Заметки Портретиста

8 278

Заметки Портретиста

Портрет. Что это такое? Справочник нам расскажет, что это воспроизведение кого- или чего-либо «черта в черту».

Т. е. это передача внешнего сходства. Тогда почему портреты одной и той же персоны так существенно отличаются у разных исполнителей? На то есть множество ответов, но главная причина — индивидуальность художника; его эстетика, мировозрение, мастерство, отношение к портретируемому. Так, как автор показывает внешний облик человека в портрете, так же он незримо показывает и себя.

Многие называют это «душой» работы. В этой статье я кратко (кратко, потому что невозможно это действо объять и выразить словами) опишу то общее, что происходит на моих портретных съёмках. Это не рекомендации, это часть моего опыта.

Работа с моделью.

Очень часто человек, особенно, если это начинающая модель (что еще страшнее, — fashion-модель), пытается понравиться камере, корчится, тужится и гримасничает в соответствии со свежими веяниями моды.

Важно сразу же пресечь эти порывы, объяснив модели, что мы снимаем классический портрет, а не фото для выпускного альбома или дешёвого

«book’а».

Расслабленное лицо многое рассказывает о человеке, показывает его характер и интеллект. Поэтому я всегда прошу «отпустить» с лица всякие эмоции, очистить его от всего мимолетного. Вспомните, как Гёте писал: «Наружный блеск рассчитан на мгновенье, А правда переходит в поколенья.»

Противоположный случай, когда человек неуверен в себе, в своей красоте и боится камеры. Если сфотографировать такого человека, не работая с ним, мы увидим на снимке испуганные широко открытые глаза и зажатые плечи. Необходимо расслабить модель, расположить к себе. Со своими портретируемыми я веду себя дружелюбно, но тактично; без официоза, но не переступая грань «фотограф-модель». Доверительную атмосферу

на съёмочной площадке мне также помогает создавать музыка (Erik Satie, Clint Mansell и др.) и «тихий» свет (отключаю всё постоянное освещение в студии, за исключением пилотной лампы рисующего источника).

Сухая техническая сторона.

Классическая «рембрандтовская» постановка света — моя излюбленная. В основном, я снимаю небольшим софтбоксом (40х40), расположив его на расстоянии не более метра от модели и под углом 45°.

Такой свет даёт довольно контрастный рисунок, поэтому я иногда использую заполняющий источник, расположенный за моей спиной и с установленной мощностью на 2–3 ступени меньше рисующего (следует брать во внимание относительное расстояние до объекта съёмки рисующего и заполняющего источников: если заполняющий относительно далеко, то его воздействие гораздо слабее, поэтому мощность этого прибора может быть идентичной с рисующим).

В качестве контрового света я предпочитаю использовать отражатель, установленный за моделью с противоположной стороны от рисующего источника. Это даёт деликатный отблеск на теневой стороне лица и плеча (вы можете видеть его на рис. 1).

Для подсветки фона я использую узкий пучок света, формируемый тубусом. Чем дальше от фона источник с тубусом, тем больше и мягче световое пятно. Куда направить фоновый свет (на уровне шеи, лица, левее-правее) мне диктует выбранная композиция. Фоновый источник не только увеличивает объём фотографии; это также очень важный элемент в композиционной уравновешенности и гармоничности произведения.

Диафрагма. Я предпочитаю снимать на 2.8 или 4. Это достаточные значения для резкой картинки, но всё ещё сохраняющие небольшую ГРИП, что позволяет расфокусировать задний план (в случае использования тестурированного фона) и дальнее плечо модели при посадке её в четверть

или вполоборота. Это создаёт в портрете ещё больший объём.

Портретный жанр — великий простор для созидательной мысли и выражения своей эстетики. Желаю всем вдохновения и свершений.

Пусть окружающая вас красота с каждым днём становится всё более явной, понятной и ощущаемой.

Материал из журнала PhotoCASA


"Можно разбить "Южмаш" сверху, а внизу будет все работать": Первое боевое применение межконтинентальной убийцы ПРО

Русские ударили по Украине ракетой-носителем ядерного оружия. Под раздачу попало легендарное космическое предприятие. НАТО пока переваривает новость. Подробности читайте в материале "Но...

Утренний прилет по Южмашу — это крайне изящное и деликатное «послание» не Киеву, хотя и ему отчасти тоже. Это сигнал и «партии эскалации», и Трампу, если он решит использовать ее «таранный» потенциал. (с)

Последние два моих поста (про украинские «Канны 3.0» и действия «партии эскалации») многим не понравились. Прежде всего, своей жесткостью и циничностью. Понимаю людей, но от своего стиля – жесткой дек...

"ШОУБИЗ ИМЕНИ ПУГАЧЁВОЙ" – ВСЁ? РУССКИЕ ПОСТАВИЛИ ЗВЁЗД ПЕРЕД НЕПРИЯТНЫМ ФАКТОМ

"Шоубиз имени Пугачёвой" – всё, заканчивается? Русские зрители поставили "звёзд" перед неприятным фактом: организаторы констатируют существенное снижение интереса к надоевшим артистам.В очередной раз ...

Обсудить