В деревне Саньсиндуй, расположенной в китайской провинции Сычуань, было сделано замечательное открытие, которое сразу же привлекло всеобщее внимание и заставило переписать историю китайской цивилизации.
Весной 1929 года крестьянин в Саньсиндуй копал колодец и наткнулся на большой тайник нефритовых реликвий.
Всего было раскопаны две гигантские жертвенные ямы, содержащие тысячи золотых, бронзовых, нефритовых, керамических и других артефактов, которые сильно отличались от найденных до этого в Китае. Археологи поняли, что открыли дверь в мир неизвестной древней культуры.
Поколения китайских археологов безуспешно искали в том районе вплоть до 1986 года, пока рабочие случайно не раскопали ямы, содержащие тысячи артефактов, которые были разбиты, сожжены, а затем тщательно похоронены.
Среди интригующих артефактов, найденных в жертвенных ямах в Саньсиндуй, были статуэтки с головами животных, маски с ушами дракона и открытыми ртами, полными зубов, головы в масках из золотой фольги, декоративные животные, включая драконов, змей и птиц; гигантский жезл, жертвенный алтарь, 4-метровое бронзовое дерево, топоры, таблички, кольца, ножи и сотни других уникальных предметов.
Особо выделяется бронзовая фигура стоящего человека ростом 2,62 м — самая крупная и наиболее хорошо сохранившаяся в мире статуя такого рода.
После радиоуглеродного анализа артефакты были датированы XII — XI вв. до нашей эры. Они были созданы с помощью удивительно передовых технологий бронзового литья, с добавлением свинца в сплав меди и олова, что позволяло получать более прочный металл.
Наиболее поразительными из найденных артефактов являются крупные бронзовые маски и головы с угловатыми чертами, огромными миндалевидными глазами, гранёными носами и огромными ушами.
Некоторые из масок были огромных размеров, одна из них — 40 см в ширину и 72 см в высоту — это самая крупная бронзовая маска из когда-либо найденных.Три крупнейших маски имеют самые сверхъестественные черты из всех артефактов Саньсиндуй — уши, как у животных, чудовищно выступающие зрачки и дополнительные, богато декорированные туловища.
Из этого сплава отлили еще более тяжёлые и крупные объекты, чем маски: вышеупомянутую статую человека в натуральную величину и вот это дерево высотой 4 метра.
Исследователи были поражены — это был художественный стиль, совершенно неизвестный в истории китайского искусства, которое развивалось в основном в регионе Жёлтой реки.
Подобных находок не было сделано где-нибудь ещё, и не найдено никаких записей в Саньсиндуй, которые могли бы пролить свет на эту таинственную культуру. По всей видимости, это была цивилизация бронзового века, не описанная в исторических текстах и ранее неизвестная.
Культура, которая произвела эти артефакты, была названа по месту находки — Саньсиндуй. Археологи соотносят её с древним царством Шу. Письменные упоминания этого царства, которые могут быть надёжно датированы, крайне скудны (оно упоминается в Shiji и Shujing в качестве союзника Чжоу, победившего Шан).
Согласно «Хроникам Хуаян», составленным в эпоху династии Цзинь (265-420 гг.), царство Шу основал Цаньцун. Среди других правителей в летописи приводятся Богуань, Юйфу и Дуюй.
Многие из артефактов являются рыбами или напоминают птиц. Учёные предполагают, что это тотемы Богуаня и Юйфу (Юйфу означает «рыба» и «баклан»).
Саньсиндуй занимал площадь около трёх квадратных километров, это было крупное поселение для того времени, с развитым сельским хозяйством, в том числе виноделием.
Жертвенные ямы, как полагают, были местом, где древние люди Шу приносили жертвы Небу, Земле, горам, рекам и другим природным богам.
Некоторые эксперты полагают, что большое количество бронзовых артефактов в Саньсиндуй означает, что это место было Меккой для паломников.
Согласно археологическим данным, жители по неизвестным причинам внезапно покинули Саньсиндуй около 1000 г. до н., и эта совершенно невообразимая культура пришла в упадок.
Открытие Саньсиндуй потрясло мир, но история артефактов остаётся загадкой. Никогда и нигде в мире не было найдено ничего подобного. Нет исторических записей и древних текстов, которые говорят о них.
Эксперты задаются вопросами о том, какова была цель создания этих странных объектов, как возникла эта таинственная культура и куда ушли люди, после того как похоронили свои самые драгоценные сокровища.Но ответа на эти вопросы до сих пор нет.
Цивилизация Саньсиндуй — уникальная страница в долгой истории Китая — и в настоящее время остаётся загадкой.
Оценили 11 человек
14 кармы