• РЕГИСТРАЦИЯ
Grand
22 октября 2018 г. 09:19 4373 9 42.11

Банкиры Средневековой Руси

Несмот­ря на то что ро­стов­щи­че­ство осуж­да­лось Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и Пра­ви­ла­ми св. Апо­сто­лов, случаи, когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли при­бе­га­ли к росту, не были ред­ко­стью на Руси. Еще в 1274 г. цер­ков­ный собор, со­зван­ный во Вла­ди­ми­ре, вынес по­ста­нов­ле­ние о тща­тель­ной про­вер­ке свя­щен­ни­ков и дья­ко­нов, при­ни­ма­ю­щих сан, не грешны ли они блудом, убий­ством, на­си­ли­ем, а также ро­стов­щи­че­ством.

Вместе с тем видные пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства осуж­да­ли не столь­ко сам факт дачи денег в рост, сколь­ко гра­би­тель­ские про­цен­ты по ссудам. По уставу Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха про­цент не должен был пре­вы­шать 50% одол­жен­ной суммы. Эта норма со­хра­ня­лась в XIV-XV веках. Со вре­ме­нем за­кон­ный про­цент по­ни­жал­ся, и в XVII в. обыч­ным ростом счи­тал­ся уже на пять шестой (то есть 20%). Однако и в XVI в., по сви­де­тель­ству гер­ман­ско­го ди­пло­ма­та Си­гиз­мун­да Гер­бер­штей­на, круп­ные мо­на­сты­ри ссу­жа­ли под 10%.

В долг да­ва­лись как деньги, так и на­ту­раль­ные про­дук­ты пше­ни­ца, рожь, овес и т.д. В по­след­нем случае про­цен­ты неред­ко взи­ма­лись на­ту­раль­ной до­пла­той в насып, если речь шла о зерне. В XV-XVI вв. прак­ти­ко­ва­лись вы­пла­ты день­га­ми и до­хо­да­ми с имений, а также по­га­ше­ние долга служ­бой у кре­ди­то­ра. Из­вест­но, что в счет роста на­ни­ма­лись слу­жить и мелкие фе­о­да­лы. Су­деб­ник 1550 г. огра­ни­чил размер таких ссуд 15 руб­ля­ми.

Обычно ссуда да­ва­лась на срок до одного года, а ее воз­вра­ще­ние при­уро­чи­ва­лось к какому-либо ре­ли­ги­оз­но­му празд­ни­ку. Займы до­ку­мен­таль­но оформ­ля­лись с по­мо­щью за­ем­ной кабалы или ее со­кра­щен­но­го ва­ри­ан­та за­ем­ной памяти. Эту функ­цию могли вы­пол­нять также за­клад­ная и слу­жи­лая кабала. За­клад­ная оформ­ля­ла залог земель, угодий, другой соб­ствен­но­сти на время по­га­ше­ния долга и про­цен­тов по нему, а в слу­жи­лой кабале фик­си­ро­ва­лась от­ра­бот­ка долга служ­бой у кре­ди­то­ра. В от­ли­чие от них, за­ем­ная кабала и за­ем­ная память фик­си­ро­ва­ли сделку по ссуде и ого­ва­ри­ва­ли вы­пла­ты по ней про­цен­тов день­га­ми или про­дук­та­ми.

Форма со­став­ле­ния кабалы была вы­ра­бо­та­на не позд­нее XIV века. На это ука­зы­ва­ет опуб­ли­ко­ван­ная Н.В. Ка­ла­че­вым в 1864 г. за­клад­ная кабала этого вре­ме­ни, на­пи­сан­ная на пер­га­мене. Со­глас­но ей Обро­сим и Лав­рен­тий Ва­си­лье­вы взяли в долг у Федора Ма­ка­ро­ва десять со­ро­ков бел. В за­клад­ной уже со­дер­жит­ся норма, из­вест­ная по более позд­ним актам, в случае непла­те­же­спо­соб­но­сти за­ем­щи­ка на за­ло­жен­ное вла­де­ние со­став­ля­лась купчая. С XV в. для крат­ко­сти в за­ем­ной кабале делали ого­вор­ку о том, что при невы­пла­те ссуды она ста­но­ви­лась купчей на за­ло­жен­ные угодья.

От XV в. дошли за­клад­ные кабалы, оформ­лен­ные на мо­на­сты­ри (в том числе Троице-Сер­ги­ев и Си­мо­нов). В одной из них, да­ти­ро­ван­ной се­ре­ди­ной XV в., го­во­рит­ся, что некто Васюк Нога Есипов занял у старца Ге­рон­тия Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря 2 рубля с чет­вер­тью и отдал в залог при­над­ле­жав­шую ему Лу­кин­скую пу­стошь, а за рост Ге­рон­тию ту пу­стошь Лу­кин­скую косити. По­доб­ная прак­ти­ка, когда при по­лу­че­нии ссуды за­кла­ды­ва­ли землю и ого­ва­ри­ва­ли по­лу­че­ние про­цен­тов путем экс­плу­а­та­ции угодий, по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Она, в част­но­сти, упо­мя­ну­та в за­клад­ной кабале 1462-1463 гг.: вот­чин­ник Андрей Иванов Ло­ги­нов занял у келаря Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря 5 рублей под залог де­рев­ни Ми­хай­лов­ской в Дмит­ров­ском уезде а за рост по­сель­ский си­мо­нов­ский косит сено в той де­ревне.

В XVI-XVII вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние слу­жи­лые кабалы, по ко­то­рым за­ем­щи­ки для от­ра­бот­ки долга на­ни­ма­лись ра­бо­тать у кре­ди­то­ра. Они были из­вест­ны уже в первой по­ло­вине XVI в. о них упо­ми­на­ла статья Су­деб­ни­ка 1550 г., по­свя­щен­ная ка­баль­но­му хо­лоп­ству (кабалы за рост слу­жи­ти).

Кабала со­став­ля­лась по шаб­ло­ну. Ее оформ­лял писец по по­ру­че­нию за­ем­щи­ка с ука­за­ни­ем имени, со­сло­вия и места жи­тель­ства. Обя­за­тель­но ука­зы­ва­лись срок воз­вра­та займа и про­цен­ты по нему. Могли ого­ва­ри­вать­ся и другие усло­вия, в част­но­сти, оплата за­ем­щи­ком су­деб­ных из­дер­жек в случае суда по кабале. Как ска­за­но в одной из кабал (1641 г.), под ко­то­рым судом ни будут по сей кабале сделав суд давати, и за эти деньги за­пла­тить рост, и суд­ские все сполна. На обо­ро­те за­ем­щик руку при­ло­жил, удо­сто­ве­ряя свое со­гла­сие с усло­ви­я­ми кабалы. При за­клю­че­нии сделки обя­за­тель­ным было на­ли­чие сви­де­те­лей (по­слу­хов) эта норма из­вест­на еще со времен Рус­ской Правды...

У мо­на­сты­рей за­ни­ма­ли пред­ста­ви­те­ли разных ка­те­го­рий на­се­ле­ния от знати до кре­стьян. Обес­пе­че­ни­ем взятых ссуд слу­жи­ло их иму­ще­ство, ко­то­рое в случае непла­те­жа по­пол­ня­ло бо­гат­ства оби­те­ли. В за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции ро­стов­щи­че­ские опе­ра­ции могли пре­сле­до­вать разные цели: по­лу­чить рас­по­ло­же­ние того или иного князя, уве­ли­чить свои вла­де­ния или осво­ить их и, на­ко­нец, ра­ци­о­наль­но ис­поль­зо­вать име­ю­щи­е­ся ре­сур­сы, обес­пе­чи­вая их при­рост.

Ин­те­рес­но, что сами деньги (ко­то­рые в эпоху Сред­не­ве­ко­вья обо­зна­ча­лись словом се­реб­ро) име­но­ва­лись в актах либо дель­ны­ми, либо ро­сто­вы­ми, то есть ро­стов­щи­че­ски­ми. С по­мо­щью дель­но­го се­реб­ра в фе­о­даль­ные и мо­на­стыр­ские хо­зяй­ства при­вле­ка­лись ра­бо­чие руки. Дель­ное се­реб­ро иногда еще на­зы­ва­ли летним, так как ссуда по­га­ша­лась от­ра­бот­кой по летам (годам).

Если долг вместе с ростом воз­вра­щал­ся во­вре­мя, ка­баль­ную запись от­да­ва­ли за­ем­щи­ку. Однако это слу­ча­лось не часто (неда­ром в рус­ском языке за­кре­пи­лось вы­ра­же­ние по­пасть в кабалу). В XV в. было широко рас­про­стра­не­но ка­баль­ное хо­лоп­ство. Долж­ни­ки за­но­си­лись в особые списки, с ко­то­рых делали копии, хра­нив­ши­е­ся в во­лост­ной ад­ми­ни­стра­ции. В за­ве­ща­нии мит­ро­по­ли­та Алек­сея, на­пи­сан­ном около 1377 г., упо­ми­на­ют­ся холопы-долж­ни­ки, по­пав­шие в кабалу за се­ребре­цо. Глава Рус­ской церкви не ис­клю­ча­ет воз­мож­но­сти дать им волю при усло­вии воз­вра­та долга, но по­след­нее было ма­ло­ве­ро­ят­ным. Пе­ре­шед­шие по за­ве­ща­нию крем­лев­ско­му Чудову мо­на­сты­рю холопы-долж­ни­ки пре­вра­ти­лись в за­ви­си­мых от оби­те­ли кре­стьян.

В фонде Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря хра­нит­ся редкий до­ку­мент Дол­го­вая книга 1532-1534 гг., в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись долги кре­стьян (она была опуб­ли­ко­ва­на А.А. Зи­ми­ным в 1948 г.). По-ви­ди­мо­му, эта прак­ти­ка была рас­про­стра­не­на в круп­ных мо­на­сты­рях, ко­то­рые с по­мо­щью кре­ди­та (вы­ра­жав­ше­го­ся как в де­неж­ной, так и в на­ту­раль­ной форме) при­вле­ка­ли в свои вот­чи­ны кре­стьян и удер­жи­ва­ли их за собой.

Всего в Дол­го­вой книге пе­ре­чис­ле­но 670 долж­ни­ков-кре­стьян из 24 сел, 3 селец, 18 по­чин­ков и 157 де­ре­вень. Причем в за­пи­сях о займе зна­чит­ся не только сам долж­ник, но и вся его семья. Боль­шин­ство вы­дан­ных ссуд от­но­си­лось к дол­го­сроч­ным, рас­счи­тан­ным на дли­тель­ное со­хра­не­ние за­ви­си­мо­сти кре­стьян от мо­на­сты­ря. Это так на­зы­ва­е­мые под­мож­ные ссуды, ко­то­рые воз­вра­ща­лись лишь при уходе кре­стьян из вот­чи­ны. Их раз­ме­ры до­хо­ди­ли до 1,5 рубля.

По­доб­ные книги со­став­ля­лись, по-ви­ди­мо­му, на про­тя­же­нии всего XVI в. и в первой по­ло­вине сле­ду­ю­ще­го сто­ле­тия, когда мо­на­стырь для при­вле­че­ния ра­бо­чих рук про­дол­жал ак­тив­но ис­поль­зо­вать кредит. Так, на ос­но­ва­нии ссуд­ной (за­ем­ной) записи, со­став­лен­ной в 1642 г., воль­ный че­ло­век Ев­се­вий Юрьев по про­зви­щу Дру­жи­на с семьей за долг в 10 рублей стал жить в мо­на­стыр­ской вот­чине и ра­бо­тать на оби­тель на­равне с дру­ги­ми кре­стья­на­ми.

Знат­ным за­ем­щи­кам ссуды вы­да­ва­лись с иной целью для округ­ле­ния мо­на­стыр­ских вла­де­ний. А.А. Зимин, изу­чав­ший зем­ле­вла­де­ние Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, под­счи­тал, что со вре­ме­ни его ос­но­ва­ния до кон­чи­ны Иосифа Во­лоц­ко­го, то есть с 1479 по 1515 г., мо­на­стырь за­клю­чил 60 сделок, из них 27 вкла­дов, 10 об­ме­нов, 1 по­куп­ку, и лишь одна вот­чи­на была при­об­ре­те­на за долги. Это было село Бу­жи­ров­ское с де­рев­ня­ми, по­лу­чен­ное в 1512 г. от кня­ги­ни Ирины, жены князя Семена Ро­ма­но­ви­ча, за долг в 500 рублей и при­чи­та­ю­щи­е­ся про­цен­ты.

Однако на прак­ти­ке доля земель, при­об­ре­та­е­мых мо­на­сты­ря­ми с по­мо­щью ро­стов­щи­че­ства, была зна­чи­тель­но больше. Хотя по гра­мо­там земли и угодья от­да­ва­лись мо­на­сты­рю в дар (по душах ро­ди­те­лей своих в на­сле­дие вечных благ), ре­аль­ная при­чи­на рас­ста­ва­ния со своей соб­ствен­но­стью за­клю­ча­лась в непла­те­же­спо­соб­но­сти фе­о­да­лов. Так, в 1425-1427 гг. Кузьма Яко­вле­вич Во­ро­нин пе­ре­дал в Троице-Сер­ги­ев мо­на­стырь свою вот­чин­ную землю на помин души. Там же со­дер­жит­ся обя­за­тель­ство мо­на­сты­ря за­пла­тить долг Во­ро­ни­на (10 рублей) неко­е­му Тре­па­ре­ву. Оче­вид­но, что под видом дар­ствен­ной была со­вер­ше­на купчая.

По другой дар­ствен­ной, да­ти­ро­ван­ной ис­то­ри­ка­ми 1474-1478 гг., Анна Ку­чец­кая пе­ре­да­ва­ла Троице-Сер­ги­е­ву мо­на­сты­рю ряд своих вла­де­ний, за что он снимал с нее долг мужа в раз­ме­ре 5 рублей. На по­хо­жих усло­ви­ях Семен Ва­си­льев Ше­вя­ков в се­ре­дине XVI в. пе­ре­дал Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­му мо­на­сты­рю чет­верть де­рев­ни Ше­ве­ле­во игумен обя­зал­ся за­пла­тить долгу нашего с той от­чин­ки по двум ка­ба­лам 5 рублей и 10 алтын с роста.

При изу­че­нии до­ку­мен­тов по ис­то­рии Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря ис­сле­до­ва­те­ли об­на­ру­жи­ли, что его зе­мель­ные вла­де­ния зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лись в период меж­до­усоб­ной войны 1425-1453 гг., причем из 50 сел, при­об­ре­тен­ных за это время, 9 до­ста­лись оби­те­ли неиз­вест­ным путем. То же можно ска­зать о 4 из 5 селец и 10 из 50 де­ре­вень, пе­ре­шед­ших к мо­на­хам. По­ка­за­тель­но, что мо­на­стырь, как пра­ви­ло, ста­рал­ся из­ба­вить­ся от со­мни­тель­но при­об­ре­тен­ных вла­де­ний, об­ме­ни­вая их на другие се­ле­ния и угодья. Од­но­вре­мен­но мо­на­стырь начал раз­да­вать деньги взаймы под заклад угодий. В ре­зуль­та­те именно период меж­до­усоб­ной войны второй чет­вер­ти XV в. стал вре­ме­нем ста­нов­ле­ния Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря как круп­но­го вот­чин­ни­ка.

Фе­о­да­лы в ка­че­стве залога кре­ди­то­ру пред­ла­га­ли при­над­ле­жав­шие им де­рев­ни, села и другие угодья, причем прак­ти­ко­вал­ся сбор дохода с этих имений в счет про­цен­тов за рост пахать, и кре­стьян ведать, и доходы с кре­стьян имать всякие, и луга косить, и лес сечь, и вся­ки­ми уго­дья­ми вла­деть, как ска­за­но в одной из за­клад­ных XVI в. По мнению Б.Д. Гре­ко­ва, в судь­бах многих знат­ных рос­сий­ских семей ро­стов­щи­че­ский ка­пи­тал сыграл ро­ко­вую роль.

К XVI в. мо­на­сты­ри уже вла­де­ли зна­чи­тель­ной зе­мель­ной соб­ствен­но­стью. В конце прав­ле­ния Ивана III (в 1503 г.) была пред­при­ня­та по­пыт­ка се­ку­ля­ри­зо­вать мо­на­стыр­ские и цер­ков­ные земли, однако она не увен­ча­лась успе­хом. Из­вест­но, в част­но­сти, что Иван III хотел за­тре­бо­вать в казну для про­вер­ки все зе­мель­ные до­ку­мен­ты Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря.

При его пре­ем­ни­ке Ва­си­лии III с 20-х годов XVI в. в мо­на­стыр­ских ар­хи­вах по­яв­ля­ют­ся новые акты так на­зы­ва­е­мые отписи (очи­щаль­ные), гра­мо­ты, под­твер­жда­ю­щие бес­ка­баль­ность про­дан­ных земель. По мнению ис­сле­до­ва­те­лей, это сви­де­тель­ство­ва­ло о все воз­рас­тав­шей цен­но­сти земли, стрем­ле­нии за­кре­пить ее в соб­ствен­ность, а также о рас­про­стра­не­нии ее при­об­ре­те­ния с по­мо­щью ссуд­ных опе­ра­ций.

К се­ре­дине XVI в. ро­стов­щи­че­ство мо­на­сты­рей стало таким рас­про­стра­нен­ным яв­ле­ни­ем, что при­ве­ло к оску­де­нию многих сел и де­ре­вень. Ивана Гроз­но­го на­сто­ра­жи­ва­ло чрез­мер­ное укреп­ле­ние мо­на­сты­рей, и он, как и многие его со­вре­мен­ни­ки, вы­сту­пал за запрет цер­ков­но­го ро­стов­щи­че­ства. Цер­ков­ный собор вы­нуж­ден был со­гла­сить­ся с ре­ше­ни­ем пра­ви­те­ля, ко­то­рое в офи­ци­аль­ном до­ку­мен­те мо­ти­ви­ру­ет­ся Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем. Одна из глав Сто­гла­ва 1551 г. на­став­ля­ла: отныне по свя­щен­ным пра­ви­лам свя­ти­те­лям и всем мо­на­сты­рям деньги давать по своим селам своим кре­стья­нам без росту и хлеб без насыпу для того, чтобы за ними хри­сти­ане были, и села бы их были не пусты.

Пред­пи­сы­ва­лось со­став­лять книги займов с ука­за­ни­ем долж­ни­ков и хра­нить эти книги в мо­на­стыр­ской или свя­ти­тель­ской казне. По при­го­во­ру цер­ков­но-зем­ско­го собора 1580 г. мит­ро­по­ли­ту, епи­ско­пам и мо­на­сты­рям за­пре­ща­лось по­ку­пать земли или дер­жать на них за­клад­ные гра­мо­ты.

Огра­ни­че­ния про­из­во­ла ро­стов­щи­ков кос­ну­лись и мир­ско­го на­се­ле­ния? указ от 15 ок­тяб­ря 1557 г. уста­нав­ли­вал, что в льгот­ные годы (на­при­мер, в неуро­жай­ный год) ссуд­ный про­цент либо не взыс­ки­вал­ся, либо по­ни­жал­ся вдвое против обыч­но­го до 10%.

Глав­ным обес­пе­че­ни­ем прав кре­ди­то­ра яв­лял­ся закон. Су­деб­ник 1550 г. со­дер­жал статью о ка­баль­ном хо­лоп­стве (ст. 78), что сви­де­тель­ство­ва­ло о рас­про­стра­нен­но­сти этого яв­ле­ния (в более раннем су­деб­ни­ке 1497 г. такая статья от­сут­ство­ва­ла, хотя само яв­ле­ние бы­то­ва­ло с конца XV в.). В Со­бор­ном уло­же­нии 1649 г. (глава 12, статьи 39 и 40) ого­ва­ри­ва­лась про­це­ду­ра от­ра­бот­ки долга го­ло­вой до искупа, когда при неупла­те ссуды долж­ник с семьей должен был ра­бо­тать на истца в счет по­га­ше­ния суммы. Такая отдача в зажив от­ра­же­на еще в юри­ди­че­ских нормах Ки­ев­ской Руси, преду­смат­ри­вав­ших пе­ре­ход на службу кре­ди­то­ру за долги. Однако если в Рус­ской правде норма от­ра­бот­ки долга не ого­ва­ри­ва­лась, то в Уло­же­нии 1649 г. она пре­дель­но кон­кре­ти­зи­ро­ва­на: 5 руб. за год работы взрос­ло­го муж­чи­ны, 2,5 руб. за год работы жен­щи­ны и 2 руб. за год работы ре­бен­ка.

Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 г. выдача ссуд под про­цен­ты за­пре­ща­лась. Но эта норма со­блю­да­лась фор­маль­но. За про­сроч­ку пла­те­жа про­цен­ты на­чис­ля­лись по преж­ней норме (20%). Как ска­за­но в одной из за­ем­ных кабал 1657 г., по сроку без роста, а по­ля­гут деньги по сроце [после срока А.Б.] и те деньги давати рост, как идет в людях, по рас­че­ту на пять шестой. В про­тив­ном случае мо­на­сты­рям не было бы смысла вы­да­вать ссуды а мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли ссу­жать деньги, о чем сви­де­тель­ству­ют со­хра­нив­ши­е­ся за­ем­ные кабалы и памяти.

В это время кли­ен­ту­ра мо­на­сты­рей по-преж­не­му вклю­ча­ла пред­ста­ви­те­лей знати, вот­чин­ни­ков и по­ме­щи­ков. Так, со­глас­но тексту со­хра­нив­шей­ся за­ем­ной памяти 1681 г. князь П.Ф. Ме­щер­ский занял у Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря 280 рублей под залог разных дра­го­цен­но­стей камней, золота и се­реб­ра.

Что ка­са­ет­ся другой круп­ной ка­те­го­рии за­ем­щи­ков кре­стьян, то в XVII в. мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли ссу­жать их день­га­ми и сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми про­дук­та­ми. По­лу­ча­е­мые в долг пше­ни­ца, рожь и овес могли ис­поль­зо­вать­ся как по­сев­ной фонд. В случае если кре­стьяне не могли за­пла­тить зерном, в мо­на­стыр­ских за­пи­сях ука­зы­вал­ся де­неж­ный эк­ви­ва­лент: А буде рожью не за­пла­тят, и им пла­тить за ту рожь день­га­ми по тор­го­вой цене. Эти нормы обычно при­ме­ня­лись мо­на­сты­ря­ми не только к чужим кре­стья­нам, но и к своим, а также к мо­на­стыр­ским слугам. Однако своим, как по­ка­зы­ва­ют за­ем­ные памяти Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря XVII в., могли ссу­жать и без про­цен­тов. В пору Смут­но­го вре­ме­ни мо­на­стырь даже не ставил огра­ни­че­ний по воз­вра­ту долга ссудив в 1609 г. (в период осады мо­на­сты­ря ту­шин­ца­ми) чер­но­го попа Алек­сандра ось­ми­ной ржи, он указал вер­нуть ее в мо­на­стыр­скую жит­ни­цу как Бог даст ми­нет­ся.

В XVII в. мо­на­сты­ри, как и прежде, ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли кредит для при­вле­че­ния в хо­зяй­ство ра­бо­чих рук. Со­глас­но со­хра­нив­шим­ся до­ку­мен­там из архива Вос­кре­сен­ско­го (Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го) мо­на­сты­ря для этого ис­поль­зо­ва­лось за­клю­че­ние найма или займа. И в том, и в другом случае про­сто­лю­ди­ны ра­бо­та­ли на мо­на­стырь за ссу­жен­ные или вы­дан­ные деньги. При этом в случае невы­пол­не­ния до­го­во­ра мо­на­стырь тре­бо­вал воз­вра­ще­ния за­да­точ­ных денег с упла­той неустой­ки. Кроме того, наем со­про­вож­дал­ся рядом ка­баль­ных усло­вий, огра­ни­чи­вав­ших сво­бо­ду ра­бот­ни­ка. Были случаи, когда по­след­ние и вовсе ли­ша­лись за­ло­жен­но­го иму­ще­ства, ста­но­вясь ба­тра­ка­ми. Мо­на­стырь ис­поль­зо­вал их на пе­ре­воз­ке дров, рубке леса и других ра­бо­тах.

В про­цес­се изу­че­ния со­хра­нив­ших­ся в рос­сий­ских ар­хи­вах кабал XVI-XVII вв. ис­то­ри­ки за­ме­ти­ли, что лишь незна­чи­тель­ное их ко­ли­че­ство было снаб­же­но при­пис­ка­ми о хотя бы ча­стич­ной вы­пла­те долга. По версии В.О. Клю­чев­ско­го именно кре­стьян­ская за­дол­жен­ность фе­о­да­лам (в том числе мо­на­сты­рям) вы­зва­ла к жизни оформ­ле­ние кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян по Со­бор­но­му уло­же­нию 1649 года.

«Циф­ро­вая ис­то­рия» Егора Яко­вле­ва.

Цит. по: Бугров А.В. Ссуд­ные опе­ра­ции рус­ских мо­на­сты­рей в XIV-XVII веках.

«ЗЛОЙ МОС­КО­ВИТ»- ИС­ТО­РИЯ РУСИ XIII-XVII ВВ.

P\S: Весной 1113 в Киеве раз­ра­зи­лось на­род­ное вос­ста­ние, во время ко­то­ро­го были раз­гром­ле­ны дома иудеев-ро­стов­щи­ков, взи­мав­ших огром­ные про­цен­ты, а также за­ни­мав­ших­ся скуп­кой и пе­ре­про­да­жей по спе­ку­ля­тив­ным ценам про­дук­тов ши­ро­ко­го по­треб­ле­ния. “Народ, ис­том­лен­ный фи­нан­со­вой по­ли­ти­кой Свя­то­пол­ка, взял с бою дворец круп­ней­ше­го ки­ев­ско­го бо­яри­на, ты­сяц­ко­го Путяты Вы­ша­ти­ча (брата Яна), и раз­гро­мил дома иудеев-ро­стов­щи­ков, ко­то­рые поль­зо­ва­лись какими-то льго­та­ми ве­ли­ко­го князя...

… Вос­ста­ние, несо­мнен­но имело успех (в этом от­рыв­ке речь идет о вос­ста­нии ки­ев­лян 17 апреля 1113 года, когда устав от непо­силь­ных по­бо­ров со сто­ро­ны ро­стов­щи­ков и бояр, народ взялся за оружие,-прим. автора), так как Вла­ди­мир немед­лен­но издал новый закон — “Устав Во­ло­ди­мерь Все­во­ло­ди­ча”, об­лег­ча­ю­щий по­ло­же­ние го­род­ских низов, за­дол­жав­ших ро­стов­щи­кам, и за­кре­по­щен­ных кре­стьян-за­ку­пов, по­пав­ших в дол­го­вую кабалу к боярам». (Та­ти­щев, Ва­си­лий Ни­ки­тич (1686-1750.) Ис­то­рия Рос­сий­ская: [В 3 т.] Ва­си­лий Та­ти­щев М.: АСТ, 2003)

https://smart-lab.ru/blog/5004...

Обсуждение.

https://aftershock.news/?q=nod...


Идет Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал, Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».


Вах. Какая неожиданность. Наши пастыри - обычные ...... Что то изменилось? 


Many that live deserve death. Some that die deserve life

Не всё в Руси и мире гладко, (Ведь это жизнь, как ни крути) И в те места, где нет порядка, «Фитиль» всегда готов придти.

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Ramzan Magomedov 20 февраля 17:00

    "Русофобские" цитаты Маркса или реквием по критическому мышлению

     "Доверяй но проверяй!" Доброго времени суток, уважаемые читатели. Многим из вас в интернете могли попадаться подборки разоблачительных русофобских цитаты классиков марксизма - Маркса, Энгельса и Ленина. Данные "цитаты" обычно пестрят откровенной ненавистью их  авторов к славянам, России и вообще ко всему русскому. Те, кто распространяет данные цитаты, ...
    -->
    1627

    Жизнь и смерть Козлова

    Автор Н. РечунСибирь богата природными ресурсами: землей, лесом, полезными ископаемыми, дичью и рыбой.Это и привлекало население европейской части России. Переселенцы ехали в Сибирь добровольно, получая еще и помощь властей для обустройства. Территория Барабы - лесостепь в междуречье рек Оби и Иртыша мало привлекала переселенцев из-за плохого качества воды, болотистой...
    -->
    1164
    charmingrussia Вчера 05:56

    НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР. 1850 год.

    "Русские миролюбивы и добродушны. Они охотно прощают людям причиненное им зло, когда видят искреннее раскаяние. Русским людям не свойственны ни жажда мести испанцев, ни враждебность и эгоизм англичан. Они обходительны, внимательны и вежливы, в отношении вежливости превосходя многие другие народы. Легкомыслие и непостоянство французов чужды русскому человеку. Безрассуд...
    -->
    471

    Санкт-Петербург.

    Арка Главного штаба. 1907 Биржа и таможня. 1887 Вид на Николаевский мост от Морского кадетского корпуса. 1872 Дворцовая площадь. 1907 Дом Б. И. Гофмарка на Выборгской стороне. 1887 Дом Косиковского. 1887 Дом Маевского по Фонтанке. 1887 Зимний дворец. 1888 ...
    -->
    1025
    charmingrussia 20 февраля 06:06

    Доходы и цены в Российской империи

    Еженедельная общественно-педагогическая газета "Школа и Жизнь", № 25, 18 июня 1912 года.(О доступности образования: Например, в числе участников Всероссийского съезда по народному образованию в Петербурге в 1913 г., куда съехались учителя из всех глубинок страны, был Мендешев Сейткали Мендешевич (род. в 1882 г. в Букеевской губернии Российско...
    -->
    665

    Нижний Новгород. Снимки Максима Дмитриева-4

    В операционном зале Госбанка Георгиевская церковь День белой ромашки - день сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом. Благовещенская площадь. 1912  У казённой винной лавки в Нижнем Новгороде, 1890-е Нижегородская (С...
    -->
    517
    Glevaha 20 февраля 00:09

    Неожиданный помощник

    После революции митрополита Кирилла везли в ссылку. В одну темную ночь злые люди выбросили его из вагона на всем ходу поезда. Стояла снежная зима. Владыка Кирилл упал в огромный сугроб, как в перину, и не разбился. С трудом выбравшись из сугроба, он огляделся: лес, снег, и никаких признаков жилья. Митрополит долго шел по глубокому снегу и, выбившись из ...
    -->
    586
    Gnuss 19 февраля 19:46

    В защиту императора Николая I...(по мотивам одного материала Деда Мороза)...

    Николаю I не везло не то что на добрые слова, но даже на беспристрастную и объективную оценку его деятельности. И дело тут, разумеется, вовсе не в «светских пропагандистах». Задолго до самого их появления на свет - и еще при жизни Николая его с превеликим пылом принялись поносить всевозможные «передовые» и «прогрессивные» виртуозы пера. Именно в те врем...
    -->
    374
    Gnuss 19 февраля 17:36

    Лохматые нигилисты и их страхолюдные девицы в синих очках ... или когда заложили бомбу под империю.

    Именно 31 марта 1878 года, а вовсе не в феврале 1917-го наступил крах государства по имени Российская империя. Когда случается такое - это конец…Большевиков как таковых еще не существовало вовсе. Будущие большевистские вожди безмятежно агукали в пеленках или, в лучшем случае, ходить учились…И загремели динамитные взрывы. И началась револьверная стрельба...
    -->
    462
    Лев Худой 19 февраля 09:24

    Излюбленный способ засирания мозгов антисоветчиками - выдавать исключения за правила и скакать с ними по всему интернету, радостно хлопая в ладоши над головой и пританцовывая

    Исключения бывают везде и всегда. Иногда рождаются белые негры. Но это не повод говорить что негры белые. Бывают случаи, когда самолет приземляется задом, если встречный ветер выше минимальной взлетной скорости. Но, это не повод говорить, что самолеты летают задом.Я уже отвечал на это статьей "При олигархах лучше, потому что коммуняки НЕ ВСЕМ давали бесплатную квартир...
    -->
    894

    Некоторые причины пьянства на Руси и борьба с ним

    Рамзан Магомедов опубликовал очень интересную статью о детском труде в Царской России. Очень своевременно по - моему. Помимо этого, с конца 18 века, с начала появления капиталистических отношений, возникает страшнейшая проблема нашей страны - пьянство. Мне бы хотелось коротко осветить  один аспект – борьба с пьянством в России 18 – нач. 20 вв.Основываяс...
    -->
    958
    Klopik Фитиль
    18 февраля 05:16

    Наш гордый «Варяг»!

    Минобороны России подготовило интересный исторический материал о легендарном крейсере «Варяг», павшем в неравном бою с японской эскадрой.Судьба корабля сродни судьбе человека. В биографии одних — лишь постройка, размеренная служба и списание.На долю других выпадают рискованные походы, разрушительные шторма, жаркие бои, участие в важных событиях. Первых ...
    -->
    858
    charmingrussia 17 февраля 18:32

    Уничтоженная святыня. Костромской кремль.

    Вид на Кострому до революции. Кострома, старинный русский город после советского периода.В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень "Льн...
    -->
    458
    charmingrussia 17 февраля 04:06

    Русская революция.

    Хансуваров И. Латинизация - орудие ленинской национальной политики. 1932 г.С приходом к власти после государственного переворота 1917 года, большевики по главе с Лениным провозглашают борьбу с "Великодержавным великорусским шовинизмом".2 (15) ноября 1917 года председателем Совета Народных Комиссаров В. И. Лениным и народным комиссаром по делам национа...
    -->
    688

    1896. Несколько снимков с коронации Николая II

    Благородное (дворянское) собрание Большой театр Красные ворота Триумфальная арка на площади Тверской заставы Фонтан на Лубянской площади Павильон на Ходынке Герольды на лошадях провозглашают предстоящую коронацию императора Николая II Торжественный въезд Ни...
    -->
    510

    Нижний Новгород. Снимки Максима Дмитриева

    Вид на реку Оку и шоссе ведущее к новому Собору Закладка Спасской цeркви. 1899 Парад войск около Спасской церкви Манифестация на Благовещенской площади Муромский затон зимой Нижегородская ярмарка во время весеннего половодья Монахини на садовых работах перед церковью Жив...
    -->
    1460

    Проводы казаков и встреча их со службы

    Важным обрядом для казаков были проводы и встреча со службы. Этот обряд создали военная жизнь и воспитание. Обычай торжественно провожать и встречать казаков из походов, со службы, войны уходит своими корнями в далекое прошлое, еще в XVII в., когда совершались сухопутные или морские походы за «зипунами».По описанию К.К.Абаза: «Особенно часто схватывались казаки со сво...
    -->
    632
    Александр Нефедов 16 февраля 12:03

    "Балы, красавицы, корнеты, юнкера, И вальсы Шуберта, и хруст французской булки." (иронич.)

    "Любовь, шампанское, закаты, переулки -Как упоительны в России вечера."                   (https://www.stihi.ru/2007/08/26-1448)[Необходимое примечание: слово "упоительны" в контексте нижеизложенного означает "пить горькую", "напиваться до поросячьего визга"]Любили погулять в Москве!«Купание русалок в шампанском», «тан...
    -->
    315

    Известные священники о том, виновна ли Церковь в крушении Российской Империи …

    «Не зря говорят, что в Синодальный период было немного святых – за 200 лет церковь прославила всего несколько человек. Но именно эта эпоха вырастила в Церкви не десятки, не сотни, а десятки тысяч людей, которые, несмотря на революционные потрясения и Гражданскую войну, усилия богоборческой власти, не просто где-то по углам сохраняли свою веру, а засвидетельствовали ве...
    -->
    376

    Кубанские казаки на Кушке

    «Для поддержания чести и достоинства России…»География пограничной службы кубанского казачества во второй половине XIX – начале XX в. охватывала обширную территорию от Каменец-Подольской губернии до Китайской Восточной железной дороги. Малоизвестным фактом остается участие кубанских казаков в укреплении границы империи с Афганистаном и в военном конфликте на р. Кушке ...
    -->
    794

    Колоссальный труд маленьких рук: дети и подростки на производстве в Российской Империи

     А у нас снова материал для любителей похрустеть французской булкой под вальсы Шуберта. И для тех, кто имеет удовольствие сталкиваться с таковыми (то есть, практически для всех).Когда вам говорят о высоких темпах промышленного роста в Российской империи конца XIX — начале XX вв., напомните о массовом применении детского труда.Каждый взрослый человек знает, что у ...
    -->
    1987
    sugochka 14 февраля 17:55

    Угодничество и прислужничество властям стало чуть не догматом церкви

    Священник Григорий Петров (1866–1925) — знаменитый петербургский проповедник конца XIX — начала XX века. Его труд «Евангелие как основа жизни» переиздавался около 20 раз. Он регулярно выступал с устными проповедями, на которые собиралось огромное количество слушателей. Одним из почитателей Петрова был Василий Розанов, Максим Горький писал о нем с уважением.В 1907 году...
    -->
    551
    Дед Мороз 14 февраля 10:04

    Откуда растут ноги циничности нашей власти?

    Ешьте снег, чтоб холера вас душила...Прошлый год в политической жизни страны ознаменовался тем, что чиновники, депутаты и прочие представители власти все чаще стали говорить народу России циничные вещи - они же гадости, общий смысл которых заключается в том, что власть народу ничего не должна, а вот народ власти кругом должен. Что проблемы народа - это его проблемы, а...
    -->
    529
    sugochka 13 февраля 11:24

    Мятеж духовенства в Ярославле зимой 1918 года

    Все знают о контрреволюционном Ярославском мятеже в июле 1918 года. Это была кровавая попытка свергнутых эксплуататоров вернуть себе власть, чтобы снова загнать трудящихся под ярмо. Положение, сложившееся в ходе мятежа, было критическим. Была поставлена на карту судьба революции. Лишь напряжением всех сил и ценой огромных жертв Советская власть смогла раздавить мятеж....
    -->
    397
    Александр 10 февраля 23:40

    Что БЫЛО В НАЧАЛЕ???

    В нача́ле бы́ло Сло́во — первая строка книги Нового Завета Евангелие от Иоанна. Существует множество её переводов, о которых возникают многочисленные религиозные трактовки и споры. Почему именно так начинается «книга книг»? Давайте разберёмся?! Для понимания попробуем заменить слово (произнесённое вслух мысль!) на то, что действительно является первоочередным началом...
    -->
    656
    Vladimir Parshakov 9 февраля 19:09

    Толи утка, толи гусь.

    Эта утка, которая порой больше похожа на маленького гуся, чем на большую утку, является священной у буддистов Тибета и Монголии, где ее ареал распространения не очень велик. За свое огненное оранжево-красное оперение ОГАРЬ, относящаяся к роду Tadorna (пеганок)и семейству утиных (Anatidae) отряда гусеобразных , получила второе название - красная утка.Интересная особенн...
    -->
    284
    sugochka 1 февраля 16:33

    Ватикан и разведка

    Публикуем отрывок из первой главы книги В.П.Марченко «Ватикан — Московия — Сибирь. ХVI-ХVII вв.»Понимая под разведывательной службой государственное специализированное ведомство, предназначенное для организации и практического осуществления разведывательной деятельности, мы сразу должны сказать, что наступление эпохи Великих географических открытий Ватикан встретил, т...
    -->
    2812
    Александр 27 января 23:06

    Всё гениальное просто!

    Уважаемые друзья, люди с разными религиозными взглядами! Найдите сейчас 3 минуты времени, что бы прочитать текст! А ЕСЛИ зацепит?!?! Проясните для себя некоторые моменты. Нет, пойдёте дальше своей дорогой. И что самое главное, не нужно верить написанному, напротив, попробуйте найти сами своё объяснение. Итак: Обернитесь вокруг себя, посмотрите, возьмите в руки любой п...
    -->
    1450

    Единственный еврей Афганистана

    Эта история напоминает одесские анекдоты. Два последних еврея Кабула, вдрызг поссорившихся из-за синагоги, писали талибам доносы, обвиняя друг друга в работе на ЦРУ. Исламисты впали в истерику: «Хватит, оставьте нас в покое!». 59-летний Забулон Симинтов встречает меня в прихожей синагоги рядом с центром Кабула. Здание изрядно обветшало, стены покрыты трещинами, п...
    -->
    1254
    Болото Таймс 25 января 03:44

    Протоколы инквизиции; или Вы уверены в истории ведьм?

       Эти протоколы хранятся в испанских библиотеках, вопрос только перевода. Ниже один из них.                                                                 Протоколы инквизиции ч.1  &n...
    -->
    1360
    Sage 23 января 17:28

    Андрей Синельников. Крещение Руси.

    Программа «Вы действительно в это верите?!» будет посвящена истории в целом и разоблачению укоренившихся исторических мифов в частности.В первом, пилотном выпуске Андрей Зиновьевич разбирает интереснейший миф — крещение Руси Владимиром, Князём Киевским. А было ли оно, крещение огнём и мечом, первым, как мы знаем с самого детства? Ведь множество сохранив...
    -->
    2507

    

Николай II. Информационное оружие против советского народа.

    
Вы никогда не задавали себе вопрос, почему канонизировали Николая II, но не канонизировали Александра II Освободителя? Почему так усиленно запихивают образ гражданина Николая Романова во все сферы жизни - прямо-таки шпигуют общественное сознание, как тушку поросёнка морковкой и яблоками перед готовкой. От названий аэропортов до названий учебных заведений, от монет и ...
    -->
    5435
    sugochka 14 января 23:11

    10 старинных деревянных церквей в Норвегии

    Красивейшие деревянные средневековые каркасные церкви наиболее распространенные архитектурные творения в Норвегии. Ставкирки того периода, как исторические шедевры сконцентрированы по всей Северной Европе. В Норвегии на сегодня сохранились наиболее интересные разновидности таких сооружений. Побывав в этой стране по всей ее территории можно увидеть цекви 12-х и 13...
    -->
    1304
    sugochka 14 января 15:46

    Кому Бог-отец, а кому Бог- деньги.

    "В начале XX века высшая иерархия церкви могла соперничать своим богатством с самыми крупными землевладельцами Российской империи: 671 священнослужитель владел 48 тысячами десятин, т.е. более чем по 70 десятин на душу, 589 священнослужителей владели в среднем по 250 десятин на душу, 26 представителей священнослужителей высшего сана — по 1840 десятин на душу. Многие св...
    -->
    1770

    Жрицы-весталки: секреты главных женщин Древнего Рима

    Кто они такие – девственные жрицы-весталки Древнего Рима, и почему это определение до сих пор используется для описания чистоты и безупречности? Мы расскажем, какое место эти женщины занимали в древнеримском обществе. Весталками называли древнеримских жриц богини домашнего очага Весты. В храме их служило ровно шестеро, и срок их продолжительной службы со...
    -->
    1461

    ЭЛЬ, ЭЛОХИМ, ЯХВЕ, ИЕГОВА - имена верховного правителя. Почему обитель правителей в разных странах называют Белый Дом? АТЛАНТИДА часть 11

    Текстовая версия фильма "АТЛАНТИДА. ЭЛИТА В ПОИСКАХ БЕССМЕРТИЯ", который вышел в передаче "ОТ АТЕИСТА К СВЯТОСТИ". Часть 11: 01:06:50 - 01:16:22 (время фильма) ЭЛЬ Наиболее известные на сегодняшний день упоминания о древнем верховном божестве, первопредке по имени Эль также сохранились и в мифологии народов, населявших с IV-III тыс. до н. э. Сирию, Пале...
    -->
    1358
    sugochka 12 января 20:15

    В католическом «соборе» существует макет экуменического «храма всемирной религии» грядущего антихриста.

    В настоящее время множество стран мира дружно распахивают свои объятия грядущему антихристу, словно приглашая его в будущем посетить их с рабочим визитом. Строятся откровенно оккультно-масонские объекты – в Астане, в Бразилии в натуральную величину воссоздается копия Храма Соломона, повсеместно возникают масоно-экуменические комплексы, такие как «Новый Иерусалим» в Мо...
    -->
    1855
    sugochka 12 января 00:41

    Кому молится Римский Папа?

    Зловещее искусство Ватикана — cон разума.Японский прихожанин, предал нам через друзей из CHIESA VIVA фотоотчет о Зале Папы Римского Павла VI в Ватикане. В дальнейшем мы представим и другие примеры репортажа адского искусства которое доминирует в так называемой нео-церкви Второго Ватиканского Собора. Мы благодарим г-на Yutaka Matsutani и г-нa Франко Adessa из CHIESA VI...
    -->
    6564
    sugochka 12 января 00:16

    Книга книг или фэйк фэйков?

    Мы уже писали о Ленинградской рукописи, странным образом появившейся в России и о Синайском кодексе, который не менее странно попал к нам именно в XIX веке, когда Россию стали принуждать к принятию в качестве священной книги Ветхого завета.Создание и активная деятельность Библейского общества по изданию и распространению Ветхого завета была пресечена Николаем I, после...
    -->
    6448
    Anatoly Kakurin 11 января 10:46

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОСОЗНАННОЙ ДУХОВНОСТИ

    Понятие духовности возникло в недрах религии.Основоположником учения о духовности является апостол Павел. Он родился в малоазийском городе Тарсе в богатой иудейской семье, получил прекрасное образование в школе Гамалиила (это очень "круто" по тем временам),изучал не только Моисеев закон, но также и языческую литературу, особенно греческую.Писательская деятельность Пав...
    -->
    1382
    sugochka 10 января 18:53

    Вам не кажется, что не тех назвали жидовствующими?!

    «Ересь жидовствующих», – религиозно-политическое движение, существовавшее на Руси в конце XV века, до сих пор таит массу загадок. В истории нашего государства ему суждено было стать знаковым явлением. Истоки Оппозиционные движения на Руси появлялись давно. В конце XIV века в Пскове и Новгороде, – центрах вольнодумства, возникло течение «стригольнико...
    -->
    1668
    sugochka 10 января 16:59

    Изображение антихриста на фреске XIV века

    "И наступят смутные времена для Руси и станет ложь слаще правды, а убийство младенцев — невинным грехом. И не будет покоя каждому, ибо не узрят они сатану, который примет облик царя и церкви, и лишь немногие воспротивятся, и восстанут против великого зверя".В очень трудное время довелось нам родиться на этой планете братья... Но не нужно отчаиваться. Каждому человек н...
    -->
    2112
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    9 января 17:36

    Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии, искажении традиций с точностью до наоборот(+видео)

    Высказывания Виталия Сундакова переворачивают представление об истории, религии, православии и многом другом. Автор рассказывает об искажении славянских традиций с точностью до наоборот. При этом повествование происходит в очень увлекательной форме, так что за 75 минут непрерывного просмотра я не успел соскучиться.Виталий Сундаков о подмене понятий в истории и религии...
    -->
    4720
    Солдат-Матрос 8 января 01:05

    Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

    Главная православная святыня Донбасса сегодня, как и другие храмы и монастыри УПЦ МП, оказалась под угрозой захвата и неминуемого запустения. Однако за годы существования Свято-Успенской Святогорской лавры такое случалось с монастырем не раз, но всякий раз он переживал возрождениеВ 1931 году старый путейский рабочий из Славянска, что в Донбассе, Сергей Иванович Кудиен...
    -->
    1803
    Дмитрий Попов 2 января 15:06

    Сезонные колебания рождаемости в России

    Канонические правила православной церкви предписывают воздержание от супружеского общения в дни поста, в том числе в периоды Рождественского, Великого и других многодневных постов. Можно косвенно оценить степень соблюдения этих правил православными христианами Российской империи путём анализа рождаемости по месяцам.Исходные данные для такого анализа (на примере 1885 г...
    -->
    2064
    Ростислав Ищенко
    31 декабря 2018 г. 08:11

    Реставрация Третьего Рима

    Претензии русских государей на статус преемников Римской империи, имели под собой куда более глубокие основания, чем у их западных коллег. Во-первых, римская государственная традиция, действительно переместилась в Византию, будучи практически полностью утраченной в Западной Европе, где после «тёмных веков», варварских королевств, нормандских и венгерски...
    -->
    23082
    Viktor Zhiltsov 24 декабря 2018 г. 10:10

    ПОЧЕМУ НА ДВУГЛАВОМ ГЕРБЕ ТРИ КОРОНЫ

    ПОЧЕМУ НА ДВУГЛАВОМ ГЕРБЕ ТРИ КОРОНЫНаверное это имеет каббалистический смысл.Есть в Каббале Древо Сиферот. Картинка которая отражает связь материального и нематериального, божественного. По Каббале между ними нет четкой границы, а есть десять промежуточных уровней — сиферот.Верхние три сифероты и есть видимо три короны орла.Центральная корона так и назвается — Кетер,...
    -->
    3107
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    19 декабря 2018 г. 22:41

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/4. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Однако, меры по обузданию «рабочей оппозиции» не приносили желаемых результатов, она не собиралась сворачивать своих знамен. Сразу после Х съезда по инициативе ее лидеров была устроена так называемая «неделя профдвижения». Ее девизом стал лозунг: «От станка – в центры управления». Газета «Труд» призывала отнестись к мероприятию не как к празднику, а как к штурму косно...
    -->
    2676
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    18 декабря 2018 г. 11:47

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/3. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Староверческие корни объединяют не только лидеров «рабочей оппозиции». Если посмотреть, где она пользовалась наиболее активной поддержкой, то следует назвать все основные индустриальные регионы страны с традиционно обширным присутствием староверов. Естественно, современные историки проходят мимо этого важного обстоятельства: они привычно перечисляют регионы Советской ...
    -->
    2455
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    17 декабря 2018 г. 12:01

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/2. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Рабочие, как отмечалось выше, начали вступать в партию с 1905 года. Большинство из них были выходцами из староверческой (преимущественно пролетарской) среды – как, например, знаменитый Михаил Калинин, уроженец села Верхняя Троица Тверской губернии (район Кимры – известное старообрядческое место). Из воспоминаний его родной сестры видно, что их семья всегда старалась д...
    -->
    2367
    Rif ЛИНИЯ СТАЛИНА
    16 декабря 2018 г. 12:26

    Александр Пыжиков Корни сталинского большевизма Глава 3/1. Бунт выходцев из староверия в РКП(б) (1920 – 1922 гг.)

    Аормирование большевистской партии неизменно привлекает внимание исторической науки. Советскими историками партийное строительство изображалось как победоносное низвержение всех, кто по тем или иным причинам противился ленинским предписаниям. На этой логике построен монументальный «Краткий курс истории ВКП(б)». Рабочее движение с одной стороны, и марксистские кружки, ...
    -->
    2367
    Valery Ramble 11 декабря 2018 г. 13:33

    Этническая история Галиции , как история ассимиляции Галицко-Волынского княжества католиками

    Полная версия поста с иллюстрациями по ссылке:http://dedusenko.at.ua/blog/ehtnicheskaja_istorija_galicii_kak_istorija_assimiljacii_galicko_volynskogo_knjazhestva_katolikami/2014-03-10-90В наши дни Галиция включает в себя три области Украины - Львовскую, Ивано-Франковскую и Тернопольскую. Вплоть до 1945 года в состав Галиции включались земли по течению реки Сян (или Са...
    -->
    2675
    Крестьянин Свет Христов
    18 ноября 2018 г. 12:46

    СЛЕДЫ ИМПЕРИИ: БОРИС ГОДУНОВ

    При нём впервые на Патриарший престол Святой Руси взошёл митрополит Иов, Патриаршее достоинство которому было присвоено лично Вселенским патриархом Иеремией II в мае 1589 года. При нём Россия фактически стала центром Православного мира. Он укрепил российскую государственность, и соседи были вынуждены уважать и считаться с интересами России. На юге страны старания...
    -->
    3602
    За Царя! 10 ноября 2018 г. 15:56

    Отечественная история. Фильм 31. Великий октябрь. Геноцид

    Узнайте ответы:-В чём источник силы русского народа и как его уничтожали большевики?-За счёт чего Ленин и Троцкий смогли удержать власть?-Чем Ленин, Троцкий и Свердлов рассчитались со своими заокеанскими хозяевами за помощь в захвате власти?-Спецслужбы каких стран приняли участие в кровавом терроре в России?-Каким оправданием прикрылись большевики, чтобы начать геноци...
    -->
    3207
    История и Право 23 октября 2018 г. 22:42

    Ритуальное убийство в Киеве

    20 марта 1911 года в предместье Киева Лукьяновке в одной из пещер было обнаружено тело двенадцатилетнего мальчика Андрея Ющинского со множеством колотых ранений. Тело находилось в сидячем положении в исподнем белье, руки были связаны, рядом находились его одежда и ученические тетради. По всему увиденному стало понятно, что жертву жестоко пытали.Происхождение и биограф...
    -->
    4638
    Михаил Зарезин Петрович
    21 октября 2018 г. 15:29

    Буржуазно-демократические попы в экспортном исполнении

    Письмо бывшего посланника в США Бахметьева министру иностранных дел Штюрмеру о некоторой политической разнузданности ряда православных священнослужителей, окормлявших североамериканскую паству, я выкладывал раньше.   https://cont.ws/@mzarezin1307/1095027А теперь - выразительные приложения к этому письму.Если церковь искренне считает упразднение Николая Крова...
    -->
    2772
    Михаил Зарезин Петрович
    15 октября 2018 г. 14:49

    В вере крепок, в политике гибок

    .. ..http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13538-3-dekabr-1917-g-1917#mode/inspect/page/44/zoom/8 .. .. .. ...Приложения к письму полны живого интереса и неизъяснимой прелести. Но их я выложу в следующий раз, дабы не перегружать публикацию.А вот что пишет об Александре (Немоловском) православная энциклопедия...
    -->
    3739
    Glen 7 октября 2018 г. 22:19

    пИсателям, о "фашизоидах", или - наследие фашистского социализма....

    Сегодня, как никогда, "обострился" вопрос фальшивого прошлого. Вопрос сложный, в котором безграмотные "знатоки", плавают как рыба в воде, обсуждая то, что лежит за пределами их понимания, в смысле - ВООБЩЕ НЕ ДОСТУПНО!  Есть такие замечательные слова «фашизоидность», «фашизоидный». Марат Васильев13 сентября 02:57 10231 631 87.75 Так кто же у нас всё-таки фашист?Д...
    -->
    3504
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика