Теперь в старом сюжете находят метафору сексуального угнетения, наркомании, а также поистине мистической эпидемии СПИДа. Не менее актуально рассматривать вампиризм как порождение восточноевропейского мира (Дракула, как известно, обитал в Трансильвании), истощенного социализмом и охочего до кровушки.

Все эти глобально-безумные идеи действительно витают вокруг Копполы. Ни в каком другом американском режиссере не встретить такого крутого замеса интеллекта и сентиментальности, идеализма и практицизма, утонченности и гигантомании, эстетизма и кича, продюсерской жилки и чистого культа стиля. Его определяют как гибрид Феллини и Занука (одного из крестных отцов продюсерской мафии Голливуда). Он состоит из бороды, темных очков, кинокамеры и берета. Он любит электронику и заход солнца, комиксы и Наполеона, Фреда Астера и немецкое кино.

В каждом его возрастном цикле Копполу сопровождает ореол легенды. Генетически режиссер связан с итальянской \ традицией, с пронизывающей ее идеей оперы и мелодрамы. Отец, Кармине Коппола, был флейтистом у Тосканини, дирижировал мюзиклами и сочинял музыку для фильмов сына; мать в молодости играла у Витторио Де Сики. Еще в младенческом возрасте Фрэнсис, которого отец, поклонник Генри Форда, называл "Форд", обожал играть с кинопленкой, а в десять лет придумывал театр марионеток и накладывал звук на семейные любительские фильмы. Эта легенда о чудесном ребенке итало-американских кровей, влюбившемся в кинематограф в период затяжных детских болезней, подозрительно дублируется в биографиях Мартина Скорсезе.

Молодой Коппола проявляет свойственную ему "всеядность", делает дешевые секс- и хоррор-фильмы в команде Роджера Кормана, закалившего не один режиссерский талант; в последний раз снимает танцующего Фреда Астера; выступает с поп-артовской экранной импровизацией в духе "Битлз"; пишет сценарии батальных супергигантов; наконец - ставит стопроцентно авторский фильм "Люди дождя" (1969), признанный на родине "престижной неудачей", но сделавший молодому режиссеру имя в Европе.

Эта картина была одной из многих в ряду road movies, появившихся на руинах классической голливудской мифологии и сформировавших новый имидж американского кино - кино рефлексии и разочарования, протеста и грез о свободе. Но подспудно зрела ответная созидательная волна, в мощной мелодии которой Копполе суждено было сыграть одну из первых скрипок.

Скрипка Копполы - не только метафора. Музыка организует действие ключевых картин режиссера. Мелодия Нино Роты из "Крестного отца", сама по себе ставшая шлягером, определила чувственную атмосферу всей трилогии. Вагнеровский "Полет Валькирий" озвучил самую жуткую и эффектную сцену "Апокалипсиса сегодня" (1979). Даже в суховатом "Разговоре" (1974) подслушанный магнитной пленкой диалог, прокручиваясь вновь и вновь, становится звуковым лейтмотивом этого "шизофренического детектива".

В связи с запоздалой русской премьерой сразу трех "Крестных отцов" отечественная реклама обнародовала лестный для нас факт: в начале своей профессиональной карьеры Коппола занимался перемонтажом и дубляжом киносказок вроде "Садко" Александра Птушко. Это трогательно. Как и то, что молодой Коппола пересмотрел все фильмы и перечитал все книги Эйзенштейна.

Было бы чересчур утверждать, будто Голливуд Копполы-Лукаса-Спилберга (трио, которое эксперты оценили в совокупности в миллиард долларов еще до начала рецессии) реализовал заветную мечту советского монументального кинематографа. Но в конце 50-х годов некоторые его особенности вполне могли впечатлить прилежного киномана, студента театрального факультета. И хотя в то время у него были уже другие кумиры - Бергман и Антониони, - это лишь добавило еще пару красок к режиссерской палитре Копполы. Он свободно чувствует себя между голливудским каноном и постановочным гипнозом. Между Эйзенштейном и Птушко. Между моральной оценкой и всепрощающей ностальгией.

Чтобы стать свободным, Коппола сначала заковал себя в тиски кормановской системы поточного производства - когда в рекордно короткие сроки в рамках мизерного бюджета снималось два фильма вместо одного. У Кормана Коппола получил не только первую постановку, но и смежные профессии сценариста, мастера диалогов и, если потребуется, звукооператора.

Сегодняшний ретроспективный взгляд побуждает по-новому взглянуть на кормановскую школу. Речь шла не только о навыках профессионализма (Корман говорил, что в каждом ученике он воспитывал сначала монтажера, а потом уже режиссера), но и о становлении нового типа художественной личности. Из кормановских "мастерских" вышли такие разные режиссеры, как Джо Данте, Алан Аркуш, Джонатан Демме, Пол Бартель, множество замечательных культовых актеров во главе с Диком Миллером и Мэри Воронов. Общее у них было только одно: каждый в отдельности - исключительно одаренный художник. Корман создавал для них люфт между самовыражением и поточным производством, между авангардом и "мейнстримом", готовил для каждого нишу в грядущих джунглях постмодернизма.

Вопреки распространенному мнению, Корман и его ученики были сильно политизированы со времен кубинского кризиса, участвовали в левых движениях, делали рок-н-ролльную революцию. И хотя Корману присвоили титул "короля Б-фильмов", он шел впереди своего времени. Сегодня, в эпоху дорогостоящего голливудского кича, ясно, что разница между А- и Б-фильмами только в бюджете. Если Кеннет Энгер в те же 60-е годы пытался приблизить авангард к масскультуре, Корман шел с противоположной стороны тоннеля. И Коппола вместе с ним.

Здесь, на кормановских галерах, он освоил и основы продюсерской стратегии, что весьма пригодилось в собственном, вскоре созданном Копполой предприятии American Zootrop. В разное время в нем сотрудничали Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Вим Вендерс, Акира Куросава. Коппола был катализатором и ангелом-спасителем их проектов, начиная с "Американских зарисовок" Лукаса, которые только благодаря его решительному вмешательству не были положены на полку. А Лукас спустя полтора десятилетия пришел на помощь в очередной раз прогоревшему боссу.

"Это, - подчеркивает Коппола, - имеет отношение к проблеме поколений. Нравы, меняются даже в Голливуде". В свое время Орсона Уэллса за плохое поведение выкинули из "системы". Копполу хоть и прозвали "плохим мальчиком", обошлись с ним лучше. И он-таки стал на десятилетие главным человеком в американском кино, уступив впоследствии это место Спилбергу.

В старом Голливуде никакой режиссер не мог на это даже претендовать. Коппола легко шел на риск и многократно за свою карьеру переживал финансовые взлеты и падения, вызывая то всеобщее поклонение и зависть, то угрозы судебного преследования. Впервые тень катастрофы нависла над "Зоотропом" после провала в прокате "Людей дождя"; заработав миллионы на "Крестном отце", Коппола потерял их на других проектах. Вечный баловень судьбы и вечный банкрот, а по сути неутомимый романтик-авантюрист, мотор, Фассбиндер по-американски, сумевший соединить контрастные понятия "независимого кино и "мейн-стрима".

Поколение Копполы, в котором он первым недавно встретил шестидесятилетие, - это Лукас и Спилберг, Милиус и Скорсезе, Шрэдер и Де Пальма. Они возродили былую славу и мощь Голливуда, оставшись в известном смысле вне системы. Это особенно касается Копполы с его европейской "испорченностью", неистребимым пристрастием к авторскому кинематографу.

Парадокс, но самым авторским его фильмом стал супергигант "Апокалипсис", разбивший творческую жизнь Копполы на две - "до" и "после". И там, и тут - около десятка картин, этапных, ставших достоянием кинематографической истории, и проходных, сделанных поспешно. Полных, как всегда у Копполы, стихийной энергии, но не всегда воссоздающих цельную мифологическую картину мира. А без этого нет по определению большого американского кино, которое отличается от европейского лишь тем, что ставит экзистенциальные проблемы в фиксированную плоскость жанра.

Коппола всегда проигрывал, когда поддавался соблазну одной проблемы или одной стилистической идеи. За "Изгоями" (1983) он поставил блистательную "Бойцовую рыбку" - вариацию той же молодежной темы и той же сентиментальной схемы. Но опирался режиссер не на актуальную социологию (так было в "Изгоях"), а на эмоциональную память эпохи. На то самое "кино разочарования и протеста", которое вместе со своими героями - "беспечными ездоками" - само стало к началу 80-х ностальгическим мифом. И мы будто слышим скрип жерновов времени, перемалывающих иллюзии в муку, на которой замешен крепкий и основательный американский эпос. Ничуть, впрочем, не чуждый лирики. Оптическая магия этой черно-белой картины, снятой глазами дальтоника, предвосхищает позднего Вендерса и Ларса фон Триера. А "сверхъестественная естественность" еще не обросшего штампами Микки Рурка блестяще стилизует типаж анархиствующего шестидесятника.

Искусством стилизации Коппола пользуется иначе, нежели приверженцы консервативного "ретро". Разве что в "Коттон-клубе" (1984) он подчинился пряному обаянию негритянского мюзик-холла. В картине "От всего сердца" (1982) сладкие грезы Голливуда обыграны в формах патетически-декоративных, демонстративно рукотворных, вызывающе дорогих. Но столь же вызывающе, как целиком выстроенный в студии Лас-Вегас, выглядят пустяковость сюжета и герои, лишенные голливудского обаяния. Невиданный сгусток формалистического безумия, этот фильм обернулся жестоким коммерческим провалом и не был понят в момент своего появления даже поклонниками Копполы, надолго отбросив режиссера от голливудских вершин. Сегодня эта вымученная мелодрама воспринимается как начало нового маньеристского стиля американского кино, приведшего в конце концов к Дэвиду Линчу.

Однако все новаторство, на какое способен Коппола, отступает в общей архитектонике его кинематографа перед классической мощью трех несущих опор.

"Крестный отец" (1972) признан "величайшим гангстерским фильмом в истории" (патриарх американской кинокритики Полин Кэйл) именно за то, что идеально воплощенный жанр обнаруживал глубинную метафоричность. Сколько бы Копполу ни упрекали в романтизации мафии (само слово ни разу не произносится в фильме), это произведение абсолютно бескомпромиссное, ибо ему не с чем конфликтовать. Оно до мельчайших извивов отвечает сознанию американца, чей экзистенциальный выбор всегда условен. С одной стороны - три святыни: успех, власть, семья. С другой - свобода личности, гарантированная в рамках этой триады, открывающая бесконечное число возможностей. Попытки альтернативной свободы снимают проблему выбора: выбор в супермаркете невозможен, если человек не имеет денег и не хочет есть.

"Крестный отец"- завуалированная исповедь Копполы, который вместе со своим поколением пережил крах идеи абсолютной свободы и отныне стремится только к возможно большей степени независимости. "Крестный отец. Часть II" (1974), вероятно, создан главным образом для того, чтобы доказать себе и другим устойчивость миропорядка, движущегося по мифологическому кругу. И во второй, и в третий раз Копполе удалось войти в одну и ту же воду, потому что пока он был занят другими делами, не прекращался циклический круговорот в природе. И все возвращалось к первооснове вещей. Успех, власть, семья...

Только Коппола и его герои возвращались другими. "Крестный отец. Часть III" (1990) - шедевр трагического маньеризма, американский аналог позднего Висконти. Произведение, куда без труда вписываются все монументальные структуры, даже сталинский классицизм. Смешно, когда Копполу уличают в сюжетном плагиате по отношению к какой-то книге о Ватикане. Весь фильм - сплошной плагиат, а первоисточник - действительность, мифологизированная уродливыми и величественными формами глобального кича.

Беспрецедентные доходы от "Крестного отца" (первого) режиссер вложил в "Апокалипсис сегодня" , самый дорогой на тот момент фильм в истории кино. Рекламной кампанией руководили специалисты по политическим митингам из штаба президента Картера. Режиссера вдохновляла грандиозность задачи - показать, как действует робот истребления, автомат террора, как выжженные войной земля и душа превращаются в потусторонний лунный пейзаж, в пробирающую до печенок галлюцинацию.

Он решил сделать этот фильм, чего бы это ему ни стоило. И сделал. Впоследствии "Апокалипсис" был провозглашен классическим постмодернистским экспериментом. Метод, который использовал режиссер, мало отличался от методов ведения самой вьетнамской войны: напалмом сжигались леса, тратились миллионы на взрывы, жизнь съемочной группы напоминала военную экспедицию. С другой стороны, согласно Жану Бодрийяру, "Апокалипсис" есть не что иное, как продолжение (другими средствами) войны, которая, быть может, никогда в действительности не происходила, была только монструозным сном о напалме и тропиках. Жизнь и кино перемешались и могут замещать друг друга, ибо они вылеплены из одной и той же глины - психоделически-технократической фантазии или гигантомании фанатика-перфекциониста.

Коппола соединил мощь современной аудиовизуальной техники с индивидуальным безумием в духе ницшеанских образцов. Его суперздоровая американская психика не лишена навязчивых идей, и недаром "Разговор"считают первым в серии "паранойя-фильмов". А "Апокалипсис" - лучшим.

Копполу, который любит говорить, что у него в крови слишком много гемоглобина", называют "целлулоидным вампиром . Он жадно высасывает эмоции из окружающего мира, чтобы выплеснуть потом километры вьющейся ленты с записанной стенограммой этих эмоций, уже переработанных, превращенных в миф. Так художник продлевает себе жизнь в обе стороны - в прошлое и в будущее.

Эстетика "Дракулы" восходит к поздневикторианскому иллюзионистскому театру. Умирающий век с призрачными зеркалами погружается в сон, но его нарушают куда более жуткие, современные призраки. Как пишет журнал "Сайт энд саунд", "...викторианские ужасы были грезами романтизма. Теперь они стали реальностью и хватают нас за подол. Франкенштейн и другие чудовища разгуливают по улицам, подобно герою Энтони Хопкинса из "Молчания ягнят", да еще философствуют и сыплют афоризмами".

Эпидемия каннибализма и СПИДа, кризис коммунизма и балканский апокалипсис - вот фон конца века, на котором одинокий и одержимый любовью копполовский Дракула в парике "версальский помпадур" выглядит милым и трогательным существом.

«Всего 33. Звезды Мировой Кинорежиссуры», Андрей Степанович Плахов, 1999г.

    Заря новой эры

    Эра лицемерия и розовых иллюзий заканчивается, начинается эра реалполитик. Пора выкинуть на свалку весь этот неоромантизм, «право наций на самоопределение», «одна страна один голо...

    Уезжайте: Главу Мытищ выгоняют из России после вручения сертификата на квартиру многодетной семье

    Глава администрации Мытищ Юлия Купецкая вместе с пресс-службой прямо сейчас активно чистят соцсети от негативных комментариев, которые обрушились на чиновницу после того, как она вручила сертификат на...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Часы истории Сегодня 04:57

      Теория галлюцинаций

      Владимир Тонков, автор книги «Беседы о сверхсознательном», считает, что «летучие голландцы» - это форма существования и проявления энергоинформационного поля людей. Своего рода определённая материализация их мыслеформ. Весь наш материальный мир («мир плотной материи»), рассказывает Тонков, пронизан тонкоматериальным, а также иноматериальным, которые точ...
      237
      Часы истории Сегодня 04:53

      Жертвы природных катаклизмов

      За последние 100 с лишним лет Регистром Ллойда (органом надзора за безопасностью плавания судов) зафиксировано 1250 исчезновений кораблей в океанах. Весьма нечасто, но всё же некоторые из бесследно пропавших судов затем неожиданно возвращаются. Так, 8 сентября 1894 года в Индийском океане немецкие моряки заметили трёхмачтовый барк «Эбий Эсс Харт», а на ...
      271
      Часы истории Сегодня 04:51

      Ученые о феномене «Летучего Голландца»

      Как и всякая великая легенда, история с «летучим голландцем» время от времени обрастает новыми фактами и загадочными подробностями. А это значит, что возникла она не на пустом месте, а на основе хотя и необъяснимых, но всё же неких реальных фактов. А потому, сколько веков живёт эта легенда, на протяжении всего этого времени предпринимались и попытки объ...
      433
      Часы истории Сегодня 04:50

      Свидетельства очевидцев встречи с «Летучим Голландцем»

      Моряки, как известно, во все времена были горазды на выдумки. Если верить всему, о чём говорили в портовых кабачках, то получится, что океанские воды перенаселены поющими девами с рыбьими хвостами, гигантскими спрутами и прочей нежитью. Однако «Летучий Голландец» - дело другое. Корабли, идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, существовали в ре...
      721
      Часы истории Вчера 04:50

      Серый волк

      Серый Волк русских сказок, конечно, тотемического происхождения, иначе нельзя поверить, что Волк, вор и разбойник по характеру, помогает Ивану-Царевичу. Если же он - тотем, то тогда понятно, что он покровительствует своему подзащитному. В сказках он делает тысячи чудес, подаёт множество разумных советов и вообще ведёт себя как добродетельное существо. С...
      224
      Часы истории Вчера 04:48

      Сивка-бурка, вещая каурка

      У греков был Конь Тындареос, что означает «производящий Гром», откуда латинский глагол «тундера». Синоним Громового Коня - русская Сивка-Бурка-Вещая Каурка. Гром - «известие» Индры, что будет Дождь, нужнейший в жизни пастухов, как и земледельцев (Громани. «Заген унд Бемен». Прага, 1863; Теодор Бент. «Цыклады», 1886). Таким образом, понятно, почему Сивка...
      207
      Часы истории Вчера 04:46

      Жар-птица на Руси

      Эта Птица, конечно, является либо Фениксом, либо Солнцем. «Поймать Жар-Птицу» - держать в руках Счастье; Иван-Царевич, ловящий Жар-Птицу, находит себе Царевну-Невесту. Братья сговариваются, чтоб его убить и завладеть Жар-Птицей и Царевной. Сказка имеет много вариантов, но все они вовсе не являются плодом свободной фантазии, как может казаться извне. Рус...
      193
      Часы истории Вчера 04:44

      Сказка про курочку Рябу

      Кто не слышал в детстве сказки: «Жили-были Дед да Баба, да была у них Курочка Ряба, и снесла она яичко, да не простое, а золотое!» Тем не менее вряд ли многие знают, что это - ведическое «Яйцо Вселенной», сверкающее всеми цветами, искрами, огнями. Состоящее из огоньков Яйцо Вселенной вмещает в себя наш Мир, Землю и Небо со всеми Звёздами. Как известно и...
      215
      Часы истории 13 января 04:45

      Истребитель Jager Р-13

      Кроме поступивших на вооружение люфтваффе и изготавливавшихся серийно истребителей Ме-262 и Ме- 163 фирма “Мессершмитт” вела широким фронтом работы и над другими реактивными истребителями. Так, весной 1945 г. эксперты комиссии ВВС США обнаружили продувочную модель реактивного истребителя Jager Р- 13, рассчитанного для полетов на сверхзвуковых скоростях....
      327
      Часы истории 13 января 04:43

      Штурмовик Ме-328

      Фирма “Мессершмитт” в 1942 году разрабатывала проект планера-истребителя Ме-328, который должен был устанавливаться по схеме “Мистель” над фюзеляжем самолета-носителя Ju-88 или Do-217 и подниматься этим самолетом на большую высоту с тем, чтобы затем в режиме пологого пикирования атаковать реактивными снарядами самолеты противника.Позже, уже в конце 1943...
      249
      Часы истории 13 января 04:41

      Пикирующий бомбардировщик Hs-132

      На начальном этапе второй мировой войны немцы широко и весьма успешно использовали пикирующие бомбардировщики фирмы «Юнкерс» Ju-87. Эти бомбардировщики производили бомбометание бомбами большого калибра и нередко достигали поразительной точности поражения таких малоразмерных объектов, как танки, мосты, отдельно расположенные огневые точки и пункты управл...
      240
      Часы истории 13 января 04:39

      Бомбардировщик Не-343

      Одним из многочисленных проектов «чудо-оружия», разрабатывавшегося в годы второй мировой войны всеми самолетостроительными фирмами был бомбардировщик фирмы «Хейнкель» Не-343.Начав работы над бомбардировщиком весной 1944 года, фирма «Хейнкель» поставила перед собой задачу создать реактивный боевой самолет с экипажем из двух человек, который был бы в сост...
      229
      Часы истории 12 января 09:52

      Мегера

      Страна-производитель и год выпуска: США, 1968Компания-производитель / дистрибьютор: Goldstein Films / Eve ProductionsФормат: звуковой, цветнойПродолжительность: 70 минЯзык: английскийПродюсер: Расс МейерРежиссер: Расс МейерАвторы сценария: Расс Мейер (сюжет), Энтони-Джеймс Райан (сюжет), Роберт РуделсонНаграды: нетЖанр: драмаВ ролях: Эрика Гэйвин (Виксе...
      1686
      Часы истории 12 января 09:50

      Любовь под вязами

      Страна-производитель и год выпуска: США, 1958Компания-производитель / дистрибьютор: Don Hartman Productions / Paramount Pictures CorporationФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 111 минЯзык: английскийПродюсер: Дон ХартмэнРежиссер: Делберт МаннАвторы сценария: Юджин О’Нил (пьеса), Ирвин ШоуНаграды: нетЖанр: драмаВ ролях: Софи Лорен (Анна Кэбот...
      365
      Часы истории 12 января 09:48

      Лолита (1997)

      Страна-производитель и год выпуска: США, Франция, 1997Компания-производитель / дистрибьютор: Chargeurs SA, Pathé / Samuel Goldwyn Company (США)Формат: звуковой, цветнойПродолжительность: 137 минЯзык: английскийПродюсеры: Марио Кассар, Джоел Б. МайкалсРежиссер: Эдриан ЛайнАвторы сценария: Владимир Набоков (роман), Стивен ШиффНаграды: 1999 г. - премия мол...
      513
      Часы истории 12 января 09:46

      Девичий источник

      Страна-производитель и год выпуска: Швеция, 1960 (Jungfrukällan)Компания-производитель / дистрибьютор: Svensk Filmindustri / Janus Films (США)Формат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 89 минЯзык: шведскийПродюсеры: Ингмар Бергман (в титрах не значится), Аллан Эклунд (в титрах не значится)Режиссер: Ингмар БергманАвторы сценария: Улла ИсаксонНаграды...
      885
      Часы истории 11 января 07:06

      Звонил ли Сталин Пастернаку?

      Однажды в ноябре 1933 года Чёрт подтолкнул Осипа Мандельштама к письменному столу и тот упиваясь тщеславием накалякал на бумажном клочке пустые стишки:«Мы живем, под собою не чуя страны,Наши речи за десять шагов не слышны,А где хватит на полразговорца,Там припомнят кремлёвского горца.Его толстые пальцы, как черви, жирны,А слова, как пудовые гири, верны,...
      740
      Часы истории 11 января 07:00

      «Хождение по мукам» цитаты

      А кучка адвокатов и профессоров, несомненно людей образованных, уверяет всю страну: «Терпите, воюйте, придет время, мы вам дадим английскую конституцию и даже много лучше». Не знают они России, эти профессора. Плохо они русскую историю читали. Русский народ - не умозрительная какая-нибудь штуковина. Русский народ - страстный, талантливый, сильный народ....
      714
      Часы истории 11 января 06:57

      Муж Маргариты был молод, красив, добр, честен и обожал свою жену

      3 декабря 1889 года на Тамбовщине в родовом имении «Савинки» родился Евгений Александрович Шиловский будущий капитан царской армии и генерал-лейтенант РККА.По семейной легенде в начале XIII века первый Шиловский прибыл из Австрийской Цесарии в Краков и взбешенный польским гонором отправился пытать солдатское счастье в Киев. Великий князь Даниил Романови...
      636
      Часы истории 11 января 06:55

      Сербский Илья Муромец

      5 августа 1873 года в селе Виницке родился прославленный черногорский серб Александр Саичич. Получив среднее образование, он окончил в Белграде пехотную школу унтер-офицеров и три года прослужил в бригаде Васоевича.В столице Александр был лучшим наездником и саблистом, то, что он показывал на смотрах, не мог повторить ни один другой сербский офицер. Одн...
      390
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика