Хороших сборников зарубежной фантастики, в общем, не так уж мало. Думаю, что есть даже читатели, у которых найдётся свой единственный и неповторимый сборник фантастики.
К примеру, «Судьбы наших детей» («Радуга», 1986). При всей пацифистской направленности (там есть даже «Враг мой») сборник получился очень даже неплохим.
Или «Звезда по имени Галь. Заповедная зона», где представлены переводы Элеоноры Яковлевны. Желязны, Старджон, Сильверберг, Шекли... да там один только «Ковчег» Люкаса стоит чуть не половины книги. (Было ещё «Земляничное окошко» - на 80% состоит из творчества Брэдбери).
А был ещё совершенно бронебойный «Вирус бессмертия» (если я ещё о нём не писал, то ждите отдельную статью, сборник - «бомба».)
Данный пост посвящён именно такому сборнику - это, пожалуй, любимая моя компиляция фантастики США. И книга вполне себе выдержала испытание временем. Заодно именно этот сборник повлиял на мои вкусы в фантастике (и при этом установил очень. очень высокие планки). Это я понимаю, оглядываясь назад через годы.
Взгляните сами. Старджон, Азимов, Шекли, ле Гуин, Бестер и даже Норберт Винер!
Да, два-три рассказа в сборнике можно назвать относительно... средними. Но зато здесь есть уникальные «Теория обучения», «Уровень шума», по-своему неплохая «Попытка». Поразительный рассказ «Девять жизней» от Урсулы ле Гуин.
Ещё более поразительные «Цветы для Элджернона»! Впервые я эту вещь прочитал именно благодаря этому сборнику - и через годы она сохранила своё уникальное эмоциональное воздействие.
Первоначальный вариант «Марсианских хроник» с присущими Брэдбери лирическими зарисовками и непростыми рассуждениями о судьбах человечества. «Сосед» Саймака с его привычным деревенским колоритом. «Эффект Барнхауза» Воннегута, «Феномен исчезновения» Бестера (два послених по-особому перекликаются между собой). Или иронический, но при этом пугающий «Скальпель Оккама» - опять же, это был первый рассказ Старджона, который я прочитал.
«Чувство силы» Азимова - а я ведь думал, что это юмористический рассказ.
Отдельные жемчужины сборника:
«Кое-что задаром» - просто один из лучших НФ-рассказов XX века.
«Срок авансом» - вы можете себе представить, какое впечатление производил этот рассказ во времена, кода ещё не было интернетов?
В конце хорошего сборника иногда можно встретить сильную и яркую вещь - когда составитель понимает, что именно она как следует завершит впечатление от всего сборника. В данном случае вишенкой на торте выступает даже не просто рассказ, а целая «Фантастическая сага» Г. Гаррисона.
Составитель сборника и автор предисловия Е. Парнов пишет так:
«.. возникает невообразимая сумятица, карнавальная суматоха, вобравшая в себя весь блеск и всю нелепость истории. При этом писатель даже в малом не отступает от логического анализа и скрупулезно тянет нити мировых линий, сплетая сложнейший клубок». И он тоже прав.
Добавить к этому я могу очень немного.
«— А ну-ка, дайте мне топор! — крикнул один из рабочих. — Я живо открою эту дверь.
— Убей! Убей! Убей! — завопил другой».
:)
В общем и целом - искренне надеюсь, что прочтение этого сборника подарит вам целую гамму разнообразных эмоциональных состояний. А через несколько лет, когда вы к нему вернётесь - уровень его качества вызывает самое настоящее восхищение.
Оценил 1 человек
1 кармы