Советские пьесы в театральных постановках наших дней

4 837

Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества.

Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классические пьесы и хорошую игру актеров, реальных людей. Ведь такого рода эффекты всячески отвлекают от того, для чего ходят в театр. Мне кажется в этом всем в целом понятие “театр” теряется, остается только шоу.

Помимо этого современные режиссеры массово полюбили изменять прочтение классических произведений. Зачастую персонажи всем известных нам литературных произведений пользуются “машиной времени” и оказываются у нас в 21 веке. У них меняется стиль, речь и манеры. И вот смотришь, история та, а настроение у произведения уже совсем другое. Да еще и историю могут поменять. И здесь назревают вопросы. Что я только что посмотрел? Зачем брать классическое произведение и делать из него абсолютно новое? Может-таки тогда свое придумать и назвать по-другому? При написании автор ставит определенную тему и поднимает выбранные им проблемы. Ведь при измене даже маленькой детали зачастую теряется логическая линия.

На все происходящее у меня есть два ответа. Во-первых, режиссерам хочется творчески развиваться, набирать славу, поэтому для них название классического произведения служит карточкой призыва народа на поставленную пьесу, такого рода пиар. Вероятнее люди пойдут на постановки со знакомыми названиями. Мы как-никак любим хоть какую-то известность. Во-вторых, у режиссеров просто не хватает фантазии придумать что-то новое и интересное.

До сих пор идеалом для многих россиян и не только являются постановки советского времени. Интересное, конечно, время, есть в нем свой шарм, душевность. Даже я, родившаяся в 2000 году, каждый раз ощущаю теплоту при просмотре фильмов и прослушивании музыки тех лет. Ведь вы тоже чувствуете подобное? Или нет? Собственно это было маленькое отступление, а мы продолжим говорить о советском театре.

Активно театральное искусство начало возрождаться и развиваться после Гражданской войны. В каждом городе при предприятиях, клубах и госпиталях создавались театры. Таким образом, за короткое время их появилось более 2000. Посещение театров было доступно для всех в связи со своей небольшой стоимостью. Стоит отметить, что долгое время театр использовали, как пропаганду советско-партийной идеологии.

Советские театры имели популярность не только у себя на родине, но и за рубежом, они с огромным успехом гастролировали по всему миру. Все спектакли и пьесы ставились по системе К.С. Станиславского, этой системой пользуются до сих пор.

Целью системы является достижение полной психологической достоверности актёрской игры. В чем же феномен советского театра? Ответ краток – стремление к идеалу. Каждая театральная постановка прорабатывалась детально до самых мелочей, начиная с разработки сценария режиссером, заканчивая закрытием занавеса и ликующими криками зрителей. Все сценарии писались с максимальной приближенностью к оригиналу.

К счастью, некоторые советские постановки идут в театрах до сих пор и пользуются популярностью на протяжении 50-ти, а то и 70-ти лет.

В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно посмотреть пьесу “Евгений Онегин”. Это единственная опера, дожившая до наших дней в постановке Станиславского. Впервые на сцене она была представлена в 1922 году.

В 1981 году на сцене Театра “Ленком” была представлена первая в Советском Союзе рок-опера “Юнона и Авось”. На ее постановку отважились режиссер Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников. Почему же отважились? Дело в том, что на показ рок-оперы и мюзиклов гражданам СССР был запрет. Однако он не помешал приобрести опере огромный успех на родине и за рубежом, и тем более идти на сцене театра на протяжении более 40 лет.

Еще одна не менее интересная постановка, которая не утратила своей популярности в наше время, является спектакль Юрия Любимова по роману Булгакова “Мастер и Маргарита” в Театре на Таганке. Премьера состоялась в 1977 году. Это самая первая постановка в театре по роману Булгакова и самая лучшая. Спектаклю было запрещено выезжать за границу, поэтому иностранцы проделывали долгий путь лишь бы посмотреть на этот, не побоюсь этого слова, шедевр.

Я рассказала не обо всех советских постановках, которые можно увидеть сейчас на сценах театров. Хотелось заинтересовать и оставить загадку. Надеюсь, у меня это получилось. Время идет быстро, и никто не знает, что будет на сцене завтра. Поэтому, пока у вас есть возможность, сходите в театр, и посмотрите своими глазами на эти, ставшими уже легендарными, постановки.

А тех, кого эта тема особенно интересует, приглашаю к продолжению этой публикации. С удовольствием почитаю ваши размышления об этом, ваши впечатления от постановок, которые вы посмотрели.

Светлана Григорьева

В Коркино задержаны десятки русских. Бароны на свободе: "Русская община" даст адвокатов и поможет семье убитой. Результаты обысков у цыган

Председатель "Русской общины" Андрей Ткачук рассказал о происходящем в челябинском Коркино. По его словам, начались задержания - на данный момент силовики забрали 30 русских граждан. Ба...

Остаться должен один. Конец и новое начало планетарной экономики

На фоне успехов на фронте и массового паломничества лидеров третьего мира на саммит БРИКС в Казани, почти незамеченным прошло заявление министра финансов России Антона Силуанова о зерка...

"Уже произошло на Украине": Европу предупредили о смертельной опасности
  • Andreas
  • Вчера 20:05
  • В топе

W&S: западные ПВО не способны противостоять российским гиперзвуковым ракетам Бывший помощник заместителя Пентагона Стивен Брайен в статье для Weapons and Strategy высказал опасение в связи ...

Обсудить
  • Когда-то давным-давно существовал ещё один жанр: телевизионный спектакль. Это был вполне самостоятельный жанр, который позволял телезрителям познакомиться с разными пьесами: и отечественными, и зарубежными. Помню великолепный телеспектакль по роману О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" ... https://www.youtube.com/watch?v=fuovVPdQZ_Q Но были и просто показы театральных спектаклей по телевидению ... Например: "Варшавская мелодия" по пьесе Л.Зорина https://www.youtube.com/watch?v=qPTPaHSZsac "Сказки старого Арбата" по пьесе А.Арбузова https://www.youtube.com/watch?v=ZuFfkVzDSL4 Мюзикл "Проснись и пой" по пьесе М.Дярфаша https://www.youtube.com/watch?v=ZHKNq6LV9To Во времена "царствования" Татьяны Шмыги часто в телевизоре можно было увидеть и оперетту, и телеспектакли - оперетты ... Например: "Вольный ветер" И.Дунаевского https://www.youtube.com/watch?v=LxaWLseX8iA И это всё НИКОИМ образом не меняло ни текст, ни авторские замыслы. Просто телевидение было способом донести до максимально возможного круга людей театральное искусство ... А то, что происходит сегодня - прекрасно укладывается в общемировой "тренд содомизации" современного общества ... Потому и можем (при желании) видеть секс и голые жопы в гоголевском "Ревизоре" и тому подобные "изыски" современных "режиссёров" ... Хотя, справедливости ради, следует не забывать, что подобные "эксперименты" проводились в нашей стране и в двадцатые годы прошлого века на волне "революционной свободы" ...
  • Мы живём в двадцать первый век: эпоху, когда старое давным давно разрушено, а новое построено на соломенных сваях, которые развалятся от малейшего дуновения ветра. При освобождении от советского мышления человек получил долгожданную свободу - и полностью развратился этим знанием. Не сценаристы или режиссёры разучились писать или снимать, они лишь заложники публики, которая вновь и вновь ходит на подобные пьесы. "Если работает, зачем что-то менять?" Лишь через изменение общественного сознания можно добиться полного обновления культуры, а одиночные высказывания смогут поменять лишь мировоззрение двух или трёх человек из всего российского народа. Потому что я верю, что, несмотря на многочисленные упрёки, ложь и клевету, Россия в горестном будущем сможет снова стать законописцем мирового просвещения.