• РЕГИСТРАЦИЯ
Коронавирус. Последние новости

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

35 14070

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

 «Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «...воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

            Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

                                              Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

                          Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

                       Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят... Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже...

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца...»

Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (...) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

           Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900

Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

Авторы Алена Эсаулова, Наталья Кандаурова.

Не равнодушный

    США: из глобального лидера — в глобальные гопники

    В продолжение своей вчерашней статьи "США - первые во всём..." предлагаю ознакомиться со статьей Александра Носовича: "США: из глобального лидера — в глобальные гопники".  &nb...

    Веселые истории о нас № 52

    Благодарю каждого, кто поддержал, а так же предложил, порекомендовал другим контовцам, друзьям порцию веселого НасТроения!  В наше, СегоДняшнее время, - это самое лучшее, чем вся...

    Думали, что хуже уже не будет? Тогда посмотрите на это

    Знаете, что отличает россиян от жителей других стран? Мы всегда чем-то недовольны. Даже сейчас, когда весь мир находится в «режиме ожидания», старается принять новые правила и жить по н...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      greengrey 15 марта 01:14

      За царя!

           Вдруг от куда не возьмись появился ..."За царя".Какую откровенную чушь пытаются вбить в несмышлёные головы наивного читателя: "Сейчас уже доказанными являются факты бурного развития России в начале ХХ века. Россия переживала подъём, который называли «русским экономическим чудом», и это имело непосредственное отношение к царю, который...
      155
      greengrey 8 марта 22:23

      Ищите в этом мире лучшее.

           Я понимаю, что копирастить не есть хорошо, но не смог пройти мимо этого эссе.                                        Шоколад.     Перед 8 Марта это было. Зашли с женой в торговый центр. Хотела она близким подругам подаро...
      114
      greengrey 29 февраля 20:26

      25 лет как Влада нет.

           Сегодня, для Москвы завтра, исполнилось 25 лет с момента убийства Влада Листьева. Известие о его убийстве просто ошарашило: "Как можно было убить такого человека?" О Владе было много написано и снято, нет смысла повторяться, запомнился один фрагмент речи Б.Н. Ельцина во время прощания с Владом Листьевым - насквозь лживые слова от нач...
      129
      greengrey 11 февраля 11:40

      Ответ Народному Журналисту и его последователям на заметку "Общий диагноз и политическое положение страны"

         Однако удачное место расположения. 1 кв.м. аренды помещений стоит 15 000 руб. - 18 500 руб. в месяц. Однако для многих миллионов россиян это месячная З/П, а у многих и меньше. Видимо сотрудники этой газеты не заморачиваются выездами в глубинки России и вставляют в свои опусы фото из далёкой Африки. А зря. Надеюсь редакция газеты не обвинит ...
      195
      greengrey 9 февраля 00:55

      Моя гражданская позиция!

         Я жалею, я сожалею что власть в нашей стране слишком либеральна, что наша власть не наказывает предателей нашей Родины призывающих к большой крови. Вот и очередной Иуда под именем(?) Дмитрий Последний в заметке Деда Мороза "Моя гражданская позиция" призывает к свержению власти. 51 год, москвич - чего жизнь-то не удалась? Вот и приходится сш...
      223
      greengrey 8 февраля 06:27

      Талант он и есть талант 2!

             Не знаю почему, но вчера многим читателям понравился мой копираст почти годичной давности. Тогда я продолжу:                          В маршрутке     На одиночном сиденье мужик, прилично одетый, с дипломатом, сидит скучает, а маршрут долгий+ Ну...
      227
      greengrey 7 февраля 01:10

      Ответка на заметку Тухлого Дугласа "Жизнь в Америке. Патриотам не читать! Берегите пердак!"

      Красивая картинка? Многие читатели согласятся что - Да! Такие же красивые картинки есть и в заметке Тухлого. Тогда у меня возникает один свербящий вопрос самому Тухлому и всей его шакальей своре: "Хорошо в Америке, лучше чем в России?" Ну так и 3,14159здуйте на ПМЖ в США, наслаждайтесь жизнью, и забудьте отрезок своей никчёмной жизни в России! А нам, ос...
      315
      greengrey 22 декабря 2019 г. 04:43

      Эти шаловливые цифирки! (по мотивам заметки Деда Мороза "Сталин в нашей истории — от ненависти к признанию")

           Просил же Деда Мороза: "Умерь свои шаловливые ручки!" Так нет же, опять ударился в цифровое словоблудие. В заметке приводится вот такой график: График "сляпан" вручную, ни когда Росстат не публиковал такой график, но не будем придираться к цифрам, поверим на слово. Вот только одна незадача - почему за сравнительный пери...
      453
      greengrey 19 декабря 2019 г. 02:14

      Эти шаловливые цифирки! (по мотивам заметки Деда Мороза "Платные услуги населению при Путине выросли в 16 раз)

      Ссылка на заметку Деда Мороза, кто подзабыл: https://cont.ws/@Ded-Moroz/1533104     Цифры - вещь довольно интересная и опасная, если не знаешь как с ними играть. Дед Мороз по видимому знает как ими играть, и играет по "шулерски", но грубо, всё "шито чёрными нитками". Сначала идёт сравнение роста платных услуг на душу населения в рублях, просто в ру...
      235
      greengrey 3 ноября 2019 г. 05:01

      НЕПОЛЖИВЫЙ АНДРУЩЕНКО В ИНТЕРПРИТАЦИИ ТУХЛОГО ДУГЛАСА.

          Знакомьтесь - самый честный человек России по версии тухлого дугласа - Николай Степанович Андрущенко."Здесь нечего добавить, кроме того, что я лично, в течение многих лет, знал близко хорошего знакомого Николая Степановича. Он был старшим офицером КГБ и много лет проработал в службе охраны Смольного. Назовём его Игорем. В разговоре со...
      473
      greengrey 5 сентября 2019 г. 23:39

      Снова Снег кружится летает...

           Прошёл месяц с момента смерти автора мелодии "Снег кружится летает, летает..." и вот опять печальная новость - от неизвестного онкологического заболевания умер первый исполнитель этой песни - Юрий Петерсон. Он не только первый исполнитель, он лучший:     " Все началось в Москве в октябре 1975, когда участники ВИА ...
      426
      greengrey 4 сентября 2019 г. 01:18

      Лица жёлтые над городом кружатся...

           Только что крупнейшие информационные агенства мира сообщили о скандальной новости:   "Китай приступил к испытанию климатического оружия!!!" - согласно информации скрытых источников Китай приступил к проведению испытаний климатического оружия используя такие природные явления как ураган. Открыв способ усиления вектора бариче...
      280
      greengrey 3 сентября 2019 г. 20:59

      Бред величия

         Бред величия (БВ):  бредовый тип самосознания и поведения личности, выражающийся в крайней степени переоценки своей важности, известности, популярности, богатства, власти, гениальности, политического влияния, вплоть до всемогущества.     Как автобиографично Ехидный Douglas написал в очередном пасквиле "Мысли патриот...
      366
      greengrey 24 августа 2019 г. 13:03

      Огромное спасибо Родольфу Сааде за заботу об экологии России!

      Крупнейший грузоперевозчик мира из Франции отказался от Севморпути.      Крупнейшая французская компания CMA CGM, специализирующаяся на контейнерных перевозках по морю, проинформировала о том, что отказывается использовать маршрут Северного морского пути и иные маршруты в Арктике из экологических соображений. Об этом пишет Le Figaro....
      234
      greengrey 20 августа 2019 г. 00:25

      Ехидный Douglas Реквием по ГКЧП

              Иногда у Ехидного Douglasа проскакивают вполне внятные мысли, вот и в очередном опусе он поднял вопрос о том, для чего разваливали Советский Союз. Попытка сыграть на контрасте фешенебельных дворцов и убогого деревенского жилья - сколько не говори сахар, сахар, сахар - слаще не станет. Только причём здесь ГКЧП - непонятно...
      359
      greengrey 10 августа 2019 г. 08:56

      Бросаем, бросаем, бросаем На вентилятор мы без устали говно...

          Очередной набрасыватель на вентилятор, естественно меня уже давно забанил, потому как не в состоянии отвечать на самые элементарные вопросы. Информация примитивнейшая по своей подделке, давайте рассмотрим последний вброс: "Зачем нам нужны рекордные урожай зерна, если хлеб из магазинов невозможно есть." (https://cont.ws/@ded-moroz/1411828)1...
      336
      greengrey 5 августа 2019 г. 21:35

      Снег кружится летает...

                 Эта песня ни кого не оставила равнодушным, детство и юность которых, да и взрослая жизнь пришлись на времена СССР. Чистая, лёгкая, слегка печальная музыка и великолепные стихи.      И вот вчера ушёл из жизни автор этой невероятной музыки - Сергей Березин. Все прекрасно помнят его хиты ...
      431
      greengrey 4 августа 2019 г. 20:09

      Дуглас, шакальё и нелюди.

         Долго не обращал очередные "высеры" Тухлого Дугласа, но последний "высер" поучителен, наглядно показывает что он есть на самом деле, он и его шакалья стая. Сколько их собралось в комментариях к заметке Тухлого Дугласа "Про власть, протесты и "замятие истории"  - не счесть, как всегда они трусы поодиночке, только стаей. И вот один нераз...
      390
      greengrey 2 августа 2019 г. 16:13

      Десантура и не только...

         Не знаю почему, но именно сегодня меня "пробило" на армейские темы. Сегодня праздновали свой праздник дети и внуки Василия Филипповича Маргелова - Войска Дяди Васи,  а это не гламурные 3,14159дарасы это бойцы, которые жертвовали своей жизнью.     Давеча, 5 дней тому назад мой товарищ праздновал день Военно-м...
      835
      greengrey 19 мая 2019 г. 13:12

      Говорящие головы: А. Варум

           Давно уже говорено лицам зарабатывающим ртом: поёте и пойте, не лезьте в политику. В комментариях нового клипа Л. Агутина А. Варум высказалась о временах СССР «Этот невероятный спектр эмоций после 70-летнего рабства...» Я сразу включил Анну Герман. Диапазон голосов примерно одинаков, но нельзя сравнивать несравнимое - ни голос кукушки...
      848
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика