• РЕГИСТРАЦИЯ

Успехи патриаршества Кирилла не снимают проблем

6 1167

Статья в «НГ-религиях»: http://www.ng.ru/ng_religii/20...

Восьмилетие интронизации патриарха Кирилла рискует оказаться мало замеченным на фоне ритуальных славословий, недавно сопровождавших 70-й день рождения первоиерарха. Впрочем, некруглая дата дает больший простор для серьезного анализа и критических оценок, которые были почти не слышны в контексте ноябрьского торжественного хора. И прежде всего стоит спросить: действительно ли удались преобразования, начавшиеся в первые годы «понтификата», и стоит ли говорить об их завершении?

«Придворные» голоса не перестают говорить, что многие деяния 16-го патриарха стали для Русской церкви историческими. И это действительно так, поскольку его решения сформировали качественно новые, беспрецедентные реалии. Возьмем создание новых церковных округов. Никогда раньше территории епархий – не просто «административных единиц», а полноценных местных церквей – не были в России столь малыми. Епископы стали ближе к приходам, перестали ассоциироваться исключительно с «губернским уровнем».

Впервые начали открыто обсуждаться проекты ключевых церковных документов – не только в новосозданном Межсоборном присутствии, но и на сайтах и в блогах, в епархиях и приходах, с возможностью высказаться почти для всякого желающего. Такая практика, совершенно христианская по сути, немыслима ни в Ватикане, ни во всех без исключения поместных православных Церквах, ни даже в большинстве «демократичных» протестантских объединений. Однако в древней Церкви было именно так – высказаться мог каждый, любые мнения получали общую оценку, хотя и не каждому из них следовали.

Церковные общины получили задание системно заниматься катехизической, молодежной, социальной, миссионерской работой. И пусть не везде реально хватает для этого грамотных людей, да и платить им подчас нечем. Главное – ушла в прошлое сама установка на то, что приход существует «только для прихожан» (постоянных, которым комфортно друг с другом). И только для богослужений, таинств, треб. Ведь без общения с окружающими людьми, без служения слова, без назидания и научения не может быть настоящей христианской жизни.

Однако на самом деле эти перемены назрели еще при предыдущем патриархе. Та же идея создания митрополий периодически всплывала – например, в связи с созданием федеральных округов; и хорошо, что теперь она реализовалась без повторения схемы государственной «вертикали». О необходимости обязательной катехизации говорили давно – хотя и было понятно, что ввести ее будет невероятно трудно, с преодолением инерции в мозгах как священников, так и десятков миллионов «захожан», многие из которых до сих пор стремятся к скорейшему и беспроблемному «ритуальному обслуживанию» и пытаются избежать занятий по вероучению. «Низовых» миссионерских и катехизических групп было немало и в прежние годы – причем, к сожалению, сегодня опыт многих из них оказался недовостребован, а некоторые яркие группы не привлекались к созданию централизованной системы.

При этом унификация – особенно в образовательной и миссионерской областях – оказывается не всегда полезной. Иногда она способна лишь обескровить и похоронить «низовую» инициативу, в том числе доказавшую право на жизнь десятилетиями.

Назревшие же проблемы церковной жизни обсуждаются еще с 70-х годов. И если еще не так давно это обсуждение происходило в кулуарах, в кругу десятков и сотен человек, то теперь благодаря Интернету и соцсетям в дискуссию включились десятки тысяч. Естественно, не все мнения звучат комплиментарно. Многие общественно значимые вопросы отразились в церковных документах – так, сформировалось достаточно стройное учение по вопросам церковно-государственных отношений, экономики, права, культуры, биоэтики. А вот из проблем внутрицерковных получили разрешение лишь некоторые – например, удаленность епископов от приходов из-за крупных размеров епархий. Многие вопросы остаются без ответа с начала 90-х, если не с более раннего времени.

Возьмем хотя бы взаимоотношения «низовых» церковных общин с епархиальным руководством. Слишком многое здесь зависит от доброй воли правящего архиерея. Причем умножение количества епархий не обязательно приводит к улучшению качества администрирования на местах. Слишком часто пороки, свойственные прошлым десятилетиям, стали воспроизводиться в новых церковных единицах. Модель «епископа-практика», которой даже в советское время успешно противостояло немалое число «епископов-идеалистов», привела к разрыву с культурой церковного служения, преемственно сформированной в дореволюционных столицах, духовных академиях, возрожденных в СССР, а также в крупнейших монастырях и синодальном аппарате. Многие из новых архиереев ориентируются не на великие примеры пастырства прежних десятилетий, а на «старшего по званию» архиерея из областного центра – подчас такого же «провинциального менеджера», – и стараются перещеголять его в строительстве дорогих зданий и обустройстве епархиального быта.

На этом фоне, конечно, возникают конфликтные ситуации, активно обсуждаемые в Интернете. Жалобы по поводу кадровых решений пишут и в Брянской области, и в Красноярском крае, и в локусах «федерального значения». Кто прав, а кто виноват, в случае таких конфликтов всегда сказать сложно. Опрометчиво считать «обычного священника» по определению жертвой произвола. Не всегда пастырь, долго служа на одном месте, оказывается способен избежать застоя. Имеют свои минусы и «священнические династии» – например, как раз против таковой фактически выступают на Брянщине сторонники пастыря, приехавшего из Украины. Но перевод служителя с одного места в другое должен быть объяснен общине и обсужден с ней. Как и вопрос о том, кто будет служить в ней дальше. Иное в христианской среде, думаю, просто немыслимо. Как бы порой ни досаждали «жалобщики», им надо уметь объяснить: в чем не прав тот или иной священник, нарушал ли он канонические правила, есть ли кандидатура лучше, может ли она до назначения «притереться» к приходу.

Увы, никаких объяснений, никакого диалога, никакого выслушивания мнений подчас не происходит. Вот и говорит чешскому корреспонденту у стен Исаакия простой человек: «В 90-е годы мы активно участвовали в возрождении Церкви. Я каждые выходные ездил помогать в строительстве одной церкви. Мы читали массу книг, спорили. Однако со временем все это омертвело. Нашего попа отправили в другое место, а нового уже заботили не мы, а местные бизнесмены, которые дали ему денег на завершение храма, а он им за это освящал «мерседесы» (http: //inosmi. ru/social/20170120/238565318. html).

И не случайно на некоторых сайтах сегодня цитируют слова протоиерея Олега Стеняева, сказанные в 2012 году: «Человек приходит на приход, у него появляются духовные чада, потом его берут и перебрасывают на другой конец епархии. Это раздирание духовных семей. А для чего это делается? Вот для чего это делается (показывает руками жест – деньги). Эти хорошие места просто перепродают». Один уважаемый мною церковный публицист предлагает в подобных случаях обращаться в церковные суды. Путь правильный – но лишь в том случае, когда речь идет о наложении запрета или о лишении сана. Совершать же «обычные» кадровые перемещения можно без объяснения причин, исходя из «целесообразности» – такова норма действующего устава. И значит, нужно ставить вопрос именно о нравственной легитимности этой нормы. И о том, как вернуть общине возможность гарантированно участвовать в определении собственной судьбы и тех, кто должен нести в ней пастырское служение. Между прочим, при обсуждении проекта «Положения о монастырях и монашествующих» многие высказывались за выборность в монастырях игуменов и игумений – но по итогам одобрения текста Межсоборным присутствием неясно, получила ли эта инициатива развитие или хотя бы аргументированный отказ.

Проблема церковной кадровой политики сегодня всплывает почти каждую неделю в связи с разными инцидентами, однако системно не обсуждается. То же происходит с целым рядом других многажды поднимавшихся тем – «секретностью» центрального церковного бюджета, участием церковных структур в осуждаемом Библией ростовщичестве, модернистскими экспериментами в сферах богослужения и богословия, неисполнением многих канонических правил, вопросом о легитимности «экуменизма», остающегося печальным наследием «теологии приспособления» 60-80-х годов. Не будем говорить о нравственных обвинениях… Множество вопросов, сформулированных грамотно и ответственно, остается без ответа. Сами органы, которые должны принимать по ним решения, формируются без участия людей, поднимающих острые проблемы, и не вступают с этими людьми в содержательную дискуссию.

И происходит это по одной причине: если упомянутые проблемы всерьез рассматривать и разрешать, меняться придется всем, в том числе патриарху. И никто не сможет быть недосягаемым для критики, дискуссий, новых методов деятельности. В соборном процессе должны участвовать абсолютно все пастыри и верные прихожане, которые сами того желают, – включая самых «неудобных» консерваторов и либералов, даже если кто-то пытается объявить одних «модернистами», а других – «фанатиками». Церковь стала другой: в ней ныне сотни тысяч активных людей, желающих многое в ее жизни усовершенствовать. Увы, многие из них ушли на обочину этой жизни – в «личную» религиозность, в богослужение «мирским чином», в отделившиеся группы. Знаю церковных бюрократов, которые этому тихо радуются. Но знаю и многих тысяч ушедших и способных вернуться. Речь не только о небольшом круге либеральных интеллигентов. Речь и о гораздо более серьезном пласте приверженцев народного благочестия, не перенесших сомнительных новшеств, произвола, обмана, безнравственности. Мы перед этими людьми виноваты. И их надо возвратить, внимательно выслушав.

Между прочим, 23 января с.г., выступая на пленуме Межсоборного присутствия, патриарх Кирилл вновь призвал устраивать на базе комиссий этого органа «дискуссионные площадки, приглашать широкий круг специалистов и экспертов». Удачным примером такой дискуссии была названа проведенная в прошлом году конференция, где обсуждались проекты документов «Критского собора». Однако как раз это собрание хорошим примером назвать нельзя. Многих критиков «критского процесса» на него не пригласили, поправки в проекты на конференции не принимались и не голосовались, а дорабатывались постфактум узкой группой. Чтобы вести настоящее, ответственное обсуждение, надо, во-первых, приглашать к участию всех желающих православных христиан, а не только «специалистов и экспертов». Ведь академическая теология, часто бывшая источником ересей, имеет ничуть не меньше прав, чем народное благочестие, опыт духовников и старцев, мнение лидеров православной общественности. Во-вторых, итоговый документ должен приниматься только на самом собрании, без малейших возможностей для его переписывания кем-либо, в том числе патриархом. Он и Синод, конечно, могут такой документ отвергнуть – но будут вынуждены объяснить, почему.

Нельзя надеяться на «снятие тем», на вечную веру красивым словам – и на спокойствие «церковного болота», которое определенно доживает свой век в нынешнем состоянии, все чаще перенося свои вопрошания из пономарок и трапезных в блоги, иногда под псевдонимами (что неправильно), но все чаще под реальными именами. Нынешний «понтификат» запомнится как, мягко говоря, нравственно небезупречный, если не будут системно обсуждены наболевшие проблемы.

    Невоенный анализ-74. Логика и математика. 17 ноября 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, ...

    Картинки для субботы

    Ну  што?  Пришла  пора  глянуть  "немножка картинкофф"?                              ...

    Что показал в Китае своим виртуозным полетом Су-57
    • pretty
    • Сегодня 15:08
    • В топе

    Человек в лампасахСоздать двигатель такого уровня на планете могут меньше государств, чем у вас пальцев на одной руке. Это сложнее, чем постройка ракеты, способной вывести на орбиту гроздь ядерных бое...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Против новой революции в России

      Наш ответ "печальникам" - открытое для подписания обращение патриотического духовенства и мирян Русской Православной Церкви: Мы, православные русские люди, обращаемся к общественности России с просьбой поддержать нашу позицию, направленную против любых революций и госпереворотов, которые пытается устроить у нас дома снова сатанинское сборище, глумящееся над нашей вер...
      873

      Одолеть бесовщину!

      Заявление Совета православной патриотической общественности В нескольких городах России проведены акции против строительства храмов. Катализатором их стала кампания в Екатеринбурге, в ходе которой была варварски разгромлена законно возведенная строительная ограда, поднимались флаги «уральской республики», звучали лозунги, заимствованные у украинских майданщиков. Актив...
      3846

      Отменить "новогодние каникулы"!

      Разместил петицию от отмене «новогодних каникул»: «Нужно отменить «длинные выходные» в начале января. 2-6 и 8 января должны быть безусловно полноценными рабочими днями - кроме случаев, когда они выпадают на субботу или воскресенье. Именно в первые январские дни, а не в середине месяца, следует проводить важнейшие деловые мероприятия, связанные с началом года. Одноврем...
      7782

      Украина и Фанар: новое развитие

      Многие комментаторы совершенно по-разному интерпретировали итоги шестичасовой встречи архиереев канонической Украинской Православной Церкви с патриархом Варфоломеем, прошедшей 23 июня. Фанариоты по итогам этой встречи по сути не сказали ничего нового. Оставили себе свободу практически любых действий. При этом митрополит Галльский Эммануил, комментируя итоги встречи, д...
      848

      Пенсионная реформа: глупость или измена?

      Заявление Совета православной патриотической общественностиВопрос о повышении пенсионного возраста волнует десятки миллионов людей. Это не преувеличение. Мы знаем об этом из опыта пастырской и церковно-общественной деятельности, из бесед и переписки с сотнями сограждан. К сожалению, церковное священноначалие официально не промолвило о возникшей серьезнейшей проблеме н...
      1405

      «Горбачевский сценарий» для КНДР?

      Про будущее Северной Кореи после встречи Ким Чен Ына с Трампом - новая колонка для сайта "Реальное время".Встреча Дональда Трампа и Ким Чен Ына может не только ослабить напряженность на Корейском полуострове и на Дальнем Востоке в целом, но и существенно повлиять на внутреннее положение в Северной Корее, вопреки нынешней уверенности ее властей в стабильности общества,...
      1212

      Новая книжка - про разные религии и конфессии, ошибки и заблуждения там и у нас

      Вышла у меня новая книжка «Бог. Истина. Кривды». Основная ее часть посвящена характеристикам «инославных» и иноверных сообществ, оценкам их вероучений, рассказам об опыте общения и полемики с их представителями. Речь идет о так называемых католиках (автор признает право на это наименование только за членами Православной Кафолической Церкви), старообрядцах, армянах, ко...
      887

      Братии и сестрам для отвлечения от тяжких дум

      Приветственное слово Высокопросвещенного митрополита Ипатия, главы делегации Московского Патриархата, на церемонии открытия богословского диалога с бесамиМногоуважаемый Баламут, уполномоченный представитель Его Злочестия Веельзевула! Достоуважаемые аггелы и прочие представители Темнейшего Воинства! Дорогие отцы, братья и сестры – члены нашей церковной делегации! Приве...
      898

      Украина и Фанар: нужно богословски осудить модернистов!

      И снова о ситуации вокруг планов создания фанарско-порошенковской «автокефалии». К довольно позитивному голосу епископата Польской Православной Церкви присоединился голос Патриарха Сербского Иринея, который в Москве заявил: «Сербская Церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской Православной Церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников,...
      1342

      Владыка Тихон: прошлое и будущее

      Написал несколько абзацев для "Незагыря" и АП-ПА.ру. Избрание епископа Тихона (Шевкунова) Псковским митрополитом ожидаемо породило волны эмоциональных комментариев. Человек он яркий, с неповторимым лицом, с позицией. Впрочем, взгляды этого иерарха редко когда выражались в концептуальных текстах, в продуманных выступлениях. Еще в юные годы, во времена работы в единст...
      1270

      Порошенковская «автокефалия»: стадия переговоров

       Вернемся к процессам вокруг «порошенковской автокефалии». В последние недели они шли непублично, но кое-какие протуберанцы можно разглядеть, и они говорят о многом. И Москва, и Фанар направляют делегации в другие Поместные Церкви. Причем, похоже, большинство из них не хочет занимать определенной позиции – вероятно, рассчитывая на щедрые дары с обеих сторон или у...
      1780

      Новая книжка: "Бог. Истина. Кривды"

      Выпустил новую книжку: «Бог. Истина. Кривды». Назову только темы: «теология приспособленчества», ошибки духовников, старцы, «католики», староверы, англикане, протестанты, экуменизм, ислам, иудаизм, буддизм, секты, бизнес-культы, (нео)язычество, агностицизм и атеизм, страны и народы. Есть личные воспоминания о российских и мировых лидерах «инославия» и нехристианских р...
      1213

      Помечтаем о новой Конституции

      30 марта вместе с С.Н.Бабуриным и Ф.В.Шеловым-Коведяевым представили «граду и миру» документ сообщества «Русская миссия» о нашем видении базовых положений будущей Конституции. Конечно, мы уважаем и исполняем действующий основной закон. Но очевидно, что ошибки 1991 и 1993 года должны быть исправлены – мирным и законным путем. Вот об этом и решили помечтать. Любопытно, ...
      1235

      Остановить экуменическую экспансию

      Приняли заявление Совета православной патриотической общественности по теме экуменизма, над которым довольно долго работали и спорили. Полный текст - здесь: http://pravoslav-pol.livejournal.com/99225.html . Внизу - несколько цитат.Добавлю лишь одно. После всего, что за последнее время сказано об отличии Православия от ересей, в том числе со ссылками на святых и соборы...
      2576

      Искусство или мерзость?

      Удивительные вещи о г-не Серебренникове рассказывает его апологетка: https://medium.com/@culttrigger/гоголь-центр-как-казус-переходного-периода-64edb504decf. После того, как г-н Капков, системно убивавший традиционное театральное искусство в Москве, поставил Серебренникова на Театр имени Гоголя, "актеры старой труппы выходили на улицы Москвы, собирались у кинотеатра «...
      2569

      Вокруг мощей: отклики и дискуссии

      Написал колонку для сайта «Реальное время» о реакции высоколобых скептиков и простого народа на принесение мощей святителя Николая, а также об опасности протаскивания «экуменического» мышления вслед за мощами. Недовольство возникает всегдаПриход многих людей в Храм Христа Спасителя к частице мощей святителя Николая Мирликийского видится мне событием, как ни странно, в...
      1141

      О современном искусстве и его нравственных границах

      Документ сообщества "Русская миссия" с таким названием мы вчера представили в Общественной палате. Было интересно - выступили рок-музыканты, ветераны движения хиппи и даже 11-летний раб Божий Федор Лапшин, сказавший, что большинство мультиков на телеканалах "дебилизирует детей". Полный текст документа - здесь: http://pravoslav-pol.livejournal.com/97433.html . Нескольк...
      1371

      Фильм "Матильда" - верхушка айсберга

      Совет православной патриотической общественности выпустил заявление о "Матильде" - не е только о ней, а обо всем антироссийском и антихристианском лобби в киноискусстве, которое совершенно распоясалось, будучт обласканным некоторыми фигурами во власти, и считает себя "лучшими людьми", хотя по сути является вредительской маргинальной сектой. Полный текст - здесь: http:...
      2843

      Про дальнобойщиков и олигархов

      Три шкуры надо драть не с дальнобойщиков – а с олигархов и финансовых спекулянтов. Об этом сегодня мы сказали в заявлении Совета православной патриотической общественности. Полный текст здесь: http://rys-strategia.ru/news/tri_shkury​_nado_drat_ne_s_dalnobojshhikov_a_s_olig​arkhov_i_finansovykh_spekuljantov/2017-0​5-04-3010 Несколько цитат: «Убеждены, что дальнобойщики...
      2392

      Аксенов и монархия

      Прекрасно высказался Сергей Аксенов насчет монархии в России: http://www.interfax.ru/russia/553593 . Это слова нормального человека посреди застарелого безумия, доставшегося нам от 1990-х годов. Конечно, тогдашний выбор демократии западного образца - глупость и ошибка. Спросите сейчас людей на референдуме, одобряют ли они западную модель финансового капитализма и парт...
      1834
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика