Фильмы о людях на войне. ч. 1

10 1060

Каждый раз, когда судьба преподносит мне неприятные сюрпризы, я смотрю фильмы Леонида Быкова и черпаю в них силы для преодоления трудностей, оптимизм и веру в лучшее.

«В бой идут одни «старики»» (1974 г.)

                                                  «Будем жить, пехота!»

Я смотрела этот фильм много раз, наизусть знаю сюжет и цитаты. Смеюсь над остроумными шутками второй «поющей» эскадрильи и не могу сдержать слёз, когда перед глазами трагические фрагменты. Некоторые люди упрекают фильм в неправдоподобности, называют водевилем, даже не догадываясь, что практически у каждого персонажа есть прототипы, а истории, кажущиеся вымыслом, на самом деле имели место быть.

«…война знала всё – слёзы и смех, любовь и гибель любимых, радость и горе, песню и похоронный марш. И как часто это всё переплеталось. О войне можно ставить высокую трагедию, можно ставить весёлую комедию – лишь бы была правда. О войне нельзя лгать – это было бы кощунством», - говорил Леонид Быков.

Леонид Быков долгое время мечтал снять фильм о лётчиках. Это была его дань памяти другу детства – Виктору Щедронову, который погиб в 1945 году в воздушном бою, и многим другим героям, которые защищали родную землю.

Быков долгое время собирал материалы для сценария, беседовал с известными лётчиками, выспрашивал у них о мельчайших подробностях их жизни и взаимоотношений с товарищами на войне.

Прототипом Алексея Титаренко стал Дважды Герой Советского Союза лётчик-ас Виталий Попков.

Боевой путь его начался в 1941 году, когда он пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову. Было таких новичков около сотни. Громов спросил: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчали. У Попкова на тот момент был лишь один боевой вылет, длившийся 1 час 34 минуты, но он поднял руку. «Понятно», - сказал комдив. – «В бой идут одни «старики»». Вот так фраза генерал-полковника Громова стала названием фильма.

Эскадрилью, в которой служил Виталий Попков, называли «поющей». В свободное время лётчики играли на музыкальных инструментах, разучивали песни и даже давали концерты. У Виталия Попкова был позывной – Маэстро. Эскадрилья дружила с джазовым оркестром Леонида Утёсова. Певец подарил лётчикам два самолёта, на которых были надписи «Весёлые ребята» и «От джаз-оркестра Леонида Утёсова».

В фильме у лётчиков на самолётах нарисован нотный стан. Похожий рисунок был на боевой машине капитана Василия Емельяненко.

Фамилия главного героя Титаренко неслучайная - это память о Дмитрии Титоренко – ведомом Ивана Кожедуба, легендарном лётчике 176-го гвардейского истребительного полка.

Прототипом Сергея Скворцова стал один из лётчиков «поющей» эскадрильи Виталия Попкова. По воспоминаниям Маэстро, его боевой товарищ мечтал стать солистом Большого театра, но погиб во время воздушного боя, успев только крикнуть «Будем жить!». Эта фраза была в эскадрилье Попкова любимой.

У Кузнечика было несколько прототипов. Одним из них тоже был Виталий Попков. За воздушное лихачество над аэродромом Попкова назначили «вечным» дежурным, но не по аэродрому, а по кухне. Как-то эскадрилья улетела на задание. В расположении оставалось только два самолёта – командира и замполита. Попков чистил картошку, когда над аэродромом показалась четвёрка немецких самолётов. Фашисты начали бомбить. Попков не растерялся. На одной из оставшихся машин он взлетел и сбил свой первый вражеский самолёт – бомбардировщик «Дорнье-217». Остальные улетели. Командир до последнего не мог поверить, что за штурвалом самолёта был не замполит, а «вечный» дежурный по кухне. Этот фрагмент биографии вошёл в фильм.

О втором прототипе Кузнечика можно прочитать в книге Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах».

«Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Кажется, в первый же день на взлете самолет Иван Мокрого врезался в другой самолет - и оба вышли из строя. Дикий случай! Что было делать с Мокрым? Судить! Наказывать самому?.. Ругал я его на чем свет стоит. Он только сконфуженно заливался румянцем и беспомощно разводил руками.

- Не болтать руками! Стоять как следует!

- Виноват, товарищ капитан...

- Кру-гом! К чертовой матери, в землянку! Вечером поговорим.

Каково же было мое удивление, когда я, оглянувшись через несколько шагов, увидел, что Иван, став на четвереньки, ловит пилоткой кузнечиков. Это после нагоняя-то!..

Вечером на общем собрании на Ивана наложили взыскание: от полетов отстранить, ста граммов не давать, назначить вечным дежурным по аэродрому.

Заскучал Иван Мокрый.

И неизвестно, что сталось бы с молодым летчиком, если бы не случай.

Как-то под самый вечер нежданно-негаданно на наш аэродром налетели четыре "мессершмитта". Мы бросились по щелям. Положение безвыходное: любой самолет на взлете немцы собьют, как куропатку.

"Мессершмитты" заходят на штурмовку. Пропали наши самолеты!

И вдруг все мы видим: Иван Мокрый, размахивая руками, бежит сломя голову к ближнему ЯКу. А немцы уже поливают аэродром из пулеметов.

Иван проворно вскочил в кабину. Заработал мотор.

- Он с ума сошел! - чуть не со стоном проговорил Телегин.

- Собьют же, как... Эх!

А ЯК уже разбежался и оторвался от земли.

- Ну!..- и Федор Телегин даже сморщился, глядя, как заходит в атаку "мессершмитт".- Сейчас одна только очередь и...

Неожиданно ЯК задрался вверх, навстречу пикирующему врагу, с дальней дистанции ударил из пулеметов - и "мессершмитт", не выходя из пике, врезался в землю.

Мы остолбенели. Вот это номер! Как это он изловчился в таком положении?..

А ЯК взмыл вверх и ушел в облако.

Обозленные "мессеры" кинулись за смельчаком следом. За облаком самолетов не было видно.

Первым опомнился Телегин.

- По машинам!

Мы выскочили из щелей.

Но тут из облака показался объятый пламенем самолет. Пылая, он падал отвесно на землю.

Все невольно придержали шаг. Пропал наш Мокрый...

- Отлетался,- прошептал кто-то.

Самолет грохнулся о землю, раздался взрыв.

- Санитары! - крикнул я.

По полю уже неслась санитарная машина.

Я на ходу прыгнул на подножку.

Не успели мы подъехать к месту падения самолета, как кто-то, разглядев на сохранившемся хвосте зловещий крест, удивленно и радостно воскликнул: - Так это же... Смотрите!

И словно в подтверждение нашему внезапному открытию, мы услышали в небе треск пулеметный очередей. Там все еще шел бой. Вот так Иван Мокрый!

Оставшиеся два "мессершмитта" позорно бежали" а Иван, показавшись над аэродромом, снова поразил нас: прежде всего он лихо исполнил традиционные "бочки" - переворот через крыло - две, по числу сбитых самолетов, а затем так чисто, так мастерски посадил самолет, что позавидовали даже "старики".

К Ивану бросились все - летчики, техники, девушки - официантки, Спрыгнув на землю, он попал в неистовые объятия друзей. Качали его до одурения, Зацелованный, затисканный, Иван не успевал отвечать на расспросы.

Вечером мы чествовали новоиспеченного аса. Был приготовлен парадный обед. А через несколько дней за мужество и отвагу Иван Мокрый получил орден Красного Знамени. С тех пор он неизменно вылетал на все ответственные тяжелые задания».

Вся боль и грусть, вложенные в слова Кузнечика в сцене гибели Смуглянки, - это переживания самого Леонида Быкова. Прототипом Смуглянки был его лучший друг Виктор Щедронов. Когда Кузнечик показывает фото матери погибшего, мы видим довоенную фотографию Анны Тимофеевны Карпач – мамы Виктора Щедронова. Актёр Сергей Подгорный, сыгравший роль Смуглянки, вспоминает: «Участники съёмок каждый год ездили в Краматорск. Подходит ко мне как-то женщина, старенькая-престаренькая, и говорит: «Спасибо, Витя!». Я говорю: «Извините, но меня зовут Серёжа». А она опять: «Спасибо, Витя! Ты сыграл моего сына Виктора Щедронова». Обняла и ушла. Сколько я её после не искал, не нашёл».

История любви Ромео и Маши тоже имела под собой реальную основу.

Попков рассказал Быкову о лётчике из Узбекистана Николае Морисаеве, который был влюблён в Галю Туберелидзе, работавшую в столовой. Девушка погибла во время бомбёжки, через некоторое время погиб и Николай.

Прототипом Зои стала жена главного консультанта фильма - героя Советского Союза Семёна Ильича Харламова. Надежда Васильевна была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков «По-2». Она не повторила судьбу героини фильма, осталась живой. В годы войны ею было совершено 852 боевых вылета.

Фрагмент фильма, когда прилетевшие девушки снимают шинели и мужчины видят, что по количеству орденов и сбитых самолётов эти хрупкие создания превосходят их, тоже имеет под собой документальную основу. Виталий Попков рассказывал об этом случае.

Был в «поющей» эскадрилье и механик, который крестил самолёты перед боевым вылетом. В фильме его блестяще сыграл Алексей Смирнов. Кстати, Макарыч – это настоящее отчество актёра.

Быкову пришлось долго добиваться того, чтобы чиновники утвердили кандидатуру Смирнова на роль механика. «У него же глупое лицо и амплуа комедийного актёра!» - протестовали они. Леонид Фёдорович заявил, что не будет снимать фильм без Смирнова, который был бывшим фронтовиком, вернувшимся с войны кавалером орденов Славы. На этот весомый аргумент чиновникам нечего было ответить.

Прототипом лётчика Вано был фронтовой друг Ивана Кожедуба Вано Габуния. Он погиб при таране немецкого истребителя. Исполнитель этой роли Вано Янтбелидзе также опирался на образ своего отца, героического лётчика, который пять раз горел в самолёте.

Баянисту-сибиряку Леонид Фёдорович дал имя и фамилию своего друга детства Николая Алябьева, чья семья приютила Быковых во время эвакуации в Барнауле.

А вот ещё эпизоды сценария, взятые из реальной жизни. Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка рассказывали, что с их однополчанином Александром Александровым произошёл аналогичный случай как с Маэстро. Он был сбит и вернулся в полк ночью верхом на коне.

Ветераны 1-ой гвардейской авиадивизии рассказывали о случае с замаскированными под копнами сена немецкими танками, которые были рассекречены благодаря их боевому товарищу и командиру гвардии майора Степану Пруткову.

Случай с трофейными самолётами, летающими в разведку, был не единственным. Во время войны существовала «спецгруппа Александра Покрышкина». Лётчики на трёх «мессершмиттах» летали по вражеским тылам. Однажды у одного из «Ме-109» отказал двигатель. Лётчику удалось дотянуть до передовой советских войск. Пехотинцы приняли его за фашиста, и, несмотря на то, что лётчик кричал по-русски, «гостеприимство» закончилось дракой.

Невозможно даже представить, что долгое время сценарий фильма «В бой идут один «старики»» не хотели пускать в производство чиновники, которые признали его недостаточно патриотичным из-за того, что герои фильма постоянно поют, танцуют, шутят, влюбляются. Картину спас случай. Леонид Быков показал сценарий трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Прочитав его, маршал удивился: «Лёня, ты же не был на войне, как ты мог так правдиво написать?». И на весь лист поставил свою резолюцию: «Вот это и есть война!».

«Аты-баты, шли солдаты…» (1976 г.)

«Я не попал на войну. Это мой долг, а долги надо отдавать» (Леонид Быков)

Следующий фильм Леонида Быкова тоже об истребителях, но не о лётчиках, а об истребителях танков. Взвод под командованием только что окончившего училище младшего лейтенанта Суслина ценой своих жизней задержал продвижение противника. В отличие от фильма «В бой идут одни «старики»», где «желторотики» учились у «стариков», в этом фильме всё иначе. Суслин, необстрелянный, неопытный командир, пытается обучать и воспитывать старших по возрасту и по боевому опыту товарищей.

«Становление характера, быстрое мужание воина» - таков был предмет интереса режиссёра в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». Три момента повлияли на Суслина: поиск взаимопонимания с бойцами взвода, встреча с любимой девушкой, первый и последний в его жизни бой. Суслин пытается делать всё честно, как учили в училище, но реальная действительность, война, люди, которыми приходится командовать, ломают все инструкции. На протяжении всего фильма зритель наблюдает за конфликтом между лейтенантом и ефрейтором Святкиным. Жаль, что только в смертном бою они открывают друг в друге главные качества: Суслин видит в Святкине настоящего товарища, а ефрейтор понимает, что его командир не дешёвка, желающая выслужиться.

Главная героиня фильма - память. Сыновья и дочери погибших в одном бою солдат собираются вместе, чтобы вспомнить о событиях тех военных дней. Они узнают подробности о взаимоотношениях их отцов и вместе с ними «переживают» страшные минуты смертельного боя.

Съёмки фильма происходили в обстоятельствах, приближенных к реальным. Актёр Леонид Марченко вспоминал: «Я никогда не забуду съёмки фильма «Аты-баты, шли солдаты…». Загорск, Подмосковье. Мороз минус тридцать градусов. Трудно очень. На следующий день съёмка. Мы собрались в холле гостиницы. Актёры подошли к Быкову: «Леонид Фёдорович, может, отменим на этот день съёмку, надо, ведь мороз, уже уши болят?...». А он ответил со всей честностью и детской непосредственностью: «А когда фашисты рвались к Москве, стояли такие же морозы. Ваши сверстники отстояли Москву, не думая о холоде. Вот теперь и подумайте…». Все молча собрались и сели в автобус. Съёмка состоялась».

Владимир Конкин: «Я никогда не забуду с какой нежностью и заботой, когда были морозы, пусть и последние, ветродуи, обжигающий ветер… Он (Леонид Быков) проверял каждого – одевали ли мы тёплое бельё, чтобы у нас ушанки были завязаны…А у него у самого по роли была ушанка, завязанная на затылке, короткая телогрейка, никакого белья. Лицо вишнёвого цвета, потому что было отморожено…»

Требуя от актёров полной самоотдачи, Леонид Быков всем показывал пример. Мало, кто знает, что во время съёмок он перенёс второй инфаркт. И когда Леонид Фёдорович вернулся на съёмочную площадку после болезни, то начал работу с самого сложного для себя эпизода, в котором ефрейтор Святкин отплясывает цыганочку с выходом. Ещё пару недель назад Быков был на грани жизни и смерти, но не щадил себя. Пока он исполнял несколько дублей, стараясь довести исполнение до совершенства, рядом дежурила бригада врачей.

Несмотря на трагический финал, кинокартина пронизана светлым оптимизмом. Только Леонид Быков мог столкнуть две стихии: драматическую и комедийную, и создать фильм на века.

Анна Лобанова

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII в., Курская губерния

Мильша. Потомки служивых людей XVI-XVII века Курская губерния (Курская и Белгородская области). "Я обязательно вернусьВернусь зеленою листвойДождем тебя слегка коснусьА может радуг...

Мильша. Засечная черта. История Курска

Мильша, Засечная черта. История Курска«А мои ти куряне сведомы (бывалые) кмети (воины), под трубами повиты, под шеломы взлелеяны, конец копья вскормлены, пути им ведомы, яруги им знаемы...

Обсудить
  • :thumbsup:
  • А может быть изменить название проекта? Не "Фильмы о войне", а "Фильмы о людях во время войны (или - на войне)".
  • Просто замечательно написанный материал, спасибо большое автору! На моменте про "главный герой фильма - память" побежали мурашки...
  • ВЕЛИКИЙ режиссер, снимал ВЕЛИКИЕ фильмы о ВЕЛИКИХ людях, на ВЕЛИКОЙ войне.
  • Спасибо! Великолепные фильмы! "Аты-баты..." недавно пересматривала. Со слезами.