Исполнилось 25 лет со дня смерти Дэн Сяопина (1904—1997).
В 1926 году Дэн учился в Москве, в Университете трудящихся Востока имени Сталина. Это было время, когда Советским Союзом правил блок сталинцев и бухаринцев, и Н.И. Бухарин считался теоретиком партии номер один. Вполне вероятно, что бухаринские идеи (лозунг «Обогащайтесь!» и теория врастания кулачества и концессий в социализм) повлияли на формирование собственных взглядов Дэна.
Мао говорил о Дэне: «По-моему, внешне он мягок, как хлопок, а по своей натуре острый, как игла. Внешне он — воплощение доброты ко всем, а по сути дела человек твёрдый и принципиальный».
Сравним это с ленинской характеристикой Бухарина: «Мы знаем всю мягкость тов. Бухарина, одно из свойств, за которое его так любят и не могут не любить. Мы знаем, что его не раз звали в шутку: "мягкий воск". Оказывается, на этом "мягком воске" может писать что угодно любой "беспринципный" человек, любой "демагог"».
Во время культурной революции 1960-х Дэн считался одним из вождей правых коммунистов, «каппутистов» (то есть «идущих по капиталистическому пути»). В 1976 году, после, как считалось, устроенных им протестов против Мао на площади Тяньаньмэнь (да-да, Дэна обвинили в организации таких протестов, не путать с событиями 1989 года) он лишился своих постов. Но сумел восстановить власть после смерти Мао.
Автор этих строк неоднократно писал, что Дэна следует считать «китайским Бухариным».
В СССР открыто необухаринский курс провозгласил в 1988 году Горбачёв — с известными последствиями.
Конечно, возникает резонный вопрос: почему то, что в КНР прошло с сохранением власти компартии, в СССР закончилось крушением и компартии, и государства?
Думаю, что главная причина: в СССР Горбачёв пошёл не только на экономическую легализацию буржуазии, как Дэн и Бухарин, но и на её одновременную политическую легализацию, на что ни Дэн, ни Бухарин не шли. А Дэн так и прямо поставил этому процессу жёсткий блок, подавив протесты на Тяньаньмэнь-1989.
Оценили 4 человека
8 кармы