Композиция скальдической висы

0 130

Исследователи, заостряя свое внимание на формальной стороне скальдического стихосложения, как-то упускают из виду композиционное строение висы, во всяком случае, мне подобного анализа не встретилось, поэтому я выскажу свое мнение по этому поводу.

Скальдическая поэтика по большей части повествует о конфликте, и сама ее формальная структура является конфликтной. В противодействии сталкиваются ритм и рифма, аллитерирующие и неаллитерирующие звуки, полная аллитерация согласных и неполная гласных, полная рифма четных строк и неполная нечетных. «Нельзя не признать, что аллитерация и рифма в скальдическом стихе не только не проясняют смысл, но, напротив, вступают в противоречие с синтаксической и семантической организацией висы.

Тем не менее, обратим также внимание на то, как синтаксическая организация висы помогает максимально противопоставить ее основное содержание – «объективную» информацию и сосредоточенную в парентезах «субъективную» реакцию скальда. Синтаксические антитетические построения таким образом превращаются скальдами в художественной прием. Синтаксис же становится средством разделения субъективного и объективного, что, вне сомнения, облегчает восприятие скальдической висы».

Синтаксис также не лишен внутреннего конфликта, ибо в основное предложение вторгаются «вставочные» слова и предложения. Таким образом, основой поэтического строя скальдов было противопоставление.

Противопоставление – это не только формальный прием, оно лежит и в основе смысловой композиции висы.

Наиболее простое противопоставление это смелость и трусость в висе Торарина, где крайности сталкиваются напрямую. Можно было бы счесть это индивидуальной особенностью данной висы, но это далеко не так. Весь цикл вис о Торарине основан на противопоставлении Торарина, как мирного бонда и свершения им мести за искалеченную жену. С одной стороны «мирноживущим слыл я», но с другой стороны «я не стал сдерживать буйство». Можно предположить, что это особенность конкретного цикла о Торарине, где рассказывается, как доведенный до отчаянья Торарин изрубил в капусту хамоватых соседей, которые чувствуя серьезную поддержку своего родича Снорри Годи, уже начали беспредельничать. Ладно.

На противопоставлении построены и висы Бьерна Бойца Широкого Залива, которые с одной стороны ни коим боком не прилежат к циклу вис о Торарине, а с другой стороны относятся к другому жанру, с некоторой натяжкой их можно признать лирикой. Бьерн противопоставляет день, который он проводит в любви, и который он бы хотел продлить вечно, наступающему вечеру, где его ждет бой и, возможно, смерть. В другой висе замерзающий в пещере Бьерн вспоминает возлюбленную, развешивающую белье в доме. Здесь резко противопоставляется холод, который он ощущает в пещере теплу и уюту натопленного дома. В следующей висе Бьерн вспоминает бывшие славные победы в викингских походах, противопоставляя им свое нынешнее жалкое состояние, когда он чуть не погиб в снежном буране.

В предсмертной висе Тормонда Скальда Чернобровой, в строках «Уж не красен я, но покрыт красным», противопоставляется смертельная бледность, заливающая Тормонда, той крови, которая покрывает его, причем не совсем ясно, и это определенно сознательный прием скальда, чья кровь покрывает Тормонда, своя, вытекающая из раны, или чужая, как знак его участия в битве. Одновременно, через литоту «не красен», Тормонд противопоставляет жизнь смерти, ведь красный, румяный человек – привержен жизни, а обагренный Тормонд – уже во власти смерти, о чем он недвусмысленно сообщает в следующей строке «Муж во власти жены костлявой», т.е. смерти.

В другой предсмертной висе противопоставляется спокойствие Тормонда «Мало кто думает, что я ранен», его реальному тяжелому состоянию «хоть следы бури дня… мне боль причиняют», т.е. внешнее состояние противопоставляется внутреннему. Тормонд чувствует боль, но имеет силы скрыть ее, чем подчеркивается его мужество.

Прием противопоставления используется Тормондом Скальдом Чернобровой очень широко: то он противопоставляет себя – скальда до конца верного конунгу, другому скальду, который конунга покинул, в другой висе он также противопоставляет себя – мстителя за побратима Торгейра другому мстителю, которого он без обидняков называет татем и утверждает, что тот «выполнил пса работу», сам же Тормонд – увеличил славу и свою и княжескую.

Противопоставляться герой может и другим героям своего рода, как например, Барди, предводитель Битвы на Пустоши в висе сравнивается со Стюром Убийцей и Снорри Годи, которые «сделали Гислунгов долю тяжелой», но Барди «прорубил брешь в их роду не меньше», что с учетом обычной германской литоты обозначает, что подвиг Барди намного превосходит деяния и Стюра Убийцы и Снорри Годи.

Противопоставление может быть явным, как это показано выше, но оно пронизывает вису даже если не заявлено открыто, ибо основная тема скальдических стихов – битва – противопоставление «наших» и «ваших», героя и его врагов. Как уже отмечалось выше, часто это противопоставление представлено кеннингами оружия ближнего боя, которыми характеризуется герой, и «защитными» кеннингами или кеннингами метательного оружия, которыми характеризуется антагонист.

Таким образом, противодействие, противопоставление – это основной сюжетообразующий и смысловой прием, на котором строится скальдическая виса и который проявляется:

1. в формальном построении стиха через столкновение ритма, рифмы и аллитерации

2. в его синтаксической конструкции через введение вставочных предложений, отражающих субъективную информацию, в отличие от основного повествования, отражающего объективную информацию

3. в прямом смысловом противопоставлении героя и его антагониста

4. в противопоставлении разных периодов жизни героя

В целом, произведение, построенное на противопоставлениях, отражает ту борьбу, которая постоянно кипела в скандинавском обществе, виса также агрессивна, как и скальды, которые их складывали, и за счет этой агрессии скальдическая поэзия обладает повышенной энергетикой.

Она зовет в бой, и дает силы в этот бой пойти.

О скальдах и скальдической поэзии читайте https://ridero.ru/books/poeziy...

Взрывы в торговых центрах и отделениях банков: пенсионеры под давлением украинских мошенников осуществили серию мини-диверсий в Москве и Санкт-Петербурге

Актуальность вопроса о работе украинских мошенников, которые заставляют россиян совершать диверсионные акты, сегодня получила очередное подтверждение. В Москве и Санкт-Петербурге прогремели нескол...

Украинцы становятся невъездными. Россия закручивает гайки: К чему всё идёт, сказал Пинчук

Украинцы становятся невъездными. Россия сильнее закручивает гайки на границе. К чему всё идёт, сказал Андрей Пинчук: "Обжегшись на молоке, дуют на воду".Украинцы постепенно становятся н...