• РЕГИСТРАЦИЯ

Статья Скорсезе в New York Times: «Это не кино!» — Мартин против Marvel.

Елена Фролова
Мне никогда не бывает скучно.
13 ноября 20:42 2 574

Спасибо тем, кто увидел оскорбление в словах Мартина Скорсезе о фильмах «Марвел». Это спровоцировало его на статью-ответ. Итак, Скорсезе о кино как искусстве, о том, какое кино нравилось его поколению, о спросе и предложении в киноиндустрии. В общем, немного мудрости от великого режиссера.

Свое отношение к кинокомиксам великий режиссер высказал в большой статье, опубликованной в New York Times.

Находясь в начале октября в Англии, я дал интервью журналу «Эмпайр» (Empire). Мне был задан вопрос про фильмы «Марвел». Я ответил на него. Я сказал, что попытался посмотреть несколько таких фильмов, однако понял, что они не для меня; они в большей степени похожи на парки развлечений, чем на кино, которое я знаю и люблю всю свою жизнь. Я сказал, что не считаю их произведениями киноискусства, это не кино.

Кое-кто ухватился за последнюю часть моего ответа, назвав ее оскорбительной, а также доказательством моей ненависти к «Марвел». Если кто-то твердо вознамерился истолковывать мои слова в таком свете, я ничего не могу с этим поделать.

Многие фильмы-франшизы делают люди, обладающие большим талантом и художественным мастерством. Это видно на экране. То, что сами эти фильмы меня не интересуют, это дело личного вкуса и моего характера. Я знаю: будь я моложе, родись я попозже, эти картины могли бы мне понравиться, и может быть, я и сам захотел бы сделать одну из таких картин. Но я рос в своем времени, и у меня выработались свои чувства, свое отношение к кино, к тому, каким оно может и должно быть. И чувства эти далеки от вселенной «Марвел» так же, как Земля далека от Альфа Центавра.

Для меня, для тех кинематографистов, которых я люблю и уважаю, для моих друзей, которые начинали снимать кино в то же время, что и я, фильмы должны были быть откровением — откровением эстетическим, эмоциональным и духовным. Главное в фильмах — это их персонажи, люди сложные, противоречивые, порой обладающие парадоксальным характером. Это про то, как они могут причинить друг другу боль, как они любят друг друга, как они внезапно сталкиваются сами с собой.

Кино для меня заключалось в том, чтобы столкнуть зрителя с неожиданным на экране и в жизни, которую кинематограф показывает и толкует, чтобы усилить чувство возможного в художественной форме.

Для нас это был ключевой момент: кино как форма искусства. В то время на эту тему шли дебаты. Мы выступали за кино как за форму искусства, равноценную литературе, музыке и танцам. И мы поняли, что искусство можно найти в очень разных местах и во многих формах: и в «Стальном шлеме» Сэмюэла Фуллера, и в «Персоне» Ингмара Бергмана, и во «Всегда хорошей погоде» Стэнли Донена и Джина Келли, и в «Восходе скорпиона» Кеннета Энгера, и в «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара, и в «Убийцах» Дона Сигела.

Или в фильмах Альфреда Хичкока. Я думаю, Хичкок сам по себе был франшизой. Или он был нашей франшизой. Каждая новая картина Хичкока становилась настоящим событием. Попасть в переполненный кинотеатр и посмотреть «Окно во двор» — это давало неописуемое ощущение. Между аудиторией и картиной возникало какое-то взаимное притяжение, которое наэлектризовывало атмосферу в зале.

В определенном смысле некоторые фильмы Хичкока были парками развлечений. Я вспоминаю картину «Незнакомцы в поезде», где развязка происходит на карусели в настоящем парке развлечений, а еще «Психо», который я смотрел в полночь в день премьерного показа. Эти ощущения я не забуду никогда. Люди хотят удивляться, хотят неожиданностей и напряжения, и эти фильмы никогда их не разочаровывали.

Лет 60 или 70 тому назад мы еще смотрели эти картины и восхищались ими. Но что нас тянет к ним? Глубокое волнение, чувство потрясения? Не думаю. Эпизоды в фильме «К северу через северо-запад» потрясают, но это не более чем последовательность динамичных и элегантных композиций и кадров. Там нет болезненных эмоций в центре сюжета, нет абсолютной потерянности персонажей Кэри Гранта.

Развязка в «Незнакомцах в поезде» — это образец мастерства, но именно взаимодействие двух главных героев и глубокая, действующая на нервы игра Роберта Уокера оказывается в центре внимания, и по сей день вызывает трепет.

Кто-то говорит, что картины Хичкока похожи одна на другую. Наверное, в этом есть доля истины, так как и сам Хичкок задавал такой вопрос. Но похожесть нынешних многосерийных франшиз — это нечто другое. В картинах «Марвел» присутствуют многие элементы, которые являются определяющими для известного мне кино. Чего там нет, так это откровения, тайны и настоящей эмоциональной опасности. Там нет ничего, что можно назвать риском. Фильмы делают, чтобы выполнить конкретный набор требований, и они снимаются как вариации на определенный набор тем.

По названию это сиквелы, а по духу римейки, и все в них официально санкционировано, потому что иначе и быть не может. Таков характер современных кинофраншиз: сначала изучается рынок, потом проводятся испытания на аудитории, потом все лишнее отсевают, картину модифицируют, потом еще раз поверяют, потом снова вносят изменения, и процесс этот повторяется до тех пор, пока франшиза не будет готова к потреблению.

Можно сказать и по-другому. В них есть все, чем не являются фильмы Пола Томаса Андерсона, Клер Денис, Спайка Ли, Ари Астера, Кэтрин Бигелоу и Уэса Андерсона. Когда я смотрю картины этих кинематографистов, я знаю, что увижу нечто абсолютно новое, что меня ждут неожиданности, а может быть, даже не имеющие названия ощущения. Они расширяют мое представление о том, что можно сделать при помощи движущихся картинок и звука.

Вы спросите: в чем моя претензия? Может, просто оставить в покое фильмы про супергероев и прочие франшизы кино? Причина проста. В нашей стране и во многих других странах мира фильмы-франшизы становятся главным выбором, если вы хотите посмотреть что-то на большом экране. Настало губительное время для кинопоказов, а независимых кинотеатров становится все меньше. Баланс нарушен, и поток стал основной системой доставки. Тем не менее, я не знаю ни одного кинематографиста, который не хотел бы делать картины для широкого экрана, для широкого зрителя, смотрящего кино в кинотеатрах.

Это в полной мере относится и ко мне. Я говорю как человек, только что закончивший съемки картины для «Нетфликс». Она и только она разрешила нам снимать «Ирландца» так, как мы считали нужным, и за это я всегда буду благодарен этой компании. У нас появилось театральное окно, и это замечательно. Хочу ли я, чтобы эту картину показывали больше и дольше на широком экране? Конечно, хочу. Но с кем бы ты ни делал сегодня кино, факт остается фактом: большая часть многозальных кинотеатров сегодня показывает франшизы.

И если вы скажете, что это лишь вопрос спроса и предложения, и что людям надо давать то, чего они хотят, я с вами не соглашусь. Это вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. Если людям бесконечно давать одно и то же, то они, конечно же, будут хотеть именно это, и ничего больше.

Вы возразите: но ведь люди могут пойти домой и посмотреть все, что захотят, в интернете? Безусловно, где угодно, но не на большом экране, где кинематографист хочет показывать им свои картины.

Как нам всем известно, за последние 20 лет киноиндустрия претерпела изменения на всех фронтах. Но самые зловещие перемены происходят незаметно, под покровом ночи. Речь идет о постепенном, но устойчивом избавлении от риска. Многие фильмы сегодня являются идеальным продуктом, изготовленным для немедленного потребления. Многие из них сделаны талантливыми коллективами. В то же время, в них отсутствует нечто существенно важное для кино: объединяющая концепция одного художника. Потому что, конечно же, индивидуум в творчестве — это самый рискованный фактор.

Я не настаиваю на том, что кино надо субсидировать. Когда студийная система Голливуда жила и здравствовала, постоянно существовало напряжение в отношениях между людьми искусства и теми, кто руководит этим бизнесом. Но то была продуктивная напряженность, давшая миру величайшие фильмы в истории. По словам Боба Дилана, лучшие из этих картин были «героические и прозорливые».

Сегодня этого напряжения нет, а некоторые люди из киноиндустрии совершенно безразличны к вопросу художественного творчества, а к истории кино относятся пренебрежительно и по-хозяйски. А это смертельное сочетание. К сожалению, сегодня ситуация такова, что у нас появились две отдельные области. Первая — это всемирные аудиовизуальные развлечения, а вторая — кино. Время от времени они еще пересекаются, но такое случается все реже. И я опасаюсь, что финансовое господство первой области используется для того, чтобы вытеснить на обочину и принизить вторую.

Для тех, кто мечтает снимать кино или делает первые шаги в этой области, ситуация складывается очень неблагоприятная и даже жестокая. И это наполняет меня огромной печалью.

Мартин Скорсезе, режиссер.

https://inosmi.ru/social/20191...

Мне никогда не бывает скучно.

Перестройка в США – хроники «сдувающейся» империи

Это то, о чём говорят «на американских кухнях», что передаётся «сарафанным радио». И что вызывает зреющее недовольство у населения. Как по мне, то самое время перечитать «...

Первая и последняя встреча Путина с Зеленским

Как вы думаете, почему Владимир Путин согласился поучаствовать в нормандском саммите, в этом странном мероприятии, заранее обреченном на провал? Вот и я не знаю. Могу лишь предположить. Для н...

Запустили "Силу Сибири". Опять сырьё? Нет, это высочайшие технологии!
  • vovanpain
  • 5 декабря 09:54
  • В топе

Все СМИ вчера сообщили о запуске газопровода "Сила Сибири", по которому начнутся поставки нашего газа в Китай."Опять сырьё", скажут многие, кто услышит эту новость. "Когда же наконец в России будут вы...

Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

0 новых комментариев

    Загрузка...
    Елена Фролова Фитиль
    5 декабря 19:59

    Настоящая сенсация слушаний по импичменту

    Наиболее шокирующим в отношении слушаний по импичменту в палате представителей на сегодня является не свидетель с "явной уликой", предоставивший неоспоримое доказательство quid pro quo (соглашения "ты мне я тебе" - прим. перев.). И не то, что президент Трамп, возможно, просил или не просил украинцев расследовать финансовые сделки между сыном тогдашнего вице-президента...
    295

    Традиционная голландская одежда на фотографиях первой четверти XX века

    ...
    205

    В ночь на 5 декабря 1933 года в США был отменен «сухой закон»

    Двадцать восьмого октября 1919-го года конгресс принял акт Волстеда, запрещающий продажу, производство и транспортировку алкоголя на территории страны и предусматривающий наказание за его нарушение. 5 декабря 1933 года «сухой закон» в США был отменён . До сих пор в американских пабах существует традиция празднования этого дня — поднятием бокалов ровно в 21 час.&n...
    90

    Картинки с выставки: Париж Всемирная Выставка. 1900 год.

    Для таких франкофилов, как я, Париж и все события с ним связанные - тема неисчерпаема. Главный вход Главный вход  Небесный глобус и Эйфелева башня Вид Сены в районе Выставки Гран-Пале  Малый дворец Малый дворец Павильон азиатской ча...
    487

    Довоенный Париж. Последнее мирное лето1939 года.

    Этим снимкам в этом году исполнилось 80 лет. Их сделал фотограф журнала LIFE Уильям Вандивер во время своей командировки в довоенную французскую столицу. Люди на снимках не подозревают, что это последнее мирное лето Парижа и совсем скоро их жизнь перевернется. Блошиный рынок Извилистая улица парижского района Монмартр Кр...
    141

    В память о русских добровольцах,в англо-бурской войне (1899-1902).

    Несколько дней назад в Кейптауне открыли мемориальную доску в память о русских добровольцах, сражавшихся на стороне буров в англо-бурской войне (1899-1902). В далекую страну, на край света больше ста лет назад отравилось больше 200 русских подданных, почти 10% от всего состава иностранных граждан, воевавших против англичан в южно-африканских республиках....
    121

    Памяти Альфреда Шнитке. К 85-летию со дня рождения

    Альфред Шнитке — великий русский композитор. При этом наполовину немец, наполовину — еврей. Он еще в военные годы натерпелся за эту необычную комбинацию. Но в своем таланте, он действительно объединил эти три музыкальных традиции. Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года. В этом году ему исполнилось бы 85 лет.У Альфреда Шнитке огромное музыка...
    171

    "Мы на грани": Украина, брошенная Трампом и с небольшим выбором в Европе, борется за выживание

    В то время как Вашингтон поглощен Украингейтом, в Киеве растет ощущение изоляции. Украинский президент Зеленский в условиях жесткого давления (АР) Если у администрации Трампа все еще были какие-то надежды, что Украина может решить начать расследование "Burisma" и Байденов, то они, вероятно, испарились в пятницу. Фраза "он любит вашу задницу", возможно, н...
    358

    Мясные тефтельки для умного, красивого, в меру упитанного мужчины в полном расцвете сил.

    Помните Карлсона и как он строил башню из кубиков, а венчал ее тефтелькой?  Те, кто смотрел только мультик, считают, что любимая еда Карлсона - пироги и плюшки. Еще варенье. Однако те, кто в детстве читал еще и книгу, знают наверняка, что  этот «мужчина в полном расцвете сил» был без ума от тефтелей.«Карлсон вдруг перестал расхаживать по к...
    258

    72 года назад состоялась свадьба наследной принцессы Елизаветы и Филиппа Маунтбеттена.

    Свадебную церемонию назвали тогда «пиром во время чумы»: страна всё ещё восстанавливалась от последствий Второй Мировой войны, но старшая дочь правящего короля Георга VI не стала отказываться от пышного торжества. ...
    234

    1970-е. Другой Нью-Йорк в фотографиях Камило Хосе Вергары

    Камило Хосе Вергара родился в 1944 году в Сантьяго, Чили,  изучал социологию в университете Нотр-Дам и в 1968 году переехал в Нью-Йорк. Там он стал плодовитым уличным фотографом, снимая в свободное время кварталы Южного Бронкса и Нижнего Ист-Сайда в период экономического застоя, нищеты и разложения города.Степень магистра в области социологии Вергар...
    288

    "Люди ХХ века" в объективе Августа Зандера

    143 года назад родился известный немецкий фотохудожник Август Зандер. Август Зандер автопортретБольшинство работ фотографа объединены в самый главный проект его жизни - «Люди ХХ века»В нем он показал Германию в чистом виде, без распространенного клише избранности арийской расы. Именно это принесло фотографу столь высокую популярность после войны. Его сн...
    276

    Танцы с собаками

    «Искусство смывает с души пыль повседневности жизни» Пабло ПикассоУ профессиональных фотографов и по совместительству супругов из Сент-Луиса - Келли Пратт и Яна Крейдиха получилось объединить несовместимое: такое особое утончённое искусство как балет и таких непосредственных и игривых животных как собаки, в одной фотосессии. Результат превзошёл ожидания не только...
    699

    Флешмоб Tetris Challenge.

    В сентябре этого года стартовал забавный и познавательный флешмоб Tetris Challenge. Сотрудники швейцарской полиции исполнили снимок своей машины, аккуратно разложив рядом с ней весь свой инвентарь, и сами легли рядом, завершив композицию. Получился будто бы игрушечный набор солдатиков.  Идею подобной фотографии швейцарцы позаимствовали у новозе...
    644

    Владимир Набоков в погоне за бабочками

    Он не выбирал увлечение, оно выбрало его.  Набоков-энтомолог, а точнее – лепидоптеролог:* 8 лет работал в музее Гарварда* опубликовал 19 научных статей и заметок по энтомологии* Собрал 4323 экземпляра (хранятся в Швейцарии в зоологическом музее) Набоков - самый знаменитый в мире энтомолог. Но в научном мире к нему неоднозначное отношение. Ведь славу...
    595
    Елена Фролова Фитиль
    12 ноября 19:58

    Берлин-Чикаго-Самара. Ролик «Третьяковки» про самарский «Корабль толерантности»

    На официальном канале ГТГ в Youtube, еще 3 октября вышел большой ролик про Самару, «Волгафест» и проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Корабль толерантности».Проект Ильи и Эмилии Кабаковых «Корабль толерантности» стартовал в 2007 году и на протяжении 12 лет продолжает свой путь по городам мира. К настоящему времени проект уже был реализован в Нью-Йорке, Майами, Венеции, Шар...
    587
    Елена Фролова Фитиль
    11 ноября 21:35

    Рекламные плакаты страховых компаний в дореволюционной России.

    Население России никогда не отличалось особой юридической грамотностью, и решившиеся застраховаться читали рекламные брошюры куда внимательнее, чем страховые договоры. Между тем, согласно российским законам, полисный договор нельзя было расторгнуть, ссылаясь на его противозаконность. Сроки уплаты взносов, подачи заявлений и других бумаг при наступлении страхового случ...
    813

    Самая старая сохранившаяся песня

    Музыка всегда являлась частью повседневной жизни для многих людей, ведь у нее есть удивительная способность возбуждать широкий спектр эмоций в человеке.Считается, что люди изобрели музыку в качестве способа объединить людей в сообществе, что было невероятно важным в ранних группах охотников и собирателей. Чувство общности с соплеменниками было важно, потому что всем н...
    649
    Елена Фролова Фитиль
    10 ноября 14:07

    «Фантасмагория» - первый мультфильм

    Корни мультипликации можно проследить вплоть до 1650-х годов с волшебными фонарями того времени.В 1800-х годах этот жанр начал развиваться благодаря появлению устройств для создания оптических иллюзий, таких как тауматроп, зоотроп и кинеограф. Затем, когда был изобретен фильм, в некоторых фильмах вставляли по несколько секунд анимации среди настоящих кадров. ...
    676
    Елена Фролова 10 ноября 13:16

    Легендарный Лева Задов

    «Я Лёва Задов, со мной шутить не надо!», - многие помнят эту крылатую фразу и колоритный образ махновца из романа Алексея Толстого «Хождение по мукам», а также одноименного фильма, снятого по этому произведению. Однако мало кто знает, что у незабываемого киношного героя был реальный прототип, судьба которого по факту оказалась намного интересней и запутанней, нежели п...
    809
    Служба поддержи

    Яндекс.Метрика