Сфера искусства подвержена постоянному изменению. С каждым годом мы узнаем о новых стилях, жанрах и технических инновациях, которые стали неотъемлемой частью современного творчества.
Даже в театр смогли внедриться различные спецэффекты, графика и подобные технологии. С одной стороны смотрится это очень эффектно, с другой – хочется посмотреть классические пьесы и хорошую игру актеров, реальных людей. Ведь такого рода эффекты всячески отвлекают от того, для чего ходят в театр. Мне кажется в этом всем в целом понятие “театр” теряется, остается только шоу.
Помимо этого современные режиссеры массово полюбили изменять прочтение классических произведений. Зачастую персонажи всем известных нам литературных произведений пользуются “машиной времени” и оказываются у нас в 21 веке. У них меняется стиль, речь и манеры. И вот смотришь, история та, а настроение у произведения уже совсем другое. Да еще и историю могут поменять. И здесь назревают вопросы. Что я только что посмотрел? Зачем брать классическое произведение и делать из него абсолютно новое? Может-таки тогда свое придумать и назвать по-другому? При написании автор ставит определенную тему и поднимает выбранные им проблемы. Ведь при измене даже маленькой детали зачастую теряется логическая линия.
На все происходящее у меня есть два ответа. Во-первых, режиссерам хочется творчески развиваться, набирать славу, поэтому для них название классического произведения служит карточкой призыва народа на поставленную пьесу, такого рода пиар. Вероятнее люди пойдут на постановки со знакомыми названиями. Мы как-никак любим хоть какую-то известность. Во-вторых, у режиссеров просто не хватает фантазии придумать что-то новое и интересное.
До сих пор идеалом для многих россиян и не только являются постановки советского времени. Интересное, конечно, время, есть в нем свой шарм, душевность. Даже я, родившаяся в 2000 году, каждый раз ощущаю теплоту при просмотре фильмов и прослушивании музыки тех лет. Ведь вы тоже чувствуете подобное? Или нет? Собственно это было маленькое отступление, а мы продолжим говорить о советском театре.
Активно театральное искусство начало возрождаться и развиваться после Гражданской войны. В каждом городе при предприятиях, клубах и госпиталях создавались театры. Таким образом, за короткое время их появилось более 2000. Посещение театров было доступно для всех в связи со своей небольшой стоимостью. Стоит отметить, что долгое время театр использовали, как пропаганду советско-партийной идеологии.
Советские театры имели популярность не только у себя на родине, но и за рубежом, они с огромным успехом гастролировали по всему миру. Все спектакли и пьесы ставились по системе К.С. Станиславского, этой системой пользуются до сих пор.
Целью системы является достижение полной психологической достоверности актёрской игры. В чем же феномен советского театра? Ответ краток – стремление к идеалу. Каждая театральная постановка прорабатывалась детально до самых мелочей, начиная с разработки сценария режиссером, заканчивая закрытием занавеса и ликующими криками зрителей. Все сценарии писались с максимальной приближенностью к оригиналу.
К счастью, некоторые советские постановки идут в театрах до сих пор и пользуются популярностью на протяжении 50-ти, а то и 70-ти лет.
В Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко можно посмотреть пьесу “Евгений Онегин”. Это единственная опера, дожившая до наших дней в постановке Станиславского. Впервые на сцене она была представлена в 1922 году.
В 1981 году на сцене Театра “Ленком” была представлена первая в Советском Союзе рок-опера “Юнона и Авось”. На ее постановку отважились режиссер Марк Захаров, поэт Андрей Вознесенский и композитор Алексей Рыбников. Почему же отважились? Дело в том, что на показ рок-оперы и мюзиклов гражданам СССР был запрет. Однако он не помешал приобрести опере огромный успех на родине и за рубежом, и тем более идти на сцене театра на протяжении более 40 лет.
Еще одна не менее интересная постановка, которая не утратила своей популярности в наше время, является спектакль Юрия Любимова по роману Булгакова “Мастер и Маргарита” в Театре на Таганке. Премьера состоялась в 1977 году. Это самая первая постановка в театре по роману Булгакова и самая лучшая. Спектаклю было запрещено выезжать за границу, поэтому иностранцы проделывали долгий путь лишь бы посмотреть на этот, не побоюсь этого слова, шедевр.
Я рассказала не обо всех советских постановках, которые можно увидеть сейчас на сценах театров. Хотелось заинтересовать и оставить загадку. Надеюсь, у меня это получилось. Время идет быстро, и никто не знает, что будет на сцене завтра. Поэтому, пока у вас есть возможность, сходите в театр, и посмотрите своими глазами на эти, ставшими уже легендарными, постановки.
А тех, кого эта тема особенно интересует, приглашаю к продолжению этой публикации. С удовольствием почитаю ваши размышления об этом, ваши впечатления от постановок, которые вы посмотрели.
Светлана Григорьева
Оценили 2 человека
4 кармы