Энтузиазм как экономическая категория

0 715

 

 

Уже на излёте СССР нас, абитуриентов, отправили прибирать сквер возле общаги. Посреди еще толком не оформившейся группы? особо выделялись великовозрастные парни, успевшие отслужить срочную или поступившие через рабфак. Когда молоденькая лаборантка, пытаясь взбодрить вяло перебирающих граблями «дедов», что-то упомянула об энтузиазме, один из них, статный лыжник-КМС спокойно возразил ей – «А Вы что, не в курсе, что время голого энтуазизьма прошло? Надо сразу объяснять, что нам с этого будет». Чуть замешкавшись и заметно зардевшись лаборантка с вызовом выпалила – «За это вам ничего не будет! А вот откажитесь или не сделаете в срок, тогда будет обязательно».  «Ага, вот это другой разговор, - спокойно парировал КМС, - так сразу и надо объяснять, по делу, без  пропаганды энтузиазьма». Для меня, вчерашнего провинциального советского школьника этот разговор поразил необычным для меня нахальством «деда» и намертво врезался в память как невольное соучастие в святотатстве.

Как нас учили советские учебники истории, много чего в стране Советов строилось и ладилось на голом или каком-то ином сорте энтузиазма. Днепрогэс, Турксиб, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре, Целина и БАМ. Из личных воспоминаний нет-нет да всплывает этот лихорадочный блеск в глазах, эта особая тональность в голосе молодых удальцов из телерепортажей, уверенных, что им всё по плечу и скалящих зубы в широченных улыбках на фоне кумачовых плакатов – «Даешь!», наверное, я скучаю по ним. Мое поколение было лишено этого и эту потерю нам уже не восполнить. Впрочем, я отвлекся.

Для советского времени жертвовать своё время, силы и умения ради общего дела было, пусть не рядовой обыденностью, но эталонной нормой. Увеличивая свой вклад, свою отдачу, никто не требовал калькулировать допвложения, как раз это казалось абсурдом – отдача регулировалась собственной совестью и оценкой товарищей. Тем не менее, эти допвложения овеществлялись в каких-то результатах, которые, так или иначе, поступали на чей-то баланс в виде стоимостей чего-то там.

А были ли примеры чего-то подобного ранее? Были, оказывается. Во время Империалистичекой, несмотря на то, что в некоторых губерниях РИ было отмобилизовано от трети до половины мужчин призывного возраста, величина запашки возросла на 20%. Другими словами, весомая часть трудового капитала из русской деревни ушла, а оставшийся резко прибавил в производительности труда. В советское время это бы объяснили энтузиазмом масс на фоне соцсоревнования, но в дореволюционной России такого феномЭна еще не знали и объяснили сие недоразумение самостоятельной сверхэксплуатацией оставшейся наличной крестьянской рабочей силы. Это означает, что в поле вышли все от мала до велика и «пахали» не разгибая спины от «выта до выта», то бишь, с перерывом только на «поесть». Невзирая на такое мудрёное слово как «себестоимость», а про «рентабельность» я вообще не говорю.

Странно это всё для работяги в условиях капитализма, ведь смысл вкалывать сверхурочно имеется лишь в том случае, если за это получаешь сверхурочные. В отношении крестьянина РИ он, очевидно, был, потому как всем известно, что русский mujik плут, пьяница, лежебок и работать просто так, на голом энтузиазме, ни за что не станет. Я не буду вдаваться в пояснения того, чем замотивировали русского крестьянина в ту пору, я обращаю внимание на другое – случается, что крестьянин переходит в режим повышенной самоэксплуатации и может находится в нём какое-то продолжительное время. В этот момент особенно отчетливо обнаруживается его некапиталистическая природа как производителя, т.к. он способен производить прибавочную стоимость в условиях неприемлемых для товарного производства.

Если не вдаваться в детали, мотив для такого самопотогонного энтузиазма один – выжить и обеспечить выживание потомкам. Правда, формализоваться он может по разному, типа увеличить выработку сейчас, с целью уменьшить количество труда после. Например, с помощью механизации и электрификации труда. Да, конечно, для этого надо провести Индустриализацию и в ходе неё построить много чего и ХТЗ тоже, но ради такого всеблагого дела можно и поработать «за здрасте» под кумачовым знаменем с маловразумительным лозунгом в одно слово – «Даешь!».

А вот если кончилась и «замануха» и угроза для физического выживания, то как поступает крестьянин? Ну, вестимо, хата с краю и теплая печь нашефсио. И выковырнуть его оттуда можно только либо реальной голодухой, либо годной заманухой. Про голод понятно, а вот про то мечтают ли андроиды об электроовцах о чём мечтает крестьянин, понятно не всё, а если точнее, всё не понятно. Что, как бы, внушает осторожный оптимизм на перспективу.

С другой стороны, следует иметь в виду, что крестьянин упрямо прёт в футороархаику как дядя Федор в деревню «Простоквашино» и игнорировать его претензии на будущее недальновидно, как это было в случае с советской киноагиткой «В.Давыдов и Голиаф» - мимикрирует под 100% пролетария-когнетария, но втихаря на балконе будет выращивать огурцы, а в подвале вешенку или чего похуже. И честно говоря, я в этом ничего плохого не вижу. Как и в энтузиазме ширнармасс.

Цыганская ОПГ отправляла сибиряков на СВО, а сама жила в их квартирах и на их выплаты

В Новосибирске накрыли целую ОПГ, которая изощрённо зарабатывала на доверчивых жителях города. Банда цыган промышляли тем, что обманным путём отправляла на СВО новосибирцев, а сами поль...