Прогулки по Ярославлю. Спасо-Преображенский монастырь. Монастырская площадь.

1 1135

Через Святые Ворота заходим на территорию монастыря.

В небо уходит Звонница. Ее высота более 32 метров.

На Звонницу можно подняться и полюбоваться окрестностями.

Основная часть Звонницы строилась в XVI веке. Эту часть легко опознать по массивной каменной кладке. Первоначально Звонница была, вероятно, столпообразной и соединялась с собором высокой двухъярусной галерей. В нижней части здания был устроен храм, апсида которого и поныне видна с восточной стороны. Позднее, к середине XVI века звонницу расширили, сделали в ней проезд, а верх увенчали двумя каменными шатрами. Арки старого яруса звона хорошо видны и сейчас.

Нынешний, скажем мягко, эклектичный вид Звонница приобрела в начале XIX века. Тогда Монастырь в очередной раз подвергся серьезной реконструкции, а точнее варварской перестройке. Ярославский архиепископ Антоний (Знаменский) по свидетельству И.А.Тихомирова, «питал большую слабость к готике и щедро применял ее к древнейшим зданиям монастыря». Откуда у православного батюшки взялось преклонение перед католической ересью сказать трудно, но факт остается фактом.

В 1809 году по рисованному плану Андрея Владимировича Мизерова, служившего при Архиерейском доме канцеляристом, был построен новый ярус звонов в псевдоготическом стиле. Работы по разборке древних шатров и возведении яруса с тремя главами и декоративными пирамидками, увенчанными репьями, подрядился исполнить крепостной крестьянин Петр Иванов Лапшинов за два летних месяца 1809 года. Так ярославская Звонница ощетинилась колючками, имеющими символическое значение в масонстве, но никак не в Православии, и даже не в Русской Традиции.

Сверху на все это безобразие в 1824 году нахлобучили ротонду в стиле классицизм, которую спроектировал губернский архитектор П.Я.Паньков. Надстройку производили двое мастеровых: ярославский мещанин Александр Добрынин и крестьянин Федор Раков. Чтобы увенчать православную Звонницу античной балюстрадой монастырские власти раскошелились аж на восемь тысяч рублей.

На завершении беседки-ротонды были установлены часы, перенесенные со Святых ворот монастыря. Да, это те самые часы, что находились до 1624 года над Спасскими воротами Московского Кремля.

После возведения новой звонницы были отлиты и новые колокола. Монастырский колокольный ансамбль не сохранился. В 1928 году реставрационная мастерская попросила сдать в Рудметторг часовой колокол в 255 пудов со Звонницы, на следующий год на переплавку отправились и остальные колокола, как «не имеющие исторической ценности».

Вновь звонница Спасо-Преображенского монастыря зазвучала в июле-августе 1991 года. На нее подняли 18 колоколов. Их подбор был составлен с большими трудностями из небольшой по количеству коллекции колоколов старого литья в фондах Ярославского Музея-Заповедника.

Между Спасо-Преображенским Собором и изуродованной Звонницей впендюрили храм Ярославских чудотворцев. Ничего не имею против Святых, но посвященный им храм, скажем так, не смотрится. Бывшую на этом месте маленькую церковку Входа в Иерусалим XVII века разобрали «за ветхостью» в 1820 году, а в 1827 – 1831 году по проекту приснопамятного Петра Яковлевича Панькова была возведена помпезная халабуда в стиле классицизм. Античный портик с шестью ионическими колоннами и возвышающийся над ним огромный купол никак не гармонируют со строгой величественностью древнего Спасского Собора.

Вот он, взметнул в небо золотые купола, прекрасный в своей гармоничности и соразмерности пропорций. Сам Бог его спас и от руки масона – архиепископа и от большевистских снарядов, которыми гвоздили монастырь при подавлении «белогвардейского мятежа» 1918 года.

Вспоминаются слова поэта Д. Кедрина, сказанные совсем по другому поводу:

И над всем этим срамом

Та Церковь была – как невеста,

И с рогожкой своей, с бирюзовым колечком во рту,

Непотребная девка стояла у лобного места

И, дивясь, как на сказку

Смотрела на ту красоту.

Спасо-Преображенский Собор. Древнейшее здание Ярославля.

В начале XIII века на месте первых деревянных построек Ростовским князем Константином Всеволдовичем, по прозванию Мудрый, была заложена «церковь камена» Преображения Спаса. Еще до 1214 года Князем Константином было основано первое на северо-востоке Руси училище на базе монастырской библиотеки, хранившей более тысячи только греческих рукописей. В монастыре существовал свой штат переписчиков и переводчиков. Именно в Спасо-Преображенском Монастыре было найдено Слово о Полку Игореве, единственный образец средневековой русской эпической поэзии. Все это интеллектуальное богатство кануло в лету.

Окончание строительства Спасского Собора происходило уже при ярославском князе – в 1218 г. было выделено самостоятельное княжество – Всеволоде Константиновиче в 1224 году. Простоял Собор недолго, ибо уже в 1238 году Ярослав пал под натиском Батыевой орды. Город был уничтожен, люди убиты.

Собор возродился, как птица Феникс из пепла, вместе с монастырем и с городом Ярославлем. Он стал усыпальницей Ярославских князей. В 1463 году после очередного пожара, в подклете Собора были обнаружены мумифицированные останки трех человек, которые были признаны обретенными мощами, признанных впоследствии Святыми ярославских князей Федора и его сыновей Давида и Константина.

После пожара 1501 года сильно пострадавший Собор решено было разобрать.

На его фундаменте в 1506-1516 годах был построен новый каменный храм, сохранившийся до наших дней. Особое содействие строительству оказывал Великий Князь Московский Василий III, приславший своих строителей. На основании современных изысканий признано, что архитектором Собора был Иван Фрязин, проектировщик Московского Кремля.

Спасо-Преображенский Собор – четырехстолный храм, т.е. его свод опирается на четыре столпа – опоры. Храм поставлен на высокий подклет. Собор венчают три главы на массивных и высоких световых барабанах. Они имеют шлемовидные завершения и очень близко придвинуты к восточной стене. Главы окружены небольшими кокошниками, а по верху опоясаны поясками – арками. Фасады храма заканчиваются закомарами, лишенными каких-либо украшений.

С восточной стороны фасады просты и строги. В трех высоких асидах прорезаны узкие окна-бойницы.

С севера и запада Собор окружен галереей.

Все вместе – шлемовидные главы, глухие стены, узкие щели окон создают образ аскетически строгого и одновременно очень изящного по пропорциям строения. Западный фасад более живописен и сложен. Трехглавие как бы полускрыто в перспективе. На первый план выступает двухъярусная галерея с открытой аркадой.

В XVI веке на галерею вело огромное красивое крыльцо. С северной стороны галерея представляла собой открытое «гульбище». Позднее ее арочные проемы были заложены.

Собор был расписан в 1563 – 1564 годах московскими живописцами Ларионом Леонтьевым, Третьяком и Федором Никитиным и ярославскими мастерами Афанасием и Дементием Исидоровыми. Это самые древние фрески Ярославля. От соборного иконостаса сохранился храмовый образ, три иконы нижнего ряда и тринадцать икон деисусного чина.

Внутрь Собора мы не заходили. Ноябрь. Холодно. Собор открыт для посещения только в летние месяцы.

Мы идем просвещаться на выставку «От времени Ярославова».

Они ТАМ есть! Русский из Львова

Я несколько раз упоминал о том, что во Львове у нас ТОЖЕ ЕСТЬ товарищи, обычные, русские, адекватные люди. Один из них - очень понимающий ситуацию Человек. Часто с ним беседует. Говорим...

«Это будут решать уцелевшие»: о мобилизации в России

Политолог, историк и публицист Ростислав Ищенко прокомментировал читателям «Военного дела» слухи о новой волне мобилизации:сейчас сил хватает, а при ядерной войне мобилизация не нужна.—...

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

Обсудить
  • Благодарю!