Хазары и Русь

2 645

Еврейское присутствие в Северном Прикавказье фиксируется уже на рубеже I тыс. н. э. На протяжении I-VII вв. численность еврейского населения в этом регионе увеличивается, что связано с закатом Иудеи и смещением мировой экономической активности в сторону Шелкового пути, а также с экспансией исламского арабского Халифата на Ближний Восток.

В VII веке в ходе завоевания Ирана арабским Халифатом могущество иудеев на востоке было серьезно подорвано, иудейское население постепенно мигрирует в Византию, Европу и Хазарию. В 723 году византийский император Лев Исаврянин издал указ об обязательном крещении евреев. Часть из них притворно перешла в христианство, но многие другие предпочли бежать в Хазарию.

Хазары и Русь

Первоначально Хазария была тюркским ханством, господствовавшим над местными племенами благодаря своему военному превосходству. Евреи постепенно осваивались на плодородных землях Хазарии в качестве грамотных людей, занимая все более важные посты и должности при хазарской знати.

Выбор верхушкой хазар государственной религии иудаизма позволял им сохранять самостоятельное положение между исламским арабским миром и христианской Византией.

В начале IX века Каган Хазарский царь Обадий утвердил иудаизм: «Он обновил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания синагоги) и дома учения (хедеры) и собрал множество мудрецов израильских» [Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в Х веке. - Л., 1932, c. 30]. «Они приняли религию Израиля, которой бог освятил наши глаза, поднял нашу мышцу и сокрушил наших врагов» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, т. III, c. 198].

Вокруг Кагана сомкнулось кольцо избранных - иудейских раввинов. Ниже располагались выходцы из Хорезма, из числа которых набиралось чиновничество и элитная гвардия. Хорезмицы принесли с собой ремесла, военные знания в области вооружения и строительства крепостей.

Хазарский Каганат являл собой новое иудейское Царство на стыке мировых торговых путей раннего средневековья, наряду с историческим Царством израильским. Еврейский сановник из Кордовы Хасдай ибн Шафрут в своем письме Кагану хазарскому Иосифу определял хазарское государство как страну «уцелевшего остатка Израиля… царства у иудеев… они обладают силой и могуществом, полчищами и войсками, которые выступают (на войну) по временам… Господь (Бог Израиля) да прибавит к ним в тысячу раз больше таких, как они… чтобы ликовать вследствие многочисленности святого народа» [Там же, c. 188, 191, 192, 195].

В экономике Хазарии большую роль играла транзитная торговля, спекулятивная перепродажа. Хазария во многом имела черты типично паразитического государства. Основой процветания Каганата был контроль торговли в огромном регионе Приволжья и Каспийского (Хазарского) моря. В середине X века ежегодный доход царя Хазар составлял 100 000 золотых: «и эта сумма получается только от много-численных купцов, приходящих в страну из всех стран» [Там же, c. 190].

Хазары и Русь

Осев в крупнейших городах вдоль мировых торговых путей, иудейские купцы создали касту купцов-рахдонитов («знающих дороги»). Они общались между собой на древнееврейском языке посвященных, служившем для средневековых евреев тем же, чем латынь для европейцев. Как пишет Ибн-Ал-Факиф: Купцы-иудеи, которых называют рахданийа. Они разговаривают по-персидски, по-гречески, по-арабски, по-французски» [Там же, c. 35]. Вокруг купцов-рахдонитов села огромная масса иудеев, только в Иране их было 600 тыс. [Кlim Otakar. Mazdak und die Juden. - Archiv Orientalni., Praha, 1956, XXIY, p. 420].

Процесс перераспределения богатств и ресурсов между Европой, Византией и Востоком, в частности, шел по линии трансконтинентальной торговли мехами и рабами вывозимых из северо-восточной Европы в обмен на арабское серебро, китайский шелк и византийские паволоки.

Хазарский Каганат контролировал рынки рабов, мехов и арабского серебра, господствуя на основных речных торговых магистралях – Волге, Доне, Днепре, бассейне Черного и Каспийского морей. На Волге Хазария контролировала ее устье (Итиль), на Днепре хазары наложили дань на киевских полян.

Судя по кладам куфических монет, главной торговой магистралью хазар был Дон. Безопасность на Дону обеспечивалась укрепленным Саркелом и системой хазарских крепостей.

С Дона торговый путь шел к Оке, оттуда к Верхней Волге и далее в Приладожье и на Балтику к варягам. Сидевшие по Оке под властью хазар вятичи уже в IX веке аккумулировали массу серебра за услуги по транзиту мехов и рабов.

В пользу того, что работорговля в IX веке занимала определяющее место в связях Запада с Востоком, свидетельствует то, что именно она приносила наибольшие доходы и прибыли.

Стоимость раба на севере не превышала 1,5 марки или 100 дирхемов, что составляло приблизительно 300 г. серебра. В Византии же он стоил в три раза дороже, а на Арабском Востоке разница могла возрасти до пяти раз. Наибольший доход приносила торговля рабынями. Пленницы из северных земель ценились особенно высоко. Белая рабыня, совершенно ничему не обученная, могла быть продана за 10-15 тыс. дирхемов, т. е. в 200 раз дороже первоначальной цены [Паранин В.И. Историческая география летописной Руси. - Петрозаводск., 1990, c. 86].

До Х века евреи господствовали в торговле Запада и Востока: «город евреев» (Йахудийа) в Исфагане был деловым кварталом этой персидской столицы ... Один еврей контролировал всю ловлю жемчуга в Персидском заливе ... На Востоке их специальностью были также денежные дела ... Мы располагаем сведениями о двух евреях-банкирах ... Йусуфе ибн Пинхасе и Харуне ибн Имране, у которых в начале Х века визир (второе, после халифа, лицо в арабском государстве) сделал заем в сумме 10 тыс. динаров. Оба они, по всей вероятности, основали фирму, ибо также смещенный в 918 году визир Ибн ал-Фурат заявил, что он имеет на счету у обоих этих евреев 700 тыс. динаров» [Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. - М., 1973, c. 381].

Еврейский сановник из Кордовы Хасдай ибн Шафрут в своем письме Кагану хазарскому Иосифу, в частности, сообщал: «Царствующий у насъ царь собираетъ сокровища золотыя и серебряныя, также драгоценныя вещи… Ежегодные доходы его, какъ мне было сказано, состовляют 100 000 червонцевъ; это есть его доходъ отъ однихъ только иностранныхъ купцовъ, торговые дела которыхъ, какъ и все до нихъ касающееся, идутъ чрезъ меня и по моимъ приказаниямъ (хвала Господу за Его многiя милости ко мне!)» [Гаркави. А.Я. Сказанiя еврейских писателей о хазарахъ и Хазарском царстве. - Спб., 1874, c. 101].

Источником обогащения Востока в торговле с Русью было неравенство меновой торговли, при использовании основным средством денежного обращения арабской валюты – серебряных дирхемов. Арабское серебро наводняло славянские и скандинавские земли вплоть до XI века, когда истощились восточные серебряные рудники.

Сами славяне вначале обходились меховыми деньгами кунами (мордочки куниц) и ногатами (беличьи лапки и ушки).[1] С появлением сильных княжений на Руси, в качестве денег стали использоваться гривны (200 гр. серебра), ее крупные обрубки – рубли и более мелкие части резаны. В IX веке одна славянская гривна по весу была равна 25 арабским дирхемам.

Об огромных масштабах волжской торговли в 923 году писал арабский посол и путешественник Ибн-Фадлан. С ним в низовья Волги прибыл громадный караван в составе 3 тыс. лошадей, не считая верблюдов, 5 тыс. торговцев, слуг и охраны. Торг со славянами шел прямо у волжских берегов.

Ибн-Фадлана поразили многочисленные украшения молодых славянок, особенно монисты и гривны на их шеях из чистого золота и серебра. Бесхитростные славянки с радостью меняли свои бесценные украшения на яркую восточную бижутерию - бусы из цветного стекла и крашеной обожженной глины. Одна зеленая бусина стоила 1 дирхем, за который славяне отдавали 18 (! – Авт.) беличьих шкурок [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988, т. I, пр. 401, с. 320]. Мех куницы оценивался в 2,5 дирхема за шкурку.

Торговля по Волге арабского Халифата со славянами сказочно обогащала посредников из хазарского Каганата. Еврейский путешественник второй половины IX века Эльдад га-Данид, посетивший Северный Кавказ - южную часть Хазарского каганата, - писал о живущих там иудеях: «Они не имеют хлебопашцев и все покупают за деньги» [Гаркави. А.Я. Сказанiя еврейских писателей о хазарахъ и Хазарском царстве. - Спб., 1874, c. 17].

Паразитический характер Каганата базировался на хазарской валюте, в качестве которой применялись иудейские псевдо дирхемы. В труде нумизматолога А. А. Быкова «Из истории денежного обращения в Хазарии VIII-IX вв.» показано, что в Каганате изготовлялись арабские монеты - дирхемы, которые чеканились весьма небрежно: «лишь бы на первый взгляд северо-западных волжских народов монета хазар походила на привычные им арабские дирхемы… на монетах был знак, который напоминал понимающим об (истинном) происхождении монет» [Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. - М., 1974, c. 67-68]. Иудейский денежный фальсификат чеканился в Итиле, в административном центре Каганата.

«Гордые Константинопольские Императоры, множество раз и взаимно вступают в родство с (хазарскими) Каганами. В VIII и IX столетии, сила их достигла до высочайшей степени и распространилась также на север до Киева, как видно здесь у Нестора» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле–Славенскомъ языкъ. Часть I. - Спб., 1809, c. 242].

Ибн-Фадлан сообщает: «Хазаре и царь ихъ – всѣ Евреи; Славяне и всѣ сосѣдствующiе народы находятся въ его власти, онъ обращается с ними какъ со слугами (рабами), и они повинуются ему покорно» [Гаркави А.Я. Сказанiя мусульманских писателей о хазарах и русских. [Спб., 1870, c. 92-93].

По летописцу, поляне, обижаемые древлянами и другими соседями, без сопротивления подчинились хазарам и согласились выплачивать им дань. Под 859 г. летописец перечисляет славянские племена, платившие дань хазарам. Это пограничные со степью племена – поляне, северяне, вятичи, радимичи - занимавшие практически половину территории восточных славян.

Летописные списки противоречиво сообщают о типе дани славян хазарам, перенося современную им картину XIV-XV вв. на события многовековой давности. По летописям, радимичи в 885 году и вятичи в 960 году платили дань хазарам «щьлягами». Этот термин является славянизированной производной от готского skilliggs, древнескандинавского skillinr, англо-саксонского sclling, откуда происходит английское слово «шиллинг».

Шиллинг - общее название ряда западноевропейских монет. Как монета, шиллинг чеканился в Германии с XIV века, в Дании и Нидерландах - с XV, в Англии - с XVI века. Чеканенная в Германии в XIV веке монета в 1 шиллинг имела вес 1,39 г серебра.

Летописная дань славян хазарам «щьлягами-шилллингами» была совсем небольшой, например, в сравнении с данью в 300 гривен (60 кг. серебра), которой обложил Олег новгородцев. Очевидно, «щьляг-шилллинг» был для нищих монахов летосписателей XIV-XV вв. серьезной суммой, поэтому они ее и «определили» в виде дани славян хазарам.

По Ибн-Фадлану: «на царе славян лежала дань, которую он платил царю хазар от каждого дома в его стране по шкуре соболя» [Книга Ахмада Ибн-Фадлана посла Аль-Муктадира к царю славян. - М-Л., 1939, c. 78]. По Лаврентьевской летописи в 859 году: «Козари имаху На Полянѣхъ, и на Сѣверѣхъ и на Вятичѣхъ имаху бѣлѣй вѣверицѣ (белая шкурка белки) отъ дыма» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 18].

Белая белка альбинос очень редка. Из-за того, что мех белой белки могли иметь лишь очень богатые люди, мех белой белки получил название «Монарх». В этом плане дань славян хазарам шкурками «бѣлѣй вѣверицѣ» была весьма тяжелой. Дань по дыму значила, что она бралась от всех очагов славянских, где жили люди, и где работали.

Летописец сообщает о еще одной дани полян хазарам: «и вдаша от дыма меч», [Там же, c. 16] пускаясь в назидательные рассуждения по этому поводу, мол, не к добру для хазар была эта дань, ведь, вскоре, владеть будут Русские князья Козарами «до днешняго дне».

Т.о. для летописца дань полян мечами Козарам имела, прежде всего, символическое значение. Да и откуда у мирных, земледельцев полян могли быть мечи в каждой семье?

Железо в те времена было редкостью и весьма ценилось. Из него изготовлялись прежде всего земледельческие орудия - наральники, сошники, мотыги, косы, серпы; орудия труда - топоры, тесла, скобели; бытовые орудия – ножи, шилья, гвозди, пряжки, подковы, а из оружия – наконечники стрел, копья.

Железа было мало, и качество его было весьма низкое. В открытом археологами «Железном» острове южных славян так называемой «пеньковской культуры» (V-VII вв. н.э.) обнаружено металлургическое производство, включающее в себя 25 примитивных горнов-домниц, способных за сутки произвести около 50 кг. некачественного зашлакованного железа.

Считать, что в те времена, каждая семья полян имела дорогой меч, совершенно несерьезно. Как известно, уровень ремесленных навыков полян позволял им лишь лепить из глины убогую кухонную утварь. К настоящему времени найдено лишь два меча с клеймом славянского кузнеца. Из тысяч раскопанных курганов на землях древней Руси, курганы с находками мечей единичны.

По данным археологии, на территории древнего Киева мечи в обычных захоронениях не обнаружены. В погребениях, условно относящихся к дружинным, найдены немногочисленные предметы вооружения: железные наконечники копий, дротиков, стрел, ножи, один кинжал и один боевой топорик [Каргер М. К. Древний Киев. - М.-Л., Т. 1, 1958, c. 161].

Византийский историк начала VII века Феофилакт Симокатт сообщает, что к императору Византии доставили трех безоружных пленных славян. На вопрос императора, почему славяне не вооружены, последние простодушно ответили, что они «не обучены носить на теле оружия: ведь их страна не знает железа, что делает их жизнь мирной» [Свод древней-ших письменных известий о славянах. Том II (VII-IX вв.) - М., 1995, с. 17]. Известный арабский ученый Ибн Русте в «Книге дорогих ценностей» (ок. 903-925 гг.) пишет о славянах: «Их оружие – дротики, щиты и копья, а другого у них нет» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Т.Н. Джаксон и др.), тт. I-V. – М., 2009, т. III, c. 45].

Археологи не обнаружили никаких укреплений вокруг поселений славян эпохи пеньковской культуры, лишь позднее возникают немногочисленные укрепленные городища, что зримо подтверждает мирный образ жизни славян тех лет.

Предположение о том, что хазарские поработители разоружили каждый дым (дом) полян, отобрав у них мечи, совершенно нелепо. Столь же нелепо предположение о том, что поляне за серебро покупали франкские мечи у приезжих купцов-русов, чтобы потом отдавать их хазарам в виде дани.

Легендарный рассказ о хазарской дани Н. М. Карамзин назвал «басней, изобретенной уже в счастливые времена оружия Российского, в X или XI веке» [Карамзин Н.М. История государства российского. - М., 2004, т. I, гл. II, с. 23]. По мнению Х. Ловмяньского легенда о «славянских мечах» была летописным предсказанием будущего господства Святослава над хазарами [Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985, c. 147]. Эта легенда отразила собой память о длительной эпохе господства хазар над поляна-ми, господства основанного на грубом принуждении силой оружия.

Откуда летописцу пришла мысль о дани полян Козарам мечами. Вероятно от греков, страдавших от набегов племен Великой Скифии. Так, Констан-тин Багрянородный пишет о вывозе мечей из «скифских земель». Ф.Л. Гринберг обращает внимание на то, что Константин Багрянородный говоря о мечах, употребляет слово «σπάνινέος» означающее «прекрас-ный, исключительной красоты юноша» [Гримберг Ф.Л. Рюриковичи или семисотлетие «вечных» вопросов. - М., 1997, c. 59-60]. Значит, речь идет не только о торговле оружием, но, и о торговле рабами - славянскими невольниками: «Основной товар, поставляемый Европой, - рабы – являлся монополией еврейской торговли» [Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. - М., 1973, c. 376].

Судя по всему, «взять дань мечами» означало... взять дань молодыми людьми. Меч символизировал «мужскую единицу» рода, могущего носить оружие. Отсюда проистекает толкование понятий «мечники, меченоши», как первейших людей княжеской дружины.

Поляне платили дань Козарам не только юношами, но и девушками. По Радзивиловской летописи: «А Козаре имаху дань на полехъ, и на Съвере, и на Вятичехъ: имаху по бълъ дъвеци (т.е. прекрасной девицей – Авт.) отъ дыма» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле – Славен-скомъ языкъ. Часть I. - Спб., 1809, c. 267].

Это зримо иллюстрируется летописной миниатюрой из Радзивиловской летописи, где два хазарина-иудея берут дань у полян. К левому хазарину подводят группу связанных славянских девушек, к которым хазарский иудей похотливо тянет свои ручонки.

Дань полян хазарам (миниатюра Радзивиловской летописи)

Дань полян хазарам (миниатюра Радзивиловской летописи)

Одна из былин русского эпоса рисует такую картину: «Налетало Чудо-Юдо поганое, требовало себе на обед красну девицу».

По Аль-Масуди в середине X века Бурджане (восточные булгары) также привозили в Константинополь девушек и мальчиков из племени славян. Ибн-Хаукаль в «Книге путей и государств» (ок. 976 г.), в частности, пишет, что помимо других товаров, из Европы на восток везут мужских и женских невольников, взятых в плен в войнах с Франками и Галицианами: «сверхъ сего славянскiе эвнухи, которые весьма почитаются, ихъ привозятъ изъ страны Франковъ, гдѣ ихъ оскопляют и продают еврейским купцам» [Гаркави А.Я. Сказанiя мусульманских писателей о хазарах и русских. - Спб., 1870, c. 126, 222].

Дань полян хазарским иудеям славянской молодежью была явно кровно унизительна. Греческий патриарх Фотий говорил о русских, из-за их зависимости от Каганата, как народе не почетном, считаемым наравне с рабами [Нечволодовъ А. Сказанiя о русской земле. - Спб., 1913, ч. I, с. 308]. Нестор пишет, что евреи во времена Моисея, унизили Египет, унизили они данью и земли полян, но это было не навсегда, теперь же владеют Русские князья Козарами «до днешняго дне» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 16].

Для сбора дани и грабительских набегов, хазарские хорезмийцы по периметру славянских земель построили непрерывную линию из более 100 белокаменных крепостей, стоявших на высоких мысах, с которых реки просматривались на обширном пространстве. Крепости стояли друг от друга на расстоянии 10-20 км., образуя целостную цепь по берегам Дона, Оскола и Северского Донца. В крепостях находилась местная иудейская знать с охраной. Около крепостей располагались селища с кузнями и мастерскими по производству оружия.

Археологические раскопки хазарских крепостей и окрестностей вокруг них показали следующее: «хазарское пограничъе ... было заселено семьями, все мужское население которых несло воинскую службу ... Военизация населения касалась ... не только мужчин, но и женщин, многие из которых похоронены с оружием, воинскими поясами, сбруей и конями. - Судя по всему -основной функцией крепостей была не охрана пограничья, а проведение в жизнь наступательной политики каганата на западных и северо-западных соседей» [2] т. е. на славян.

Идеология Хазарского Каганата базировалась на библейских сказаниях о богоизбранных иудеях. Иудейский царь Давид «народ, бывший в городе, вывел и положил под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими (Цар. 12, 31)… опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины» (Цар. 27, 9). Иудейский пророк Моисей вопрошал: «для чего вы оставили в живых всех женщин? Итак, убейте всех детей мужеского пола и всех женщин (Чис. 31, 15-17)…А в городах сих Haродов, которых господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души (Втор. 20, 16)… И взяли город и... все, что в городе, и мужей, и жен, и молодых, и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом (Нав. 6, 19-20)».

Некий еврей, поданный царя Хазарии Иосифа, повествуя о войне императора Византии «злодея Романуса» с Хазарией пишет: «пошел Песах в гневе на города Романуса и перебил [всех] от мужчин до женщин» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). - М., 1999, c. 228].

«До IX века никаких соперников в господстве над Северным Причерноморьем и примыкающими к нему лесостепными областями Поднепровья у хазар не было. Хазарское государство в течение по меньшей мере полутора столетий было полным хозяином южной половины Восточной Европы и представляло собой мощную плотину, запиравшую Урало-Каспийские ворота из Азии в Европу» [Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962, c. 262 ].

Проход дружин викингов по финно-угорским землям в верховье Волги и далее до средневолжской Булгарии не вызывал особых затруднений, но дальше, паразитическим наростом расположился иудейско-хазарский Каганат, закрывший наглухо путь варягам в низовье Волги и Каспийское (Хазарское) море.

Так, в 913-914 гг. 500 русских (варяжских) судов направилось в район Прикаспия. Им пришлось просить Кагана хазарского пропустить их через его владения, обещая Кагану за это половину воинской добычи. После тяжелых боев, на обратном пути, несмотря на то, что Каган получил свою оговоренную долю, его мусульманская гвардия неожиданно напала на русских, спаслись лишь немногие из них [Соловьев С.М. Сочинения в 24 томах. - М., 1988, т. I с. 143].

Известный с античности волховско-днепровский торговый путь в Причерноморье давал возможность варягам обойти с запада хазарский Каганат, открывая купечеству Бирки и Готланда свободную торговлю с Византией и арабским Халифатом. Собственно, по этой причине варяги перешли от практики сезонного сбора дани со славянских племен и очагового поселения в ижорской Ингрии, Ладоге и Городище к региональной колонизации Приильменья и Поднепровья.

Освобождение славян от хазарского кабального ига пришло с варяжского севера. Рюрик первым вторгся в сферу хазарских торгово-экономических интересов послав своих мужей наместников в район Ростова и Мурома в 860-е годы. Борьба с Хазарским каганатом варяжских князей Аскольда и Дира, Олега, Игоря и Святослава была чрезвычайно упорной и длилась более века.

Битва русов с хазарами (худ. Олег Федоров)

Битва русов с хазарами (худ. Олег Федоров)

В честь 1040 годовщины разгрома князем Святославом Игоревичем иудейского Хазарского Каганата в Белгородской области установлен памятник на котором Великий князь Русский Святослав попирает рухнувшего хазарина со звездой Давида на щите.

Святослав попирающий хазарина (скульптор В. Клыков)

Святослав попирающий хазарина (скульптор В. Клыков)

Миграция евреев в Хазарию не прекращалась на протяжении четырех веков, вплоть до монгольского нашествия, когда иудеи из Хазарии устремились в Восточную Европу, а позже, в Центральную Европу, где они смешались с проживавшими здесь местными еврейскими общинами.

Согласно данным генетики, основным ядром, сформировававшим субэтническую группу центрально и восточноевропейских евреев были мигранты из Хазарии, несшие в своих генах информацию о кавказских, тюркских и иранских народах, с которыми они контактировали несколько веков, Ближнего Востока (V-VII вв.), Месопотамии (V-XII вв.) и, возможно, Европы (V-XII вв.). Миграция иудеев в Восточную Европу шла одновре-менно с постепенным распадом Хазарского каганата.

Наиболее многочисленную группу профессиональных торговцев в раннее средневековье составляли именно евреи, которые недаром названы и в «Раффельштеттенском таможенном уставе» (904-906 гг.), из которого можно также заключить, что основным предметом их торговли были рабы; это вполне согласуется с данными о раннесредневековой работорговле в Европе.

Хазары и Русь

Восточноевропейские рабы, поступая в Западную Европу, далее шли транзитом к двум крупнейшим невольничьим рынкам раннего средневековья: в Венецию и в Кордовский халифат. Основная масса рабов на венецианский рынок доставлялась, видимо, с восточного славянского побережья Адриатики. Часть их происходила из Франкской державы, о чем прямо говорят договоры IX века между Венецией и королями Италии.

Разрешения на транзитную торговлю рабами были предметом особых привилегий, так, например, привилегия, выданная до 825 году Людовиком Благочестивым раввину Домату и его племяннику Самуилу. Немного-численный класс купцов в собственном смысле слова, пользовавшийся покровительством властей и состоял преимущественно из евреев. Работорговля наряду с торговлей восточными товарами довольно рано привела еврейских купцов на восток державы Каролингов, тогда как исконным ареалом их наибольшей торговой активности в каролингскую эпоху было Средиземноморье: Испания и Южная Франция [Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI вв. - М., 1993, c. 93, 100].

[1] От беличьего ушка возникло понятие «полушка» - Авт.

«В Херсоне ад. На балконах вывешивают белые флаги»: "Херсонское Сопротивление"

Херсон столкнулся с настоящим «адом» после прорыва российских вооруженных сил у Антоновского моста. Об этом информирует Telegram-канал «Военкоры Русской Весны», ссылаясь на слова Сергея...

Обсудить