Фильмы о людях на войне. ч.2

3 814

«Судьба человека» (1959 г., реж. Сергей Бондарчук)

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

«Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне», - говорил про «Судьбу человека» итальянский режиссёр Роберто Росселлини.

Основой фильма послужил одноимённый рассказ Михаила Шолохова, который был опубликован в двух номерах газеты «Правда» - 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. В рассказе повествуется о нелёгкой судьбе Андрея Соколова. Ему, пережившему все ужасы войны: пленение, концлагерь, потерю дома и семьи, удаётся сохранить в себе человечность и любовь к ближнему. Судьба Соколова – это судьба не отдельного русского солдата, а судьба всего народа, которому война принесла много бед и несчастий. Концовка рассказа – светлая, Соколов усыновляет мальчика-сироту, и мы надеемся, что «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» больше никогда не столкнутся в жизни с ужасными испытаниями.

Многих читателей интересовал вопрос, а был ли реальный прототип у Андрея Соколова? Литературоведы считают, что всё-таки это собирательный образ, лишь отдельные фрагменты рассказа имеют сходство с историей нахождения в плену Героя Советского Союза лётчика Григория Дольникова. Там он назвался Соколовым. Как и герой «Судьбы человека» выпил в присутствии решивших посмеяться над ним немцев три стакана водки «За победу!», а от вражеской закуски отказался. Так же, как Соколов, Дольников бежал из плена.

Первая постановка рассказа была осуществлена на Всесоюзном радио, потом на телевидении сняли трёхсерийный фильм под названием «Страницы рассказа». Текст читал актёр Сергей Бондарчук. Именно ему пришла идея перенести это произведение на большой экран. «Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь.

Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни», - говорил Бондарчук.

В процессе работы Бондарчук навестил Михаила Шолохова. Писатель представлял своего героя по-другому, поэтому при встрече с актёром он был разочарован. «У Соколова-то и руки другие…», - заметил Шолохов. Он посоветовал Бондарчуку съездить в Вешенскую, пообщаться с местным населением. Спустя некоторое время состоялась новая встреча Сергея Бондарчука с литератором. В этот раз актёр предстал перед Шолоховым в одежде Андрея Соколова. Писатель не сразу узнал Бондарчука, настолько тот вжился в образ.

Когда Сергей Бондарчук с оператором приехали в Вешенскую в поисках натуры для съёмок, в станице проходил показ фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон». В один день Бондарчук зашёл к Шолохову в гости. Писатель поинтересовался, нашёл ли он актрису на роль жены Соколова. Сергей Фёдорович ответил, что у него есть одна на примете, но только не видит он в ней Ирины. Тогда Шолохов предложил взять на эту роль Зинаиду Кириенко, которая в «Тихом Доне» играла Наталью Мелехову. Актриса во время показа фильма как раз гостила у писателя. Так, без проб, Зинаида Кириенко получила роль Ирины. Когда снимали сцену прощания Соколова с семьёй перед уходом на фронт, где Ирина не хотела отпускать мужа, предчувствуя, что они никогда больше не увидятся, Бондарчук посоветовал Зинаиде вспомнить Наталью из «Тихого Дона: «Вспомни, как ты Григория неистово проклинала, давай в той же степени». Сцена получилась очень эмоциональной.

Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами: «…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина».

«Повесть о настоящем человеке» (1948 г., реж. Александр Столпер)

«С таким народом войны не проиграешь!»

Фильм был снят по одноимённой книге Бориса Полевого. В основу сюжета легли реальные события. В годы Великой Отечественной войны самолёт советского лётчика Алексея Маресьева (в книге и фильме - Мересьев) был сбит над лесом. Выживший пилот восемнадцать суток добирался к своим. Из-за тяжёлого ранения ног он не мог идти, поэтому полз по снегу. Силы покидали его, он терял сознание от боли и голода, но продолжал мужественно двигаться к цели. Питаясь мхом, утоляя жажду подтаявшим снегом, ночуя на морозе, спасаясь от хищников, Алексей Маресьев продемонстрировал уникальные возможности человека, не сдающегося в тяжёлых обстоятельствах. Удача улыбнулась ему. Истощённого, обессилевшего Маресьева нашли крестьяне и сообщили о нём военным. Казалось бы, всё страшное позади, но судьба преподнесла мужественному лётчику ещё одно испытание. От обморожения у Алексея началась гангрена нижних конечностей. Спасением было только одно - ампутация ног. Он выжил, но приговор врачей звучал неумолимо: о полётах надо было забыть. И только поддержка друзей и вера в то, что человек может совершить невозможное, сотворили чудо: Алексей Маресьев вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом в небе. Его подвиг стал примером для многих солдат, раненых во время войны. А послевоенные поколения учатся у Алексея стойко преодолевать все жизненные невзгоды.

Исполнитель главной роли актёр Павел Кадочников очень ответственно подошёл к работе над фильмом. Сильное впечатление произвела на него встреча с самим Маресьевым. Павел просто не имел морального права играть в полсилы. Он по несколько часов проводил перед камерой на морозе, ползая по сугробам, а затем учился передвигаться на настоящих протезах.

Однажды Маресьев сказал режиссёру Александру Столперу: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в бессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».

По мнению режиссёра, одной из сложностей было передать походку раненого Мересьева. После нескольких неудачных дублей, Кадочников решился на следующий шаг. Вот как он описывает это в своих воспоминаниях: «Быстро снимаю унты и шерстяные носки. Насыпаю в унты колючих сосновых шишек, натягиваю их на босые ноги и резко встаю – и тотчас со стоном шлёпаюсь на снег от нестерпимой боли в ступнях. Поднимаюсь, и, стиснув зубы до боли, всё-таки иду. С великими муками доковылял до аппарата. Александр Борисович подбегает ко мне и радостно одобряет: «Вот это правда! О! Это – настоящая правда, неотделимая от окружающей нас природы». Я молча снимаю унты и высыпаю на снег шишки».

Когда в начале картины нужно было снять эпизод с медведем, Кадочников отказался от дублёров. Из зоопарка была привезена медведица Марьям. В течение трёх недель актёр «приручал» хищницу: Марьям слизывала у него со щеки мёд. Только после этого, когда зверь привык к актёру, медведицу выпустили из клетки, и началась съёмка.

По воспоминаниям режиссёра Александра Столпера, большую помощь при создании фильма оказал сам Алексей Маресьев. Он до мелочей помогал воссоздать историю своего подвига.

«Офицеры» (1971 г., реж. Владимир Роговой)

«Есть такая профессия — Родину защищать»

Этот фильм о любви к Родине, о долге, об офицерской чести, о настоящей мужской дружбе, о людях, которые прошли через страшные испытания: ужасы войны, потерю близких, но не были сломлены.

Над созданием фильма работали четыре бывших фронтовика: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (танкисты), режиссёр Владимир Роговой (пехотинец), актёр Георгий Юматов (юнга).

На роль Трофимова претендовали такие актёры как Николай Рыбников, Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Георгий Бурков и другие. Но лучшие пробы оказались у Георгия Юматова.

Актёр, по сути, играл самого себя. Шрамы на спине Трофимова, которые видит в фильме его жена, - настоящие шрамы актёра.

На роль Варравы пробовались: Олег Ефремов, Александр Лазарев, Валентин Гафт. Режиссёр склонялся к кандидатуре Ефремова, сумел даже уговорить худсовет, но у актёра были съёмки в другой картине. Тогда выбор пал на коллегу Добронравовой – актёра Василия Ланового. Он согласился не сразу.

Как вспоминает Лановой: «Я несколько раз отказывался от роли Варравы. Не мог понять своего героя. Он отважный, красивый и всю жизнь влюблён в одну женщину – жену своего друга. И ситуация складывается так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Но потом мне со всех сторон стали твердить: «Варрава – романтик, играй романтика!» И я согласился…»

Сценарист фильма Борис Васильев говорил, что одним из прототипов Варравы был кубанский казак и поэт Иван Варрава, случайное знакомство с которым произошло в Минкульте СССР. Именно от Варравы сценарист услышал историю о «легендарных красных шароварах». Она произошла с дедом рассказчика.

На главную женскую роль была утверждена актриса Елена Добронравова, но у неё и режиссёра возник конфликт по поводу трактовки отношений между Варравой и Любой. Режиссёр хотел, чтобы любовную линию в этом дуэте вёл только один Варрава, но Добронравова категорически не соглашалась с версией безответной любви. Она считала, что чувства Варравы и Любы должны быть взаимными. Поэтому Роговому пришлось отказаться от услуг актрисы. Любу сыграла Алина Покровская.

На момент съёмок Лановому было тридцать шесть лет, поэтому не возникало сложностей в сценах, где он играл молодого человека. А гримировать Юматова было сложнее. Из сорокасемилетнего мужчины приходилось делать девятнадцатилетнего молодого человека путём сложных манипуляций: ему заплетали в косички волосы и завязывали их на затылке, чтобы разгладить морщины, лицо замазывали яичным белком.

Юматов и Лановой прекрасно держались в седле. Покровская, чтобы не отставать от своих коллег, решила сама научиться ездить верхом. «Жора и Вася скакали не хуже лихих джигитов, а вместо меня хотели снимать дублёршу. Но я так не хотела. Возвращаясь в Москву, я каждое утро – к 7 часам – ездила на ипподром, на закрытый манеж. Инструктор подводил здоровенного, как шкаф, коня, я ставила лесенку и залезала на него. Страху натерпелась! И вот через пару дней я снова взгромоздилась, конь сделал несколько шагов, остановился рядом с зеркалом и посмотрел назад, на своё отражение. Смеялась я тогда до слёз и после этого перестала бояться лошадей…».

Но на съёмках в Туркмении Покровской было не до смеха. Во время одной из сцен, где герои спасались от басмачей, она скакала верхом на коне по кличке Адлер. Всё это происходило на краю рва. Адлер решил обогнать двух других лошадей. Это заметил Юматов и направил своего скакуна наперерез. Следом и Лановой пришпорил своего коня, чтобы догнать Адлера. Вдвоём им удалось взять коня Покровской в «коробочку» и спасти от падения в ров.

Возможно, у фильма не было бы такого успеха, если бы не случай. Премьера в кинотеатрах состоялась в разгар отпусков при небольшом количестве зрителей. На одном из просмотров оказалась жена министра обороны СССР Андрея Гречко. Фильм настолько её потряс, скорее всего, потому, что в главной героине она узнала себя в молодости, и в тот же день она рассказала о своих впечатлениях супругу. Гречко попросил копию фильма и отправился смотреть её на дачу к Брежневу. И обоим «Офицеры» понравились. Поэтому в сентябре состоялась вторая премьера фильма, чтобы люди, вернувшиеся из отпусков, могли посмотреть эту замечательную кинокартину. В прокате 1971 года «Офицеры» заняли первое место, собрав на своих сеансах 53,4 млн зрителей.

Мужество героев фильмов так же, как и героизм наших прадедов, дедов, отцов всегда будет для нас примером. Мы не имеем права забывать «какою ценой завоёвано счастье»! Мы должны быть в ответе за свои поступки!

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Анна Лобанова

Война за Прибалтику. России стесняться нечего

В прибалтийских государствах всплеск русофобии. Гонения на русских по объёму постепенно приближаются к украинским и вот-вот войдут (если уже не вошли) в стадию геноцида.Особенно отличае...

"Не будет страны под названием Украина". Вспоминая Жириновского и его прогнозы

Прогноз Жириновского на 2024 года также: Судьба иноагента Галкина и его жены Владимир Жириновский, лидер партии ЛДПР, запомнился всем как яркий эпатажный политик. Конечно, манера подачи ...

Обсудить
  • :thumbsup: Был поэт Евгений Долматовский. Более всего был известен как поэт-песенник. Но были и другие стихотворные произведения. Среди них - поэма "Добровольцы". На основе этой поэмы был снят художественный фильм "Добровольцы". И поэма, и фильм - о людях с горячими сердцами. Это целая эпоха, начавшаяся вместе с началом строительства метро в Москве ... В комментарии к первой части проекта я выложил кадр из фильма "Добровольцы". Актёр Леонид Быков в одной из главных ролей фильма, эпизод гибели вместе с затонувшей подводной лодкой во время Великой Отечественной войны ...
  • Да, чего только не сделают актёры, чтобы вжиться в роль. Едут ради соответствия незначительных деталей образа в дальние деревни, учатся разным навыкам для правдоподобности картины, терпят ужасные муки для удачного кадра, подвергают свою жизнь самой настоящей опасности! "И ради чего губить себя на камеру?" - спросит равнодушный человек. Да ради того, чтобы зритель понял, что он видит не фальшиво написанную пьесу, а реальное лицо войны. Настоящей Великой Отечественной войны, которая столько горя принесла нашей стране, и только победа 9 мая смогла поставить в ней жирную точку. Ради этой великой цели и старались актёры, играя не только на сцене, но ещё и в жизни.