Грязное белье викингов

4 1018

Фильм «Викинг» обострил интерес к быту наших предков. Насколько достоверны их грязные рубахи? Анатолий Максимов в своем интервью сказал следующее: «Культ чистоты явно не был базовой ценностью раннего Средневековья не только у нас, но и в Европе». Уточню, что 10 век – время жизни князя Владимира – это никак не раннее средневековье, а ближе к Высокому, но не суть дела. Остались ли какие-либо свидетельства пусть не о культе чистоты, а о соблюдении элементарных гигиенических норм? Понятно, что по Руси все давно подчищено, но о викингах поговорить можно, благо имеются письменные свидетельства: исландские саги. Возможно, я напишу большое исследование о гигиене викингов, коль скоро будет интерес, здесь же приведу свидетельства о стирке одежды.

Первый документ – это виса Бьерна Бойца Широкого Залива. Бьерн сын Асбранда жил в конце 10 - начале 11 века в Исландии. Он вступил в любовную связь с замужней женщиной Турид, сестрой Снорри Годи, что стало причиной распри. В стычке Бьерн один справился с пятерыми нападавшими, двух из которых убил, за что был объявлен вне закона и провел 11 лет в изгнании (985 – 986 гг.). Бьерн вступил в войско йомсвикингов и принял участие в сражение на полях Фюри близ Упсалы. Добавлю, что именно в саге о йомсвикингах описан трюк, приписанный в фильме «Викинг» Свенельду: когда при отрублении головы, казнимый, дернувшись, подставил руку палача под топор. Бьерн мог лично знать этого человека, ведь они сражались плечом к плечу. Вернувшись в Исландию, Бьерн возобновил связь с Турид. В один из дней, когда он возвращался домой с хутора возлюбленной, погода резко ухудшилась: Бьерн выходил в оттепель, шел дождь, но внезапно налетел снежный буран и упал мороз. Одежда на Бьерне заледенела, он полностью потерял ориентировку и шел наугад. На счастье, он нашел пещеру, и провел ночь в ней, без огня, в замерзшей одежде. Виса описывает впечатления Бьерна, застывающего в пещере.

Вряд ли Хлинн пламени моря

Что на крючки развешивает

Простыни в закутке дома,

Возрадуется моей доле.

Знала бы Ньерунн угольев

Прибоя, как радетельный

Кедр жеребца морского

Замерзает в пещере скальной

\пер. Г. Баевой\

Перед мысленным взором замерзающего Бьерна встает его возлюбленная Турид, которую он называет Хлинн пламени моря, а также Нерунн угольев прибоя. Женщина развешивает выстиранное белье на особые крючки в специально отведенном помещении дома. Это помещение было самое теплое, чтобы белье быстрее сохло, именно поэтому Бьерн, мечтая согреться, представляет себе этот закут.

Стоит отметить, что упоминается постельное белье, т.е. исландцы застилали постель простынями, которые потом стирали. На стиранных простынях спали не знатные люди, а самое что ни на есть простонародье. Стирка белья была рутинной процедурой, для развешивания предусматривались специальные крючки, в доме был выделен закут – отдельное помещение для сушки.

Спали обнаженными, как это описано в Саге о Греттире. Греттир, герой саги, уснул в покое, и во сне одежда, которой он накрывался, упала на пол. Утром в помещение зашли две девушки, и увидели спавшего человека, которого они стали разглядывать, причем служанка отпустила следующий комментарий, который мягко перевели: «просто удивительно, что он (Греттир) так не дорос снизу».

Так как викинги спали обнаженными, то логично предположить, что они вряд ли бы стали ложиться не помывшись на стиранные простыни. В Саге о Греттире отмечается, что прежде чем пройти в покой, Греттир залез в горячий источник, т.е. помылся. В саге его поступок объясняется необходимостью согреться, но одно другому не мешало. Так или иначе, а Сага о Греттире, повествующая о герое, который жил на рубеже тысячелетия, четко описала, что средневековый исландец, прежде чем лечь спать, омылся в источнике.

О стиранных рубашках упоминается в Саге о Сверрире. Время действия 1162 – 1184 гг. Магнус Конунг неделю жил в Уннардюсе в Листи. Надо сказать, что норвежские конунги Высокого Средневековья постоянно переезжали с места на место, а население было обязано их обеспечивать едой и развлечениями. При Магнусе Конунге был скальд Мани, который произнес стих (вису), понравившуюся конунгу. Цитата из Саги: «Конунг сказал: - Хорошо ты сочинил, Месяц (Мани)! Большая куча только что выстиранных рубашек лежала там, и конунг велел ему взять одну». Одаривание одеждой «со своего плеча» - это обычная практика. «Свежестиранные рубашки», видимо, принадлежали конунгу. Их была «большая куча», т.е. можно предположить, что рубашки лежали стопкой. Рубашки были приготовлены, чтобы конунг с утра мог облачиться в чистую одежду, а так как их была большая куча – менять он их мог не один раз на дню.

Стирка белья была настолько обыденной практикой в эпоху Высокого Средневековья, что обыгрывается в германской героической поэме Кудруна, созданной предположительно между 1230-1240 гг. Героиня поэмы дочь короля Кудруна захвачена в плен норманским королем Хармуном. Он желает взять ее в жены, но она отказывает ему, и вот, королева-мать для того, чтобы юная пленница стала сговорчивее, заставляет ее… выполнять различные работы по дому.

«ты косами своими мне пыль вытирать будешь с кресел.

Мои покои будешь мести на дню три раза…

Упоминается и баня.

Владетельного князя родная дочь, она

Служить придворным дамам была принуждена.

Для них топила баню лилейными руками…

Наконец, упрямую Кудруну заставляют стирать белье, причем не только для королевы –матери, но и для всей свиты, т.е. королевская свита тоже ходила в стиранном платье, а обслуживала их королевская челядь.

Ты мое Носить на берег будешь и там стирать белье,

И будешь безотказно стирать всей свите платья…

И мука эта длилась – здесь измышленья нет! –

Стирать им приходилось шесть с половиной лет,

На море мыть одежды всей княжеской дружине…

Стирка не отменялась и в непогоду, т.е. благородные господа желали иметь свежее белье постоянно.

И по снегу, босая зимой пойдешь стирать…

Постельное белье тоже имелось, и тоже стиралось, так же как и носильная одежда.

«Кто это вам позволил лениво мыть мое

Льняное дорогое постельное белье?

И шелковые платья мои не белоснежны!

И на закуску описание королевской спальни:

Вид этой пышной спальни все взоры привлекал

Красою разноцветных арабских покрывал.

Зеленые, что клевер, там были одеяла

С каймой великолепной, вся ткань их огнем отливала.

Простеганная нитью червонно-золотой,

Из шкур морского зверя был меховой подбой…

Что же касается «культа чистоты в Средневековье» то вот выдержки из хроники Руотгера, датированной 966 годом, т.е. аккурат времена, когда приключаются герои «Викинга». Хроника называется «Жизнь св. Бруно Архиепископа Кельнского» и повествует о том, как св. Бруно, брат императора Генриха, укрощал свою плоть. «Обыкновенно он жил с величайшей простотой… Тонкие и мягкие одежды, в которых Бруно вырос и которые носил до зрелого возраста, он устранил от себя еще в королевском дворце, посреди разодетой прислуги и воинов, блестевших золотом, он ходил в платье простолюдина и в крестьянской овчине… Почти никогда не посещал он бани, как многие берут ее для сохранения белизны кожи: и это тем более удивительно, что он, можно сказать, с пеленок был приучен к величайшей чистоте и королевскому блеску».

Делайте сами выводы, насколько фильм близок к реальности, помня о том, что князь Владимир титуловался Каганом, т.е. Императором.  

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Обсудить
  • Вся ваша аргументация не стоит и выеденного яйца. 1) Грязь в фильме (причём на мой взгляд вполне умеренная и уместная) играет роль художественного образа. Фильм не документальный, а художественный, а потому требовать 100% исторической достоверности - тупость, а точнее - жульничество и провокация. 2) Весь фильм герои участвуют в стрессовых событий, когда не жиру, быть бы живу, не до чистоплюйства. Они воюют или только-только кончили воевать. 3) Титул каган - это не более, чем политическая декларация, и делать из неё каких-либо далеко идущих выводов - глупо. Ну и наконец, главное: фильм "Викинг" показал языческую политическую культуру и мораль в действии - во всей своей простоте. Без гламурных покровов. Вот это и всбесило неоязыческих гламуриков, великовозрастных инфантилов. Сами носители той языческой политической традиции, начисто отрицавшей милосердие, поняли её тупиковость и сделали совершенно осмысленный выбор в пользу новой культуры, нового формата отношений между людьми. Личные переживания, полученные в ходе усобиц, очевидно сыграли в этом выборе не последнюю роль. Речь не о грязи, которой в фильме-то надо ещё постараться разглядеть. Речь о цивилизационном выборе тогда и риске впасть в варварство сейчас.
  • "что князь Владимир титуловался Каганом, т.е. Императором." после этого вопрос о качестве статьи для меня отпал. если автор не знает что кагал-судья то об остальном говорить бессмысленно.