• РЕГИСТРАЦИЯ

Успехи патриаршества Кирилла не снимают проблем

Протоиерей Всеволод Чаплин
1 февраля 2017 г. 11:31 6 582

Статья в «НГ-религиях»: http://www.ng.ru/ng_religii/20...

Восьмилетие интронизации патриарха Кирилла рискует оказаться мало замеченным на фоне ритуальных славословий, недавно сопровождавших 70-й день рождения первоиерарха. Впрочем, некруглая дата дает больший простор для серьезного анализа и критических оценок, которые были почти не слышны в контексте ноябрьского торжественного хора. И прежде всего стоит спросить: действительно ли удались преобразования, начавшиеся в первые годы «понтификата», и стоит ли говорить об их завершении?

«Придворные» голоса не перестают говорить, что многие деяния 16-го патриарха стали для Русской церкви историческими. И это действительно так, поскольку его решения сформировали качественно новые, беспрецедентные реалии. Возьмем создание новых церковных округов. Никогда раньше территории епархий – не просто «административных единиц», а полноценных местных церквей – не были в России столь малыми. Епископы стали ближе к приходам, перестали ассоциироваться исключительно с «губернским уровнем».

Впервые начали открыто обсуждаться проекты ключевых церковных документов – не только в новосозданном Межсоборном присутствии, но и на сайтах и в блогах, в епархиях и приходах, с возможностью высказаться почти для всякого желающего. Такая практика, совершенно христианская по сути, немыслима ни в Ватикане, ни во всех без исключения поместных православных Церквах, ни даже в большинстве «демократичных» протестантских объединений. Однако в древней Церкви было именно так – высказаться мог каждый, любые мнения получали общую оценку, хотя и не каждому из них следовали.

Церковные общины получили задание системно заниматься катехизической, молодежной, социальной, миссионерской работой. И пусть не везде реально хватает для этого грамотных людей, да и платить им подчас нечем. Главное – ушла в прошлое сама установка на то, что приход существует «только для прихожан» (постоянных, которым комфортно друг с другом). И только для богослужений, таинств, треб. Ведь без общения с окружающими людьми, без служения слова, без назидания и научения не может быть настоящей христианской жизни.

Однако на самом деле эти перемены назрели еще при предыдущем патриархе. Та же идея создания митрополий периодически всплывала – например, в связи с созданием федеральных округов; и хорошо, что теперь она реализовалась без повторения схемы государственной «вертикали». О необходимости обязательной катехизации говорили давно – хотя и было понятно, что ввести ее будет невероятно трудно, с преодолением инерции в мозгах как священников, так и десятков миллионов «захожан», многие из которых до сих пор стремятся к скорейшему и беспроблемному «ритуальному обслуживанию» и пытаются избежать занятий по вероучению. «Низовых» миссионерских и катехизических групп было немало и в прежние годы – причем, к сожалению, сегодня опыт многих из них оказался недовостребован, а некоторые яркие группы не привлекались к созданию централизованной системы.

При этом унификация – особенно в образовательной и миссионерской областях – оказывается не всегда полезной. Иногда она способна лишь обескровить и похоронить «низовую» инициативу, в том числе доказавшую право на жизнь десятилетиями.

Назревшие же проблемы церковной жизни обсуждаются еще с 70-х годов. И если еще не так давно это обсуждение происходило в кулуарах, в кругу десятков и сотен человек, то теперь благодаря Интернету и соцсетям в дискуссию включились десятки тысяч. Естественно, не все мнения звучат комплиментарно. Многие общественно значимые вопросы отразились в церковных документах – так, сформировалось достаточно стройное учение по вопросам церковно-государственных отношений, экономики, права, культуры, биоэтики. А вот из проблем внутрицерковных получили разрешение лишь некоторые – например, удаленность епископов от приходов из-за крупных размеров епархий. Многие вопросы остаются без ответа с начала 90-х, если не с более раннего времени.

Возьмем хотя бы взаимоотношения «низовых» церковных общин с епархиальным руководством. Слишком многое здесь зависит от доброй воли правящего архиерея. Причем умножение количества епархий не обязательно приводит к улучшению качества администрирования на местах. Слишком часто пороки, свойственные прошлым десятилетиям, стали воспроизводиться в новых церковных единицах. Модель «епископа-практика», которой даже в советское время успешно противостояло немалое число «епископов-идеалистов», привела к разрыву с культурой церковного служения, преемственно сформированной в дореволюционных столицах, духовных академиях, возрожденных в СССР, а также в крупнейших монастырях и синодальном аппарате. Многие из новых архиереев ориентируются не на великие примеры пастырства прежних десятилетий, а на «старшего по званию» архиерея из областного центра – подчас такого же «провинциального менеджера», – и стараются перещеголять его в строительстве дорогих зданий и обустройстве епархиального быта.

На этом фоне, конечно, возникают конфликтные ситуации, активно обсуждаемые в Интернете. Жалобы по поводу кадровых решений пишут и в Брянской области, и в Красноярском крае, и в локусах «федерального значения». Кто прав, а кто виноват, в случае таких конфликтов всегда сказать сложно. Опрометчиво считать «обычного священника» по определению жертвой произвола. Не всегда пастырь, долго служа на одном месте, оказывается способен избежать застоя. Имеют свои минусы и «священнические династии» – например, как раз против таковой фактически выступают на Брянщине сторонники пастыря, приехавшего из Украины. Но перевод служителя с одного места в другое должен быть объяснен общине и обсужден с ней. Как и вопрос о том, кто будет служить в ней дальше. Иное в христианской среде, думаю, просто немыслимо. Как бы порой ни досаждали «жалобщики», им надо уметь объяснить: в чем не прав тот или иной священник, нарушал ли он канонические правила, есть ли кандидатура лучше, может ли она до назначения «притереться» к приходу.

Увы, никаких объяснений, никакого диалога, никакого выслушивания мнений подчас не происходит. Вот и говорит чешскому корреспонденту у стен Исаакия простой человек: «В 90-е годы мы активно участвовали в возрождении Церкви. Я каждые выходные ездил помогать в строительстве одной церкви. Мы читали массу книг, спорили. Однако со временем все это омертвело. Нашего попа отправили в другое место, а нового уже заботили не мы, а местные бизнесмены, которые дали ему денег на завершение храма, а он им за это освящал «мерседесы» (http: //inosmi. ru/social/20170120/238565318. html).

И не случайно на некоторых сайтах сегодня цитируют слова протоиерея Олега Стеняева, сказанные в 2012 году: «Человек приходит на приход, у него появляются духовные чада, потом его берут и перебрасывают на другой конец епархии. Это раздирание духовных семей. А для чего это делается? Вот для чего это делается (показывает руками жест – деньги). Эти хорошие места просто перепродают». Один уважаемый мною церковный публицист предлагает в подобных случаях обращаться в церковные суды. Путь правильный – но лишь в том случае, когда речь идет о наложении запрета или о лишении сана. Совершать же «обычные» кадровые перемещения можно без объяснения причин, исходя из «целесообразности» – такова норма действующего устава. И значит, нужно ставить вопрос именно о нравственной легитимности этой нормы. И о том, как вернуть общине возможность гарантированно участвовать в определении собственной судьбы и тех, кто должен нести в ней пастырское служение. Между прочим, при обсуждении проекта «Положения о монастырях и монашествующих» многие высказывались за выборность в монастырях игуменов и игумений – но по итогам одобрения текста Межсоборным присутствием неясно, получила ли эта инициатива развитие или хотя бы аргументированный отказ.

Проблема церковной кадровой политики сегодня всплывает почти каждую неделю в связи с разными инцидентами, однако системно не обсуждается. То же происходит с целым рядом других многажды поднимавшихся тем – «секретностью» центрального церковного бюджета, участием церковных структур в осуждаемом Библией ростовщичестве, модернистскими экспериментами в сферах богослужения и богословия, неисполнением многих канонических правил, вопросом о легитимности «экуменизма», остающегося печальным наследием «теологии приспособления» 60-80-х годов. Не будем говорить о нравственных обвинениях… Множество вопросов, сформулированных грамотно и ответственно, остается без ответа. Сами органы, которые должны принимать по ним решения, формируются без участия людей, поднимающих острые проблемы, и не вступают с этими людьми в содержательную дискуссию.

И происходит это по одной причине: если упомянутые проблемы всерьез рассматривать и разрешать, меняться придется всем, в том числе патриарху. И никто не сможет быть недосягаемым для критики, дискуссий, новых методов деятельности. В соборном процессе должны участвовать абсолютно все пастыри и верные прихожане, которые сами того желают, – включая самых «неудобных» консерваторов и либералов, даже если кто-то пытается объявить одних «модернистами», а других – «фанатиками». Церковь стала другой: в ней ныне сотни тысяч активных людей, желающих многое в ее жизни усовершенствовать. Увы, многие из них ушли на обочину этой жизни – в «личную» религиозность, в богослужение «мирским чином», в отделившиеся группы. Знаю церковных бюрократов, которые этому тихо радуются. Но знаю и многих тысяч ушедших и способных вернуться. Речь не только о небольшом круге либеральных интеллигентов. Речь и о гораздо более серьезном пласте приверженцев народного благочестия, не перенесших сомнительных новшеств, произвола, обмана, безнравственности. Мы перед этими людьми виноваты. И их надо возвратить, внимательно выслушав.

Между прочим, 23 января с.г., выступая на пленуме Межсоборного присутствия, патриарх Кирилл вновь призвал устраивать на базе комиссий этого органа «дискуссионные площадки, приглашать широкий круг специалистов и экспертов». Удачным примером такой дискуссии была названа проведенная в прошлом году конференция, где обсуждались проекты документов «Критского собора». Однако как раз это собрание хорошим примером назвать нельзя. Многих критиков «критского процесса» на него не пригласили, поправки в проекты на конференции не принимались и не голосовались, а дорабатывались постфактум узкой группой. Чтобы вести настоящее, ответственное обсуждение, надо, во-первых, приглашать к участию всех желающих православных христиан, а не только «специалистов и экспертов». Ведь академическая теология, часто бывшая источником ересей, имеет ничуть не меньше прав, чем народное благочестие, опыт духовников и старцев, мнение лидеров православной общественности. Во-вторых, итоговый документ должен приниматься только на самом собрании, без малейших возможностей для его переписывания кем-либо, в том числе патриархом. Он и Синод, конечно, могут такой документ отвергнуть – но будут вынуждены объяснить, почему.

Нельзя надеяться на «снятие тем», на вечную веру красивым словам – и на спокойствие «церковного болота», которое определенно доживает свой век в нынешнем состоянии, все чаще перенося свои вопрошания из пономарок и трапезных в блоги, иногда под псевдонимами (что неправильно), но все чаще под реальными именами. Нынешний «понтификат» запомнится как, мягко говоря, нравственно небезупречный, если не будут системно обсуждены наболевшие проблемы.

Цель запрета экспорта нефти на Украину - её уничтожение

Ну наконец-то!Российская Федерация устанавливает запрет на экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, передает "ТАСС"."Устанавливается запрет на экспор...

Почему я не демократ

Сейчас я в очередной раз на примерах расскажу, почему я не демократ. На самом деле причина предельно проста: потому что часть людей – клинические идиоты. И если никак законодательно не ограни...

«Россия своих не бросает!» - так вы теперь «свои»?

Пятая колонна «беглых бывших россиян» на Украине начинает что-то подозревать. И вот уже раздаются вопли от Олега Кашина: спасите российских граждан, который уехали на Украину, чтобы оттуда поливать гр...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Сергей Сергеев Сегодня 11:48

    О глупости людей

    Вильям Шекспир видел, что большинство людей предпочитают глупость мудрости, но он полагал, что причина этого в том, что глупость смешит, а мудрость печалит. Но причина глубже, и выбор между мудростью и глупостью люди делают не сознательно, и вовсе не для того чтобы посмеяться. Большинство людей имеют трудности в обучении, но при том уровне требований в школе и большин...
    102

    А у Карауловых не было денег на помилование, и Варе дали только УДО

    Только что Вологодский горсуд предписал выпустить  заключенную Варвару Караулову из колонии домой по УДО. Но до свободы еще 10 дней.На эту новость первыми отклинулись наши официальные правозащитники Татьяна Москалькова и Михаил Федотов. Они считают, что решение вологодской Фемиды свидетельствует о гуманизации уголовного процесса и милосердии. ...
    315
    Грант Вчера 12:48

    Пожар в соборе как метод прижигания.

    Глобальная информационная сеть имеет всё-таки и свои преимущества. Информация распространяется очень быстро, иногда в период до нескольких минут.Произошло весьма печальное обстоятельство. Знаменитый исторический памятник Нотр-Дам де Пари, культурная сокровищница, прославленная Гюго, подвергся пожару и некоторым разрушениям. (Реликвии, кстати, уцелели, в...
    612

    Пожар уничтожил собор Нотр-Дам де Пари - общественность в шоке. А то что в России продолжают уничтожать храмы, - никого не волнует...!

    Страшная мировая катастрофа, сгорел памятник мирового наследия Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). И это в 21 веке, в мирное время! По всему миру звонят колокола... На Западе сейчас первый день Страстной недели. Великая утрата, страшное знамение, смысл которого еще предстоит в полной мере осознать.Крупный пожар в соборе Парижской Богоматери н...
    1995
    Виктор Глаголев 16 апреля 22:05

    И повел Путин свой Совбез в храм глумиться над чувствами верующих

    Сначала Бог сотворил Землю. Потом чекистов и комунистов. Потом сподобил чекистов и коммунистов сажать атеистов за "оскорбление чувств верующих"Каждое публичное появление в церкви члена КПСС с 1974 г., а ныне главы светского государства В.Путина вызывает насмешки атеистов и сожаление истинно верующих. Они молятся о нем и просят господа простить ему его...
    1478
    lovejoy7777777 Свет Христов
    17 апреля 13:18

    Малоизвестные святые: Миша-Самуил Переславский блаженный

    В 1907 году, 23 февраля, в Троицкой слободе, что близ Переславля-Залесского, скончался известный переславцам юродивый подвижник – Миша-Самуил. Он был сыном крестьянина пригородного села Ям, находящегося в двух верстах от Переславля. Полное имя, отчество и фамилия блаженного, родившегося в 1848 году, – Михаил Васильевич Лазарев. Второе имя – Самуил – п...
    321
    zar 16 апреля 22:39

    Смерть Алины Милан

    Сегодня, некто Артемон, поместил статью под заголовкомВРЕМЯ ПОДВИГОВ НЕ УШЛО: ПРАВОСЛАВНАЯ ДЕВУШКА УМЕРЛА ИЗ-ЗА ОТКАЗА ОТРЕЧЬСЯ ОТ ХРИСТА И ПРИНЯТЬ ИУДАИЗМ Я помещаю статью из израильского новостного издания. Возможно кому-то лень будет всё читать, поэтому скажу главное. Человек - еврей, если мама еврейка и если он примет иное вероисповедание - он уже не...
    639

    Протоиерей Димитрий Смирнов: Аборты и нежелание российских женщин «плодить нищету» превратили Россию в страну маменькиных сынков

    Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства пояснил свои слова о том, почему настоящие мужчины в России остались только в спецназе… Глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что «настоящие мужики» в России остались только в спецназе, чем вызвал волну критики...
    567
    Новости Дня 16 апреля 07:55

    Нотр-Дам-де-Пари - ПОСЛЕДСТВИЯ (Потерян памятник средневековья)

    Серьезно пострадал один из крупнейших памятников европейской истории и архитектуры. Последствия пожара можно сопоставить с разрушениями памятников Пальмиры боевиками ИГИЛ или взрывами статуй Будды талибами в Афганистане. Есть вещи, которые не принадлежат только одной нации, а являются частью общечеловеческого наследия. Поэтому больно видеть, как по пр...
    559
    Новости Дня 16 апреля 04:21

    Пожар в соборе Парижской Богоматери (Фотогалерея)

    В Сети появились кадры, на которых запечатлены последствия пожара внутри собора Парижской Богоматери.На записях видно, что внутри здания дымятся обломки, предположительно, кровли собора.Также в Сети появились фото, сделанное у дверей храма, а также внутри него....
    587
    Новости Дня 16 апреля 03:34

    Пожарным удалось зайти внутрь собора Парижской Богоматери

    Вечером 15 апреля загорелся собор Парижской Богоматери. У него обрушились крыша и шпиль, основную конструкцию здания удалось спасти. При тушении пострадал один пожарный. МВД Франции заявило, что причиной возгорания могли стать ремонтные работы. Президент Франции Эммануэль Макрон объявил, что на восстановление собора запустят международный сбор денег....
    509
    Новости Дня 16 апреля 03:00

    Обрушение Шпиля в Соборе Парижской Богоматери

    Крупный пожар во всемирно известном соборе привел к обрушению его шпиля. Известно, что строители, которые занимались реставрацией Нотр-Дам-де-Пари, хотели восстановить его исторический вид...
    551
    Новости Дня 16 апреля 02:27

    Пожар в соборе Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари) Мнение эксперта

    Прокурор Парижа Реми Хейтц заявил, что пока слишком рано говорить о причине пожара в соборе Парижской Богоматери, сообщает газета Parisien со ссылкой на слова прокурора.Газета со ссылкой на МВД Франции также сообщила, что данных о пострадавших при пожаре в парижском Нотр-Даме на данный момент нет.Крупнейший пожар в соборе Парижской богоматери начался ...
    674
    Механикус 15 апреля 20:48

    В РПЦ объяснили, почему «настоящие мужики» остались только в спецназе

    Глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что в России нет настоящих мужчин из-за того, что женщины не хотят заводить нескольких детей.«У нас большинство семей – однодетные. А настоящие мужчины растут только в конкурентной борьбе. Чтобы полноценные были мужчины в стране, должно быть пять детей. Миниму...
    369

    Алина и Глеб

    Позавчера уважаемый Artemon вспомнил трагическую историю 2011 года - гибель в израильской клинике от заболевания печени россиянки Алины Милан. https://cont.ws/@Artemon/1295031И мне сразу вспомнилась история поездки в Израиль за правдой и счастьем Глеба Грозовского - другого православного россиянина с еврейскими корнями. Поучительно сравнить два этих случая.&...
    574
    Алексей Седой 15 апреля 12:47

    МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК ТОВБИНОВИЧ СЕРИЯ «ЖИЗНЬ НИЧЕМ НЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ»

    Как вы уже догадываетесь, мои дорогие читатели, речь пойдет совсем не о росте нашего героя, хотя ростом он, прямо скажем, не вышел. Да и не только ростом, но и всеми остальными атрибутами внешности. Но нас сей персонаж заинтересовал другим своим свойством, которое хорошо описывает русская пословица «Мал клоп, да вонюч». Маленькие люди вообще более ревностно относятся ...
    528

    Единое Зерно первая серия Выбор. Фильм ЕДИНОЕ ЗЕРНО. Серия 1 (видео)

    Единое Зерно первая серия Выбор. Фильм ЕДИНОЕ ЗЕРНО. Серия 1  Фильм ЕДИНОЕ ЗЕРНО. Часть первая. ВЫБОР: https://allatra.tv/video/edinoe-zerno-vybor «ЕДИНОЕ ЗЕРНО»ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «АЛЛАТРА» https://edinoezerno.allatra.orgEmail: edinoezerno@allatra....
    431
    Михаил Он (Mikle1) 15 апреля 09:28

    Как и на что живут священники РПЦ в России

    Приход живет только на пожертвования прихожан и захожан. Самый большой доход приходится на Пасху, рождественские и крещенские службы. В Москве и облцентрах - миллионы рублей ежемесячно, в небольших приходах и 10 тысяч не набирается. Церковные предприятия вроде свечного заводика — это скорее исключение. В ручном труде задействовано много людей. Они должны где-то жить, ...
    1665
    Ехидный Douglas ИСКРА
    14 апреля 22:57

    Был ли Сталин ленинистом, или "их звали папонтами".

    Известно, что учёба в училище не способна сделать идиота нормальным человеком. Даже если это училище Выcшее и военное.Даже если онo супер высшее.Проблема в том, что идиот - это состояние души. Как поэзия, только наоборот. В смысле того, что поэту необязательно учиться в училище, чтобы быть поэтом. Он уже поэт.А идиоту бессмыссленно учиться в училище, даже в высшем. ...
    2095
    Ghost 14 апреля 23:15

    "Народу поклонись!" или как РПЦ-шная братва в храм въезжала

    Патриарх Кирилл оскорбил чувства верующих и безбожно игнорирует людей....
    685
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика