• РЕГИСТРАЦИЯ

Банкиры Средневековой Руси

9 8770

Несмот­ря на то что ро­стов­щи­че­ство осуж­да­лось Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем и Пра­ви­ла­ми св. Апо­сто­лов, случаи, когда свя­щен­но­слу­жи­те­ли при­бе­га­ли к росту, не были ред­ко­стью на Руси. Еще в 1274 г. цер­ков­ный собор, со­зван­ный во Вла­ди­ми­ре, вынес по­ста­нов­ле­ние о тща­тель­ной про­вер­ке свя­щен­ни­ков и дья­ко­нов, при­ни­ма­ю­щих сан, не грешны ли они блудом, убий­ством, на­си­ли­ем, а также ро­стов­щи­че­ством.

Вместе с тем видные пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ства осуж­да­ли не столь­ко сам факт дачи денег в рост, сколь­ко гра­би­тель­ские про­цен­ты по ссудам. По уставу Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха про­цент не должен был пре­вы­шать 50% одол­жен­ной суммы. Эта норма со­хра­ня­лась в XIV-XV веках. Со вре­ме­нем за­кон­ный про­цент по­ни­жал­ся, и в XVII в. обыч­ным ростом счи­тал­ся уже на пять шестой (то есть 20%). Однако и в XVI в., по сви­де­тель­ству гер­ман­ско­го ди­пло­ма­та Си­гиз­мун­да Гер­бер­штей­на, круп­ные мо­на­сты­ри ссу­жа­ли под 10%.

В долг да­ва­лись как деньги, так и на­ту­раль­ные про­дук­ты пше­ни­ца, рожь, овес и т.д. В по­след­нем случае про­цен­ты неред­ко взи­ма­лись на­ту­раль­ной до­пла­той в насып, если речь шла о зерне. В XV-XVI вв. прак­ти­ко­ва­лись вы­пла­ты день­га­ми и до­хо­да­ми с имений, а также по­га­ше­ние долга служ­бой у кре­ди­то­ра. Из­вест­но, что в счет роста на­ни­ма­лись слу­жить и мелкие фе­о­да­лы. Су­деб­ник 1550 г. огра­ни­чил размер таких ссуд 15 руб­ля­ми.

Обычно ссуда да­ва­лась на срок до одного года, а ее воз­вра­ще­ние при­уро­чи­ва­лось к какому-либо ре­ли­ги­оз­но­му празд­ни­ку. Займы до­ку­мен­таль­но оформ­ля­лись с по­мо­щью за­ем­ной кабалы или ее со­кра­щен­но­го ва­ри­ан­та за­ем­ной памяти. Эту функ­цию могли вы­пол­нять также за­клад­ная и слу­жи­лая кабала. За­клад­ная оформ­ля­ла залог земель, угодий, другой соб­ствен­но­сти на время по­га­ше­ния долга и про­цен­тов по нему, а в слу­жи­лой кабале фик­си­ро­ва­лась от­ра­бот­ка долга служ­бой у кре­ди­то­ра. В от­ли­чие от них, за­ем­ная кабала и за­ем­ная память фик­си­ро­ва­ли сделку по ссуде и ого­ва­ри­ва­ли вы­пла­ты по ней про­цен­тов день­га­ми или про­дук­та­ми.

Форма со­став­ле­ния кабалы была вы­ра­бо­та­на не позд­нее XIV века. На это ука­зы­ва­ет опуб­ли­ко­ван­ная Н.В. Ка­ла­че­вым в 1864 г. за­клад­ная кабала этого вре­ме­ни, на­пи­сан­ная на пер­га­мене. Со­глас­но ей Обро­сим и Лав­рен­тий Ва­си­лье­вы взяли в долг у Федора Ма­ка­ро­ва десять со­ро­ков бел. В за­клад­ной уже со­дер­жит­ся норма, из­вест­ная по более позд­ним актам, в случае непла­те­же­спо­соб­но­сти за­ем­щи­ка на за­ло­жен­ное вла­де­ние со­став­ля­лась купчая. С XV в. для крат­ко­сти в за­ем­ной кабале делали ого­вор­ку о том, что при невы­пла­те ссуды она ста­но­ви­лась купчей на за­ло­жен­ные угодья.

От XV в. дошли за­клад­ные кабалы, оформ­лен­ные на мо­на­сты­ри (в том числе Троице-Сер­ги­ев и Си­мо­нов). В одной из них, да­ти­ро­ван­ной се­ре­ди­ной XV в., го­во­рит­ся, что некто Васюк Нога Есипов занял у старца Ге­рон­тия Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря 2 рубля с чет­вер­тью и отдал в залог при­над­ле­жав­шую ему Лу­кин­скую пу­стошь, а за рост Ге­рон­тию ту пу­стошь Лу­кин­скую косити. По­доб­ная прак­ти­ка, когда при по­лу­че­нии ссуды за­кла­ды­ва­ли землю и ого­ва­ри­ва­ли по­лу­че­ние про­цен­тов путем экс­плу­а­та­ции угодий, по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние. Она, в част­но­сти, упо­мя­ну­та в за­клад­ной кабале 1462-1463 гг.: вот­чин­ник Андрей Иванов Ло­ги­нов занял у келаря Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря 5 рублей под залог де­рев­ни Ми­хай­лов­ской в Дмит­ров­ском уезде а за рост по­сель­ский си­мо­нов­ский косит сено в той де­ревне.

В XVI-XVII вв. по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние слу­жи­лые кабалы, по ко­то­рым за­ем­щи­ки для от­ра­бот­ки долга на­ни­ма­лись ра­бо­тать у кре­ди­то­ра. Они были из­вест­ны уже в первой по­ло­вине XVI в. о них упо­ми­на­ла статья Су­деб­ни­ка 1550 г., по­свя­щен­ная ка­баль­но­му хо­лоп­ству (кабалы за рост слу­жи­ти).

Кабала со­став­ля­лась по шаб­ло­ну. Ее оформ­лял писец по по­ру­че­нию за­ем­щи­ка с ука­за­ни­ем имени, со­сло­вия и места жи­тель­ства. Обя­за­тель­но ука­зы­ва­лись срок воз­вра­та займа и про­цен­ты по нему. Могли ого­ва­ри­вать­ся и другие усло­вия, в част­но­сти, оплата за­ем­щи­ком су­деб­ных из­дер­жек в случае суда по кабале. Как ска­за­но в одной из кабал (1641 г.), под ко­то­рым судом ни будут по сей кабале сделав суд давати, и за эти деньги за­пла­тить рост, и суд­ские все сполна. На обо­ро­те за­ем­щик руку при­ло­жил, удо­сто­ве­ряя свое со­гла­сие с усло­ви­я­ми кабалы. При за­клю­че­нии сделки обя­за­тель­ным было на­ли­чие сви­де­те­лей (по­слу­хов) эта норма из­вест­на еще со времен Рус­ской Правды...

У мо­на­сты­рей за­ни­ма­ли пред­ста­ви­те­ли разных ка­те­го­рий на­се­ле­ния от знати до кре­стьян. Обес­пе­че­ни­ем взятых ссуд слу­жи­ло их иму­ще­ство, ко­то­рое в случае непла­те­жа по­пол­ня­ло бо­гат­ства оби­те­ли. В за­ви­си­мо­сти от си­ту­а­ции ро­стов­щи­че­ские опе­ра­ции могли пре­сле­до­вать разные цели: по­лу­чить рас­по­ло­же­ние того или иного князя, уве­ли­чить свои вла­де­ния или осво­ить их и, на­ко­нец, ра­ци­о­наль­но ис­поль­зо­вать име­ю­щи­е­ся ре­сур­сы, обес­пе­чи­вая их при­рост.

Ин­те­рес­но, что сами деньги (ко­то­рые в эпоху Сред­не­ве­ко­вья обо­зна­ча­лись словом се­реб­ро) име­но­ва­лись в актах либо дель­ны­ми, либо ро­сто­вы­ми, то есть ро­стов­щи­че­ски­ми. С по­мо­щью дель­но­го се­реб­ра в фе­о­даль­ные и мо­на­стыр­ские хо­зяй­ства при­вле­ка­лись ра­бо­чие руки. Дель­ное се­реб­ро иногда еще на­зы­ва­ли летним, так как ссуда по­га­ша­лась от­ра­бот­кой по летам (годам).

Если долг вместе с ростом воз­вра­щал­ся во­вре­мя, ка­баль­ную запись от­да­ва­ли за­ем­щи­ку. Однако это слу­ча­лось не часто (неда­ром в рус­ском языке за­кре­пи­лось вы­ра­же­ние по­пасть в кабалу). В XV в. было широко рас­про­стра­не­но ка­баль­ное хо­лоп­ство. Долж­ни­ки за­но­си­лись в особые списки, с ко­то­рых делали копии, хра­нив­ши­е­ся в во­лост­ной ад­ми­ни­стра­ции. В за­ве­ща­нии мит­ро­по­ли­та Алек­сея, на­пи­сан­ном около 1377 г., упо­ми­на­ют­ся холопы-долж­ни­ки, по­пав­шие в кабалу за се­ребре­цо. Глава Рус­ской церкви не ис­клю­ча­ет воз­мож­но­сти дать им волю при усло­вии воз­вра­та долга, но по­след­нее было ма­ло­ве­ро­ят­ным. Пе­ре­шед­шие по за­ве­ща­нию крем­лев­ско­му Чудову мо­на­сты­рю холопы-долж­ни­ки пре­вра­ти­лись в за­ви­си­мых от оби­те­ли кре­стьян.

В фонде Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря хра­нит­ся редкий до­ку­мент Дол­го­вая книга 1532-1534 гг., в ко­то­рой фик­си­ро­ва­лись долги кре­стьян (она была опуб­ли­ко­ва­на А.А. Зи­ми­ным в 1948 г.). По-ви­ди­мо­му, эта прак­ти­ка была рас­про­стра­не­на в круп­ных мо­на­сты­рях, ко­то­рые с по­мо­щью кре­ди­та (вы­ра­жав­ше­го­ся как в де­неж­ной, так и в на­ту­раль­ной форме) при­вле­ка­ли в свои вот­чи­ны кре­стьян и удер­жи­ва­ли их за собой.

Всего в Дол­го­вой книге пе­ре­чис­ле­но 670 долж­ни­ков-кре­стьян из 24 сел, 3 селец, 18 по­чин­ков и 157 де­ре­вень. Причем в за­пи­сях о займе зна­чит­ся не только сам долж­ник, но и вся его семья. Боль­шин­ство вы­дан­ных ссуд от­но­си­лось к дол­го­сроч­ным, рас­счи­тан­ным на дли­тель­ное со­хра­не­ние за­ви­си­мо­сти кре­стьян от мо­на­сты­ря. Это так на­зы­ва­е­мые под­мож­ные ссуды, ко­то­рые воз­вра­ща­лись лишь при уходе кре­стьян из вот­чи­ны. Их раз­ме­ры до­хо­ди­ли до 1,5 рубля.

По­доб­ные книги со­став­ля­лись, по-ви­ди­мо­му, на про­тя­же­нии всего XVI в. и в первой по­ло­вине сле­ду­ю­ще­го сто­ле­тия, когда мо­на­стырь для при­вле­че­ния ра­бо­чих рук про­дол­жал ак­тив­но ис­поль­зо­вать кредит. Так, на ос­но­ва­нии ссуд­ной (за­ем­ной) записи, со­став­лен­ной в 1642 г., воль­ный че­ло­век Ев­се­вий Юрьев по про­зви­щу Дру­жи­на с семьей за долг в 10 рублей стал жить в мо­на­стыр­ской вот­чине и ра­бо­тать на оби­тель на­равне с дру­ги­ми кре­стья­на­ми.

Знат­ным за­ем­щи­кам ссуды вы­да­ва­лись с иной целью для округ­ле­ния мо­на­стыр­ских вла­де­ний. А.А. Зимин, изу­чав­ший зем­ле­вла­де­ние Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря, под­счи­тал, что со вре­ме­ни его ос­но­ва­ния до кон­чи­ны Иосифа Во­лоц­ко­го, то есть с 1479 по 1515 г., мо­на­стырь за­клю­чил 60 сделок, из них 27 вкла­дов, 10 об­ме­нов, 1 по­куп­ку, и лишь одна вот­чи­на была при­об­ре­те­на за долги. Это было село Бу­жи­ров­ское с де­рев­ня­ми, по­лу­чен­ное в 1512 г. от кня­ги­ни Ирины, жены князя Семена Ро­ма­но­ви­ча, за долг в 500 рублей и при­чи­та­ю­щи­е­ся про­цен­ты.

Однако на прак­ти­ке доля земель, при­об­ре­та­е­мых мо­на­сты­ря­ми с по­мо­щью ро­стов­щи­че­ства, была зна­чи­тель­но больше. Хотя по гра­мо­там земли и угодья от­да­ва­лись мо­на­сты­рю в дар (по душах ро­ди­те­лей своих в на­сле­дие вечных благ), ре­аль­ная при­чи­на рас­ста­ва­ния со своей соб­ствен­но­стью за­клю­ча­лась в непла­те­же­спо­соб­но­сти фе­о­да­лов. Так, в 1425-1427 гг. Кузьма Яко­вле­вич Во­ро­нин пе­ре­дал в Троице-Сер­ги­ев мо­на­стырь свою вот­чин­ную землю на помин души. Там же со­дер­жит­ся обя­за­тель­ство мо­на­сты­ря за­пла­тить долг Во­ро­ни­на (10 рублей) неко­е­му Тре­па­ре­ву. Оче­вид­но, что под видом дар­ствен­ной была со­вер­ше­на купчая.

По другой дар­ствен­ной, да­ти­ро­ван­ной ис­то­ри­ка­ми 1474-1478 гг., Анна Ку­чец­кая пе­ре­да­ва­ла Троице-Сер­ги­е­ву мо­на­сты­рю ряд своих вла­де­ний, за что он снимал с нее долг мужа в раз­ме­ре 5 рублей. На по­хо­жих усло­ви­ях Семен Ва­си­льев Ше­вя­ков в се­ре­дине XVI в. пе­ре­дал Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­му мо­на­сты­рю чет­верть де­рев­ни Ше­ве­ле­во игумен обя­зал­ся за­пла­тить долгу нашего с той от­чин­ки по двум ка­ба­лам 5 рублей и 10 алтын с роста.

При изу­че­нии до­ку­мен­тов по ис­то­рии Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря ис­сле­до­ва­те­ли об­на­ру­жи­ли, что его зе­мель­ные вла­де­ния зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лись в период меж­до­усоб­ной войны 1425-1453 гг., причем из 50 сел, при­об­ре­тен­ных за это время, 9 до­ста­лись оби­те­ли неиз­вест­ным путем. То же можно ска­зать о 4 из 5 селец и 10 из 50 де­ре­вень, пе­ре­шед­ших к мо­на­хам. По­ка­за­тель­но, что мо­на­стырь, как пра­ви­ло, ста­рал­ся из­ба­вить­ся от со­мни­тель­но при­об­ре­тен­ных вла­де­ний, об­ме­ни­вая их на другие се­ле­ния и угодья. Од­но­вре­мен­но мо­на­стырь начал раз­да­вать деньги взаймы под заклад угодий. В ре­зуль­та­те именно период меж­до­усоб­ной войны второй чет­вер­ти XV в. стал вре­ме­нем ста­нов­ле­ния Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря как круп­но­го вот­чин­ни­ка.

Фе­о­да­лы в ка­че­стве залога кре­ди­то­ру пред­ла­га­ли при­над­ле­жав­шие им де­рев­ни, села и другие угодья, причем прак­ти­ко­вал­ся сбор дохода с этих имений в счет про­цен­тов за рост пахать, и кре­стьян ведать, и доходы с кре­стьян имать всякие, и луга косить, и лес сечь, и вся­ки­ми уго­дья­ми вла­деть, как ска­за­но в одной из за­клад­ных XVI в. По мнению Б.Д. Гре­ко­ва, в судь­бах многих знат­ных рос­сий­ских семей ро­стов­щи­че­ский ка­пи­тал сыграл ро­ко­вую роль.

К XVI в. мо­на­сты­ри уже вла­де­ли зна­чи­тель­ной зе­мель­ной соб­ствен­но­стью. В конце прав­ле­ния Ивана III (в 1503 г.) была пред­при­ня­та по­пыт­ка се­ку­ля­ри­зо­вать мо­на­стыр­ские и цер­ков­ные земли, однако она не увен­ча­лась успе­хом. Из­вест­но, в част­но­сти, что Иван III хотел за­тре­бо­вать в казну для про­вер­ки все зе­мель­ные до­ку­мен­ты Троице-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря.

При его пре­ем­ни­ке Ва­си­лии III с 20-х годов XVI в. в мо­на­стыр­ских ар­хи­вах по­яв­ля­ют­ся новые акты так на­зы­ва­е­мые отписи (очи­щаль­ные), гра­мо­ты, под­твер­жда­ю­щие бес­ка­баль­ность про­дан­ных земель. По мнению ис­сле­до­ва­те­лей, это сви­де­тель­ство­ва­ло о все воз­рас­тав­шей цен­но­сти земли, стрем­ле­нии за­кре­пить ее в соб­ствен­ность, а также о рас­про­стра­не­нии ее при­об­ре­те­ния с по­мо­щью ссуд­ных опе­ра­ций.

К се­ре­дине XVI в. ро­стов­щи­че­ство мо­на­сты­рей стало таким рас­про­стра­нен­ным яв­ле­ни­ем, что при­ве­ло к оску­де­нию многих сел и де­ре­вень. Ивана Гроз­но­го на­сто­ра­жи­ва­ло чрез­мер­ное укреп­ле­ние мо­на­сты­рей, и он, как и многие его со­вре­мен­ни­ки, вы­сту­пал за запрет цер­ков­но­го ро­стов­щи­че­ства. Цер­ков­ный собор вы­нуж­ден был со­гла­сить­ся с ре­ше­ни­ем пра­ви­те­ля, ко­то­рое в офи­ци­аль­ном до­ку­мен­те мо­ти­ви­ру­ет­ся Свя­щен­ным Пи­са­ни­ем. Одна из глав Сто­гла­ва 1551 г. на­став­ля­ла: отныне по свя­щен­ным пра­ви­лам свя­ти­те­лям и всем мо­на­сты­рям деньги давать по своим селам своим кре­стья­нам без росту и хлеб без насыпу для того, чтобы за ними хри­сти­ане были, и села бы их были не пусты.

Пред­пи­сы­ва­лось со­став­лять книги займов с ука­за­ни­ем долж­ни­ков и хра­нить эти книги в мо­на­стыр­ской или свя­ти­тель­ской казне. По при­го­во­ру цер­ков­но-зем­ско­го собора 1580 г. мит­ро­по­ли­ту, епи­ско­пам и мо­на­сты­рям за­пре­ща­лось по­ку­пать земли или дер­жать на них за­клад­ные гра­мо­ты.

Огра­ни­че­ния про­из­во­ла ро­стов­щи­ков кос­ну­лись и мир­ско­го на­се­ле­ния? указ от 15 ок­тяб­ря 1557 г. уста­нав­ли­вал, что в льгот­ные годы (на­при­мер, в неуро­жай­ный год) ссуд­ный про­цент либо не взыс­ки­вал­ся, либо по­ни­жал­ся вдвое против обыч­но­го до 10%.

Глав­ным обес­пе­че­ни­ем прав кре­ди­то­ра яв­лял­ся закон. Су­деб­ник 1550 г. со­дер­жал статью о ка­баль­ном хо­лоп­стве (ст. 78), что сви­де­тель­ство­ва­ло о рас­про­стра­нен­но­сти этого яв­ле­ния (в более раннем су­деб­ни­ке 1497 г. такая статья от­сут­ство­ва­ла, хотя само яв­ле­ние бы­то­ва­ло с конца XV в.). В Со­бор­ном уло­же­нии 1649 г. (глава 12, статьи 39 и 40) ого­ва­ри­ва­лась про­це­ду­ра от­ра­бот­ки долга го­ло­вой до искупа, когда при неупла­те ссуды долж­ник с семьей должен был ра­бо­тать на истца в счет по­га­ше­ния суммы. Такая отдача в зажив от­ра­же­на еще в юри­ди­че­ских нормах Ки­ев­ской Руси, преду­смат­ри­вав­ших пе­ре­ход на службу кре­ди­то­ру за долги. Однако если в Рус­ской правде норма от­ра­бот­ки долга не ого­ва­ри­ва­лась, то в Уло­же­нии 1649 г. она пре­дель­но кон­кре­ти­зи­ро­ва­на: 5 руб. за год работы взрос­ло­го муж­чи­ны, 2,5 руб. за год работы жен­щи­ны и 2 руб. за год работы ре­бен­ка.

Со­бор­ным уло­же­ни­ем 1649 г. выдача ссуд под про­цен­ты за­пре­ща­лась. Но эта норма со­блю­да­лась фор­маль­но. За про­сроч­ку пла­те­жа про­цен­ты на­чис­ля­лись по преж­ней норме (20%). Как ска­за­но в одной из за­ем­ных кабал 1657 г., по сроку без роста, а по­ля­гут деньги по сроце [после срока А.Б.] и те деньги давати рост, как идет в людях, по рас­че­ту на пять шестой. В про­тив­ном случае мо­на­сты­рям не было бы смысла вы­да­вать ссуды а мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли ссу­жать деньги, о чем сви­де­тель­ству­ют со­хра­нив­ши­е­ся за­ем­ные кабалы и памяти.

В это время кли­ен­ту­ра мо­на­сты­рей по-преж­не­му вклю­ча­ла пред­ста­ви­те­лей знати, вот­чин­ни­ков и по­ме­щи­ков. Так, со­глас­но тексту со­хра­нив­шей­ся за­ем­ной памяти 1681 г. князь П.Ф. Ме­щер­ский занял у Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря 280 рублей под залог разных дра­го­цен­но­стей камней, золота и се­реб­ра.

Что ка­са­ет­ся другой круп­ной ка­те­го­рии за­ем­щи­ков кре­стьян, то в XVII в. мо­на­сты­ри про­дол­жа­ли ссу­жать их день­га­ми и сель­ско­хо­зяй­ствен­ны­ми про­дук­та­ми. По­лу­ча­е­мые в долг пше­ни­ца, рожь и овес могли ис­поль­зо­вать­ся как по­сев­ной фонд. В случае если кре­стьяне не могли за­пла­тить зерном, в мо­на­стыр­ских за­пи­сях ука­зы­вал­ся де­неж­ный эк­ви­ва­лент: А буде рожью не за­пла­тят, и им пла­тить за ту рожь день­га­ми по тор­го­вой цене. Эти нормы обычно при­ме­ня­лись мо­на­сты­ря­ми не только к чужим кре­стья­нам, но и к своим, а также к мо­на­стыр­ским слугам. Однако своим, как по­ка­зы­ва­ют за­ем­ные памяти Иосифо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря XVII в., могли ссу­жать и без про­цен­тов. В пору Смут­но­го вре­ме­ни мо­на­стырь даже не ставил огра­ни­че­ний по воз­вра­ту долга ссудив в 1609 г. (в период осады мо­на­сты­ря ту­шин­ца­ми) чер­но­го попа Алек­сандра ось­ми­ной ржи, он указал вер­нуть ее в мо­на­стыр­скую жит­ни­цу как Бог даст ми­нет­ся.

В XVII в. мо­на­сты­ри, как и прежде, ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли кредит для при­вле­че­ния в хо­зяй­ство ра­бо­чих рук. Со­глас­но со­хра­нив­шим­ся до­ку­мен­там из архива Вос­кре­сен­ско­го (Но­во­и­е­ру­са­лим­ско­го) мо­на­сты­ря для этого ис­поль­зо­ва­лось за­клю­че­ние найма или займа. И в том, и в другом случае про­сто­лю­ди­ны ра­бо­та­ли на мо­на­стырь за ссу­жен­ные или вы­дан­ные деньги. При этом в случае невы­пол­не­ния до­го­во­ра мо­на­стырь тре­бо­вал воз­вра­ще­ния за­да­точ­ных денег с упла­той неустой­ки. Кроме того, наем со­про­вож­дал­ся рядом ка­баль­ных усло­вий, огра­ни­чи­вав­ших сво­бо­ду ра­бот­ни­ка. Были случаи, когда по­след­ние и вовсе ли­ша­лись за­ло­жен­но­го иму­ще­ства, ста­но­вясь ба­тра­ка­ми. Мо­на­стырь ис­поль­зо­вал их на пе­ре­воз­ке дров, рубке леса и других ра­бо­тах.

В про­цес­се изу­че­ния со­хра­нив­ших­ся в рос­сий­ских ар­хи­вах кабал XVI-XVII вв. ис­то­ри­ки за­ме­ти­ли, что лишь незна­чи­тель­ное их ко­ли­че­ство было снаб­же­но при­пис­ка­ми о хотя бы ча­стич­ной вы­пла­те долга. По версии В.О. Клю­чев­ско­го именно кре­стьян­ская за­дол­жен­ность фе­о­да­лам (в том числе мо­на­сты­рям) вы­зва­ла к жизни оформ­ле­ние кре­пост­ной за­ви­си­мо­сти кре­стьян по Со­бор­но­му уло­же­нию 1649 года.

«Циф­ро­вая ис­то­рия» Егора Яко­вле­ва.

Цит. по: Бугров А.В. Ссуд­ные опе­ра­ции рус­ских мо­на­сты­рей в XIV-XVII веках.

«ЗЛОЙ МОС­КО­ВИТ»- ИС­ТО­РИЯ РУСИ XIII-XVII ВВ.

P\S: Весной 1113 в Киеве раз­ра­зи­лось на­род­ное вос­ста­ние, во время ко­то­ро­го были раз­гром­ле­ны дома иудеев-ро­стов­щи­ков, взи­мав­ших огром­ные про­цен­ты, а также за­ни­мав­ших­ся скуп­кой и пе­ре­про­да­жей по спе­ку­ля­тив­ным ценам про­дук­тов ши­ро­ко­го по­треб­ле­ния. “Народ, ис­том­лен­ный фи­нан­со­вой по­ли­ти­кой Свя­то­пол­ка, взял с бою дворец круп­ней­ше­го ки­ев­ско­го бо­яри­на, ты­сяц­ко­го Путяты Вы­ша­ти­ча (брата Яна), и раз­гро­мил дома иудеев-ро­стов­щи­ков, ко­то­рые поль­зо­ва­лись какими-то льго­та­ми ве­ли­ко­го князя...

… Вос­ста­ние, несо­мнен­но имело успех (в этом от­рыв­ке речь идет о вос­ста­нии ки­ев­лян 17 апреля 1113 года, когда устав от непо­силь­ных по­бо­ров со сто­ро­ны ро­стов­щи­ков и бояр, народ взялся за оружие,-прим. автора), так как Вла­ди­мир немед­лен­но издал новый закон — “Устав Во­ло­ди­мерь Все­во­ло­ди­ча”, об­лег­ча­ю­щий по­ло­же­ние го­род­ских низов, за­дол­жав­ших ро­стов­щи­кам, и за­кре­по­щен­ных кре­стьян-за­ку­пов, по­пав­ших в дол­го­вую кабалу к боярам». (Та­ти­щев, Ва­си­лий Ни­ки­тич (1686-1750.) Ис­то­рия Рос­сий­ская: [В 3 т.] Ва­си­лий Та­ти­щев М.: АСТ, 2003)

https://smart-lab.ru/blog/5004...

Обсуждение.

https://aftershock.news/?q=nod...


Идет Балда, покрякивает,

А поп, завидя Балду, вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал, Отдал оброк, платы требовать стал.

Бедный поп

Подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».


Вах. Какая неожиданность. Наши пастыри - обычные ...... Что то изменилось? 


Many that live deserve death. Some that die deserve life

    В Люберцах семь мигрантов отмудохали местного. А из полиции они ... просто "сбежали"
    • Hook
    • Вчера 15:55
    • В топе

    Может кто-нибудь готов разъяснить, что означает эта фраза, но я ее реально не понимаю. Вернее, понимаю так, что в это просто поверить не могу. Вчера состоялся разговор Путина и Рахмона. По его ...

    Просто новости - 183

    Мне одному кажется, что они только что запили шаурму минералкой Perrier? В США заканчиваются информаторы о дефектах самолётов Boing. «Чей Крым?», – уже не актуально, сказал ка...

    Мытьё посуды в Сене, крысы в Париже и как нам наказать Францию

    1. Всё же мы сильно отстали от Европы. Река Сена в Париже настолько чистая, что уличные торговцы даже моют в ней посуду, прежде чем выкладывать на неё сосиски и прочую еду — необычайно вкусн...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Grand 10 сентября 2019 г. 03:15

      Памяти моего мужа

      Добрый день всем, кто читает этот журнал. Я жена Сергея. Сергей умер 25 июля. Долго и сильно болел. Я только сейчас нашла силы написать об этом. ...
      52593
      Grand Фитиль
      12 июля 2019 г. 11:32

      Чайлдфри.

      Пока валялся в больнице делать особо было нечего. Получил с утра в жопу, потом капельницы, обед, который я не жрал, опять в жопу и до вечера свободен, там очередная порция всего подряд, выпрашиваешь сонник и до утра в отрубе. Познакомился с одним "мальчиком" лет так 40-а. Почему мальчиком?  Щас поймете. Зашел в курилке разговор по детям. Начал дедок - 4 дете...
      22492
      Grand Фитиль
      12 июля 2019 г. 08:14

      УгадайКа страну. 12.07.19.

      Интеллигент-сантехник Петрович опять отжег. Не помню с чего начался разговор про феминизм, но тирада получилась эпическая...- Ну, предположим, появилась работа – весь день в канаве с дерьмом стоять. Работодатели – они такие затейники. И чем выше уровень дерьма – тем больше платят денег. И что получится?0.5 метра дерьма никого не заинтересует, зарплата низкая, зато раб...
      20056
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 19:24

      Мошенники ресурса.

      Итак  https://cont.ws/top Зачем ссылку дал? Обратите внимание на цифры кармы топ тройки. Они практически идентичны из за постоянных косяков с ресурса.А теперь пройдитесь по списку. Все что выше данных показателей - накачка. Про 1000+ даже говорить не хочу. Пацанята не учли что ресурс стопарнули и внаглую продолжают просто так из ничего рисовать...
      21005
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 15:56

      Благотворительность. Обсуждение.

      В принципе обсуждение будет риторическим скорее. У многих уже выработано свое отношение к данному вопросу. Но я хочу услышать Ваше мнение по решению данной проблемы.Итак сбор денег через зомбо ящик, соц сети где то еще. Не будем брать случаи мошенничества и прочего. Просто попробуем разобраться в сути данного вопроса.Перечисляли когда нибудь деньги? думаю 90% скажет д...
      16383
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 15:19

      В Грузии загорелись виноградники

      В Кахетии — главном виноградарском регионе Грузии — в среду начался пожар на виноградниках, сообщил Первый канал Общественного вещателя республики.Огонь охватил около 10 гектаров виноградных плантаций. Накрылось теперь минассали! Виноградники, на которых возник пожар, принадлежат нескольким частным лицам. На тушение отправлены пожарно-спасательные брига...
      20828
      Grand Фитиль
      11 июля 2019 г. 10:51

      УгадайКа страну. 11.07.19.

      ПОЛЕТ ВАЛЬКИРИЙНачало 90-х, затерянная среди поволжских степей воинская часть. До ближайшего крупного населенного пункта - с пол сотни километров. На большинстве вспомогательных должностей - жены офицеров (другой работы в округе все равно нет, а в голодные 90-е лишняя копейка в семейном бюджете никому не мешала). Одна деталь: воинская часть - ВДВ. Для не служивших поя...
      18708
      Grand Трапеза в крЫзЫс
      11 июля 2019 г. 10:40

      Закуска из шампиньонов с бальзамическим уксусом, чесноком и болгарским перцем

      Нам понадобятся: - мелкие шампиньоны 400-500гр. - луковица 1 шт - болгарский перец - 2 шт - чеснок - 2-3 зубчика - бальзамический уксус - 2 ст ложки - сахар - 1 ст ложка - растительно масло - соль, специи по вкусу (чили перец для любителей острого) 0  Приготовление: 1. Нарезаем перец и лук × 0  2. Выкладываем на одн...
      17042
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 18:37

      Юмор на ночь.

      Вчера вечером супруга вышла из ванной, села рядом и жалобно так говорит:- Шкурку свою сожгла...А я чисто машинально спросил- Лягушачью?Ну чего сразу полотенцем хлестать? Это же комплимент был! У нас с женой как-то вышел спор - кто умнее львы или львицы. Жена говорит, что львицы, поскольку им приходится выслеживать и ловить мясо добычи. А л...
      17784
      Grand Все об авто
      10 июля 2019 г. 17:58

      Культура вождения по-русски

      Культура вождения по-русски, или “Неважно, как ты едешь - главное, не останавливайся!” Хочу рассказать об одном случае, произошедшем лично со мной в Москве на рубеже нового тысячелетия, задолго до появления смартфонов с встроенными фотокамерами и устройств дорожного видеонаблюдения. Эх и райское было время - не только для различного рода нарушителей дор...
      16428
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 14:23

      Спас.

      Рановато но держать в загашнике не буду Зависть и глупость всегда нуждаются в короне величия и служат богатству и власти. Только свободные люди избавлены от лицемерия.На мягких лапах. Тихо. Незаметно.Крадется время, приближая Спас.Все тексты смяты, выучен сценарий и шок мгновенья убивает час.А за порогом музыка историйИ зал заполнен ложью на показ.И кажд...
      15506
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 13:33

      Мигранты выживают коренных немцев

      Франкфурт-на-Майне, Оффенбах, Хайльбронн, Зиндельфинген — в этих и других городах коренные немцы уже не составляют абсолютного большинства. В большей степени это затронуло западную Германию и юг страны.Об этом говорится в материале издания «Neue Zürcher Zeitung».В статье отмечается, что еще в восьмидесятых годах прошлого века «Зеленые» распространяли «м...
      19611
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 11:26

      За что полякам не любить Россию

      С тех пор, как в 981 году, князь Владимир Святославич отвоевал восточнославянские Червенские города можно смело отсчитывать историю непрекращающихся польских претензий к России. И если согласно мировой практике в двусторонних отношениях со временем обычно торжествует здравый смысл, то для Польши реальные и надуманные исторические обиды важнее. А ведь фор...
      17351
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 11:04

      О жизни, ресурсе и отношениях между людьми.

      Сначала так лирическое. Как я уже писал некоторые крайне недовольны что я "воскрес из мертвых". Срут в ленте так, что запах фекалий через экран просачивается. Ну да Бог с ними придурками, чем больше злятся тем мне приятнее, а они язву заработают. Меня тут уже в чем только не обвиняли. Теперь оказывается пишу не я, а четыре девочки фрилансера. Почему 4 а не 10? Да хз, ...
      15512
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 07:33

      Гладить котэ

      Давно я к котикам не обращался. Тащьмта, утро — на то и утро, чтобы коротать время до работомора за чашкой кофе и пачкой сигарет, мечтая поскорее сдохнуть,чтобы не отягощать ПФР заботами о себе убыть в отпуск. Эти минуты одиночества, украденные у общества и его ячейки,особенно сладки для интроверта, ибо крайне малочисленны.Но даже на эти крохотки моей жи...
      19316
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 05:29

      УгадайКа страну. 10.07.19

      Друг ищет себе жилье в аренду. Собственник квартиры спрашивает: - А кто будет жить? - Мы вдвоем будем. - Извините, а мы - это кто? - Два бизнесмена - коренных москвича, мы давно вместе уже...... На том конце провода слышится сопение и наконец вопрос с надеждой в голосе: - А второй бизнесмен - это девушка? - Вроде да... ...
      18769
      Grand Новости оттуда
      10 июля 2019 г. 05:06

      В Финляндию запретили ввозить настойку боярышника

      Правительство Финляндии ввело бессрочный запрет на ввоз в страну настойки боярышника, импортированную преимущественно из России. Чиновники отметили масштабный финансовый урон, который наносит новый для финского потребителя коктейль традиционным спиртным напиткам местных производителей.«Настойка боярышника имеет более приятный вкус, чем водка, а её стоим...
      18887
      Grand Фитиль
      10 июля 2019 г. 04:58

      Взгляд из Америки. Сокол берет интервью у А. Б. Абрамса о геостратегических событиях в Азии

      Сокол один из лучших обозревателей и аналитиков Америки. Пишет жестко, хлестко и объективно.  ТЕКСТ ОГРОМНЫЙ, Начало: https://​aftershock.​news/?​q=node/​769756 и https://​aftershock.​news/?​q=node/​769758The Saker * Июнь 27, 2019Недав­но я по­лу­чил эк­зем­пляр ин­те­рес­ней­шей книги А. Б. Аб­рам­са ”Власть и Пер­вен­ство: Ис­то­рия за­пад­ной ин...
      16313
      Grand Фитиль
      9 июля 2019 г. 17:38

      Лукашенко рассказал, что у него с Путиным на самом деле

        Стало известно, уже через пару дней между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко пройдут переговоры. Встреча состоится на острове Валаам. В информационном пространстве прошел слух, мол, будет, вероятно, решаться вопрос о создании Союзного государства. Однако Батька поспешил эту информацию опровергнуть. Он заявил, что с Путиным у них не ожидае...
      19579
      Grand Фитиль
      9 июля 2019 г. 17:35

      Спорим о демографии, а все от проблемы ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА как ТУПИКА цивилизации.

      Занятно и горько было наблюдать, мои уважаемые коллеги, как около месяца разворачивались на площадке любимого инфоцентра цунами дискуссий по причинам стагнации демографии. Доводов много убедительных и талантливых, но как мне показалось или я где-то пропустил, до корня никто так и не докопался. А именно:Потребительские ценности разрушают современное обще...
      19544
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика