ИСТОРИЧЕСКИЕ НАПЁРСТКИ
Хоть специальный календарь лунный составляй. Или цветочно-фруктовый. Поскольку с завидной регулярностью по границам России начинает твориться какое-то революционное непотребство. Такое впечатление, у наших заклятых партнёров существуют некие графики финансирования, когда по неведомому науке распорядку в майданную бочку заталкивают пачки купюр, поджигают и греются. Коль не выгорело, делают паузу, отправляя тележку с ишаком за новой партией топлива. Замкнутый круг какой-то.
Вот в Абхазии снова жарко. Как мы любим (нет). Перекрытые республиканские трассы и заблокированные мосты, обрыдшие за годы физиономии одних и тех же «оппозиционеров», штурмы зданий органов госбезопасности, угрозы и нападения на представителей власти. С информационной разлагающей пропагандой самого лживого содержания. На фоне весьма загадочного и вегетарианского поведения Большого местного начальства.
Итак, второго дня в Республике Абхазия парламент с пятьсот пятьдесят пятой попытки ратифицирует Соглашение «О гарантиях инвестиций и прав инвесторов» с Россией. Причём, беспорядки ожидались двумя неделями раньше, как только в Москве министр экономики Абхазии Кристина Озган подписала документ в стенах Минэкономразвития. Двух недель официальному Сухуми не хватило, дабы подготовиться к очередному всплеску «народного самосознания», протестующего против строительства российскими компаниями современных курортных зон и апартаментов элитного сегмента.
С точки зрения консервативного абхазского обывателя, честно признаюсь, тоже бы возражал. Если на живописной земле предков вдруг появится очередное коррупционное Сочи. С высоченными заборами отелей, огороженных территорий, закрытых посёлков. Квадратно-гнездовым методом перекраивающих уникальные биосферные и ландшафтные зоны красивейших мест вне ранее утверждённой природоохранной документации .
Но «оппозиция» толкует о другом. Вопрос «разорения мелкого и среднего бизнеса в курортной сфере» отбрасываю, ибо крымский опыт говорит обратное. Сдаваемые ранее внаём курятники для фанатичных «дикарей», привыкших десятилетиями и даже поколениями отдыхать в одном любимом месте, сейчас благоустраиваются согласно повышающимся запросам отдыхающих, сам сектор процветает. Не особо покидая «серую зону».
В Абхазии за путаными речами оппозиционеров проглядывает совсем другой мотив, они спекулируют на «оккупации Абхазии» русскими состоятельными гражданами. Мол, понаедут в элитные апартаменты «олигархи» и всё, конец национальной идентичности. Вернутся колониальные времена рабства и даже религиозного геноцида, как во времена Османской Империи. Потеряет абхазский народ завоевания борьбы за независимость, стоившей больших жертв почти в тридцатилетнем противостоянии с Грузией.
Это хорошо известная и заезженная пластинка, громко играющая во всех бывших советских республиках на деньги тысяч НКО европейского и американского розлива. Мелодия хорошо подхватывается молодёжью, «ужасов ГУЛАГа порабощённых народов» и близко не заставшей. С подлинной историей своей земли не знакомой. А времена Абхазского Царства и Княжества сегодня настолько перевраны и мифологизированы импортными национал-энтузиастами, учёные академики только возмущённо руками разводят.
Но направление-то понятно, технологии могучего соросятника неизменны. Направлены на ультранационалистическое мышление, консервацию социума, обособление от внешнего мира. В случае с бывшими союзными республиками – именно от России. Так подобный нацбилдинг довёл до ручки Прибалтику, Грузию, Украину, большинство среднеазиатских беев, едва не погубил Северный Кавказ . На очереди Казахстан, Армения ... Абхазия. По мнению здешней «оппозиции», обязанная превратиться в герметичную средневековую Японию или Поднебесную времён династии Мин (1271-1368 гг.). Каковы были последствия подобного «национального изолированного самосознания» никто не прогнозирует, по умным книжкам не справляется.
Откуда. Если «оппозицию» возглавляют персонажи типа бывших депутатов Гарри Кокая и Алмасхана Ардзинба, отметившихся ранее обычным бандитизмом со стрельбой из автоматического оружия по зданиям силовых ведомств. Но всегда избегающие ответственности по совокупности заслуг в борьбе за независимость, благодаря поддержке мощных тейпов-кланов. Абхазия является большой семьёй, каждый друг другу близкий или дальний родственник, потому с законностью в таких местах всегда были, есть и будут огромные проблемы. А столкновения с властями в рамках конфликтов интересов разных кланов – всегда обретут политическую окраску.
Если разобраться с сегодняшними беспорядками, то природу они имеют самую уголовную. Когда парламент ратифицировал упомянутое Соглашение с Россией по свободному инвестиционному обороту, то в зал заседаний ворвались три десятка молодчиков, начали избивать депутатов «провластной партии». В больницу отправили одного законодателя в тяжёлом состоянии, а силовики объявили план «Перехват». На выезде из Сухуми задержали упомянутых выше экс-депутатов, их вызволять отправились горячие толпы родственников и односельчан. Потом кубло переместилось в центр города.
А когда появились «оппозиционеры», стихийные народные хождения мигом получили организационный ресурс, оказалось перекрыто движение по двум ключевым мостам Республики, посыпались угрозы расправы над президентом Бжанией. Проблемы пришлось разрешать переговорами на экстренном заседании Совета Безопасности с приглашением депутатов от оппозиции и главами двух бурлящих районов. Трассы быстро разблокировали, но власть была вынуждена отпустить провокаторов и бузотёров.
День абхазского сурка, всегда одно разрешение внутренних противоречий. Глоткой, массовыми беспорядками, угрозами, стрельбой в воздух. Ныне бардак щедро приправлен острой аджикой «борьбы с колониальной экспансией России», хотя речь идёт о банальной уголовщине, кумовстве, безнаказанности определённых групп влияния. Подсевших на европейские и американские гранты, занятые промывкой мозгов абхазскому обществу с формированием клинической шизофрении лимитрофа. Паспорта России мы получаем, ресурсы по бросовым ценам потребляем, социальные блага и субсидии с гарантиями безопасности – только подавай, а «суверенитета» не замай.
Люби и почитай такое вот золотце, уважай традиции и уклад. Даже если он после видимости некоего порядка времён СССР откатился ... примерно в конец XIV века. С некоторыми декоративными рюшечками организации социума из начала девятнадцатого, когда России государя-императора Александра I пришлось экстренно спасать абхазов от этнического и религиозного геноцида турок в 1810-ом. Не шучу ни разу, Санкт-Петербург до самого 1877-го года ничего не мог поделать со здешней умопомрачительной вольницей и постоянными бунтами, пока деликатный Александра II не взъярился.
И приказал упразднить Абхазское княжество, переименовав его в Сухумский военный Отдел Империи под железной рукой генерала от инфантерии Павла Шатилова, большого специалиста по умиротворению Кавказа. Приехав из Кутаиси, сей государственный муж мгновенно замирил здешние дерущиеся племена и народности, а самых непонятливых горцев (убыхов и садзев) в количестве ста тысяч душ просто выселил в Турцию. За горячую любовь к английскому золоту, отравившему души всех потомственных «черкесов» Черноморского побережья Кавказа. Только потом начал разбираться с абхазским укладом, пригласив учёных-этнографов из столицы.
Больше десяти лет потребовалось высоколобым, дабы распутать местные клубки противоречий и дать кавказским Наместникам дельные советы. Оказалось, все привычные для того времени способы организации социума в Абхазии не работали, маленькое княжество застряло между убыхо-черкесским общинным укладом и специфическим феодализмом Грузии с их тьмой-тьмущей князей, родовитых и безродных «на доверии».
Абхазы (самоназвание «анхаю» по имущественному состоянию и принадлежности к общине) не понимали самой сути крепостничества в любом виде, каждый здешний родоплеменной вождь или сельский голова был связан родственными узами со своими односельчанами. А потомственные аристократы отдавали своих детей ... на воспитание в крестьянские семьи до совершеннолетия, горячо приветствовали браки с простолюдинами, если речь шла не о старших наследниках. Частной собственности не существовало, пашни считались священными владениями общин, леса, пастбища и водопои были открыты для совместного межобщинного пользования.
Ни Российская Империя, ни Советская власть данный уклад раннего Средневековья не смогла до конца выкорчевать, как ни старались царские наместники с идеологически заряженными коммунистами. Потому и буксует в Абхазии тема с любой частной собственностью за околицами больших сёл и общинными родоплеменными созвездиями деревень-хуторов. Это объективная реальность, не имеющая в законодательстве РФ нормативных оценок.
Именно в данную точку и бьют «оппозиционеры», культивирующие страхи абхазов о неминуемой потере их права вольно распоряжаться священными межобщинными пространствами. Ситуация усугубляется религиозным фактором, выхваченным ещё в конце XIX века имперскими властями и Священным Синодом. Ибо абхазы ... очень специфические верующие, исповедуют свою древнюю традиционную религию «первичного монотеизма» бога Ацнва (Творца всего Сущего), христианами или мусульманами считают себя формально. Если совсем просто объяснить: Христа и Мохаммеда не признают, обязательных ритуалов не соблюдают.
Причастие, посты, паломничества/хаджи, чтение Священных Книг, пищевые ограничения и запреты, обрезание и так далее – не про абхазов. Все праздники (христианские, мусульманские, традиционные) отмечаются с вином за вдумчивым застольем, православный сидит в обнимку с правоверным и русскоязычным иудеем-ашкеназом, а единственной священной Скрепой считается сама природа, созданная всемогущим Анцвой.
Здесь религиоведы усматривают пантеистические мотивы с индуисткой «множественностью земных проявлений божества», но разобраться с абхазскими верованиями невозможно в принципе, поскольку письменных источников попросту нет. А половина жителей республики регулярно посещает одно из Семи Святилищ (аныха) по территориальному признаку, справляется о прошлом, настоящем и будущем у жреческого сословия древних фамилий Гочуа, Харчлаа, Чичба, Шакрыл и Шинкуба. Само собой, огромные территории вокруг святилищ считают сакральными и неприкосновенными, любая хозяйственная деятельность здесь недопустима.
Именно из самого уклада Абхазии вытекают все проблемы с правовым статусом Республики. Со времён стародавних, всегда заканчивавшихся «особым статусом» территории. С глубокой травмой начального советского периода, когда Абхазию, словно горячую картофелину, перебрасывали то в Закавказскую Федерацию, то в Грузию. Уже тогда абхазы тяготились статусом «автономии», требуя полноправного республиканского положения. Так и сформировалась здесь триединая противоречивая идентичность.
Часть населения считает Абхазию жертвой политики больших держав, другая – жертвой аннексии и оккупации, а часть граждан живет в исторических мифах о самодостаточном и суверенном Абхазском Царстве со столицей в Кутаиси.
Потому так сложно вести дела с абхазами, поскольку в том очень маленьком обществе существует непреложное желание быть единым, но вот пути дальнейшего движения крайне дискуссионные. Есть популярный проект «единого пространства для черкесов» от Сухума до Нальчика, Майкопа и Черкесска, щедро финансируемый турками. Само собой, немало сторонников попасть в состав России на правах республики с особыми правами, и куда же без «евро-интеграторов». Очень дружных с клиентелой Сороса в Грузии. Подобное варево противоположных взглядов на будущее не позволяет центральной власти республики сфокусироваться на едином векторе.
Выводы
Здесь так всегда будет. Синдром «непризнанной республики», постоянно находящейся под угрозой оккупации и потери национальной идентичности, вернул Абхазию в самое устойчивое своё состояние на протяжении истории – родоплеменной или клановый уклад. С широчайшими зазорами в толковании законов. Потому везде в обороте оружие, цветёт контрабанда, отрицаются налоги и процветает самоуправство с оправданием «у нас так принято». Тщательно подогреваемое самыми разными внешними силами.
Турки с англичанами активно качают тему Великой Черкессии через множество социально-гуманитарных проектов, госдеповские черти и Сорос обещают «европейский выбор», но в одной точке импортные идеологические линии сходятся: бегите от России, «путинские олигархи» придут, всё отнимут у несчастного абхазского народа, вплоть до последнего мандарина. Только ультранационалистическое единство способно противостоять имперскому оккупанту ... и далее по тексту. Десятки раз использованная методичка.
Дополнительным раздражителем для политических абхазов на валютной зарплате является резко поумневшая Грузия. Если Тбилиси наладит отношения с Москвой, в полный рост поднимется проблема беженцев и вынужденных переселенцев после войны 1992-го года. Точнее ... собственности, давно поделенной местными общинами. Обратное перераспределение имущества невозможно, на сей счёт в Абхазии существует консенсус, но у грузинской диаспоры в России давно лежит готовый проект «инвестиции в бывшую грузинскую недвижимость» через российские компании.
Точно такой же неудобный проект имеется по беженцам, здесь грузины нового Правительства готовы сами платить компенсации вынужденным переселенцам, поскольку признали вину Тбилиси за развязывание двух вооружённых конфликтов последних тридцати лет. Но вот видеть бывших своих соседей по советскому общежитию в Абхазии не хотят категорически, что становится токсичной темой в нормализации отношений треугольника Тбилиси-Сухуми-Москва. А местные провокаторы тему постоянно подогревают, обещая неминуемый «похабный сговор» русских с грузинами за спиной абхазов.
Одним словом, ситуация обычная для здешних мест, усугублённая полной некомпетентностью некоторых ведомств Государства Российского. С какого-то перепугу решивших: вместо имперской жёсткости нужно предлагать эфемерные дружбонародные мутные схематозы с поэтапной социально-экономической интеграцией. Так система не работает, поскольку происходящее абхазам до боли напоминает османскую ползучую экспансию в грузинской Аджарии. С шикарными отелями, элитными жилыми комплексами, а потом и появлением сотен турок-месхетинцев. Имеющим на давно утраченную собственность пращуров более чем обоснованные претензии.
Если Россия обеспечивает и гарантирует суверенитет непризнанной миром Республики, содержит некоторые социальные группы, дарит огромные преференции в торговле и энергетической сфере, то разговор вести необходимо соответствующим тоном. А не выслушивать оправдания «у нас так принято», как дело касается отнятия собственности, судебного арбитража, свободного оборота капиталов и инвестиций. «Братскую любовь» в данных широтах никогда не купить за деньги, со времён греческих колоний, римского и арабского владычества, централизованной царской/княжеской власти, последующих непростых эпох нового времени – Абхазия требовала жёсткой руки справедливого и беспристрастного правителя.
Не умаляю достоинств народа, но когда общество не прошло все ступени социальной эволюции, остановилось где-то в районе XIV века по мировоззрению и отношению к окружающему миру – такое состояние дел требует осмысления со стороны здешних элит и российского начальства.
Историю учить нужно, дабы не повторять ошибок Российской Империи 1810-1877 гг., едва не стоивших абхазам полного исчезновения с лица земли из-за склонности к постоянным восстаниям за чужое золото, перманентной кровавой междоусобице. Выдающийся царский генерал Гейман, закончивший интеграцию Абхазии в Империю в 1870-х, проведший земельную реформу, освобождение зависимых сословий, сделавший Сухуми цветущим центром Кавказа и прижавший к ногтю родоплеменную вольницу с грузинским специфическим феодализмом ... оставил потомкам бессмертное руководство к действию: «стройте города, поощряйте торговлю, жестоко карайте за разбой, не слушайте никого: вам здесь много лгут». Нечего добавить.
Оценили 26 человек
37 кармы