• РЕГИСТРАЦИЯ

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

40 15938

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

 «Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «...воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

            Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

                                              Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

                          Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

                       Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят... Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже...

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца...»

Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Корабль "Императрица Мария" во время шторма. 1892

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (...) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

           Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

Константин Айвазовский не из тех художников, которые теряют вдохновение в процессе и бросают работы неокончеными. Но однажды такое случилось и с ним — он не дописал полотно «Взрыв корабля» (1900). Помешала смерть. Эта неоконченная работа особенно ценна для исследователей его творчества. Она позволяет понять, что художник считал главным на картине, с проработки каких элементов начинал работу. Мы видим, что Айвазовский начал с корабля и пламени взрыва — того, что возьмет зрителя за душу. А детали, по которым зритель будет просто скользить глазами, художник оставил на потом.

Иван Константинович Айвазовский. Взрыв корабля. 1900

Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

Авторы Алена Эсаулова, Наталья Кандаурова.

Не равнодушный

    «Пока радовались ATACMS»: уникальный украинский завод «Импульс» взлетел на воздух

    В ночь с 19 на 20 ноября в городе Шостка Сумской области раздался сильный взрыв, масштабы которого, судя по появившимся видеоматериалам, намного превышают обычные взрывы ATACMS. Военный...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      greengrey 13 октября 18:48

      Помним

           Только что просмотрел в очередной раз несколько серий из сериала "Спецназ", что запомнилось - музыкальная тема Игоря Матвиенко: "Мы наступаем по всем направлениямТанки, пехота, огненная артиллерияНас уговариваем, но мы выживаемИ снова в атаку себя мы бросаем[Припев]Давай за жизнь, давай, брат, до концаДавай за тех, кто с нами бы...
      122
      greengrey 25 июля 03:44

      Тифлис просится в Россию.

           Грузия в случае победы оппозиции на осенних выборах в считанные дни станет "вторым фронтом", заявил премьер-министр страны Ираклий Кобахидзе в интервью телеканалу "Рустави 2".      После начала военных действий на Украине коллективное нацдвижение внутри страны и руководство в Киеве призывал...
      329
      greengrey 15 апреля 15:28

      А чё, разве так можно было!?

           Летом не мало было статей о требованиях скотоводов повернуть сибирские реки вспять. Сейчас мы смотрим трагедии связанные с половодьем в том числе на реках текущих по территории Казахстана.     Половодье регулярное природное явление, которое происходит каждый год. Видно скотоводам за 30 с лишним лет была не судьба постр...
      358
      greengrey 23 марта 14:05

      Пир во время чумы.

           Когда-то давно, до начала СВО, я комментировал восторженно-хвалебную статью о  чемпионе РПФЛ ФК "Спартак". У меня нет личной неприязни к этой команде, просто я отметил, что в то время, когда убивают женщин и детей Донбасса не совсем этично проводить развлекательные мероприятия. Какой же поток негатива обрушился на меня, основные...
      240
      greengrey 21 февраля 07:43

      Тебе бы не картины, начальник, тебе бы книжки писать.

           Не так давно на КОНТе появился экстравагантный автор под ником "Пётр Иванович Дубровский", не признающий чужого мнения и раздающий "баны" на право и на лево, чего и я удосужился.     Но последним "перлом" "На смерть Навального. Ну что, советники и помощники Путина вы снова жидко обо...лись?" я был шокирован: не возможн...
      371
      greengrey 22 января 04:00

      «Ад полон добрыми намерениями и желаниями» Джордж Герберт

           Главный редактор медиагруппы "Россия сегодня" и телеканала RT Маргарита Симоньян предложила ввести стопроцентный налог на роскошь, чтобы богатые люди помогли фронту и бойцам в зоне спецоперации. Благое намерение, с этим трудно поспорить, но необходимо просчитывать последствия. Неужели богатенькие смирятся с потерей энного количества "бабла"? Ни в к...
      318
      greengrey 2 января 19:28

      Подмена понятий.

           Сегодня Фриц Морген "скопирастил" с "LiveJournal" "размышеление" Олега Макаренко о роли марксизма в США. https://cont.ws/@Fritzmorgen/2708393     Я не ръяный сторонник макскизма, с меня "по горло" хватило госэкзамена по "Научному коммунизму". Разбор по косточкам теории коммунизма необходимо оставить для изучения с...
      538
      greengrey 16 декабря 2023 г. 03:26

      Плач по Акуниным, Быковым и прочим русофобам.

           Вступил в полемику на просторах Конта с "новоделом" под ником "Дмитрий Комаров". Думал отделаться комментариями, но на последний его комментарий места маловато будет.     Началось всё с его ответа на коммент Сергея Комарова к статье Дениса Григорюка "Стоило ли начинать СВО":       Т.е....
      392
      greengrey 25 июня 2023 г. 19:09

      Один день...

            Бунт Пригожина, угроза государственного переворота и прочие заголовки событий, как бы влияющих на судьбу мира.     А мне сегодня позвонил товарищ, ему из зоны СВО привели на опознание труп сына, ему абсолютно по*уй судьба мира, у него сын погиб....
      474
      greengrey 12 июня 2023 г. 14:25

      РОССИЯ - 12 июня.

           И он опять настал - день независимости России. Самый неадекватный "праздник" нашей современности: "День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации." От кого мы стали независимы? Россия, как преемница Руси существовала с 24 апреля 1387 года, правда только в титуле митрополита Киприана, собственно...
      477
      greengrey 12 февраля 2023 г. 18:01

      РОССИЯ

           Неожиданно, вечером жена напела: "Я люблю тебя Россия..." Сразу вспомнил что эту песню исполняла Галина Ненашева более 50 лет тому назад. Но как сегодня она оказалась актуальной! Предлагаю прослушать:  ...
      769
      greengrey 5 февраля 2023 г. 16:45

      Зачем нам фильм "Чебурашка"?

           Много читал отзывов о фильме "Чебурашка". Умные взрослые с умным видом рассуждали о художественной ценности/бездуховности этого фильма. О прекрасной/бездарной игре артистов. Ответ я услышал только сейчас: шёл мимо остановки общественного транспорта, на остановке маленький человечек 3-4 лет самозабвенно напевал: "Пусть бегут неуклюже ...
      612
      greengrey 3 февраля 2023 г. 03:45

      Величественная река Русь.

                Очередная статья про "беглецов" подтолкнула меня высказать свои мысли.      Течёт река, полноводная, величавая. Течёт неспешно, полная внутри себя всевозможной жизни, которая не вечная, постепенно отмирает, каждая в свой срок и постепенно оседает на дно реки, превращаясь в то, что мы называем ил.&nb...
      532
      greengrey 17 января 2023 г. 04:17

      Русский праздник НОВЫЙ ГОД?

           Сегодня, точнее в том числе и сегодня мы воюем в очередной раз с объединённым Западом: страны ЕЭС + страны НАТО, население Украины - это расходный материал в их руках.      1240-1245 гг. это был Тевтонский орден, Орден меченосцев, Швеция с Финляндией, Венгрия, Литва, Польша, Литва и стоящий за ними папа Римский.&n...
      318
      greengrey 5 января 2023 г. 20:05

      От героев былых времён...

           24 июля 1941 года старший сержант Василий Павлович Кисляков 7 часов один сдерживал превосходящие силы противника, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.     КИСЛЯКОВ ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ (1916-1990) - Герой Советского Союза. Родился в с. Среднее Бугаево Усть-Цилемского р-на Коми АССР. Работал в Печорском ...
      951
      greengrey 18 декабря 2022 г. 21:15

      ФЕЕРИЯ

           Эти два человека сделали финал чемпионата мира по футболу феерическим и инфарктным.      Лионель Андрес Месси Куччиттини - символ уходящего поколения великих. Килиан Мбаппе Лоттен - символ нового поколения великих.     Эти два человека сделали этот фееричный финал....
      1950
      greengrey 18 декабря 2022 г. 07:25

      Тупой, ещё тупее...

           Меня всегда удивляют безапелляционные заявления некоторых комментаторов:      Ладно что комментатор напоказ выставляет свою тупость, свой уровень ничтожного мышления (пнуть мёртвого льва, зная что тот не ответит, может только шакал), так ещё и публично показывает свой уровень полной безграмотности - он не знает ког...
      499
      greengrey 17 декабря 2022 г. 11:20

      Нашествие неведомых насекомых на Сибирь

           Закончился дачный сезон: дело было вечером, делать было нечего. ...
      300
      greengrey 14 декабря 2022 г. 23:49

      Франция -Марокко

           Что ж, обидно, закончился второй полуфинал чемпионата мира по футболу, счёт 2:0 в пользу Франции, но закономерно. Была битва, особенно во втором тайме. Отдать должное марокканцам - африканское государство впервые в истории мирового футбола вышло в полуфинал. Лучше бы французы проиграли - это мнение аналитиков, причём не футбольных, а...
      528
      greengrey 14 декабря 2022 г. 02:28

      Неподражаемый Лионель Месси

           Завершился первый полуфинальный матч Чемпионата мира по футболу в Государстве Катар. Несмотря на наличие у хорватов лучшего вратаря ЧМ они пропустили три мяча в свои ворота. Потому что у аргентинцев играл лучший футболист мира Лео. И если первый его гол с пенальти обыденное явление - стандартное положение, попробуй Месси не забить, т...
      490
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика