• РЕГИСТРАЦИЯ

Фильмы о людях на войне. ч.2

3 815

«Судьба человека» (1959 г., реж. Сергей Бондарчук)

«За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?»

«Это самое сильное, самое великое, что было снято о войне», - говорил про «Судьбу человека» итальянский режиссёр Роберто Росселлини.

Основой фильма послужил одноимённый рассказ Михаила Шолохова, который был опубликован в двух номерах газеты «Правда» - 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. В рассказе повествуется о нелёгкой судьбе Андрея Соколова. Ему, пережившему все ужасы войны: пленение, концлагерь, потерю дома и семьи, удаётся сохранить в себе человечность и любовь к ближнему. Судьба Соколова – это судьба не отдельного русского солдата, а судьба всего народа, которому война принесла много бед и несчастий. Концовка рассказа – светлая, Соколов усыновляет мальчика-сироту, и мы надеемся, что «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы» больше никогда не столкнутся в жизни с ужасными испытаниями.

Многих читателей интересовал вопрос, а был ли реальный прототип у Андрея Соколова? Литературоведы считают, что всё-таки это собирательный образ, лишь отдельные фрагменты рассказа имеют сходство с историей нахождения в плену Героя Советского Союза лётчика Григория Дольникова. Там он назвался Соколовым. Как и герой «Судьбы человека» выпил в присутствии решивших посмеяться над ним немцев три стакана водки «За победу!», а от вражеской закуски отказался. Так же, как Соколов, Дольников бежал из плена.

Первая постановка рассказа была осуществлена на Всесоюзном радио, потом на телевидении сняли трёхсерийный фильм под названием «Страницы рассказа». Текст читал актёр Сергей Бондарчук. Именно ему пришла идея перенести это произведение на большой экран. «Прочитал — и потом, что бы ни делал, о чем бы ни думал, я видел лишь Андрея Соколова, его мальчонку, его жену, разлив Дона, войну, фашистский концлагерь.

Снять этот фильм стало для меня больше чем «творческим планом». Больше чем мечтой. Это стало целью моей жизни», - говорил Бондарчук.

В процессе работы Бондарчук навестил Михаила Шолохова. Писатель представлял своего героя по-другому, поэтому при встрече с актёром он был разочарован. «У Соколова-то и руки другие…», - заметил Шолохов. Он посоветовал Бондарчуку съездить в Вешенскую, пообщаться с местным населением. Спустя некоторое время состоялась новая встреча Сергея Бондарчука с литератором. В этот раз актёр предстал перед Шолоховым в одежде Андрея Соколова. Писатель не сразу узнал Бондарчука, настолько тот вжился в образ.

Когда Сергей Бондарчук с оператором приехали в Вешенскую в поисках натуры для съёмок, в станице проходил показ фильма Сергея Герасимова «Тихий Дон». В один день Бондарчук зашёл к Шолохову в гости. Писатель поинтересовался, нашёл ли он актрису на роль жены Соколова. Сергей Фёдорович ответил, что у него есть одна на примете, но только не видит он в ней Ирины. Тогда Шолохов предложил взять на эту роль Зинаиду Кириенко, которая в «Тихом Доне» играла Наталью Мелехову. Актриса во время показа фильма как раз гостила у писателя. Так, без проб, Зинаида Кириенко получила роль Ирины. Когда снимали сцену прощания Соколова с семьёй перед уходом на фронт, где Ирина не хотела отпускать мужа, предчувствуя, что они никогда больше не увидятся, Бондарчук посоветовал Зинаиде вспомнить Наталью из «Тихого Дона: «Вспомни, как ты Григория неистово проклинала, давай в той же степени». Сцена получилась очень эмоциональной.

Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами: «…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина».

«Повесть о настоящем человеке» (1948 г., реж. Александр Столпер)

«С таким народом войны не проиграешь!»

Фильм был снят по одноимённой книге Бориса Полевого. В основу сюжета легли реальные события. В годы Великой Отечественной войны самолёт советского лётчика Алексея Маресьева (в книге и фильме - Мересьев) был сбит над лесом. Выживший пилот восемнадцать суток добирался к своим. Из-за тяжёлого ранения ног он не мог идти, поэтому полз по снегу. Силы покидали его, он терял сознание от боли и голода, но продолжал мужественно двигаться к цели. Питаясь мхом, утоляя жажду подтаявшим снегом, ночуя на морозе, спасаясь от хищников, Алексей Маресьев продемонстрировал уникальные возможности человека, не сдающегося в тяжёлых обстоятельствах. Удача улыбнулась ему. Истощённого, обессилевшего Маресьева нашли крестьяне и сообщили о нём военным. Казалось бы, всё страшное позади, но судьба преподнесла мужественному лётчику ещё одно испытание. От обморожения у Алексея началась гангрена нижних конечностей. Спасением было только одно - ампутация ног. Он выжил, но приговор врачей звучал неумолимо: о полётах надо было забыть. И только поддержка друзей и вера в то, что человек может совершить невозможное, сотворили чудо: Алексей Маресьев вернулся в строй и продолжил сражаться с врагом в небе. Его подвиг стал примером для многих солдат, раненых во время войны. А послевоенные поколения учатся у Алексея стойко преодолевать все жизненные невзгоды.

Исполнитель главной роли актёр Павел Кадочников очень ответственно подошёл к работе над фильмом. Сильное впечатление произвела на него встреча с самим Маресьевым. Павел просто не имел морального права играть в полсилы. Он по несколько часов проводил перед камерой на морозе, ползая по сугробам, а затем учился передвигаться на настоящих протезах.

Однажды Маресьев сказал режиссёру Александру Столперу: «Я ведь полз в течение восемнадцати суток и почти всё время в бессознательном состоянии, а он в полном сознании ползает здесь в лесу уже более трёх месяцев».

По мнению режиссёра, одной из сложностей было передать походку раненого Мересьева. После нескольких неудачных дублей, Кадочников решился на следующий шаг. Вот как он описывает это в своих воспоминаниях: «Быстро снимаю унты и шерстяные носки. Насыпаю в унты колючих сосновых шишек, натягиваю их на босые ноги и резко встаю – и тотчас со стоном шлёпаюсь на снег от нестерпимой боли в ступнях. Поднимаюсь, и, стиснув зубы до боли, всё-таки иду. С великими муками доковылял до аппарата. Александр Борисович подбегает ко мне и радостно одобряет: «Вот это правда! О! Это – настоящая правда, неотделимая от окружающей нас природы». Я молча снимаю унты и высыпаю на снег шишки».

Когда в начале картины нужно было снять эпизод с медведем, Кадочников отказался от дублёров. Из зоопарка была привезена медведица Марьям. В течение трёх недель актёр «приручал» хищницу: Марьям слизывала у него со щеки мёд. Только после этого, когда зверь привык к актёру, медведицу выпустили из клетки, и началась съёмка.

По воспоминаниям режиссёра Александра Столпера, большую помощь при создании фильма оказал сам Алексей Маресьев. Он до мелочей помогал воссоздать историю своего подвига.

«Офицеры» (1971 г., реж. Владимир Роговой)

«Есть такая профессия — Родину защищать»

Этот фильм о любви к Родине, о долге, об офицерской чести, о настоящей мужской дружбе, о людях, которые прошли через страшные испытания: ужасы войны, потерю близких, но не были сломлены.

Над созданием фильма работали четыре бывших фронтовика: сценаристы Борис Васильев и Кирилл Рапопорт (танкисты), режиссёр Владимир Роговой (пехотинец), актёр Георгий Юматов (юнга).

На роль Трофимова претендовали такие актёры как Николай Рыбников, Евгений Жариков, Станислав Любшин, Юрий Соломин, Георгий Бурков и другие. Но лучшие пробы оказались у Георгия Юматова.

Актёр, по сути, играл самого себя. Шрамы на спине Трофимова, которые видит в фильме его жена, - настоящие шрамы актёра.

На роль Варравы пробовались: Олег Ефремов, Александр Лазарев, Валентин Гафт. Режиссёр склонялся к кандидатуре Ефремова, сумел даже уговорить худсовет, но у актёра были съёмки в другой картине. Тогда выбор пал на коллегу Добронравовой – актёра Василия Ланового. Он согласился не сразу.

Как вспоминает Лановой: «Я несколько раз отказывался от роли Варравы. Не мог понять своего героя. Он отважный, красивый и всю жизнь влюблён в одну женщину – жену своего друга. И ситуация складывается так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Но потом мне со всех сторон стали твердить: «Варрава – романтик, играй романтика!» И я согласился…»

Сценарист фильма Борис Васильев говорил, что одним из прототипов Варравы был кубанский казак и поэт Иван Варрава, случайное знакомство с которым произошло в Минкульте СССР. Именно от Варравы сценарист услышал историю о «легендарных красных шароварах». Она произошла с дедом рассказчика.

На главную женскую роль была утверждена актриса Елена Добронравова, но у неё и режиссёра возник конфликт по поводу трактовки отношений между Варравой и Любой. Режиссёр хотел, чтобы любовную линию в этом дуэте вёл только один Варрава, но Добронравова категорически не соглашалась с версией безответной любви. Она считала, что чувства Варравы и Любы должны быть взаимными. Поэтому Роговому пришлось отказаться от услуг актрисы. Любу сыграла Алина Покровская.

На момент съёмок Лановому было тридцать шесть лет, поэтому не возникало сложностей в сценах, где он играл молодого человека. А гримировать Юматова было сложнее. Из сорокасемилетнего мужчины приходилось делать девятнадцатилетнего молодого человека путём сложных манипуляций: ему заплетали в косички волосы и завязывали их на затылке, чтобы разгладить морщины, лицо замазывали яичным белком.

Юматов и Лановой прекрасно держались в седле. Покровская, чтобы не отставать от своих коллег, решила сама научиться ездить верхом. «Жора и Вася скакали не хуже лихих джигитов, а вместо меня хотели снимать дублёршу. Но я так не хотела. Возвращаясь в Москву, я каждое утро – к 7 часам – ездила на ипподром, на закрытый манеж. Инструктор подводил здоровенного, как шкаф, коня, я ставила лесенку и залезала на него. Страху натерпелась! И вот через пару дней я снова взгромоздилась, конь сделал несколько шагов, остановился рядом с зеркалом и посмотрел назад, на своё отражение. Смеялась я тогда до слёз и после этого перестала бояться лошадей…».

Но на съёмках в Туркмении Покровской было не до смеха. Во время одной из сцен, где герои спасались от басмачей, она скакала верхом на коне по кличке Адлер. Всё это происходило на краю рва. Адлер решил обогнать двух других лошадей. Это заметил Юматов и направил своего скакуна наперерез. Следом и Лановой пришпорил своего коня, чтобы догнать Адлера. Вдвоём им удалось взять коня Покровской в «коробочку» и спасти от падения в ров.

Возможно, у фильма не было бы такого успеха, если бы не случай. Премьера в кинотеатрах состоялась в разгар отпусков при небольшом количестве зрителей. На одном из просмотров оказалась жена министра обороны СССР Андрея Гречко. Фильм настолько её потряс, скорее всего, потому, что в главной героине она узнала себя в молодости, и в тот же день она рассказала о своих впечатлениях супругу. Гречко попросил копию фильма и отправился смотреть её на дачу к Брежневу. И обоим «Офицеры» понравились. Поэтому в сентябре состоялась вторая премьера фильма, чтобы люди, вернувшиеся из отпусков, могли посмотреть эту замечательную кинокартину. В прокате 1971 года «Офицеры» заняли первое место, собрав на своих сеансах 53,4 млн зрителей.

Мужество героев фильмов так же, как и героизм наших прадедов, дедов, отцов всегда будет для нас примером. Мы не имеем права забывать «какою ценой завоёвано счастье»! Мы должны быть в ответе за свои поступки!

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,

Ни с пути свернуть!

Анна Лобанова

Коллективный персонаж студентов - журналистов

    Невоенный анализ-61. Разыскивается карлик-узурпатор. 6 мая 2024

    Традиционный дисклеймер: Я не военный, не анонимный телеграмщик, не Цицерон, тусовки от меня в истерике, не учу Генштаб воевать, генералов не увольняю, в «милитари порно» не снимаюсь, под ...

    Украинка, уехавшая в Россию, дает смачный ответ всем хейтерам, уехавшим в Европу

    Попалось видео, записанное украинской дивчиной, которая после начала конфликта уехала в Россию. И вот уже два года пытается "донести правду". Ее постоянно атакуют хейтеры, называют кучей...

    «Такого еще не было»: ВКС РФ сбросили на ВСУ сверхмощную бомбу

    С утра 6 мая в телеграм-каналах Незалежной паника: Россия сбросила на позиции ВСУ сверхмощную бомбу. Противник в шоке, в соцсетях боевики и украинские чиновники пишут, что такого еще он...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Корней Гречка 22 июня 2022 г. 14:39

      «Иваново детство»: прекрасен ли мир, являющийся во снах?

      Ровно 81 год назад, 22 июня 1941 года, ранним утром без объявления войны фашистская Германия напала на Советский Союз. К этому времени нацистами были порабощены многие европейские страны, и советский народ принял на себя самый мощный удар. Но мы победили и выстояли, благодаря не только мощи оборонной техники и стратегии, но и силе нашего духа.Сегодня я бы хотела ...
      755
      Корней Гречка 29 мая 2022 г. 11:54

      Мой театр

      Тема театра продолжает вдохновлять наших студентов, вызывать рефлексию о трансформации современного искусства, его задач и посыла. Иногда наши наблюдения заканчиваются восторженными рецензиями о той или иной постановке, а иногда - в голову приходят не такие радужные мысли о том, что сейчас представляет собой театральное искусство для массового зрителя. Нам важны и инт...
      523
      Корней Гречка 26 мая 2022 г. 17:55

      «Человеческая жизнь похожа на коробок спичек. Обращаться с ней серьезно - смешно, обращаться несерьезно – опасно».

      Человеческая жизнь – не такая простая штука, как может показаться на первый взгляд. Есть моменты, когда нужно рассудить трезво и серьезно, а есть моменты, в которых прикладывать особого ума не приходится. Если сравнить человеческую жизнь с коробком спичек, то можно рассудить так: каждая спичка – это наше определенное действие, эмоция, желание и тд. И от...
      748
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 16:24

      К 100-летию Театра Вахтангова Ч.2

      Незабываемые впечатления от спектакля «Евгений Онегин» Театра им. Е.Б. Вахтангова в Ульяновске23 апреля в историческом здании Ульяновского областного драматического театра им. И. А. Гончарова «давали» постановку «Евгений Онегин», билеты были куплены нами почти за месяц. И мы с родителями отправились туда в предвкушении хорошего вечера. Предвкушение это было основано н...
      857
      Корней Гречка 2 июля 2021 г. 15:51

      К 100-летию Театра Вахтангова

      Государственный Академический Театр имени Евгения Вахтангова в этом году отпраздновал свой столетний юбилей. К этому событию было приурочено множество мероприятий и публикаций, и мы тоже не смогли остаться в стороне. Особенно нам хотелось бы отметить, что именно в этом театре играл Василий Семёнович Лановой, выдающийся советский актер, украсивший своим талантом такие ...
      863
      Корней Гречка 31 декабря 2020 г. 20:52

      Новогодний карнавал: Гумилёв

      Гадко и неспокойно на душе. Ни одной годной строчки из-под пера не идет. Скучно и тоскливо сидеть в этом проеденном молью кресле, даром, что новогодний вечер. А когда так паршиво, жизни свойственно вытворять с тобой всякие фортели. Можно негодовать и яриться, не понимая, почему именно со тобой, почему именно сейчас. А можно отряхнуть снег с видавшего ви...
      1151
      Корней Гречка 28 декабря 2020 г. 03:01

      Новогодний карнавал: Владимир Маяковский

      ...Прогулялся с мёртвым Маяковским по зимней Москве... Холодно, аж лапы сводит... ...Главные герои пьесы "А Почему Пьеса?". Я - причёсанный со всех сторон пудель с чёрной шерстью. И в ошейнике!Владимир - высокий мужчина сурового лица и с простреленной грудью - кровь уже свернулась, но одежда всё ещё покрыта чёрными пятнами.- А ты чего?- А ты?- Ты про что...
      859
      Корней Гречка 26 декабря 2020 г. 16:35

      Новогодний карнавал: Сергей Есенин

      Ваших душ безлиственную осеньМне нравится в потемках освещать... и стихи у вас дурацкие. Формой, формой плохо владеете, товарищ Мандельштам, - сказал я, вальсируя на месте с шубой на одно плечо, безуспешно пытаясь попасть рукой в рукав. Представив, как, вероятно, это выглядело со стороны я почувствовал, что мой рот расплылся в улыбке, и добавил: - ...
      1497
      Корней Гречка 24 декабря 2020 г. 11:30

      Новогодний карнавал: Кузьма Петров-Водкин

      Набросок счастья Хороши в Хлыновске зимы. Эта мысль не покидает меня с того момента, как я приехал в Москву. Там – спокойствие и раздолье, тут – шум и суета. Брожу вдоль улиц шумных, как писал классик, и понимаю, как прельщает меня деревенская жизнь. На часах одиннадцать ночи, я вышел на Тверскую: бесцельно ходят пустым базаром люди, собираются в беспоко...
      849
      Корней Гречка 20 декабря 2020 г. 19:11

      Новогодний карнавал: Игорь Северянин

      Мы открываем предновогодний цикл публикаций "Новогодний карнавал: Ревущие двадцатые!"В ходе его подготовки студенты примеряли на себя различные "маски" выдающихся людей 1920-х годов, отечественных и зарубежных, оказавшихся в необычных обстоятельствах - то ли машину времени все же изобрели, то ли настоящая новогодняя магия сработала... Так вот, наши отечественные герои...
      1368
      Корней Гречка 4 октября 2020 г. 18:39

      Подольские курсанты

          5 октября - День памяти Подольских курсантов, мужественно сражавшихся с врагом на подступах к Москве в 1941 году. Благодаря их героизму был сорван план молниеносной войны, который хотела осуществить фашистская Германия.Стоит в Подольске монумент из стали,И в нем герои тех октябрьских днейБогатырями сказочными встали -Бессмертной стражей Родины своей. ...
      1814
      Корней Гречка 26 сентября 2020 г. 16:14

      Советские пьесы в театральных постановках наших дней

      Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества. Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классически...
      742
      Корней Гречка 21 сентября 2020 г. 19:19

      Безграничные возможности в ограниченном теле

      Страхи, сомнения, апатия – вот, пожалуй, три составляющих любого неуверенного в себе человека. Иногда идешь по улице, видишь здорового на первый взгляд человека, знакомишься с ним, общаешься, а потом понимаешь, что некоторые рутинные для тебя вещи и понятия для него равносильны нависшему над головой мечу Дамокла. Особенно остро данный психологический ба...
      2074
      Корней Гречка 16 сентября 2020 г. 14:05

      Феномен мультимедийной выставки

      Всё началось с выставки Ван Гога в центре дизайна Artplay на Курской. Именно там впервые в России была создана и продемонстрирована первая в России мультимедийная выставка. Произошло это в январе 2014 года. И с тех пор мода на такого рода экспозиции «пошла в пляс». Оказалось, что люди вполне готовы платить деньги, чтобы посмотреть даже не на оригиналы к...
      823
      Корней Гречка 31 июля 2020 г. 21:26

      Сегодня и вечно — ЖИВЫЕ!

      Иногда человеку кажется, что война не оставляет на нём неизгладимых следов. Но если это действительно человек, то ему это только кажется... (К.М. Симонов "Живые и мёртвые") Я не случайно взяла именно эту цитату как эпиграф к сегодняшнему материалу. Потому как слишком много сейчас (спустя 75 лет после Победы) в нашей стране и за её пределами развелось люд...
      992
      Корней Гречка 29 июля 2020 г. 17:58

      Тёмная комната. ч.4

      Наверное в каждом доме существует свой темный шкаф или чулан, в котором мы храним старый хлам или какие-то памятные вещи, а может просто храним там что-то, чем уже не пользуемся много лет и не можем никак от этого избавиться. Каждый предмет, хранящийся в таком месте, имеет свою историю, воспоминания, чувства. Однажды, в один дождливый день, когда особо ...
      872
      Корней Гречка 13 июля 2020 г. 20:01

      Тёмная комната. ч.3

      Приехала я как-то к бабушке в гости. Мы посидели, поговорили. Она попросила сходить на чердак. Раньше я там не была. Поднимаюсь по лестнице, открываю дверь и захожу. Там очень сумрачно, почти ничего не видно. Света, конечно, нет. Дому больше трёхсот лет. Там лежит много старых вещей, картины, какие-то мешки, доски, стекла, про это всё уже никто и не пом...
      635
      Корней Гречка 12 июля 2020 г. 17:47

      Тёмная комната. ч.2

      Я открываю глаза... Дикое похмелье... Но слава богу в комнате темно. Все, что я помню: ничего. Хотя...ничего. Но рядом со мной лежит сабля... и бутылка. И тут на меня нахлынул поток воспоминаний прошлого. Помню как Давыдов кричал : "Шампанского! Ещё шампанского!" Как всегда, он со своим сабражем. Чёртова наполеонщина! Крутили свои усы да девок кадрили, ...
      1098
      Корней Гречка 11 июля 2020 г. 21:00

      Тёмная комната. ч.1

      В самом конце учебного года мы успели реализовать еще один проект, имеющий отношение к русской литературе XVIII века - "Тёмная комната". В этом захламленном, полузаброшенном пространстве мои студенты находят разные безделушки, так или иначе связанные с поэтами того далёкого времени, о котором сейчас никто не вспоминает и не думает. Да, это все далеко от нас сегодняшни...
      856
      Корней Гречка 27 июня 2020 г. 17:07

      Ангелы и демоны в русской поэзии XVIII-XIX вв.

      Ангел и демонПодъемлют спор за человекаДва духа мощные: один —Эдемской двери властелинИ вечный страж ее от века;Другой – во всем величьи зла,Владыка сумрачного мира:Над огненной его порфиройГорят два огненных крыла.Но торжество кому ж уступитВ пыли рожденный человек?Венец ли вечных пальм он купитИль чашу временную нег?Господень ангел тих и ясен:Его живи...
      1216
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика