• РЕГИСТРАЦИЯ

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

1 1460

Карлу Брюллову было 28 лет, когда он задумал написать грандиозную картину «Последний день Помпеи». Возникновением интереса к этой теме художник был обязан своему старшему брату, архитектору Александру Брюллову, который подробно ознакомил его с раскопками 1824-1825 годов. Сам К. Брюллов находился в эти годы в Риме, истекал пятый год его пенсионерства в Италии. За ним уже числилось несколько серьезных работ, которые имели немалый успех в художественной среде, но ни одна из них не казалась самому художнику вполне достойной его таланта. Он чувствовал, что еще не оправдал возложенных на него надежд.

Давно уже не давало покоя К. Брюллову убеждение, что он может создать произведение более значительное, чем те, которые он сделал до сего времени. Сознавая свои силы, он хотел исполнить большую и сложную картину и тем самым уничтожить толки, начинавшие ходить по Риму. Особенно досаждал ему кавалер Каммучини, считавшийся в то время первым итальянским живописцем. Именно он относился с недоверием к таланту русского художника и часто говорил: «Что ж, этот русский живописец способен на маленькие вещицы. Но колоссальное произведение но плечу кому-нибудь покрупнее!»

Другие тоже хотя и признавали у К. Брюллова большой талант, однако отмечали, что легкомыслие и рассеянная жизнь никогда не дадут ему сосредоточиться на серьезном произведении. Подстрекаемый этими разговорами, Карл Брюллов постоянно искал сюжет для большой картины, которая бы прославила его имя. Долго он не мог остановиться ни на одной из тем, которые приходили ему в голову. Наконец он напал на сюжет, который завладел всеми его помыслами.

В это время на сценах многих итальянских театров с успехом шла опера Паччини «L'Ultimo giorno di Pompeia». Несомненно, что Карл Брюллов видел ее и, может быть, даже не один раз. Кроме того, вместе с вельможей А.Н. Демидовым (камер-юнкером и кавалером его Величества императора российского) он осматривал разрушенные Помпеи, по себе знал, какое сильное впечатление производят на зрителя эти руины, сохранившие следы древних колесниц; эти дома, как будто только недавно покинутые их хозяевами; эти общественные здания и храмы, амфитеатры, где как будто только вчера закончились гладиаторские бои; загородные гробницы с именами и титулами тех, чей прах до сих пор сохранился в уцелевших урнах.

С любовью и жаром принялся К. Брюллов за исполнение картины и уже довольно скоро сделал первоначальный эскиз. Однако другие занятия отвлекли художника от демидовского заказа и к установленному сроку (конец 1830 года) картина не была готова. Недовольный такими обстоятельствами, А.Н. Демидов чуть было не уничтожил условия заключенного между ними договора, и только уверения К. Брюллова, что он немедленно примется за работу, поправили все дело. И действительно, он приступил к работе с таким усердием, что через два года закончил колоссальное полотно. Гениальный художник черпал свое вдохновение не только в руинах разрушенной Помпеи, он вдохновлялся еще и классической прозой Плиния Младшего, описавшего извержение Везувия в своем письме к римскому историку Тациту.

Стремясь к наибольшей достоверности изображения, Брюллов изучил материалы раскопок и исторические документы. Архитектурные сооружения на картине восстановлены им по остаткам древних памятников, предметы домашнего обихода и женские драгоценности скопированы с экспонатов, находящихся в Неаполитанском музее. Фигуры и головы изображенных людей писаны в основном с натуры, с жителей Рима. Многочисленные наброски отдельных фигур, целых групп и эскизы картины показывают стремление автора к максимальной психологической, пластической и колористической выразительности.

Брюллов построил картину как отдельные эпизоды, на первый взгляд не связанные между собой. Связь становится ясной лишь при одновременном охвате взглядом всех групп, всей картины.

Еще задолго до окончания в Риме начали говорить о дивной работе русского художника. Когда же двери его мастерской на улице Святого Клавдия широко распахнулись для публики и когда потом картина была выставлена в Милане, итальянцы пришли в неописуемый восторг. Имя Карла Брюллова сразу стало известным на всем италийском полуострове — с одного его конца до другого. При встречах на улицах, всякий снимал перед ним шляпу; при его появлении в театрах все вставали; у дверей дома, где он жил, или ресторации, где он обедал, всегда собиралось много народу, чтобы приветствовать его

Итальянские газеты и журналы прославляли Карла Брюллова как гения, равного величайшим живописцам всех времен, поэты воспевали его в стихах, о его новой картине писались целые трактаты. Английский писатель В. Скотт называл се эпопеей живописи, а Каммучини (стыдясь своих прежних высказываний) обнимал К. Брюллова и называл его колоссом. С самой эпохи Возрождения ни один художник не был в Италии объектом такого всеобщего поклонения, как Карл Брюллов.

Он представил изумленному взору все достоинства безукоризненного художника, хотя давно известно, что даже величайшие живописцы не владели в равной степени всеми совершенствами в самом счастливом их сочетании. Однако рисунок К. Брюллова, освещение картины, ее художественный стиль совершенно неподражаемы. Картина «Последний день Помпеи» познакомила Европу с могучей русской кистью и русской натурой, которая способна в каждой области искусства достичь почти недосягаемых высот.

Что же изображено на картине Карла Брюлловa?

Пылающий и отдалении Везувий, из недр которого растекаются по всем направлениям реки огненной лавы. Свет от них так силен, что ближайшие к вулкану здания кажутся как бы уже горящими. Одна французская газета отмечала этот живописный эффект, которого хотел достичь художник, и указывала: «Художник обыкновенный, конечно, не преминул бы воспользоваться извержением Везувия, чтобы осветить им свою картину; но господин Брюллов пренебрег сим средством. Гений внушил ему смелую мысль, столь же счастливую, как и неподражаемую: осветить всю переднюю часть картину быстрым, минутным и беловатым блеском молнии, рассекающей густое облако пепла, облегшее город, между тем как свет от извержения, с трудом пробиваясь сквозь глубокий мрак, набрасывает на задний план красноватую полутень».

Действительно, основная цветовая гамма, которую К. Брюллов избрал для своей картины, была для того времени чрезвычайно смелой. Это была гамма спектра, построенная на синем, красном и желтом цветах, озаренных белым светом. Зеленый, розовый, голубой встречаются как промежуточные тона.

Задумав написать большой холст, К. Брюллов выбрал один из самых трудных способов его композиционного построения, а именно — свето-теневой и пространственный. Это требовало от художника точно рассчитать эффект от картины на расстоянии и математически точно определить падение света. А еще, чтобы создать впечатление глубокого пространства, ему пришлось обратить самое серьезное внимание на воздушную перспективу.

В центре полотна находится распростертая фигура убитой молодой женщины, как будто именно ею К. Брюллов хотел символизировать гибнущий античный мир (намек на такое истолкование встречался уже в отзывах современников). Это знатное семейство удалялось на колеснице, надеялось спастись поспешным бегством. Но, увы, — поздно: смерть настигла их на самом пути. Испуганные кони сотрясают бразды, вожжи рвутся, ось колесницы надламывается, и сидевшая в них женщина повергается наземь и гибнет. Рядом с несчастной лежат разные украшения и драгоценные предметы, которые она взяла с собой в последний путь. А необузданные кони дальше несут ее супруга — тоже на верную гибель, и тщетно старается удержаться он в колеснице. К безжизненному телу матери тянется ребенок…

Ищут спасения несчастные горожане, гонимые пожаром, непрерывными извержениями лавы и падающим пеплом. Это целая трагедия людского ужаса и людских страданий. Город гибнет в море огня, статуи, здания — все низвергается вниз и летит на обезумевшую толпу. Сколько разнообразных лиц и положений, сколько красок в этих лицах!

Вот мужественный воин и юный брат его спешат укрыть от неизбежной гибели престарелого отца своего… Они несут расслабленного старика, который силится отодвинуть, отстранить от себя ужасный призрак смерти, старается рукой заслониться от низвергающегося на него пепла. Ослепительный блеск молнии, отражаясь на его челе, приводит тело старика в содрогание… А слева, около христианина, группа женщин с тоской смотрит на зловещее небо…

Одной из первых появилась в картине группа Плиния с матерью. К пожилой женщине в порывистом движении склоняется молодой человек в широкополой шляпе. Здесь же (в правом углу картины) вырисовывается фигура матери с дочерьми…

… Владелец картины, А.Н. Демидов, был в восторге от шумного успеха «Последнего дня Помпеи» и непременно хотел показать картину в Париже. Благодаря его стараниям она была выставлена в художественном Салоне 1834 года, однако еще до этого французы были наслышаны об исключительном успехе картины К. Брюллова у итальянцев. Но совершенно иная обстановка царила во французской живописи 1830-х годов, она была ареной ожесточенной борьбы различных художественных направлений, и поэтому произведение К. Брюллова было встречено без тех восторгов, какие выпали на его долю в Италии. Несмотря на то, что отзывы французской прессы были не очень благоприятны для художника, Французская академия искусств присудила Карлу Брюллову почетную золотую медаль

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова на родине. Картину привезли в Россию в июле 1834 года, и она сразу же стала Предметом патриотической гордости, оказалась в центре внимания русского общества. Многочисленные гравированные и литографические воспроизведения «Последнего дня Помпеи» разнесли славу К. Брюллова далеко за пределы столицы. Лучшие представители русской культуры восторженно приветствовали прославленное полотно: А.С. Пушкин переложил его сюжет в стихи, Н.В. Гоголь называл картину «всемирным созданием», в котором все «так мощно, так смело, так гармонично сведено в одно, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Но даже и эти собственные восхваления казались писателю недостаточными, и он назвал картину «светлым воскресением живописи. Он (К. Брюллов) силится схватить природу исполинскими объятиями».

Евгений Баратынский посвятил Карлу Брюллову такие строки:

Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день


    Невоенный анализ-60. Надлом. 27 апреля 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Раздача паспортов и украинская "верность"

    После того, как Арестович сообщил, что не менее миллиона, из 10 миллионов украинцев в Европе, возьмут российские паспорта, если Путин им даст, российский сегмент интернета охватила диск...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      fkmrf123 31 декабря 2023 г. 17:29

      Рецепт приготовления Новогоднего Гуся!

      Рецепт приготовления Новогоднего Гуся:Хорошо помытого гуся уложить на дно посуды.Добавить гвоздику, корицу, несколько капель лимонного сока.Затем залить гуся стаканом белого вина и стаканом красного вина, после чего добавить:100 мл джина,100 мл коньяка,200 мл водки,50 мл белого рома,150 мл текилы. Блюдо не разогревать!Гуся выбросить на х... ! – он...
      1225
      fkmrf123 20 августа 2021 г. 21:02

      Испанец ржёт над их обещаниями....

      Скачать видео https://www.youtube.com/watch?v=wgxWbujyziA&t=379s     6:19...
      683
      fkmrf123 16 марта 2021 г. 19:42

      Математические стихи

      Прочтите вслух ..... впечатления гарантированы! ...
      1219
      fkmrf123 22 февраля 2021 г. 20:37

      Ведьмин дар

      Жанна, навалившись всей грудью на подоконник и отклячив толстый зад, смотрела в окно. Закурила снова, прошлась по кухне, поставила чайник на плиту и вернулась к наблюдательному посту.За окном был обычный зимний вечер. Уличный фонарь, кривой, сгорбленный, как дед Матвей, что живёт в угловой квартире, лениво освещал крохотную часть дороги. Пушистыми хлопь...
      794
      fkmrf123 14 февраля 2021 г. 18:39

      Домовой XXI. Старость – не радость

      Часть I. - https://cont.ws/addpost/1916485Часть II. - https://cont.ws/@fkmrf123/1916497- Да, мать твою, что за фигню ты мне кажешь! – обругала Алена ползшую внизу экрана полоску с котировками, - как август, так бардак-бордель! Этот упал, тот свалился, того колбасит, как наркомана в ломке! Даже нормально сбросить не могу из-за проскальзывания! ...
      609
      fkmrf123 14 февраля 2021 г. 18:36

      Домовой XXI. Дела банные.

      Часть I. - https://cont.ws/addpost/1916485- Церя, фу! – услышав команду хозяйки пес перестал рычать на незваного гостя и отошел.- Что за беспредел! Собаками людей травите! – возмутился мужчина, вжимаясь в закрытую створку ворот.- Здравствуйте, Сергей Иванович, - улыбнулась Алена, - какими судьбами?- Я, собственно говоря к вам шел, Алена Владимировн...
      538
      fkmrf123 14 февраля 2021 г. 18:26

      Домовой XXI

      Ночью тварь приходила снова. Как и в предыдущие ночи она несколько раз обошла его владения, затем долго стояла возле покосившихся ворот, не пытаясь войти. Как и в прошлые разы, он отсиживался на голбце, проклиная собственную слабость.- А, это ты, - поприветствовал влезшего в избу через разбитое окно кота домовой.- Здравствуй, - отозвался кот, - мыши ест...
      962
      fkmrf123 13 февраля 2021 г. 19:03

      70 шагов

      — Скорее всего, прилетит точно по назначению, — буркнул себе под нос Михаил, наблюдая за тем, как пуля медленно выползает из ствола снайперской винтовки, вращаясь и, как-будто нехотя, подставляя свои блестящие бока яркому весеннему солнцу.Михаил был ангелом. Не рядовым, а ангелом-хранителем снайпера, который несколькими мгновениями ранее, нажал на спуск...
      561
      fkmrf123 9 января 2021 г. 08:45

      fake - подделка

      ...
      9724
      fkmrf123 8 января 2021 г. 18:55

      Прививка......

      ...
      10188
      fkmrf123 8 января 2021 г. 18:31

      Мне б зарплату.....

      ...
      10733
      fkmrf123 27 ноября 2020 г. 19:58

      Оптическая иллюзия с вращающимися кругами (0:15)

      https://www.youtube.com/watch?v=uoAmByI23XY...
      686
      fkmrf123 8 ноября 2020 г. 18:27

      30 cамых ярких высказываний любимого сатирика Михаила Жванецкого

      Михаил Жванецкий — один из немногих, кому удается придать мысли лаконичную, саркастичную и абсолютно завершенную форму. Его выступления отличает особый «одесский юмор», а осмеянию подвергаются людские недостатки и пороки общества. То есть то, что одни пытаются прикрыть, а другие – отрицать. Поэтому они-то и видны лучше всего, а под пристальным взором лю...
      830
      fkmrf123 13 октября 2020 г. 20:52

      Традиция (00:32)

      https://youtu.be/bDPm0hM4CIE...
      568
      fkmrf123 4 октября 2020 г. 20:05

      Голые землекопы.

      Вернулся с улицы с лягушкой. Накануне жена читала ему «Царевна лягушка».– Не вздумай ее поцеловать... – предостерегла жена, и мы обнялись от родительского умиления. Ох, и забавные эти детишки. Полевые цветочки жизни-с.– Ааа! Чтоб ноги его в доме не было! Прочь!– Мама, но у него нет ног. – с подкупающей непосредственностью сказал он, лаская отвратительно...
      714
      fkmrf123 5 сентября 2020 г. 21:06

      Основные причины, которые привели к появлению человека

      То, что человек — венец творения, придумал сам человек. Точнее, Библия. Скромные антропологи считают иначе: «уникальный» человеческий мозг — никакой не уникальный, а такой же адаптивный орган, как хобот у слона. И слон, как все ныне существующие животные, тоже может считать себя пресловутым «венцом». Ведь с точки зрения эволюции успешными считаются все ...
      903
      fkmrf123 11 июля 2020 г. 08:27

      Родился малыш,который держал в руках противозачаточную спираль

      Воля к жизни может преодолеть любые преграды. Во Вьетнаме родился малыш со внутриматочной спиралью в руке. Контрацептив должен был защищать его мать от нежелательной беременности, но младенец, похоже, очень хотел появиться на свет. Мальчик родился полностью здоровым и с нормальным весом. Мальчик родился в Хайфоне на севере Вьетнама. На фот...
      1375
      fkmrf123 10 июня 2020 г. 18:41

      Канадская версия игры "Догони меня кирпич"

      Хороший Тамада и конкурсы интересные. ...
      1018
      fkmrf123 25 апреля 2020 г. 21:50

      Доверие (2:26)

      https://youtu.be/IWKI2ZAVCng...
      977
      fkmrf123 27 февраля 2020 г. 20:27

      Забавный перевод наложили (2:43) 18+

      https://youtu.be/b9FJZ81ZMOk...
      1161
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика