![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/11/f6f43b6fa41d2c0a14f37d655ded833a.jpg)
В прошлых статьях мы говорили об истоках русофобии в российском же обществе. Разговор сей ещё не окончен. Но уже обнаружились забавные и любопытные моменты. Как выяснилось, обращение к традиционной русской культуре, по мнению некоторых, символизирует собой ретроградство и вопиющее мракобесие. Потому как, оказывается, истинная русская культура — это игра на балалайке и ложках, пение частушек, катание верхом на ручном медведе и «хождение за плугом». Остаётся ещё добавить лапти и пару матрёшек для пущей убедительности, и мы получим законченный образ «примитивной национальной культуры», который сложился в головах наших доморощенных русофобов. Надо полагать, что, по мнению сиих господчиков, все остальные достижения России и её культуры прямого отношения к русскому народу не имеют и являются лишь благостным и бесконечным заимствованием у непогрешимого и светлоликого Запада.
Подобные высказывания и взгляды являются наглядной иллюстрацией и лучшим свидетельством того, что цикл статей, посвящённых внутренней русофобии, не вызван к жизни чем-то умозрительным и надуманным и полностью оправдан.
Прежде всего необходимо отметить, что уважение и любовь к родной культуре не обозначают автоматического и безусловного отрицания значимости культурного обмена и важности приобретённых с помощью этого обмена навыков и научно-технических достижений. Если классический отечественный русофоб, выпестованный либо публицистическими трудами большевиков, либо бреднями напыщенных либералов, увязывает традиционализм и желание кого-либо без иронии взглянуть на культуру и историю своего народа с отрицанием прогресса, то это лишь демонстрирует главный принцип русофобии: «всё русское ничтожно, гадко и примитивно, а Запад — единственный светоч человечества».
Но дело в том, что практически никто в здравом уме и не возводит русскую «самость» в абсолют. Почему же тогда русофобы абсолютизируют «русскую отсталость»?
Наши почитатели «священного Запада» забывают одну маленькую деталь: Запад и сам позаимствовал все главные основы своей цивилизации на Востоке.
Взять, к примеру, такую фундаментальную единицу, как письменность. Вездесущая и так многими любимая латиница была создана на основе греческого алфавита, который, в свою очередь, восходит к древнему финикийскому письму. И да, Финикия находилась не в Европе.
Другой неотъемлемый столп западной цивилизации — христианская религия. И она тоже пришла с Востока. Можем ли мы себе представить европейскую историю вне контекста христианства?
Рассмотрим современные цифры, без которых невозможно было бы представить развитие математики, электронно-вычислительных систем, инженерного дела и многого другого. Они носят общепризнанное название арабских или индо-арабских. И это неслучайно, ведь придумали их в древней Индии в первой половине первого тысячелетия нашей эры, оттуда они попали в персидскую и арабскую культуры. А уже много позже, столетия спустя, они проникают в Европу благодаря арабским учёным. Да и само слово «цифра» пришло в европейские языки (включая наш) из арабского. Оттуда же и такие термины, как «алгебра» и «алгоритм». Впрочем, и сама математика зарождается на Древнем Востоке.
Сказанное выше применимо и к медицине. Можно даже не затрагивать достижения древних индийцев, достаточно вспомнить общеизвестный факт: в средневековой Европе данная наука находилась в упадке. В отличие от исламского мира. И источником очень многих трудов по медицине, в том числе написанных ещё в Древней Греции, для европейцев были арабские трактаты.
Можно вспомнить и порох: вещество, без которого невозможно вообразить ход истории. Изобретён он был в Китае, в китайских же трактатах описаны его свойства, применение и процесс изготовления. Там же, на Дальнем Востоке, впервые начинают экспериментировать с энергией пороха, производя ракеты, бомбы и первые примитивные образцы огнестрельного оружия. Затем порох попадает на Ближний Восток и лишь после оказывается в Европе.
Ну и, конечно же, не будем забывать про бумагу. Фундамент информационной революции. Родиной этого прекрасного материала тоже является Китай. И, как и в случае с цифрами, порохом и медицинскими знаниями, бумага попадает в Европу посредством арабов и с большим опозданием.
Таким образом, хорошо видно, что Запад активно заимствовал достижения и изобретения других народов и культур. Более того, речь идёт о фундаментальных основах цивилизации, без которых историю и развитие Европы было бы невозможно представить.
Конечно, столетия спустя в обратном направлении пошли автомобили, двигатели, самолёты и компьютеры. Но в этом и заключается суть культурного обмена и движение прогресса. Исходя из этого, было бы смешно, если бы мы отрицали положительное влияние на развитие нашей Русской цивилизации культурных и научно-технических заимствований с Запада.
Вопрос лишь в том, что определённые процессы в рамках этого заимствования (и обусловленные вечной хищной тягой Запада на Восток) исказили представление о нашей собственной культуре и её роли в мировой истории. Усилиями западников был создан противоестественный идол Европы, на фоне которого всё допетровское объявлялось ничтожным и «вредной стариной».
А между тем активное развитие российского государства и культуры началось намного раньше европоцентричных реформ Петра Великого. К примеру, масштабными территориями (Казанское ханство, Астраханское ханство, Сибирь) наша страна обзавелась задолго до того, как стала Российской империей.
Взять хотя бы русских мореплавателей и землепроходцев. Ими были сделаны выдающиеся географические открытия. Семён Дежнёв и Федот Попов в 1648 году открыли пролив между Евразией и Северной Америкой. Примечательно, что назван он в честь другого российского мореплавателя, но уже петровской поры и иностранного происхождения — Витуса Беринга. Владимир Атласов, один из выдающихся уроженцев Великого Устюга, получил прозвище «обретатель Камчатки». Он со своей экспедицией совершил путешествие в глубь полуострова и оставил подробный географический труд с описанием этого великолепного и далёкого края. И всё это он сделал ещё в XVII веке. В этом же столетии Иван Москвитин открывает побережье Охотского моря (и является первым европейцем, посетившим это море) и Сахалинский пролив. Ерофей Хабаров, знаменитый сын Русского Севера, своей кипучей деятельностью способствует присоединению к России обширного Приамурья, которое сейчас называется русским Дальним Востоком.
Таким образом, великие географические открытия и достижения последующих поколений русских мореплавателей и путешественников (И. Крузенштерн, Н. Миклухо-Маклай, С. Крашенинников, Ф. Беллинсгаузен, Д. и Х. Лаптевы и многие-многие другие) являются органичным продолжением и развитием русской географической традиции, а не следствием резкой вестернизации страны. Очевидно и то, что технологии кораблестроения и культура мореплавания были у нас задолго до петровских реформ. Беломорские верфи столетиями строили корабли не только для поморов, но и для норвежцев и шведов. Поморские лоции, то есть навигационные документы (мореходные книги), широко использовались до самого XX века.
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/11/ladgaz.jpg)
Трёхмачтовая поморская ладья. Преодолевала до 150 км в сутки. Английские и голландские фрегаты в этих же водах могли преодолеть лишь 65–100 км.
В контексте хозяйственного и культурного освоения громадных пространств русских Севера и Востока уместно вспомнить и знаменитый род купцов и промышленников Строгановых. Им удалось создать на Урале, в Приуралье и Сибири настоящую империю. Строгановы строили города и крепости, владели солеварнями и металлургическими заводами, имели собственную армию. Именно Строгановы профинансировали знаменитую экспедицию Ермака Тимофеевича. Богатство и влияние этого рода распространялось на все сферы жизни российского государства. Например, их именем названа знаменитая Строгановская школа иконописи.
Представителями этого направления в русском искусстве были известные мастера живописи: Гурий Никитин, Прокопий Чирин, братья Савины. Ну а, пожалуй, наиболее выдающимся и знаменитым русским живописцем XVII века можно назвать Симона Ушакова, автора таких шедевров, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее, как «Спас Нерукотворный» и «Насаждение древа Государства Российского». Хотя нельзя забывать и про гораздо более древнюю традицию русского изобразительного искусства. Кому не знакомы имена Феофана Грека, Дионисия, Андрея Рублёва?
Обратим внимание, что речь идёт о допетровской эпохе, той самой «тёмной и дремучей» «вредной старине», в которой, по мнению наших русофобов, только и делали, что катались на медведях, гремя ложками, да кружились в бессмысленно-балалаечных хороводах в ожидании пришествия «священного западного просветителя».
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/11/drevogaz.jpg)
Насаждение древа Государства Российского, Симон Ушаков, 1668 г.
Русская архитектура до пришествия реформ тоже благополучно существовала. Тот же XVII век подарил нам большое количество великолепных образцов как гражданского, так и культового зодчества. К примеру, резиденция митрополита Ростовского Ионы, больше известная как Ростовский кремль (именно там снимался знаменитый кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию»); прекрасный Теремной дворец Московского Кремля; поражающий масштабом и великолепием Новоиерусалимский монастырь на Истре (кстати, целиком и полностью детище Никона).
![](https://cont.ws/uploads/pic/2023/11/mongazet.jpg)
Новоиерусалимский монастырь, 1658–1685 гг.
Таким образом, совершенно очевидно, что Россия и её культура развивались уверенно и планомерно, а все попытки русофобов представить прозападные реформы XVIII века как явление божественного света на тёмные и дремучие земли отсталых и забитых дикарей, постоянно брынькающих на балалайке, несостоятельны и лживы.
Сергей Газетный, специально для alternatio.org
Оценили 23 человека
48 кармы