• РЕГИСТРАЦИЯ

Фильмы о людях на войне. ч. 1

10 1062

Каждый раз, когда судьба преподносит мне неприятные сюрпризы, я смотрю фильмы Леонида Быкова и черпаю в них силы для преодоления трудностей, оптимизм и веру в лучшее.

«В бой идут одни «старики»» (1974 г.)

                                                  «Будем жить, пехота!»

Я смотрела этот фильм много раз, наизусть знаю сюжет и цитаты. Смеюсь над остроумными шутками второй «поющей» эскадрильи и не могу сдержать слёз, когда перед глазами трагические фрагменты. Некоторые люди упрекают фильм в неправдоподобности, называют водевилем, даже не догадываясь, что практически у каждого персонажа есть прототипы, а истории, кажущиеся вымыслом, на самом деле имели место быть.

«…война знала всё – слёзы и смех, любовь и гибель любимых, радость и горе, песню и похоронный марш. И как часто это всё переплеталось. О войне можно ставить высокую трагедию, можно ставить весёлую комедию – лишь бы была правда. О войне нельзя лгать – это было бы кощунством», - говорил Леонид Быков.

Леонид Быков долгое время мечтал снять фильм о лётчиках. Это была его дань памяти другу детства – Виктору Щедронову, который погиб в 1945 году в воздушном бою, и многим другим героям, которые защищали родную землю.

Быков долгое время собирал материалы для сценария, беседовал с известными лётчиками, выспрашивал у них о мельчайших подробностях их жизни и взаимоотношений с товарищами на войне.

Прототипом Алексея Титаренко стал Дважды Герой Советского Союза лётчик-ас Виталий Попков.

Боевой путь его начался в 1941 году, когда он пришёл в полк к командиру дивизии генерал-полковнику Михаилу Михайловичу Громову. Было таких новичков около сотни. Громов спросил: «Ну, у кого есть боевые вылеты?» Все молчали. У Попкова на тот момент был лишь один боевой вылет, длившийся 1 час 34 минуты, но он поднял руку. «Понятно», - сказал комдив. – «В бой идут одни «старики»». Вот так фраза генерал-полковника Громова стала названием фильма.

Эскадрилью, в которой служил Виталий Попков, называли «поющей». В свободное время лётчики играли на музыкальных инструментах, разучивали песни и даже давали концерты. У Виталия Попкова был позывной – Маэстро. Эскадрилья дружила с джазовым оркестром Леонида Утёсова. Певец подарил лётчикам два самолёта, на которых были надписи «Весёлые ребята» и «От джаз-оркестра Леонида Утёсова».

В фильме у лётчиков на самолётах нарисован нотный стан. Похожий рисунок был на боевой машине капитана Василия Емельяненко.

Фамилия главного героя Титаренко неслучайная - это память о Дмитрии Титоренко – ведомом Ивана Кожедуба, легендарном лётчике 176-го гвардейского истребительного полка.

Прототипом Сергея Скворцова стал один из лётчиков «поющей» эскадрильи Виталия Попкова. По воспоминаниям Маэстро, его боевой товарищ мечтал стать солистом Большого театра, но погиб во время воздушного боя, успев только крикнуть «Будем жить!». Эта фраза была в эскадрилье Попкова любимой.

У Кузнечика было несколько прототипов. Одним из них тоже был Виталий Попков. За воздушное лихачество над аэродромом Попкова назначили «вечным» дежурным, но не по аэродрому, а по кухне. Как-то эскадрилья улетела на задание. В расположении оставалось только два самолёта – командира и замполита. Попков чистил картошку, когда над аэродромом показалась четвёрка немецких самолётов. Фашисты начали бомбить. Попков не растерялся. На одной из оставшихся машин он взлетел и сбил свой первый вражеский самолёт – бомбардировщик «Дорнье-217». Остальные улетели. Командир до последнего не мог поверить, что за штурвалом самолёта был не замполит, а «вечный» дежурный по кухне. Этот фрагмент биографии вошёл в фильм.

О втором прототипе Кузнечика можно прочитать в книге Дважды Героя Советского Союза Сергея Луганского «На глубоких виражах».

«Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Кажется, в первый же день на взлете самолет Иван Мокрого врезался в другой самолет - и оба вышли из строя. Дикий случай! Что было делать с Мокрым? Судить! Наказывать самому?.. Ругал я его на чем свет стоит. Он только сконфуженно заливался румянцем и беспомощно разводил руками.

- Не болтать руками! Стоять как следует!

- Виноват, товарищ капитан...

- Кру-гом! К чертовой матери, в землянку! Вечером поговорим.

Каково же было мое удивление, когда я, оглянувшись через несколько шагов, увидел, что Иван, став на четвереньки, ловит пилоткой кузнечиков. Это после нагоняя-то!..

Вечером на общем собрании на Ивана наложили взыскание: от полетов отстранить, ста граммов не давать, назначить вечным дежурным по аэродрому.

Заскучал Иван Мокрый.

И неизвестно, что сталось бы с молодым летчиком, если бы не случай.

Как-то под самый вечер нежданно-негаданно на наш аэродром налетели четыре "мессершмитта". Мы бросились по щелям. Положение безвыходное: любой самолет на взлете немцы собьют, как куропатку.

"Мессершмитты" заходят на штурмовку. Пропали наши самолеты!

И вдруг все мы видим: Иван Мокрый, размахивая руками, бежит сломя голову к ближнему ЯКу. А немцы уже поливают аэродром из пулеметов.

Иван проворно вскочил в кабину. Заработал мотор.

- Он с ума сошел! - чуть не со стоном проговорил Телегин.

- Собьют же, как... Эх!

А ЯК уже разбежался и оторвался от земли.

- Ну!..- и Федор Телегин даже сморщился, глядя, как заходит в атаку "мессершмитт".- Сейчас одна только очередь и...

Неожиданно ЯК задрался вверх, навстречу пикирующему врагу, с дальней дистанции ударил из пулеметов - и "мессершмитт", не выходя из пике, врезался в землю.

Мы остолбенели. Вот это номер! Как это он изловчился в таком положении?..

А ЯК взмыл вверх и ушел в облако.

Обозленные "мессеры" кинулись за смельчаком следом. За облаком самолетов не было видно.

Первым опомнился Телегин.

- По машинам!

Мы выскочили из щелей.

Но тут из облака показался объятый пламенем самолет. Пылая, он падал отвесно на землю.

Все невольно придержали шаг. Пропал наш Мокрый...

- Отлетался,- прошептал кто-то.

Самолет грохнулся о землю, раздался взрыв.

- Санитары! - крикнул я.

По полю уже неслась санитарная машина.

Я на ходу прыгнул на подножку.

Не успели мы подъехать к месту падения самолета, как кто-то, разглядев на сохранившемся хвосте зловещий крест, удивленно и радостно воскликнул: - Так это же... Смотрите!

И словно в подтверждение нашему внезапному открытию, мы услышали в небе треск пулеметный очередей. Там все еще шел бой. Вот так Иван Мокрый!

Оставшиеся два "мессершмитта" позорно бежали" а Иван, показавшись над аэродромом, снова поразил нас: прежде всего он лихо исполнил традиционные "бочки" - переворот через крыло - две, по числу сбитых самолетов, а затем так чисто, так мастерски посадил самолет, что позавидовали даже "старики".

К Ивану бросились все - летчики, техники, девушки - официантки, Спрыгнув на землю, он попал в неистовые объятия друзей. Качали его до одурения, Зацелованный, затисканный, Иван не успевал отвечать на расспросы.

Вечером мы чествовали новоиспеченного аса. Был приготовлен парадный обед. А через несколько дней за мужество и отвагу Иван Мокрый получил орден Красного Знамени. С тех пор он неизменно вылетал на все ответственные тяжелые задания».

Вся боль и грусть, вложенные в слова Кузнечика в сцене гибели Смуглянки, - это переживания самого Леонида Быкова. Прототипом Смуглянки был его лучший друг Виктор Щедронов. Когда Кузнечик показывает фото матери погибшего, мы видим довоенную фотографию Анны Тимофеевны Карпач – мамы Виктора Щедронова. Актёр Сергей Подгорный, сыгравший роль Смуглянки, вспоминает: «Участники съёмок каждый год ездили в Краматорск. Подходит ко мне как-то женщина, старенькая-престаренькая, и говорит: «Спасибо, Витя!». Я говорю: «Извините, но меня зовут Серёжа». А она опять: «Спасибо, Витя! Ты сыграл моего сына Виктора Щедронова». Обняла и ушла. Сколько я её после не искал, не нашёл».

История любви Ромео и Маши тоже имела под собой реальную основу.

Попков рассказал Быкову о лётчике из Узбекистана Николае Морисаеве, который был влюблён в Галю Туберелидзе, работавшую в столовой. Девушка погибла во время бомбёжки, через некоторое время погиб и Николай.

Прототипом Зои стала жена главного консультанта фильма - героя Советского Союза Семёна Ильича Харламова. Надежда Васильевна была заместителем командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков «По-2». Она не повторила судьбу героини фильма, осталась живой. В годы войны ею было совершено 852 боевых вылета.

Фрагмент фильма, когда прилетевшие девушки снимают шинели и мужчины видят, что по количеству орденов и сбитых самолётов эти хрупкие создания превосходят их, тоже имеет под собой документальную основу. Виталий Попков рассказывал об этом случае.

Был в «поющей» эскадрилье и механик, который крестил самолёты перед боевым вылетом. В фильме его блестяще сыграл Алексей Смирнов. Кстати, Макарыч – это настоящее отчество актёра.

Быкову пришлось долго добиваться того, чтобы чиновники утвердили кандидатуру Смирнова на роль механика. «У него же глупое лицо и амплуа комедийного актёра!» - протестовали они. Леонид Фёдорович заявил, что не будет снимать фильм без Смирнова, который был бывшим фронтовиком, вернувшимся с войны кавалером орденов Славы. На этот весомый аргумент чиновникам нечего было ответить.

Прототипом лётчика Вано был фронтовой друг Ивана Кожедуба Вано Габуния. Он погиб при таране немецкого истребителя. Исполнитель этой роли Вано Янтбелидзе также опирался на образ своего отца, героического лётчика, который пять раз горел в самолёте.

Баянисту-сибиряку Леонид Фёдорович дал имя и фамилию своего друга детства Николая Алябьева, чья семья приютила Быковых во время эвакуации в Барнауле.

А вот ещё эпизоды сценария, взятые из реальной жизни. Ветераны особого отдельного 434-го истребительного полка рассказывали, что с их однополчанином Александром Александровым произошёл аналогичный случай как с Маэстро. Он был сбит и вернулся в полк ночью верхом на коне.

Ветераны 1-ой гвардейской авиадивизии рассказывали о случае с замаскированными под копнами сена немецкими танками, которые были рассекречены благодаря их боевому товарищу и командиру гвардии майора Степану Пруткову.

Случай с трофейными самолётами, летающими в разведку, был не единственным. Во время войны существовала «спецгруппа Александра Покрышкина». Лётчики на трёх «мессершмиттах» летали по вражеским тылам. Однажды у одного из «Ме-109» отказал двигатель. Лётчику удалось дотянуть до передовой советских войск. Пехотинцы приняли его за фашиста, и, несмотря на то, что лётчик кричал по-русски, «гостеприимство» закончилось дракой.

Невозможно даже представить, что долгое время сценарий фильма «В бой идут один «старики»» не хотели пускать в производство чиновники, которые признали его недостаточно патриотичным из-за того, что герои фильма постоянно поют, танцуют, шутят, влюбляются. Картину спас случай. Леонид Быков показал сценарий трижды Герою Советского Союза Александру Ивановичу Покрышкину. Прочитав его, маршал удивился: «Лёня, ты же не был на войне, как ты мог так правдиво написать?». И на весь лист поставил свою резолюцию: «Вот это и есть война!».

«Аты-баты, шли солдаты…» (1976 г.)

«Я не попал на войну. Это мой долг, а долги надо отдавать» (Леонид Быков)

Следующий фильм Леонида Быкова тоже об истребителях, но не о лётчиках, а об истребителях танков. Взвод под командованием только что окончившего училище младшего лейтенанта Суслина ценой своих жизней задержал продвижение противника. В отличие от фильма «В бой идут одни «старики»», где «желторотики» учились у «стариков», в этом фильме всё иначе. Суслин, необстрелянный, неопытный командир, пытается обучать и воспитывать старших по возрасту и по боевому опыту товарищей.

«Становление характера, быстрое мужание воина» - таков был предмет интереса режиссёра в фильме «Аты-баты, шли солдаты…». Три момента повлияли на Суслина: поиск взаимопонимания с бойцами взвода, встреча с любимой девушкой, первый и последний в его жизни бой. Суслин пытается делать всё честно, как учили в училище, но реальная действительность, война, люди, которыми приходится командовать, ломают все инструкции. На протяжении всего фильма зритель наблюдает за конфликтом между лейтенантом и ефрейтором Святкиным. Жаль, что только в смертном бою они открывают друг в друге главные качества: Суслин видит в Святкине настоящего товарища, а ефрейтор понимает, что его командир не дешёвка, желающая выслужиться.

Главная героиня фильма - память. Сыновья и дочери погибших в одном бою солдат собираются вместе, чтобы вспомнить о событиях тех военных дней. Они узнают подробности о взаимоотношениях их отцов и вместе с ними «переживают» страшные минуты смертельного боя.

Съёмки фильма происходили в обстоятельствах, приближенных к реальным. Актёр Леонид Марченко вспоминал: «Я никогда не забуду съёмки фильма «Аты-баты, шли солдаты…». Загорск, Подмосковье. Мороз минус тридцать градусов. Трудно очень. На следующий день съёмка. Мы собрались в холле гостиницы. Актёры подошли к Быкову: «Леонид Фёдорович, может, отменим на этот день съёмку, надо, ведь мороз, уже уши болят?...». А он ответил со всей честностью и детской непосредственностью: «А когда фашисты рвались к Москве, стояли такие же морозы. Ваши сверстники отстояли Москву, не думая о холоде. Вот теперь и подумайте…». Все молча собрались и сели в автобус. Съёмка состоялась».

Владимир Конкин: «Я никогда не забуду с какой нежностью и заботой, когда были морозы, пусть и последние, ветродуи, обжигающий ветер… Он (Леонид Быков) проверял каждого – одевали ли мы тёплое бельё, чтобы у нас ушанки были завязаны…А у него у самого по роли была ушанка, завязанная на затылке, короткая телогрейка, никакого белья. Лицо вишнёвого цвета, потому что было отморожено…»

Требуя от актёров полной самоотдачи, Леонид Быков всем показывал пример. Мало, кто знает, что во время съёмок он перенёс второй инфаркт. И когда Леонид Фёдорович вернулся на съёмочную площадку после болезни, то начал работу с самого сложного для себя эпизода, в котором ефрейтор Святкин отплясывает цыганочку с выходом. Ещё пару недель назад Быков был на грани жизни и смерти, но не щадил себя. Пока он исполнял несколько дублей, стараясь довести исполнение до совершенства, рядом дежурила бригада врачей.

Несмотря на трагический финал, кинокартина пронизана светлым оптимизмом. Только Леонид Быков мог столкнуть две стихии: драматическую и комедийную, и создать фильм на века.

Анна Лобанова

Коллективный персонаж студентов - журналистов

    Фолкленды, Гибралтар, базы в Африке: западные эксперты озвучивают версии относительно британских военных объектов, которые могут стать целями для ВС РФ
    • Topwar
    • Вчера 19:00
    • В топе

    Мировые СМИ подхватили известия о том, что по время «вызова на ковёр» посла Британии в России Н.Кейси дипломату была доведена однозначная позиция Москвы по поводу возможного применения У...

    Китайцы во Франции. Тупосюжетный триллер

    Поотнимаю немного хлебушка у Баграта... Заселяется Си Цзиньпинь в гостиничный номер в Париже, а все ножки у кровати стоят в тазиках с водой. Чтобы клопы с пола на кровать попасть не могли. - А...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Корней Гречка 22 июня 2022 г. 14:39

      «Иваново детство»: прекрасен ли мир, являющийся во снах?

      Ровно 81 год назад, 22 июня 1941 года, ранним утром без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени нацистами были порабощены многие европейские страны, и советский народ принял на себя самый мощный удар. Но мы победили и выстояли, благодаря не только мощи оборонной техники и стратегии, но и силе нашего духа.Сегодня я бы хотела ...
      755
      Корней Гречка 29 мая 2022 г. 11:54

      Мой театр

      Тема театра продолжает вдохновлять наших студентов, вызывать рефлексию о трансформации современного искусства, его задач и посыла. Иногда наши наблюдения заканчиваются восторженными рецензиями о той или иной постановке, а иногда - в голову приходят не такие радужные мысли о том, что сейчас представляет собой театральное искусство для массового зрителя. Нам важны и инт...
      523
      Корней Гречка 26 мая 2022 г. 17:55

      «Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно, обращаться несерьезно – опасно».

      Человеческая жизнь – не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд. Есть моменты, когда нужно рассудить трезво и серьезно, а есть моменты, в которых прикладывать особого ума не приходится. Если сравнить человеческую жизнь с коробком спичек, то можно рассудить так: каждая спичка – это наше определенное действие, эмоция, желание и тд. И от...
      748
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 16:24

      К 100-летию Театра Вахтангова Ч.2

      Незабываемые впечатления от спектакля «Евгений Онегин» Театра им. Е.Б. Вахтангова в Ульяновске23 апреля в историческом здании Ульяновского областного драматического театра им. И. А. Гончарова «давали» постановку «Евгений Онегин», билеты были куплены нами почти за месяц. И мы с родителями отправились туда в предвкушении хорошего вечера. Предвкушение это было основано н...
      857
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 15:51

      К 100-летию Театра Вахтангова

      Государственный Академический Театр имени Евгения Вахтангова в этом году отпраздновал свой столетний юбилей. К этому событию было приурочено множество мероприятий и публикаций, и мы тоже не смогли остаться в стороне. Особенно нам хотелось бы отметить, что именно в этом театре играл Василий Семёнович Лановой, выдающийся советский актер, украсивший своим талантом такие ...
      863
      Корней Гречка 31 декабря 2020 г. 20:52

      Новогодний карнавал: Гумилёв

      Гадко и неспокойно на душе. Ни одной годной строчки из-под пера не идет. Скучно и тоскливо сидеть в этом проеденном молью кресле, даром, что новогодний вечер. А когда так паршиво, жизни свойственно вытворять с тобой всякие фортели. Можно негодовать и яриться, не понимая, почему именно со тобой, почему именно сейчас. А можно отряхнуть снег с видавшего ви...
      1151
      Корней Гречка 28 декабря 2020 г. 03:01

      Новогодний карнавал: Владимир Маяковский

      ...Прогулялся с мёртвым Маяковским по зимней Москве... Холодно, аж лапы сводит... ...Главные герои пьесы "А Почему Пьеса?". Я - причёсанный со всех сторон пудель с чёрной шерстью. И в ошейнике!Владимир - высокий мужчина сурового лица и с простреленной грудью - кровь уже свернулась, но одежда всё ещё покрыта чёрными пятнами.- А ты чего?- А ты?- Ты про что...
      859
      Корней Гречка 26 декабря 2020 г. 16:35

      Новогодний карнавал: Сергей Есенин

      Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать... и стихи у вас дурацкие. Формой, формой плохо владеете, товарищ Мандельштам, - сказал я, вальсируя на месте с шубой на одно плечо, безуспешно пытаясь попасть рукой в рукав. Представив, как, вероятно, это выглядело со стороны я почувствовал, что мой рот расплылся в улыбке, и добавил: - ...
      1497
      Корней Гречка 24 декабря 2020 г. 11:30

      Новогодний карнавал: Кузьма Петров-Водкин

      Набросок счастья Хороши в Хлыновске зимы. Эта мысль не покидает меня с того момента, как я приехал в Москву. Там – спокойствие и раздолье, тут – шум и суета. Брожу вдоль улиц шумных, как писал классик, и понимаю, как прельщает меня деревенская жизнь. На часах одиннадцать ночи, я вышел на Тверскую: бесцельно ходят пустым базаром люди, собираются в беспоко...
      849
      Корней Гречка 20 декабря 2020 г. 19:11

      Новогодний карнавал: Игорь Северянин

      Мы открываем предновогодний цикл публикаций "Новогодний карнавал: Ревущие двадцатые!"В ходе его подготовки студенты примеряли на себя различные "маски" выдающихся людей 1920-х годов, отечественных и зарубежных, оказавшихся в необычных обстоятельствах - то ли машину времени все же изобрели, то ли настоящая новогодняя магия сработала... Так вот, наши отечественные герои...
      1368
      Корней Гречка 4 октября 2020 г. 18:39

      Подольские курсанты

          5 октября - День памяти Подольских курсантов, мужественно сражавшихся с врагом на подступах к Москве в 1941 году. Благодаря их героизму был сорван план молниеносной войны, который хотела осуществить фашистская Германия.Стоит в Подольске монумент из стали,И в нем герои тех октябрьских днейБогатырями сказочными встали -Бессмертной стражей Родины своей. ...
      1814
      Корней Гречка 26 сентября 2020 г. 16:14

      Советские пьесы в театральных постановках наших дней

      Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества. Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классически...
      742
      Корней Гречка 21 сентября 2020 г. 19:19

      Безграничные возможности в ограниченном теле

      Страхи, сомнения, апатия – вот, пожалуй, три составляющих любого неуверенного в себе человека. Иногда идешь по улице, видишь здорового на первый взгляд человека, знакомишься с ним, общаешься, а потом понимаешь, что некоторые рутинные для тебя вещи и понятия для него равносильны нависшему над головой мечу Дамокла. Особенно остро данный психологический ба...
      2074
      Корней Гречка 16 сентября 2020 г. 14:05

      Феномен мультимедийной выставки

      Всё началось с выставки Ван Гога в центре дизайна Artplay на Курской. Именно там впервые в России была создана и продемонстрирована первая в России мультимедийная выставка. Произошло это в январе 2014 года. И с тех пор мода на такого рода экспозиции «пошла в пляс». Оказалось, что люди вполне готовы платить деньги, чтобы посмотреть даже не на оригиналы к...
      823
      Корней Гречка 31 июля 2020 г. 21:26

      Сегодня и вечно — ЖИВЫЕ!

      Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов. Но если это действительно человек, то ему это только кажется... (К.М. Симонов "Живые и мёртвые") Я не случайно взяла именно эту цитату как эпиграф к сегодняшнему материалу. Потому как слишком много сейчас (спустя 75 лет после Победы) в нашей стране и за её пределами развелось люд...
      992
      Корней Гречка 29 июля 2020 г. 17:58

      Тёмная комната. ч.4

      Наверное в каждом доме существует свой темный шкаф или чулан, в котором мы храним старый хлам или какие-то памятные вещи, а может просто храним там что-то, чем уже не пользуемся много лет и не можем никак от этого избавиться. Каждый предмет, хранящийся в таком месте, имеет свою историю, воспоминания, чувства. Однажды, в один дождливый день, когда особо ...
      872
      Корней Гречка 13 июля 2020 г. 20:01

      Тёмная комната. ч.3

      Приехала я как-то к бабушке в гости. Мы посидели, поговорили. Она попросила сходить на чердак. Раньше я там не была. Поднимаюсь по лестнице, открываю дверь и захожу. Там очень сумрачно, почти ничего не видно. Света, конечно, нет. Дому больше трёхсот лет. Там лежит много старых вещей, картины, какие-то мешки, доски, стекла, про это всё уже никто и не пом...
      635
      Корней Гречка 12 июля 2020 г. 17:47

      Тёмная комната. ч.2

      Я открываю глаза... Дикое похмелье... Но слава богу в комнате темно. Все, что я помню: ничего. Хотя...ничего. Но рядом со мной лежит сабля... и бутылка. И тут на меня нахлынул поток воспоминаний прошлого. Помню как Давыдов кричал : "Шампанского! Ещё шампанского!" Как всегда, он со своим сабражем. Чёртова наполеонщина! Крутили свои усы да девок кадрили, ...
      1098
      Корней Гречка 11 июля 2020 г. 21:00

      Тёмная комната. ч.1

      В самом конце учебного года мы успели реализовать еще один проект, имеющий отношение к русской литературе XVIII века - "Тёмная комната". В этом захламленном, полузаброшенном пространстве мои студенты находят разные безделушки, так или иначе связанные с поэтами того далёкого времени, о котором сейчас никто не вспоминает и не думает. Да, это все далеко от нас сегодняшни...
      856
      Корней Гречка 27 июня 2020 г. 17:07

      Ангелы и демоны в русской поэзии XVIII-XIX вв.

      Ангел и демонПодъемлют спор за человекаДва духа мощные: один —Эдемской двери властелинИ вечный страж ее от века;Другой – во всем величьи зла,Владыка сумрачного мира:Над огненной его порфиройГорят два огненных крыла.Но торжество кому ж уступитВ пыли рожденный человек?Венец ли вечных пальм он купитИль чашу временную нег?Господень ангел тих и ясен:Его живи...
      1216
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика