СТАЛИН. Попытка духовного осмысления. Продолжение.

30 3379

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Начало: http://cont.ws/post/148003)

Окончание: http://cont.ws/post/148040


Ну а что же вышло в нашем случае? Господь столкнул лбами два богоборческих режима, отчего, в конечном итоге, выиграл русский народ и, в какой-то степени, православная Церковь.


Кстати, мифы о том, что после начала Войны Сталин, якобы, "прозрел" и обратился к Богу, так мифами и остаются. Не исключаю, что в какой-то момент произошло в его душе некое изменение, как говорится, "в окопах атеистов не бывает". Но потом "буря миновала" и все вернулось на круги своя. Так же продолжали закрывать и разрушать храмы, гнать священников и народ божий. И все это при жизни Сталина, про Хрущева сейчас не говорим.


" Мы должны сказать, что самый страшный кровавый период репрессий против Церкви, который начинается в 1929-м году и продолжается вплоть до 1942-го года, — это был период, когда страной безраздельно руководил именно Сталин, и именно в это время крупнейшая Поместная Церковь православного мира была почти полностью уничтожена." (Прот. Георгий Митрофанов. профессор Санкт-Петербургской духовной академии,церковный историк)


«Как производились аресты, допросы, с какой скоростью тройки выносили постановления о расстрелах, свидетельствуют данные правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий: в 1937 году было арестовано 136 900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500; в 1939 году арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 году арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 году арестовано 4000, расстреляно 1900» (см.: Дамаскин (Орловский), игумен. История Русской Православной Церкви в документах Архива Президента Российской Федерации).


"То, что инициатором гонений был именно Сталин, не вызывает сомнения. Он давал установки в конце 30-х годов, проведение в жизни которых означало фактически полное уничтожение церковной структуры.

Что касается конкретных судеб, то известно, что в так называемых сталинских расстрельных списках фигурирует лишь несколько церковных деятелей. То есть он не занимался конкретными фигурами, за редким исключением. Органам НКВД была дана некая общая установка, и дальше они действовали уже в рамках этой установки. При этом глава НКВД Ежов — главный деятель большого террора — отчитывался перед Сталиным и похвалялся в конце 1937 г., что практически весь епископат Русской Православной Церкви уничтожен. Поэтому Сталин был в курсе, что те задания, которые он поставил, выполняются." (Свящ. Александр Мазырин, доктор церковной истории)


Напомню, что к 1943 году на свободе оставалось только 4 действующих епископа! Остальные - в ссылках, лагерях, под запретом, а то и просто уничтожены.

Если кто не знает, то без епископа нет Церкви, так как рукополагать в священнический сан может только епископ. Таким образом наша Церковь, теоретически, могла прекратить свое существование! Ай да "верующий", ай да семинарист!

Конечно этого не произойдет по той причине, что Церковь - это не человеческое образование, а Божье. А Господь сказал, "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее!"(Мф. 16:18). Так что, богоборцы, даже и не думайте!

Так вот, после 43-го года наметилось некоторое послабление для верующих. Но потом "буря миновала" и все вернулось на круги своя. Так же продолжали закрывать и разрушать храмы, гнать священников и народ божий. И все это при жизни Сталина, про Хрущева сейчас не говорим.

Откуда взялся миф о изменении отношения Сталина к вере Христовой? И почему произошло изменение в отношении к Церкви?

Причины были внутренние и внешние. Два года войны показали, что выстоять и победить можно только при жертвенном участии всего народа. Во время переписи 1937 года 57,7% опрошенных назвали себя верующими. Это побудило отступить от объявленной 15 мая 1932 года политики полного уничтожения религии, потому что в народе это вызывало недовольство.

К тому же, на оккупированных территориях Германское руководство открывало тысячи храмов (разумеется, пытаясь использовать этот факт в пропагандистских целях), этой политике нужно было как то противодействовать.

В 1943 г. стали отчётливо прорисовываться планы использования Русской Православной Церкви в послевоенном переустройстве мира. Необходимо было утвердить советское влияние на территориях, которые в результате войны оказались занятыми Советской армией, а также в странах Западной Европы и по всему миру. Для этого предполагалось использовать Церковь.


Вот что говорит доктор церковной истории, доцент кафедры истории Русской Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, священник Александр Мазырин:

"В годы войны имело место то, что сейчас историки называют новым курсом в отношении Церкви. Этот период длился с 1943 г. по 1948 г. В силу ряда внешних причин, связанных с войной, Сталин был вынужден скорректировать свою политику в отношении Церкви. Причины эти в первую очередь заключались в необходимости противодействовать немецкой пропаганде, противопоставить что-то факту открытия на оккупированных немцами территориях многих тысяч церквей. Также сыграло роль желание расположить к Советскому Союзу западных союзников: США, Великобританию, продемонстрировать им, что в СССР существует свобода совести.

У Сталина существовали планы и в отношении Ближнего Востока. Прежде всего, он обратил внимание на Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский Патриархаты, которым в 40-е годы оказывалась материальная поддержка, выделялись существенные для них денежные суммы. Сейчас это всё уже подробно описано в научной литературе.

Планы сталинского руководства были масштабными. В частности, предполагалось придать Московскому Патриархату статус Вселенской, первенствующей Церкви, чего достичь не удалось

С 1948 г. Сталину стало понятно, что в плане продвижения советского влияния в мире и на Ближнем Востоке многого с помощью Русской Церкви ему достичь не удастся. Поэтому эта «новая» сталинская церковная политика после 1948 г. начинает сворачиваться: падает внешнеполитическая активность Московской Патриархии, усиливаются гонения на Русскую Церковь внутри страны.

Следует отметить, что даже в самое «благополучное» время, т.е. после 1943 г., гонения на Церковь не прекращалась. Но после 1948 г. сталинское гонение на Церковь становится явственным. Поэтому нельзя говорить, что Сталин радикально изменил своё отношение к Церкви в годы войны.

Некоторые нынешние сталинисты в духе времени даже пытаются сопоставляться советского вождя со вторым Константином, со вторым Моисеем. Конечно же, всё это абсолютно беспочвенно. Сталин как был гонителем Церкви, так им и оставался до конца."


В 1943 году произошла историческая встреча между Сталином и высшими представителями нашей Церкви.

Автор монументального труда по истории Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин пишет:

"8 октября 1943 г. был образован Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР под председательством Г. Г. Карпова (известеный в церковных кругах как чекист, который с крайней жестокостью вел дела священнослужителей) . Именно ему, Карпову, Сталин и поручил проводить в жизнь новую политику по отношению к Церкви, которая в литературе получила название "конкордата". Конечно, юридически это был совсем не конкордат, предполагающий равенство сторон и взаимные обязательства. Абсолютное всевластие Сталина и Политбюро исключало всякую возможность для Церкви эффективно настаивать на соблюдении своих прав, на выполнении условий договора. По существу никакого договора не было; был широкий жест "августейшей" милости безбожной власти к гонимой ею Церкви. Нельзя думать, что он проистекал из личного произвола и каприза Сталина. За этим стоял трезвый политический расчет и понимание того, что искоренение религии — цель утопическая и недостижимая. Предпочтение было отдано иному, более трезвому соображению: Г. Г. Карпов и его ведомство по-прежнему должны были наблюдать за умонастроениями в церковной среде, выявлять нелояльные и антисоветские элементы и беспощадно искоренять их."

Безусловно, политика государства по отношению к Церкви не могла не измениться. Стали даже возвращать отнятые храмы (из циркулярного письма ЦК РКП(б) № 30 от 16 августа 1923 г. «Об отношении к религиозным организациям»:

"Воспретить закрытие церквей, молитвенных помещений и СИНАГОГ (выд. авт. статьи)."

Однако, показателен другой документ, закрытый, где осуждая грубые действия гонителей Церкви указывается, что относясь подобным образом к вопросу свободы религиозных убеждений, ..."местные организации партии и местные органы власти видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области РАЗЛОЖЕНИЯ Церкви (выд. авт. статьи) и рискуют сыграть на руку контрреволюции». "Совершенно секретно. № 1037/19. Тов. Менжинскому В.Р"

Как видим, письмо вызвано тактическими соображениями, а стратегическая цель – ликвидация религии.

Ну и главным побудительным мотивом к данному изменению отношения служил политический расчет.


"10 апреля 1945 г. состоялась встреча Патриарха Алексия I со Сталиным, в которой он говорил, что Русской Церкви предстояло внести огромный вклад в дело укрепления международных позиций Советского государства, в налаживании внешних контактов.

Авторитет Русской Православной Церкви нужен был советскому руководству для укрепления своих внешних позиций, для привлечения в союзники христианской общественности Запада в холодной войне против США."

Напомню, что 1948 году праздновалось 500-летие объявления автокефалии Русской Православной Церкви и на эти торжества (инициированные в первую очередь советской властью) были приглашены представители всех поместных Церквей, которые предполагалось использовать в той политике (антикатолической, антизападной), которая уже проводилась в светской сфере, и ставился вопрос о том, чтобы превратить Москву в политический центр православного мира. Эта политика не удалась: многие представители поместных Православных Церквей игнорировали это на мероприятие и оно было практически сорвано.

После этого провала сталинская политика стала меняться.

"1948 г. принес с собой перемены к худшему в положении православной Церкви в Советском государстве. Впрочем, первые признаки осложнения ситуации появились годом раньше в виде ужесточения антицерковной пропаганды, которая во время войны и в первые послевоенные годы несколько поутихла. В 1947 г. "Комсомольская правда" напомнила о том, что членство в комсомоле несовместимо с верой в Бога. Конечно, это подразумевалось и раньше, но в течение нескольких лет об этом не вспоминали официально. В "Учительской газете" появилась статья, в которой осуждалась теория безрелигиозного образования и утверждалось, что в социалистическом государстве образование должно быть антирелигиозным. В этом же году учреждено было и "Общество распространения политических и научных знаний", принявшее эстафету упраздненного ранее "Союза воинствующих безбожников". В городах стали открываться "Дома научного атеизма".

Что же стояло за этими начинаниями? В 1947 г. секретарем ЦК ВКП(б), ответственным за идеологическую работу, стал М. А. Суслов, которому Сталин при назначении посоветовал "не забывать об атеистической пропаганде среди народа. Церковь следует использовать в интересах государства, главным образом через ее международные контакты. Молодое поколение необходимо оградить от влияния церковников. Под руководством М. А. Суслова было подготовлено и в сентябре 1948 г. принято постановление "О мерах по усилению антирелигиозной пропаганды". В этом постановлении говорилось, что "некоторые члены партии из факта победы социализма и господства социалистической идеологии в нашей стране сделали ошибочный вывод, что теперь можно не вести антирелигиозную пропаганду и что религия будет отмирать сама собой... Нельзя успешно решать задачу коммунистического воспитания трудящихся, не ведя борьбы против религиозной идеологии. Задача преодоления религиозных предрассудков и суеверий имеет в период перехода от социализма к коммунизму важное значение"


"Гораздо более серьезным и чувствительным ударом по Церкви, чем умножение числа изданий и тиражей атеистической макулатуры, явилась волна арестов духовных лиц, которая прокатилась в 1948 г."


"Священнослужители подвергались репрессиям во все периоды существования советской власти. Рубеж 40-х и 50-х гг. оказался в этом отношении более тяжелым, чем первые послевоенные годы"


"За четыре года, с 1 января 1949 по 1 января 1953 г., Церковь потеряла 1055 храмов" (!)


Так что: "По делам их узнаете их". (Мф. 7:20)

Я не знаю, из каких источников черпают информацию наши нео-сталинисты, пытающиеся "скрестить ежа с ужем", говоря о изменении политики государства по отношению к Церкви и забывая, что сама идеология, которая выстраивалась при Сталине, была несовместима с верой в Бога. Я опираюсь, в том числе, и на дневники священномучеников и исповедников, коих сейчас опубликовано немало. Почитайте хотя бы воспоминания Святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) "Я полюбил страдания", который, будучи ученым мирового масштаба, хирургом, создавшим выдающейся труд "Очерки гнойной хирургии", все свои силы отдавшего служению Богу и людям, более 11 лет был вынужден провести в лагерях и ссылках. За что, товарищи сталинисты!?

Это же вопрос хочется задать в отношении других людей, попавших под Красный Молох.


Всем защитникам сталинского режима рекомендую не полениться съездить на Бутовский полигон. Походите, послушайте эту жуткую тишину, посмотрите на фотографии убиенных. Может мозги на место встанут. Более 20 тысяч только поименно известных, расстрелянных в августе 1937 — октябре 1938 годов. Всего лишь за один год!

Кто эти люди? Священники и миряне, военнослужащие, крестьяне, рабочие - все в одном рву. Вот оно, всеобщее равенство, о котором так долго говорили большевики!

А мне вот и ходить далеко не надо. В монастыре, где я милостию Божию работаю уже второй десяток лет, большевики устроили концлагерь. Святую обитель превратили в место пыток и смерти. Растеливали тайно, по ночам, во внутреннем дворике, предварительно заведя грузовик, заглушающий стоны и крики мученников. Там же, возле западной стены найдены и их многочисленные захоронения...

Я уже приводил в пример историю, как государственный чиновник отказал в создании мемориала на месте одного расстрельного полигона под предлогом того, что потомки тех людей, кто это устроил до сих пор при власти. Списки работников этого спецобъекта до сих пор засекречены.

И сколько еще таких мест! Что будем делать с этими убиенными? Это ведь наш народ. Наплевать и забыть? И кто мы после этого...

Сейчас спорят о цифрах. Кто говорит о 100 миллионах репрессированных, кто о 20-ти. Как не считай, в любом случае счет идет на миллионы! Это что -"жертвы судебных ошибок"? Сталин не знал об этом? Это даже не смешно! Вы уж определитесь: если не знал, то грош цена в базарный день такому правителю! А если знал, то на нем кровь наших соотечественников!

Свидетельства, коим несть числа, говорят о том, что не только знал, но сам такую политику и выстраивал.


Еще одна интересная тема, требующая рассмотрения. По данным исследователей, в то время было написано порядка 4 миллионов доносов! Вдумайтесь, во что нужно превратить собственный народ, чтобы привить ему сие извращение! Ведь стукачество никогда не было свойственно нашим людям, ни до, ни после, в отличии от "Запада", где это норма. Как надо изуродовать сознание людей и что это за общество мы строили?! Сколько невинных жертв влекло за собой эта страшное явление!

Оно не обошло и мой род, в котором все честно служили (и служат!) Отечеству (все мужчины по всем линиям воевали на фронтах ВОВ, и не только, женщины работали и имеют награды), но нашлась какая-то гнида, оклеветала порядочного человека, моего деда, (он был военным топографом), его осудили и расстреляли недолго думая в 1937. Реабилитировали в последствии посмертно... И сколько таких было...


Подведем итоги:.


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Грядущее мятежно, но надежда есть

Знаю я, что эта песня Не к погоде и не к месту, Мне из лестного бы теста Вам пирожные печь. Александр Градский Итак, информации уже достаточно, чтобы обрисовать основные сценарии развития с...

Их ценности за две минуты... Аркадий, чо ты ржёшь?

Здравствуй, дорогая Русская Цивилизация. В Европе и Америке сейчас новая тема, они когда выходят на трибуну, обязаны поприветствовать все гендеры. Это не издевательство, на полном серьё...

Обсудить
  • Спасибо за статью! Очень правильная!!
  • Уважаемый Georgy,не могу удержаться от реплики.Меня повергает в ужас,даже не сам факт ползучей реабилитации Сталина,а то,что этот вопрос возникает в принципе.В России красные(всех мастей и оттенков),столько наворотили,что казалось бы....Я понимаю,что идея построения государства Равных, государства построенного на основе Справедливости,это утопия.И что, эта утопия- будет существовать всегда.Но в России,казалось бы,эта идея должна была умереть если не навсегда,то очень надолго.Почему этого не происходит?Солженицын,писал,что коммунисты сломали хребёт русскому народу.Неужели это так?
  • Спасибо, Георгий! С большим интересом прочел Вашу статью. Отношение к Сталину у меня лично весьма неоднозначное. При этом товарище оба моих деда были раскулачены, лишились всего имущества. Но остались живы, Сталина не любили, если честно. Тем более, что один был греком, и не смотря на то, что воевал и получил ранение, был причислен к неблагонадежным и отправлен на принудительные работы. Но личные обиды на Сталина не должны мешать оценивать его деятельность, как исторической личности. Во-первых, он был избран Богом как орудие наказания для отступившего от православия народа русского, как хирург, безжалостно удаляющий раковую опухоль. Во вторых он заложил прочную экономическую и военную основу современной России, не смотря на разруху девяностых, мы до сих пор пользуемся заделами именно сталинского периода. И считаю его имя гораздо более достойно упоминания сейчас, чем имя Ленина или того же Ельцина, просто по масштабу его вклада в историю нашей страны. Что касается его ответственности за репрессии, никто с этим не спорит. Но мы то, как христиане знаем, что ничто не случается без попущения Божьего. Многие старцы, прошедшие лагеря были благодарны судьбе за такую школу, иначе они не достигли бы таких высот духовных. В вопросах суда лучше полагаться на волю Божью. Как говорим - спасибо, Господи за все.