Уровень культуры упал дальше некуда! Не могут дать хотя бы поллитру за картину Кустодиева...

3 1796

Московскому бомжу не удалось обменять Кустодиева на бутылку водки

"Этим Кустодиевым только отхожее место прикрывать"

— Я понятия не имею, откуда он их взял, но он реально прошлой ночью терся у ларька, пытаясь обменять картины на выпивку, доказывая продавщицам из Азии, что это подлинные Кустодиев и Серебрякова. Они, конечно, его послали... по-дурацки хихикали вслед.

Так жительница дома на Миусской площади, позвонив в «МК», охарактеризовала странное поведение местного бомжа, который вроде бомж как бомж, опухший, нечесаный, с вечным ароматом нуар, только, кушая из грязной миски свою тухлую кашу, он почему-то в качестве стола использует картину Серебряковой «Фруктовый сад в цвету», а к вечеру пристает к прохожим: мол, купите редкую графику Бориса Кустодиева...

«Мазня какая-то, ничего не понятно»

Идем по наводке в поисках бомжа с шедеврами. Недалеко от Миусского трамвайного депо — большой пустырь, тут же заброшенный деревянный дом посреди мертвой крапивы. Оглядываемся — где он?

— Николай! Николай! Ау! — бомжа зовем.

Спустя минуту, как революционное солнце над Кремлем, над крапивой встает перекошенная пропитая круглая харя в шапке.

— Че... чево? — боже, этот кадр еще и заикается.

— Картины, — спрашиваем, — где? Кустодиев, Серебрякова?

— Вы ду... дурачки, что ли? Да разве это картины? Серебрякова вообще полная дрянь (указует он на темперный этюд фруктового сада Серебряковой. — Авт.).

Нам интересно, как Коля, в желании опохмела, попытается сбыть «вещдоки» в ближайших мелких магазинчиках и палатках.

Еле волоча ноги, поднимается на две ступеньки первого крошечного гастронома. Слава богу, утром здесь пусто.

— Эй! — воет на кассиршу бомж, выкладывая на прилавок этюд Серебряковой в золотой рамке стоимостью, на секундочку, 1 500 000 рублей.

— Это зачем? — удивляется та, с отвращением глядя на перевязанные бинтами грязные Колины руки.

— Дай полечиться, ну пол-литра... денег нету... а вещь ценная.

— Какая вещь? Что это вообще? Убирай, уходи. Давай-давай.

— Говорю тебе... как тебя зовут, дитя? На табличке написано... Карина. Так вот, Карина, хочешь фокус?

Бомж достает из кармана треников пожеванную скомканную бумажку:

— «Карина-Карина, девочка-конфетка...» Знаешь, что это? Это заключение эксперта из Третьяковской галереи. Читай: «Авторство этюда «Фруктовый сад в цвету. Имение Нескучное» подтверждено на основании сравнения с этюдами З.Е.Серебряковой в фондах Третьяковской галереи». Имя эксперта, подпись, вот печать!

— И куда я это?

— Что мне тебя учить? Позовешь там своего Мамеда... он разберется куда. А мне — беленькой.

— Какого Мамеда? Я ничего здесь не вижу — мазня какая-то. Ты б колготками торговал, а то что мне суешь...

— Слушай — больших денег вещь стоит!

— В ломбард неси свою мазню. Совсем спятили. Выпивки не дам, на вот сухой суп!

фото: Наталия Губернаторова

«Игрушечник» Кустодиева обнаруживается в зарослях бурьяна.

«Если б художники работали у Медведева»

...В следующей лавке у дверей, увы, охранник. Но за прилавком — мужчина азиатской внешности, так что есть вероятность, что выгонят не в первую секунду. Коля со свертком доверительно наклоняется к уху.

— Мне бы прозрачной... А я тут кое-что взамен... глянешь?

— Телефоны не беру. Украшения тоже. Через дорогу.

— Да не телефон. Мазню известной художницы. Денег больших стоит.

— Не... ха-ха... не!

— Тебе деньги не нужны?

— Сам нарисовал?

— Я б получше нарисовал. А здесь рука мастера.

— А где взял-то?

— У бабушки на чердаке.

— В розыске?

— Какой розыск. Вот заключение спеца: «Работа относится к сравнительно немногочисленным этюдам Серебряковой малого формата; исполнена в привычной для нее технике темперной живописи на бумаге «верже». Имеет музейное значение наряду с подобными пленэрными этюдами, находящимися в собраниях ГТГ, ГРМ и частных коллекциях». Миллион рублей! А я тебе — за чекушку! Сам пойми, куда я с ней?

Бомж хвастает заключениями экспертов.

— Да ну, иди-иди. «Сникерс» дать?

— Слушай. Ты правду хотел? Зульфию из пятой квартиры грохнули, слышал? Так пока менты ехали, ребята там все красиво и прибрали. Степка только это взять успел, он ходить не может, а Серебрякова, с...а, еще тяжелая. В квартире много всего было. Степка вчера помер, ливень лил, в луже захлебнулся. Я сам, может, художник... как брат говорю — ценная вещь.

— Хорошо, вот как раз позвоню сейчас брательнику, — продавец кивает охраннику, чтоб наблюдал, а сам скрывается в глубине магазинчика.

...Коля, предчувствуя неладное, спешит ретироваться.

■ ■ ■

...Каждое лето двадцать лет подряд Зинаида Серебрякова проводила в семейном имении Нескучное Курской губернии, писала пейзажи и крестьян. Во время Гражданской и голода эти самые крестьяне Нескучное и разграбили. Свой любимый фруктовый сад она изображала много раз в разных формах, писала, как мечтала, легко, летуче. Мазок — ветер, мазок — тень. Ветер-тень, тень-ветер. После революции и Гражданской уехала во Францию, муж к тому времени умер от тифа.

— Коль, ты только представь, — обращаемся к бомжу, — этот свой прозрачный этюд Зина писала в 1909 году, когда была красива и счастлива. Ей 25 лет! Затишье перед бурей.

— Во-первых, не Зина, а Зика, — поправляет ученый бомж Коля, — так ее родные звали. Да на, подавись ты ею!

...Картина вдруг вываливается из рамки, и на обороте монтировочного картона мы читаем надпись шариковой ручкой: «Удостоверяю работу моей матери. Татьяна Борисовна Серебрякова, дочь. 1986 год».

— Коля, не буянь! Сейчас схлопочешь. Не швыряй «Сад»... и так уже весь его замызгал.

Аккуратно ставлю полотно на инвалидский венский стульчик без ножки...

— Ты чего? За... за... зачем ставишь какой-то неудачный этюд Серебряковой на мою чистую белую рубашку? Полная мазня. Деревья какие-то. Фруктов вообще не вижу! Где они? Забыли, как Фирса? Ни один приличный музей это не повесил бы на с-с-с... стенку. Художник имеет право на неудачу. Что такое х-х-художник? Он: а) бездарен, б) бесталанен. И занимается всякой фигней, потому что ничего другого не умеет. Если бы художники что-то умели, они были бы вице-премьерами в правительстве Медведева. А так только возюкают кисточкой по холсту.

Коля берет зажигалку и подносит к картине.

«Спалю! У себя такую дрянь вешать не буду!»

— Спалю. У себя такую дрянь вешать не буду! — бомж заполошно орет, стараясь поджечь этюд, но ветрено, и зажигалка чиркает вхолостую. — Искренне удивляюсь тем, кто это покупает. Полтора миллиона? А я б за нее ни черта не дал. Это так называемое «классическое искусство» нужно как индульгенция тем, кто нагрешил, а теперь старается представить себя порядочным человеком...

— Ну, ты не обобщай. Люди разные.

— Конечно! Яйца Фаберже все скупили, теперь вон Серебрякову... В чем суть яиц Фаберже, знаешь? Дело не в том, что он был какой-то там сверхвыдающийся ювелир. Просто эти царские, дворянские, княжеские роды на все праздники дарили друг другу ненужные финтифлюшки. Сейчас эти вшивые яйца делаются в Китае и продаются в любом киоске. А тогда безделушки стряпали все ювелирные лавки от Екатеринбурга до Питера. А Фаберже... он просто давал большую скидку царской фамилии на всю эту бессмыслицу. Яиц много надо было — ветеранам войн, георгиевским кавалерам, как они без яйца...

■ ■ ■

Согласно драматургии происходящего, еще два имеющихся рисунка Кустодиева, «Игрушечник» и «Почтальон», бомж попытается загнать в цветочном павильоне и в магазине горячительных изделий.

«По времени создания и уровню исполнения эти рисунки имеют антикварно-коллекционное значение и представляют интерес для музейного собрания», — сказано в экспертном заключении Центра им. Грабаря. Каждый рисунок, опять же, стоит не менее полутора миллионов рублей.

Коля пытается сунуться к цветочнице...

— Прочь-прочь, — гонит та, — иди.

— Да я не пахну. Посмотри только... сюрприз.

Когда Коля говорит надломленным голосом, такое ощущение, что он издевается. И это, как ни странно, цепляет людей при всем их отторжении.

— Ты в школе училась? Кустодиев — такой х-х-х… художник. Ты цветы продаешь, должна знать. «Сцена у окна» с розами — его вещь известная...

— Тебе чего здесь? Я не наливаю.

— Два рисунка, подлинных... Оба по тысяче. Куда я их понесу — меня менты через два метра задержат. Посмотри.

...Цветочница смотрит на черно-белые работы от 1924-го (больному художнику оставалось три года до смерти).

— Я ничего здесь не вижу, чушь какая-то. Мужики какие-то. Выкинь их, рамы продай.

— А тебе не надо понимать, говорят — подлинники. Деньги нужны.

— Иди отсюда, чтоб меня с краденым взяли... Еще рояль прикати!

«Фруктовый сад» Серебряковой в качестве обеденного стола.

■ ■ ■

Как выясняется, эти рисунки создавались для книжек-раскрасок серии «Труд» издательства Брокгауза и Эфрона, но так и не были опубликованы.

— Хороший художник Кустодиев, ничего не скажешь, но картинки эти малопрофессиональные, — выносит Коля свой грандиозный вердикт, сидя на завалинке, — по законам воздушной перспективы самый большой контраст должен быть на самой ближней точке. А у почтальона сапоги изо всех сил лезут в глаза, а портфель на первом плане не виден совсем! Он забыл, как надо рисовать?

— А ничего, что он в это же время написал знаменитый портрет Федора Шаляпина в шубе на фоне нижегородской ярмарки? Так что рисовать не разучился. Но в 1909-м у него вдруг обнаружилась опухоль спинного мозга, и с этого времени Кустодиев — просто инвалид, который писал либо в кресле, либо лежа. И чем хуже он себя чувствовал, чем больше скручивала его боль, тем ярче и праздничнее становились его картины. И, видимо, нарочные ошибки в композиции на этих рисунках связаны с тем, что это книжка-раскраска...

Последняя точка предполагаемого сбыта — горячительный магазин. Коля несет Кустодиева без всякой упаковки... охранник настаивает, чтоб габаритные личные вещи оставили в камере хранения. Они не влезают. Ни так, ни сяк.

— Ты видишь, что это художник известный? — без надежды в голосе спрашивает Коля у подтянутого парня. — Нельзя его так пихать. Поцарапаешь. Это три миллиона рублей за пару! А мне полечиться надо срочно...

— Не надо в магазин проходить с посторонними предметами! Здесь тесно, заденешь бутылки, с тебя брать нечего, а мы плати! Оставь на улице пока.

— Это Кустодиев. Три миллиона.

— Я посмотрю, чтоб не взяли. Откуда у тебя Кустодиев?

— Украл!

— Ха-ха... из музея? Какие-то больно невзрачные у тебя рисунки, мог бы что получше...

— Да, в музее такого д...а не вешают. Но все равно много стоят. Самый известный анекдот про художника Шагала знаешь? Приходит покупатель к Шагалу и спрашивает: «Почем эту картину мне продашь?» Шагал отвечает: «Я художник, думаю только о высоком, деньгами не интересуюсь. Моя жена этим ведает». Покупатель отправляется к жене, она сидит в соседней комнате. И пока идет, видит отражение в зеркале: Шагал на пальцах показывает жене, почем эту картину продать. Так что все думают о деньгах. Хочешь, подарю тебе их?

— Все, уходи. Забирай сокровища и с ними больше не появляйся. И сам тоже не появляйся.

■ ■ ■

...Таким образом, никто не поверил Коле, что он держит в руках подлинные и редкие работы Серебряковой и Кустодиева, имеющие музейную ценность, что зафиксировано в экспертных обоснованиях. Чушь, дрянь и мазня. А мы вот вертим в руках эту «дрянь» в естественных декорациях заброшенного дома, без музеев, билетов и охраны, без гламура и напускного величия. Наоборот, по уши в дерьме.

— Ну что, Коль, за бутылку водки Серебрякову отдашь? — спрашиваем напоследок.

— Не смешивай божий дар с яичницей. Она — художница. А знаешь, чем художник отличается от таких придурков, как вы? Она сидит в лесу, рисует фигню и думает о чем-то таком эфирном... Показывает тебе, что в обычной жизни не замечаешь. И давно живет вне своих картин.

P.S. В образе бомжа — художник-акционист Александр Шабуров. Картины подлинные, любезно предоставлены для акции «МК» известным коллекционером.

оригинал

Израиль выплатит $1 100 000 000 Ирану!

Новая Европа должна формироваться под эгидой России и без ЕС!

Анекдоты про спорт (с картинками +18)


"Расстрелять, только не этого 18-летнего пацана, а тех, кто вынес ему приговор": чем генерал Чистяков обосновал свой неожиданный вердикт

Когда трибунал, который вот-вот вынес смертный приговор сам в полном составе был отправлен под трибунал, они просто не могли поверить своим ушам, слыша слова генерала Чистякова."Расстрелять, только не...

Вы всё ещё верите что украинцы станут русскими?

Виктор Анисимов Жаль что морду этой твари не показывают, да и фамилия не приводится в сообщении.23-летняя внучка навела огонь ВСУ на херсонское село, где жила и работала директором...

Госкап рулит

Кейнс Вчерашний спор с Березиным стал для меня слегка неожиданностью. Я-то, наивный, думал, что тут-то уже не о чем спорить, но там полез такой набор штампов и догматов, что ой. Оказывается в ...

Обсудить