Убить в себя дикаря. Фильм Рейд Ульзаны

1 2382

Во времена СССР мы жили в интернационализме, причем колонизация русскими земель преподносилась, как «мирная» и «благостная». В основном, так оно и было, вот только сейчас многие нации стали строить свою идентичность на противостоянии русскому миру. Даже чукчи вспомнили, какие они отважные воины и как смогли всем чукотским народом задолбать единичный отряд казаков. Такие военные победы очень важны для сохранения национальной идентичности мелких народцев, победное столкновение с великим русским народом бросает тень величия и на мелкоту. «Ай, моська, знать, она сильна, что лает на слона». Но как реагировать на лай мосек? Делать вид, что ничего не было? Так ведь было. Российская империя протянулась от Балтийского моря до Тихого океана, вовсе не подставляя щеки под удары. Вспомнить о наших победах? Но тогда мы станем колонистами на землях инородцев, и вроде мы уже не по праву занимаем 1\6 суши…

Белые американцы заняли континент силой, отгеноцидив местное население. Однако целое направление американского художественного творчества воспевает подвиги освоения Дикого Запада. Вестерн 1972 года выпуска «Рейд Ульзаны» - стал уже классикой, и недаром. Разберем, как подается колонизация в фильме, где роли играют недорезанные индейцы. Похоже, что натуральные апачи, как бы не потомки того самого Ульзаны. Они до сих пор сохраняют национальную идентичность и находятся в оппозиции к культурному давлению американцев. Полагаю, они были консультантами по воинской идеологии, и если бы сценарист погнал натуральную лажу, они отказались бы сниматься. Так что фильм не просто производит впечатление достоверности, он действительно достоверен. Но не во всем. Такая вот отформатированная реальность. Смотрим и учимся.

Любитель вестернов получит несомненное удовольствие. Умели раньше снимать, умели раньше актеры играть. Напряжение не отпускает до конца фильма, пусть финал предопределен жанром. Сюжет прост: преследование белыми американцами группы сбежавших из резервации апачей. Апачи идут убивать, они умелы, хитры и отважны. Задача: найти и обезвредить, но в горах преследователь легко становится добычей. Смерть подстерегает каждого, и если бы просто смерть…

С художественной точки зрения фильм почти безупречен. Гонки на лошадях, свист пуль, засады и перестрелки на фоне прекраснейших пейзажей Аризоны. Действие динамично, но при этом успеваешь следить за ним и уяснить происходящее. Жестокие сцены поданы без смакования, истязания не показывают, как и момент убийства, камера фиксирует не процесс, но итог, хотя культурный шок зритель получит.

Фильм начинается с того, что из резервации Сан-Карлос уходит группа индейцев-апачей под предводительством Ульзаны. Гонец в панике докладывает об этом начальнику армейского гарнизона, но тот, вместо того, чтобы сразу отправлять войско на поимку беглецов, тянет волыну. Зрителя уже потряхивает, но пока за компанию с экранными героями. Тем более нам сообщают цели побега индейцев: убивать и насиловать, кто бы сомневался. Заодно нас знакомят с действующими лицами: 20-летний лейтенант кавалерии, который будет командовать армейским отрядом, белый траппер Макинтош и скаут-апач Кенете. Лейтенант – сын священника и читает Библию. Это не просто так, ибо идеологическая накачка фильма - это столкновение Христианства и Язычества, причем язычество далеко не гламурно, и для того, чтобы это показать, вовсе не обязательно мазать язычников-индейцев дерьмом. Напротив, индейцы – мускулисты, стройны и красивы первобытной красотой. Лица – хоть на выставку «мистер апач», хотя в реале среди них встречались далеко не благовидные хари. Но нет, для фильма, как на подбор: высокие скулы, высокий лоб, тонкие губы, чуть миндалевидный разрез глаз. Красавцы, залюбуешься.

Кенете-киногерой Ульзана-киногерой Джеронимо-реальный апач

Одежда тоже стильная, вроде по апачской моде, но сидит ладно, и не выглядит грязным рубищем, этакий апачский от кутюр. И никого не занимает вопрос: а где апачи ее стирали в безводной пустыне? Почему они не в говнище, коль скоро дикари – дикарями?

Как выясняет Макинтош, из резервации смылись девять апачей. На их нейтрализацию отправляется рота кавалеристов. Как вы догадываетесь, назад вернутся не вот чтобы все.

Два кавалериста посланы гонцами, сообщить фермерам весть об уходе Ульзаны и эвакуировать их под защиту стен форта. Фермер отправляет жену с сыном, а сам остается защищать свое имущество. Это была плохая мысль, впрочем, ехать – тоже не лучше. Экипаж выслеживают индейцы. Солдат уже намастырился смазать пятки салом, но не выдержал истерических воплей испуганной женщины и вернулся. Выстрел в лоб. Женщина погибает на месте. Зритель в шоке. Мальчишку кавалерист сажает в седло, но время упущено. Индейцы подбивают под ним коня. Солдат едва успевает пустить себе пулю в лоб. Нас медленно затягивают в омут жестокостей, потому что в мозгу уже появляется вопрос: почему так? Сцена мародерства прерывается: белый мальчуган отталкивает индейца, намеревающего отрубить пальцы, от своей матери. Мальчика не трогают, так же как охраняемую им женщину.

Воины взрезают труп солдата, смачный волейбол, не будем углубляться в подробности. А дальше еще более жестокая сцена убийства фермера, его изуродованный труп потом найдут кавалеристы.

Кенете объясняет лейтенанту военную философию апачей: Ульзана устал от монотонной жизни в резервации, ему нужны новые ощущения. И воинская сила, которую настоящий апач получает, истязая пленников.

Когда человек умирает, тому, кто его убил, достается его сила. Как огонь отдает свой жар. Если долго пытать человека, его сила переходит к убийце.

Лейтенант начинает пересматривать христианское вероучение. В нем просыпается ненависть. Однако Макинтош охлаждает его словами: «стоит ли ненавидеть пустыню за то, что в ней нет воды?» Индейцы – почти стихийная сила, и как сама природа, они внеморальны.

Ульзана пытается заманить кавалеристов в ловушку: отряд индейцев спешивается, кони с двумя юношами идут порожняком, а воины заходят в тыл солдатам. Кенете вовремя разгадывает этот план. Макинтош с солдатом нагоняют табун апачей, в стычке погибают провожатые коней, один из них – сын Ульзаны. Солдаты намереваются выпотрошить его, но лейтенант приказывает захоронить индейцев.

Апачам нужны лошади. Ульзане нужна месть. Нападение на очередную ферму, которое нам не показывают из соображений гуманности. Кавалеристы приходят, когда хозяин фермы уже замучен, его жена – едва жива после изнасилования. По короткому обмену репликами понимаешь, что насилие над женщинами естественно для апачей.

Макинтош разрабатывает план захвата Ульзаны: апач ждет, что лейтенант отправит истерзанную женщину в форт в сопровождении небольшого отряда кавалеристов, и лейтенант делает это. Ловля на живца с подстраховкой. С живцом идет Макинтош. Кенете ведет лейтенанта, объясняя тактику апачей. Они не хотят сражаться, они хотят убить солдат. За отрядом лейтенанта приглядывают. И белые – ничего не смогут сделать. Тогда лейтенанту приходит в голову гениальная мысль, и он приказывает Кенете убить соглядатая. Выслеживание и схватка в горах. Нападение Ульзаны на отряд солдат, сопровождающий женщину. Макинтош организует отпор и убивает индейцев, но сам смертельно ранен. Уходит один Ульзана. Помощь подоспела, когда почти все убиты. Армия США хоронит трупы.

На горной тропе Ульзана встречается с Кенете. Ульзана не хочет жить. Он потерял сына и свой отряд. Он просит Кенете убить его, что тот и делает.

Труп Ульзаны Кенете доставляет лейтенанту, и тот приказывает похоронить вождя апачей. На замечание солдата, что в форте захотят увидеть хотя бы голову предводителя индейцев, он отвечает, что начальство увидит его доклад. Макинтош остается, чтобы отойти от жизни в горах Апачерии…

Итак, фильм показывает нам, что Белый Человек столкнулся в горах Америки с Абсолютной Дикостью, каковой выступает воинский культ апачей. Апачи – демоны во плоти, и примириться с ними невозможно. Они не могут жить мирной жизнью. Жизнь для них – это изуверские убийства мужчин и насилия женщин. Сталкиваясь с дикостью, цивилизованного человека подстерегает опасность вторичного обдичания: солдаты, насмотревшись на потрошение трупов, сами собираются поступать так же. Итак, очистить землю от изуверов – это благо. Но кто будет этим заниматься? Государство? Ни Боже мой! Армия США выполняет пассивную роль. Весь фильм они только пытаются защитить колонистов, выступают мишенью для стрелков – индейцев и хоронят трупы.

Индейцев отстреливает траппер Макинтош, но он, по его собственным словам, не испытывает к ним ненависти. У него жена из апачей. Апачи для него – стихийная сила, и он выступает Героем – Культуртреггером, покоряющим природу, в лице индейцев. Он погибает, выступая этаким символом Прогресса, а после смерти он сольется с землей Америки, как бы закрепляя право Белого Человека на эту землю.

Апачи превосходят Белых Людей ловкостью, сметливостью, даже храбростью, как превосходят людей дикие животные. Создатели фильма восхищаются ими, отдавая им должное. Кавалерийская рота гоняется за девятерыми апачами, и они изядно пускают кровь Армии США. Если бы не Макинтош и Кенете, похоже, победителями остался бы Ульзана со своими ребятами.

Очень важна сцена, где апачи оставляют жизнь белому мальчику. Этот поступок не объяснен в фильме, для Макинтоша и лейтенанта – это просто некий дикарский каприз, однако зритель, видевший все воочью, понимает, что апачей отдали должное смелости белого парня. При всей их кровожадности, они не чужды благородства, и это мешает полному отторжению.

Апачи – прекрасны и безжалостны, как прекрасна и безжалостна их земля. Разве можно ненавидеть пустыню, за то, что в ней нет воды? В самом начале фильма начальник кавалеристов говорит: владел бы я адом и Аризоной, я жил бы в аду, а Аризону сдавал в аренду. Это про Техас? Нет, это про Аризону. Индейцы-апачи живое воплощение этой земли. Затаиваясь в засаде, они почти сливаются с ней. Они – ее неотъемлемая часть, как песок и скалы.

Аризона прекрасна, весь фильм нам показывают великолепные пейзажи. Это суровый мир, где выживает сильнейший. Пустыня, которая для белого человека хуже ада, - это родной дом для апача, она выдубила его кожу, налила силой мускулы, сделала зоркими глаза, научила убивать.

Дикость не может остановить Прогресс, но уничтожить Дикость могут лишь сами дикари, встав на путь Цивилизации, как встал на сторону Армии США Кенете.

Кенете – по сути, двойник Ульзаны. Это подчеркивается тем, что их жены – сестры, но если жена Ульзаны – уродица, т.е. Дикость, но жена Кенете – красавица, т.е Цивилизация.

Ульзана – воплощение дикости народа апачей, Кенете избрал другой путь – путь цивилизации. Он служит Армии США, и он готов убить в себе дикаря: расстаться с изуверством.

Убийство Кенете Ульзаны – это цивилизационный выбор, который должен сделать народ апачей, чтобы выжить. В этом смысл убийства Макинтошем сына Ульзаны. Юноша должен был научиться дикости, но дикость убивает самого дикаря. У Дикости нет будущего.

Современные апачи лояльны государству США. Многие индейцы служат в армии, воюют в горячих точках. Проблемы с адаптацией индейцев остается воз и маленькая тележка, но это больше неприятие со стороны белых, чем нежелание индейцев войти в цивилизацию, но это уже не имеет отношение к фильму.

Вот так Голливуд форматирует мозги, препарируя реальность. Посыл к Белым: мы – Великие Культуртреггеры. Посыл к индейцам: убей в себе дикаря, присоединись к Белой Цивилизации.

А какова действительность? Об этом дальше. 

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...