• РЕГИСТРАЦИЯ

104 года со дня рождения великого пианиста Святослава Рихтера

fkmrf123
21 марта 19:22 0 309

Он был первым советским музыкантом, награждённым премией «Грэмми», а также основателем ряда музыкальных фестивалей, включая «Декабрьские вечера» в ГМИИ им. Пушкина.

Будучи неоднозначной и многоплановой личностью, Рихтер не принадлежал ни к какой определенной нации, а значит, принадлежал ко всем. Он вобрал в себя все самое ценное от русской, немецкой, французской и итальянской культуры. Повсюду чужой и везде как у себя дома.

Творчество Святослава Рихтера, влияние его личности на публику и собратьев по искусству (он единственный, кого все без исключения относят к числу наиболее выдающихся пианистов в истории) не укладываются в какую-то классическую модель.

После едва ли не беспризорных детства и отрочества, которые прошли в Одессе, где он самостоятельно постигает музыку и учится игре на фортепиано, он, не получив какого бы то ни было академического образования, уже в пятнадцать лет становится концертмейстером в оперном театре. В 1937 году перебирается в Москву. В том возрасте, когда большинство великих пианистов уже были профессиональными музыкантами, он становится студентом.

Генрих Нейгауз, один из наиболее известных советских пианистов тех лет, покоренный гением безвестного юноши, без раздумий берет его в свой класс Московской консерватории. Рихтер учится совершенно вне предписанной программы. За отказ (вещь немыслимая в годы сталинизма) посещать обязательные для всех занятия (студентам читали непременный курс «политических» предметов) его дважды исключают из консерватории, но каждый раз восстанавливают по настоянию Нейгауза. Его замечает Прокофьев и просит исполнить, с участием самого автора в качестве дирижера, свой Пятый концерт, «который не имеет никакого успеха, когда он, Прокофьев, исполняет его сам». Успех оглушительный, и это становится не столько началом артистической карьеры, сколько рождением легенды. Идет 1941 год.

С тех пор Рихтер разъезжает по всему Советскому Союзу, непрестанно пополняя свой репертуар, разросшийся, судя по всему, до небывалых размеров. К концу жизни он, не считая камерных произведений и бесчисленных опер, в том числе всех творений Вагнера, с музыкой и текстом, держал в памяти и исполнял наизусть около восьмидесяти программ разных сольных концертов.

Однако по причинам коренившихся в семейных обстоятельствах, ему не позволяют выезжать за границу, за исключением стран социалистического лагеря. Но Рихтер ни о чем не просит, не гонится за международной славой, не стремится к личному благополучию в противоположность большинству своих коллег, которым лишь концертные турне на Западе могли дать какую-то возможность улучшить свое материальное положение.

Кроме того, он почти единственный из великих сольных исполнителей своего поколения и своей страны, кто решительно уклоняется, не столько в силу сознательного неприятия, сколько в силу полного безразличия — он был не бунтарем, а строптивцем, — от членства в коммунистической партии. Творческая деятельность в исключительно советской среде не пугает его, да он, в сущности, ничего не боится. Поэтому никто не может давить на него.

Когда он наконец выезжает на Запад, сначала, в мае 1960 года, в Финляндию, затем, в октябре того же года, в Соединенные Штаты, ему идет уже сорок шестой год. Его первые выступления в Америке — серия из восьми сольных концертов и концертов с оркестром в Карнеги-холле — произвели на музыкальный мир впечатление взорвавшейся бомбы. Затем он отправляется в Европу, посещает Англию, Францию, Германию, Италию, Скандинавию и продолжает ездить по этим странам на всем протяжении шестидесятых годов. Потом настанет черед Японии.

Однако Рихтер недолго следует заранее составленному расписанию заграничных концертов. Не приемля какого бы то ни было распорядка, он играет, где и когда ему заблагорассудится, самочинно предлагая внеплановые программы аудитории, околдованной вулканической мощью и бесконечно тонкими оттенками его исполнения. После четырех турне в Соединенных Штатах он отвергает все новые предложения выступить в этой стране, внушающей ему чувство отвращения, за исключением, как он сказал сам, «музеев, оркестров и коктейлей». В 1964 году он устраивает фестиваль во Франции (Музыкальные празднества в Турене, в Гранж де Меле под Туром), затем фестиваль в Москве (Декабрьские вечера в Пушкинском музее), но иногда пропадает куда-то на целые месяцы.

Он с нескрываемым удовольствием отдается камерной музыке в сопровождении постоянных партнеров: Мстислава Ростроповича, Давида Ойстраха, Квартета имени Бородина, аккомпанирует вокалистам: Нине Дорлиак, Дитриху Фишеру-Дискау, Петеру Шрайеру в их сольных концертах; выступает с молодыми исполнителями: скрипачом Олегом Каганом и его женой виолончелисткой Наташей Гутман, альтистом Юрием Башметом, пианистами Золтаном Кочишем, Андреем Гавриловым, Василием Лобановым, Елизаветой Леонской, Андреасом Люшевичем, способствуя утверждению их репутации. Он играет с огромным числом дирижеров: Куртом Зандерлингом, Евгением Мравинским, Кириллом Кондрашиным, Лорином Маазелем, Леонардом Бернстайном, Рудольфом Баршаем, Гербертом фон Караяном, Серджио Челибидахе, Яношем Ференчиком, Кристофом Эшенбахом, Риккардо Мути, Шарлем Мюншем, Юджином Орманди, но главным образом со своими любимцами Вацлавом Талихом и Карлосом Клейбером.

С начала восьмидесятых годов он играет только с нотами на пюпитре в полутемных залах, где лишь смутно вырисовывается силуэт его плотной фигуры, создавая совершенно необычную атмосферу. Он пребывает в убеждении, что таким образом избавляет слушателя от бесовского искушения вуайеризмом.

Фирма «Ямаха» предоставляет ему в постоянное пользование два больших концертных рояля (и настройщиков, следивших за их исправностью!), сопровождающих его повсюду, куда бы ему ни вздумалось отправиться. Повсюду? За исключением того случая, когда в возрасте семидесяти с лишним лет он уезжает из Москвы в автомобиле и возвращается лишь спустя полгода. За это время он покрывает расстояние до Владивостока и обратно, не считая недолгой вылазки в Японию, в условиях, о которых просто страшно подумать, и дает добрую сотню концертов в городах и самых глухих поселках Сибири… Таким образом «миссионер» дает почувствовать, что больше ценит простодушное обожание аудитории Новокузнецка, Кургана, Красноярска и Иркутска, чем притворные восторги публики Карнеги-холла.

В этой книге нет ничего от биографии. На основе довольно неупорядоченного текста, составляющего более тысячи страниц, мне нужно было попытаться выстроить повествование, имеющее видимую связность, прибегнув к монтажу и пользуясь преимуществами, которые дает, по сравнению с техникой кинематографического монтажа, бесплотность письма. Я мог не брать в расчет нередко значительные различия звуковой среды, которые могли бы помешать стыковке фраз, записанных с многомесячным интервалом, пренебречь невнятным произнесением некоторых слов, отсутствием многих имен собственных, заменявшихся личными местоимениями «он», «она», «они», разобраться в которых весьма затруднительно, если не поставить вместо них имена соответствующих людей, а также посторонними шумами от столкновения микрофона с рукой собеседника.

К тому же речь Рихтера не поддавалась непосредственному переносу на бумагу. Ввиду того, что он нередко медлил с ответом, давал увлечь себя неожиданным поворотам мысли и то и дело переключался на мои попутные замечания, мне пришлось в немалой степени преобразовать ее, чтобы изложить в письменном виде, тем более что в процессе работы над книгой я решил отказаться от диалога, отдав предпочтение непрерывному повествованию от первого лица. Мне казалось, что такое решение гораздо больше отвечает ожиданиям читателя и способствует ясности изложения, в то же время не вынуждая меня отбрасывать синтаксические несообразности в духе Селина, свойственные речи Маэстро. Во всяком случае, я старался воспроизвести на бумаге ее весьма своеобразный ритм или хотя бы вызвать, даже прибегнув к неизбежному стилистическому транспонированию, ощущение «как сказано, так и писано», как выразился бы Монтень.

Из-за его отвращения к любому виду саморекламы, из-за упорного нежелания говорить о себе, молчания, которое он хранил на протяжении всей своей беспокойной жизни (и столь же беспокойного времени) — жизни, целиком посвященной музыке, которой он самозабвенно и бескомпромиссно служил, а также в силу того, что вопреки своему упорному молчанию он стал мировой знаменитостью, — Рихтер всегда был мишенью для всяческих слухов. Нисколько не боявшийся скандалов, он всегда стремился к порядку и правде: в партитуре, в искусстве, в поведении, — правде по-детски простодушной.

Истории, связанные с его музыкальной деятельностью, представлялись ему часто в высшей степени нелюбопытными, и я, уже задним числом, обратил внимание на то, что по недостатку времени, а также тем, по его мнению заслуживающих внимания, наши беседы с ним с точки зрения сугубо хронологической не перешли границы конца шестидесятых годов. «Все это вы найдете в моих тетрадях», — неоднократно повторял он мне. Таким образом, эти «тетради» становятся связующим звеном и составляют содержание второй части настоящей книги. Рихтер начал делать в них записи в рождественские дни 1970 года и продолжал писать, порой от случая к случаю, до осени 1995-го — до дней, на которые пришлась наша встреча и его последняя поездка в Японию.

Читатель увидит, что, хотя он очень мало говорит о самом себе, его личность проявляется в этих записях. Никаких умствований, просто впечатления, скупые, немногословные, без каких-либо прикрас.

Все переданные им мне записи составляют семь толстых школьных тетрадей со сплошь исписанными страницами. На странице слева поставлена дата (которая отсутствует лишь в нескольких случаях), указаны место, музыкальная программа, включая номер опуса и тональность, подробный перечень исполнителей, инструменталистов, певцов и дирижеров. Наконец, если он был в обществе, что случалось нередко, на этой странице перечисляются поименно все присутствовавшие.

Суждения Рихтера о музыкальном мире и музыкантах отличаются порою крайней язвительностью, производящей тем более сильное впечатление, что выражены кратко и без обиняков. Пусть же те, кого они могут задеть, примут во внимание, что убийственный юмор Рихтера, его горячность в критических оценках столь же свойственны ему, как и восторженность, и обращены прежде всего против самого себя.

Вполне вероятно, что в окончательной редакции я сделал упор на эпизодах, которые показались бы Рихтеру малозначительными (сколько раз он со смехом говорил, окончив рассказ о каком-нибудь забавном происшествии: «Но это все вздор, к музыке это не имеет никакого отношения!»)

. Но разве не отвечал он в лучшем случае достаточно бегло на вопросы, которые казались мне в высшей степени важными? И не следует ли видеть в этом взаимообогащении мыслями одно из истинных наслаждений, доставляемых такого рода игрой между «я» и «ты»? Как бы то ни было, я утверждаю, что ничего не присочинил, и в том, что касается конечного результата, я глубоко убежден, как это ни удивительно, что ни на йоту не погрешил против Рихтера.

С экрана улыбались полные неизбывной печали глаза Рихтера, а за экраном звучали двойные восьмые похоронного баса, которые Шуберт ввел дополнительно в коду второй темы в качестве аккомпанемента невыразимой тоске главной темы, затем шел крупным планом Рихтер, исполнявший эту сонату на концерте двадцатишестилетней давности.

Эпизод был волнующий, но лишний, и я убрал его из окончательного варианта фильма, ибо не было нужды пояснять, как я и публика признательны ему за все, чем он одарил нас.

Бруно Монсенжон

Скончался Святослав Теофилович Рихтер 1 августа 1997 года в Москве от сердечного приступа.


Зеленский, который нам нужен

                                               Зеленский, который ...

Цель запрета экспорта нефти на Украину - её уничтожение

Ну наконец-то!Российская Федерация устанавливает запрет на экспорт на Украину нефти и нефтепродуктов. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, передает "ТАСС"."Устанавливается запрет на экспор...

Весна. А КОНТ желтеет и опадает...

Четвёртую весну встречаю я с КОНТом. И, пожалуй, самую нерадостную с точки зрения захода на сайт. Всё чаще выхожу из ресурса с тягостным чувством. Всё меньше картины, представляемые на ...

Загрузка...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...

    ИСЕКАЙ: САМЫЕ ЯРКИЕ АНИМЕ-ПОПАДАНЦЫ

    Обычный человек внезапно попадает в прошлое, проваливается в кроличью нору, переносится в фэнтезийный мир — такие сюжеты часты не только в западной, но и в японской литературе. Например, сказка о рыбаке по имени Урасима Таро, который провел несколько дней в волшебном дворце подводного царства, — одна из историй, которые хорошо знакомы молодым авторам манги и ранобэ. Н...
    235
    satanail Вчера 18:28

    Кастомизация одежды как бизнес. Первый кэш

    Юра (проект - кастомизация одежды) нашел новую художницу. Теперь его джинсовки будут расписаны лично ей и ее ГРУДЬЮ. Приятного просмотра) ...
    83
    satanail Вчера 18:05

    Съемка видео на улице. Работа при естественном свете. Зачем нужны ND фильтры?

    Привет, друзья. Сегодня поговорим про сьемку видео при естественном свете. Расскажу как избежать пересветов и зачем нужны ND фильтры. Приятного просмотра! ...
    94
    Proxor_Proxoroff Вчера 17:43

    Реплика-71. О современном искусстве.

    Предлагаю для ознакомления читателям КОНТа статью из деловой интернет-газеты "Взгляд" про современное искусство. Поскольку я человек сильно простой и ни разу не искусствовед, то скорее принадлежу к группе (80% населения РФ), обозначенных в статье как "обычные люди" (к этой же группе принадлежит и одна из "героинь" статьи. Могу сказать однозначно: когда мне выпада...
    122
    АЛЬТАИР Вчера 15:18

    Цыган живёт пока кочует, а мир существует пока кочует цыган

    Добровольная поддержка проекта:Сберкарта: 4276 4900 1698 6582 Цыган живёт пока кочует, а мир существует пока кочует цыган ...
    182

    Бумажное волшебство русской художницы Аси Козиной //

    Бумажное волшебство русской художницы Аси Козиной // Современная художница и мастер бумажной пластики Ася Козина родилась в Днепропетровске, бывшая Украина. Она участница многочисленных выставок и лауреат разных художественных конкурсов. С 2011-го года Ася переехала и работает педагогом в городе Тосно в Ленинградской области....
    242
    Веб Рассказ Вчера 16:21

    Мировую революцию 29 марта 2019 года никто не заметил.

    Эта тема озвучена мной, текст ниже: Ссылка на видео: https://youtu.be/wCUKpr0rdUM* * *Настоящие революции делаются не на площадях, а в тиши кабинетов, и потому произошедшую 29 марта 2019 года мировую революцию никто не заметил. Лишь по периферии информационного поля прошла небольшая волна, и импульс угас, потому что ситуация описыва...
    218
    АЛЬТАИР АЛЬТАИР
    Вчера 15:40

    Jacob Gurevitsch & Spanish Instrumental acoustic guitar music

    Zsa-Zsa live | Jacob Gurevitsch | Pool Session #1 | Motivo Loco | Jacob Gurevitsch | Feat. Claes Bang | In Search of Lost Time River of Puyade The Spanish Inquisition (live) Solo guitar - warming up before concert Mexican Margarita Besame Mu...
    145

    «Тихое место»: ужасы, где каждый звук действительно пугает

    A Quiet PlaceЖанр: ужасы, постапокалипсисРежиссёр: Джон КрасинскиВ ролях: Джон Красински, Эмили Блант,Премьера в России: 12 апреля 2018Возрастной рейтинг: 18+Похоже на: «Не дыши», «Кловерфилд, 10», «Чёрная дыра», «После нашей эры» По всей Земле людей убивают монстры: стремительные, неуязвимые, смертоносные. Их слух такой острый, что они атакуют всё, что ...
    393
    vesiolyi МузЧас
    19 апреля 23:18

    53 МузЧас (Наргиз)

    Певица Наргиз Закирова — обладательница мощного голоса и яркой, запоминающейся внешности. Сейчас она успешна и состоятельна, но так было не всегда. Певица прошла тернистый путь к славе, полный трудностей. «Вы такая вольная, свободная, видавшая всего», — когда-то сказал Дима Билан, впервые увидевший Наргиз после слепого прослушивания во вр...
    1555

    Сорочьи хлопоты :) подсмотренное от Эльмаровны

    И, да, сорока мне на днях сказала, что всё и всегда будет хорошо. Просто не всем это будет заметно.Но все обязательно свершится. Иногда в следующей жизни.Иной раз выглянешь из себя и удивишься – как жить замечательно! Это, конечно, если Вам есть откуда и куда выходить. Для меня мир остаётся прекрасным и удивительным. И всюду знаки, и всюду жизнь, и вечное движени...
    538

    Смс-переписки :) ч.4

    ...
    6563

    Смс-переписки :) ч.3

    ...
    1257

    Смс-переписки :) ч.2

    ...
    1155

    Смс-переписки :) ч.1

    ...
    1148

    Незарытые таланты / Пряничная страна

    Я убеждена, что Провидение дает каждому человеку талант. И не один, а несколько. Чтобы человек смог стать Творцом. Счастье, если талант вовремя приметили родители, если были условия для его развития, если человек научился с помощью своего таланта делать нечто уникальное, что может только он один. Талант – это как крылья. Они есть у каждого. Крылья ...
    1633
    Крестьянин Меломан
    19 апреля 15:30

    Stargazer - Rainbow

    Эта песня, повествующая о волхве-астрологе, чья затея взлететь путём строительства башни до самых звёзд привела к порабощению большого количества людей, известна своими музыкальными достоинствами, в частности, соло-гитарой Ричи Блэкмора и барабанной партией Кози Пауэлла. «Stargazer» начинается с короткого барабанного соло Пауэлла, «великого барабанного м...
    370

    Удивительные 3D татуировки

    Это не первый пост, который мы сделали о 3D-татуировках, и вряд ли он будет последним, потому что искусство постоянно развивается и выглядит чертовски круто.Популяризированные такими пионерами, как Джесси Рикс и Уинстон Кит , эти работы впечатлят вас. Некоторые выглядят удивительно реалистично.  ...
    1791

    Селфи до того, как было придумано это слово

    С появлением мобильных телефонов селфи получили огромное распространение. Поначалу оно казалось чудачеством, но потом прочно вошло в нашу жизнь. Но как и многие другие явления цифрового века, вроде бы родившиеся в последние несколько лет, селфи на самом деле имеют долгую историю. Прежде, чтобы запечатлеть себя, люди использовали обычные фотоап...
    251

    Весёлые картинки ч.5 и довесочек - анекдоты :)

    И немножко анекдотов для "довесочка" ...
    1094
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика