Почитал огромное, на 6 экранов, эссе председателя Конституционного суда Валерия Зорькина.
Самое интересное там не описание причин СВО – за 5 месяцев мы наслушались разных версий, а о настоящем и будущем России.
Зорькин, как один из высших начальников, рисует желательный строй.
Во-первых, его основой, как и прежде, будет антикоммунизм и антисоветизм на базе рыночной экономики. Зорькин рисует СССР в мрачном свете, куда начальство возвращаться не хочет.
Во-вторых, одним из костылей строя, как и прежде, будет либерализм. Зорькин пишет:
«Результаты социологических опросов того времени (СССР – Т.) ярко свидетельствовали о выстраданном стремлении людей к правовой свободе и демократии, т.е. к либеральной демократии в подлинном смысле этого понятия, не дискредитированном порочной практикой его применения. Уверен, что этот социальный запрос остается в силе».
В-третьих, вторым костылём строя будет протофашизм, или солидаризм. В его основе – корпоративное государство. Зорькин объясняет:
«Сейчас, когда все мы оказались в одной лодке, а точнее - на одном крейсере, надо понять и принять тот факт, что для того, чтобы в этой сложной ситуации уверенно идти вперед, а не плыть по воле бурных волн, необходима высокая степень единения нации. Такое единение может быть основано только на взаимном доверии между народом, национальным бизнесом и властью.
Другая сторона солидаристского мировоззрения заключается в признании необходимости сдерживать индивидуальный эгоизм для защиты социального целого».
О солидаризме можно самому погуглить. Мягкие его варианты – автократуры Пилсудского в Польше, Перона в Аргентине, Франко и Салазара в Испании и Португалии. Пожёстче – муссолиниевский фашизм в Италии.
Российский идеолог солидаризма – Георгий Гинс. Член правительства Колчака, после ВМВ – один из менеджеров «Голоса Америки». Его идеологию солидаризма очень активно использовал НТС.
Как мы видим, для Зорькина идеалом является сплав антикоммунизма, либерализма и солидаризма из 1920-40-х годов. Либерализм, вероятно, желателен тоже из того времени – например, американских акул капитализма вроде Форда, Рокфеллера и Моргана.
Но всё это – Ретротопия. Начальство нам предлагает вернуться в Россию 1920-х, в которой победили белогвардейцы (отсюда, видимо, и их преклонение перед ещё одним солидаристом – Ильиным).
Ещё Зорькин предлагает строить новую Россию на базе философии Карла Шмитта, Хабермаса и Дерриды. Ну Шмитт в свете межвоенной Ретротопии, куда нас хотят погрузить, понятен (особенно его теории о суверене).
Но Хабермас – это видный представитель «франкфуртской школы», того самого «леволиберализма». А Дерррида – постмодернист с его теориями деконструкции.
Т.е. наряду с либерал-солидаризмом в России предполагаются и очаги относительно современной западной жизни (вероятно, в Москве). Т.е. в итоге нам предстоит жить в гибридной Ретротопии.
Источник: ТГК Толкователь.
P.S. Иллюстрация разницы философских концептов - мудрый господин председатель пишет:
Ведь суть отличий в западном и восточном правопонимании заключается в том, что Запад трактует общество, скорее, как совокупность индивидов. Напомню в данной связи известное высказывание Маргарет Тэтчер о том, что "общества нет, а есть только отдельные мужчины, женщины и семьи". В отличие от такого подхода, в котором выражена квинтэссенция западного индивидуализма, солидаризм восточного мироощущения заключается в осмыслении общества как единого социального организма. А в организме все взаимосвязано и нельзя удалить и даже поранить какой-то элемент без ущерба целому.
А устаревший русофоб писал:
Оценили 14 человек
20 кармы