• РЕГИСТРАЦИЯ

Статья Скорсезе в New York Times: «Это не кино!» — Мартин против Marvel.

3 1922

Спасибо тем, кто увидел оскорбление в словах Мартина Скорсезе о фильмах «Марвел». Это спровоцировало его на статью-ответ. Итак, Скорсезе о кино как искусстве, о том, какое кино нравилось его поколению, о спросе и предложении в киноиндустрии. В общем, немного мудрости от великого режиссера.

Свое отношение к кинокомиксам великий режиссер высказал в большой статье, опубликованной в New York Times.

Находясь в начале октября в Англии, я дал интервью журналу «Эмпайр» (Empire). Мне был задан вопрос про фильмы «Марвел». Я ответил на него. Я сказал, что попытался посмотреть несколько таких фильмов, однако понял, что они не для меня; они в большей степени похожи на парки развлечений, чем на кино, которое я знаю и люблю всю свою жизнь. Я сказал, что не считаю их произведениями киноискусства, это не кино.

Кое-кто ухватился за последнюю часть моего ответа, назвав ее оскорбительной, а также доказательством моей ненависти к «Марвел». Если кто-то твердо вознамерился истолковывать мои слова в таком свете, я ничего не могу с этим поделать.

Многие фильмы-франшизы делают люди, обладающие большим талантом и художественным мастерством. Это видно на экране. То, что сами эти фильмы меня не интересуют, это дело личного вкуса и моего характера. Я знаю: будь я моложе, родись я попозже, эти картины могли бы мне понравиться, и может быть, я и сам захотел бы сделать одну из таких картин. Но я рос в своем времени, и у меня выработались свои чувства, свое отношение к кино, к тому, каким оно может и должно быть. И чувства эти далеки от вселенной «Марвел» так же, как Земля далека от Альфа Центавра.

Для меня, для тех кинематографистов, которых я люблю и уважаю, для моих друзей, которые начинали снимать кино в то же время, что и я, фильмы должны были быть откровением — откровением эстетическим, эмоциональным и духовным. Главное в фильмах — это их персонажи, люди сложные, противоречивые, порой обладающие парадоксальным характером. Это про то, как они могут причинить друг другу боль, как они любят друг друга, как они внезапно сталкиваются сами с собой.

Кино для меня заключалось в том, чтобы столкнуть зрителя с неожиданным на экране и в жизни, которую кинематограф показывает и толкует, чтобы усилить чувство возможного в художественной форме.

Для нас это был ключевой момент: кино как форма искусства. В то время на эту тему шли дебаты. Мы выступали за кино как за форму искусства, равноценную литературе, музыке и танцам. И мы поняли, что искусство можно найти в очень разных местах и во многих формах: и в «Стальном шлеме» Сэмюэла Фуллера, и в «Персоне» Ингмара Бергмана, и во «Всегда хорошей погоде» Стэнли Донена и Джина Келли, и в «Восходе скорпиона» Кеннета Энгера, и в «Жить своей жизнью» Жан-Люка Годара, и в «Убийцах» Дона Сигела.

Или в фильмах Альфреда Хичкока. Я думаю, Хичкок сам по себе был франшизой. Или он был нашей франшизой. Каждая новая картина Хичкока становилась настоящим событием. Попасть в переполненный кинотеатр и посмотреть «Окно во двор» — это давало неописуемое ощущение. Между аудиторией и картиной возникало какое-то взаимное притяжение, которое наэлектризовывало атмосферу в зале.

В определенном смысле некоторые фильмы Хичкока были парками развлечений. Я вспоминаю картину «Незнакомцы в поезде», где развязка происходит на карусели в настоящем парке развлечений, а еще «Психо», который я смотрел в полночь в день премьерного показа. Эти ощущения я не забуду никогда. Люди хотят удивляться, хотят неожиданностей и напряжения, и эти фильмы никогда их не разочаровывали.

Лет 60 или 70 тому назад мы еще смотрели эти картины и восхищались ими. Но что нас тянет к ним? Глубокое волнение, чувство потрясения? Не думаю. Эпизоды в фильме «К северу через северо-запад» потрясают, но это не более чем последовательность динамичных и элегантных композиций и кадров. Там нет болезненных эмоций в центре сюжета, нет абсолютной потерянности персонажей Кэри Гранта.

Развязка в «Незнакомцах в поезде» — это образец мастерства, но именно взаимодействие двух главных героев и глубокая, действующая на нервы игра Роберта Уокера оказывается в центре внимания, и по сей день вызывает трепет.

Кто-то говорит, что картины Хичкока похожи одна на другую. Наверное, в этом есть доля истины, так как и сам Хичкок задавал такой вопрос. Но похожесть нынешних многосерийных франшиз — это нечто другое. В картинах «Марвел» присутствуют многие элементы, которые являются определяющими для известного мне кино. Чего там нет, так это откровения, тайны и настоящей эмоциональной опасности. Там нет ничего, что можно назвать риском. Фильмы делают, чтобы выполнить конкретный набор требований, и они снимаются как вариации на определенный набор тем.

По названию это сиквелы, а по духу римейки, и все в них официально санкционировано, потому что иначе и быть не может. Таков характер современных кинофраншиз: сначала изучается рынок, потом проводятся испытания на аудитории, потом все лишнее отсевают, картину модифицируют, потом еще раз поверяют, потом снова вносят изменения, и процесс этот повторяется до тех пор, пока франшиза не будет готова к потреблению.

Можно сказать и по-другому. В них есть все, чем не являются фильмы Пола Томаса Андерсона, Клер Денис, Спайка Ли, Ари Астера, Кэтрин Бигелоу и Уэса Андерсона. Когда я смотрю картины этих кинематографистов, я знаю, что увижу нечто абсолютно новое, что меня ждут неожиданности, а может быть, даже не имеющие названия ощущения. Они расширяют мое представление о том, что можно сделать при помощи движущихся картинок и звука.

Вы спросите: в чем моя претензия? Может, просто оставить в покое фильмы про супергероев и прочие франшизы кино? Причина проста. В нашей стране и во многих других странах мира фильмы-франшизы становятся главным выбором, если вы хотите посмотреть что-то на большом экране. Настало губительное время для кинопоказов, а независимых кинотеатров становится все меньше. Баланс нарушен, и поток стал основной системой доставки. Тем не менее, я не знаю ни одного кинематографиста, который не хотел бы делать картины для широкого экрана, для широкого зрителя, смотрящего кино в кинотеатрах.

Это в полной мере относится и ко мне. Я говорю как человек, только что закончивший съемки картины для «Нетфликс». Она и только она разрешила нам снимать «Ирландца» так, как мы считали нужным, и за это я всегда буду благодарен этой компании. У нас появилось театральное окно, и это замечательно. Хочу ли я, чтобы эту картину показывали больше и дольше на широком экране? Конечно, хочу. Но с кем бы ты ни делал сегодня кино, факт остается фактом: большая часть многозальных кинотеатров сегодня показывает франшизы.

И если вы скажете, что это лишь вопрос спроса и предложения, и что людям надо давать то, чего они хотят, я с вами не соглашусь. Это вопрос о том, что было раньше: курица или яйцо. Если людям бесконечно давать одно и то же, то они, конечно же, будут хотеть именно это, и ничего больше.

Вы возразите: но ведь люди могут пойти домой и посмотреть все, что захотят, в интернете? Безусловно, где угодно, но не на большом экране, где кинематографист хочет показывать им свои картины.

Как нам всем известно, за последние 20 лет киноиндустрия претерпела изменения на всех фронтах. Но самые зловещие перемены происходят незаметно, под покровом ночи. Речь идет о постепенном, но устойчивом избавлении от риска. Многие фильмы сегодня являются идеальным продуктом, изготовленным для немедленного потребления. Многие из них сделаны талантливыми коллективами. В то же время, в них отсутствует нечто существенно важное для кино: объединяющая концепция одного художника. Потому что, конечно же, индивидуум в творчестве — это самый рискованный фактор.

Я не настаиваю на том, что кино надо субсидировать. Когда студийная система Голливуда жила и здравствовала, постоянно существовало напряжение в отношениях между людьми искусства и теми, кто руководит этим бизнесом. Но то была продуктивная напряженность, давшая миру величайшие фильмы в истории. По словам Боба Дилана, лучшие из этих картин были «героические и прозорливые».

Сегодня этого напряжения нет, а некоторые люди из киноиндустрии совершенно безразличны к вопросу художественного творчества, а к истории кино относятся пренебрежительно и по-хозяйски. А это смертельное сочетание. К сожалению, сегодня ситуация такова, что у нас появились две отдельные области. Первая — это всемирные аудиовизуальные развлечения, а вторая — кино. Время от времени они еще пересекаются, но такое случается все реже. И я опасаюсь, что финансовое господство первой области используется для того, чтобы вытеснить на обочину и принизить вторую.

Для тех, кто мечтает снимать кино или делает первые шаги в этой области, ситуация складывается очень неблагоприятная и даже жестокая. И это наполняет меня огромной печалью.

Мартин Скорсезе, режиссер.

https://inosmi.ru/social/20191...

Мне никогда не бывает скучно.

    "Ушли с работы". Южнокорейцы влупили мигрантам-узбекам миллиардные штрафы
    • ATRcons
    • Вчера 20:50
    • В топе

    Совсем недавно в Таджикистане смаковали подписанный договор с Южной Корее о трудоустройстве там своих граждан. Ну, то есть, мигранты-таджики поедут не в Россию, а в Сеул. Таджики даже согласились ...

    Нарвались: табу на уничтожение киевской верхушки снято
    • pretty
    • Сегодня 08:20
    • В топе

    Кирилл СтрельниковВчерашнее убийство начальника войск радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) Вооруженных сил России генерал-лейтенанта Игоря Кириллова и его помощника ставит большую и ...

    DR: ЦБ грузовиками скупают золото — поведение России и КНР вызвало удивление в США
    • Beria
    • Вчера 20:52
    • В топе

    Россия и ее партнеры по БРИКС скупают огромное количество золота. Такими данными поделился американский финансовый аналитик Адам Шарп. Всемирный совет по золоту некоторое время назад опубликовал ст...

    Ваш комментарий сохранен и будет опубликован сразу после вашей авторизации.

    0 новых комментариев

      Леон Фейхтвангер «Сыновья».

      Художник Елена Николаевна Флёрова (19 декабря 1943 Москва - 2020)«...Вечером в ближайшую пятницу Иосиф направился через Эмилиев мост на правый берег Тибра, где жили евреи. Он испытывал глубокое удовлетворение. Гай Барцаарон, председатель Агрипповой общины, обдумав слова, сказанные Клавдием Регином на похоронах императора, пригласил Иосифа провести канун...
      181

      Обон お盆 или Бон 盆.

      В Японии праздники, посвященные памяти умерших, занимают значительное место в религиозных верованиях.Наиболее крупным из такого разряда праздников является о-бон (День поминовения усопших), пришедший в Японию с буддизмом и впитавший в себя элементы синтоистских верований о возвращении душ умерших предков в места, где они раньше жили. О-бон отмечается в течение несколь...
      752
      Елена Фролова Еда в искусстве
      20 августа 2023 г. 19:34

      Василий Аксенов «Завтраки 43-го года».

      «– Да-да, есть такая теория, вернее, гипотеза. Предполагается, что спутники Марса – Фобос и Деймос – несколько тормозятся атмосферой этой планеты. Следовательно, внутри они полые, понимаете? А полые тела, как известно, могут быть созданы только… как?– Только, только… – залепетала, словно школьница, первая дама.– Только искусственным путем.– Боже мой! – воскликнула бол...
      422

      Василий Лебедев-Кумач «Застольная».

      Василий Лебедев-Кумач «Застольная».«Товарищи, гости, подруги, друзья,Не праздник без песен застольных!Да здравствует наша большая семьяСоветских республик привольных!Колхозным полям — урожайных дождей,Заводским станкам — изобилья!За смелых героев, за мудрых вождей,За наши орлиные крылья!Подымем заздравную чашуЗа дружное наше житье,За славную Родину нашу,За красное зна...
      697

      Ги Де Мопассан «Пышка».

      Ги Де Мопассан «Пышка».«...Дилижанс двигался так медленно, что к десяти часам утра не проехали и четырех лье. Три раза мужчинам приходилось на подъемах вылезать и идти в гору пешком. Пассажиры начали волноваться, так как завтракать предполагалось в Тоте, а теперь уже не было надежды добраться туда раньше ночи. Каждый выглядывал в окно, надеясь увидать какой-нибудь при...
      1474

      Николай Олейников «Чревоугодие».

      Николай Олейников «Чревоугодие».«Однажды, однаждыЯ вас увидал.Увидевши дважды,Я вас обнимал.А в сотую встречуУтратил я пыл.Тогда откровенноЯ вам заявил:- Без хлеба и маслаЛюбить я не мог.Чтоб страсть не погасла,Пеките пирог!Смотрите, как вянуЯ день ото дня.Татьяна, Татьяна,Кормите меня.Поите, кормитеОтборной едой,Пельмени варите,Горох с ветчиной.От мяса и квасаИсполне...
      293

      Юнна Мориц «Арбузик»

      3 августа - День арбуза.Юнна Мориц «Арбузик»«Он приехал из Херсона,Из зелено-голубого!Прыгнул в кузов из вагона,Из зелено-голубого!Зазвенел на перекрёстке,Жёлтом, красном и зелёном.Машет мальчику в матроскеБодрым хвостиком зелёным,И со звоном в головеМчит арбузик по Москве!А любители арбузов-Все, включая карапузов!-Догоняют этот кузов,Чтобы лучший из арбузов Целовать,...
      297

      ТРЕЩИНА ФУНДАМЕНТА ЕС

      Автор текста Ольга Ускова.Революция - она всем революция. ЕС реально допрыгались. И ... мне не жалко. Как бизнесмен, я огромный фанат немецкого автопрома. Я очень люблю отличные продукты и я знакома с немецкой автомобильной отраслью не только как покупатель.В бесконечно далёком сегодня 2018 году Cognitive подписала свой первый контракт на поставку подсистем автономног...
      1619

      Александр Козачинский «Зелёный фургон».

      Александр Козачинский «Зелёный фургон».«...В этот день в Севериновке был базар, и Грищенко усердно подгонял лошадей. Грищенко очень любил базары. Лошади бежали проворной рысцой. Это была особая порода лошадей: мелкие, узкогрудые, живо-тастые коники гнедой масти, они ничем не отличались бы от других лошадей, если бы не сургучные печати, привешенные к их жидким хвостам....
      732

      Борис Корнилов «Тосковать о прожитом излишне...»

      Борис Корнилов «Тосковать о прожитом излишне...»«Тосковать о прожитом излишне,но печально вспоминаю сад, —там теперь, наверное, на вишненебольшие ягоды висят.Медленно жирея и сгорая,рыхлые качаются плоды,молодые,полные до краясладковатой и сырой воды.Их по мере надобности снимутна вареньеи на пастилу.Дальше — больше,как диктует климат,осень пронесется по селу.Мертвенн...
      704
      Елена Фролова Фитиль
      27 июля 2023 г. 21:39

      Первая мировая война в открытках.

      28 июля началась Первая мировая война ( 28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года) — военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств в Европе, боевые действия которого распространились также на Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии.Ксавье Сагер (Xavier Sager (1870–1930) «Париж во время войны» («Paris pendant la guerre») ...
      1227
      Елена Фролова ИЗО
      27 июля 2023 г. 21:26

      Первая мировая война. Плакаты Владимира Маяковского.

      28 июля началась Первая мировая война ( 28 июля 1914 года — 11 ноября 1918 года) — военный конфликт с участием 38 стран между двумя коалициями государств в Европе, боевые действия которого распространились также на Ближний Восток, Африку и некоторые районы Азии.Первые политические плакаты Маяковского относятся к 1914 году — началу Первой мировой войны. Маяковский...
      1371

      Украина втягивает Польшу в войну с Россией, а Польша - Америку.

      Если НАТО согласится предоставить корабли для перевозки зерна из украинских портов, то это повысит риск прямого военного конфликта между Россией и альянсом, предупреждают российские эксперты, комментируя предложения о размещении американских военных кораблей в Чёрном море. Российский военный эксперт Владимир Ераносян сомневается, что НАТО пойдет на такую...
      1170

      Денис Давыдов «Песня».

      Денис Давыдов «Песня».«Я люблю кровавый бой,Я рождён для службы царской!Сабля, водка, конь гусарской,С вами век мне золотой!Я люблю кровавый бой,Я рождён для службы царской!За тебя на чёрта рад,Наша матушка Россия!Пусть французишки гнилыеК нам пожалуют назад!За тебя на чёрта рад,Наша матушка Россия!Станем, братцы, вечно житьВкруг огней, под шалашами,Днём — рубиться мо...
      624

      Александра Дюма «Три мушкетёра».

      Александра Дюма «Три мушкетёра».«...— Вскоре настало время обеда. Все перешли в столовую — большую комнату, расположенную напротив кухни.Писцы, видимо почуявшие в доме необычные запахи, явились с военной точностью и, держа в руках табуреты, стояли наготове. Их челюсти шевелились заранее и таили угрозу.«Ну и ну! — подумал Портос, бросив взгляд на три голодные физиономи...
      1542

      Давид Бурлюк «Увядшие бур».

      Давид Бурлюк «Увядшие бур».«Лей желтое вино из синенькой бутылкиМне не пьянеть дано хоть твой напиток пылкийГлядите мрачно врозь зеленые уставыДо сердца проморозь бесстрашием отравыВот вязкий мутный прудОтец белейших лилийКакой упорный трудРасти на этом иле.А я идти устал и все мне надоелоИ тот кто днем был ал и то что было бело». Давид Давидович Бурлюк ...
      511

      Эрнест Хемингуэй «Праздник, который всегда с тобой».

       Глава 13. «На выучке у голода».«...В brasserie было пусто, и, когда я сел за столик у стены, спиной к зеркалу, и официант спросил, подать ли мне пива, я заказал distingue – большую стеклянную кружку, вмещающую литр, – и картофельный салат. Пиво оказалось очень холодным, и пить его было необыкновенно приятно. Картофель не расползался и был приправлен уксусом и кр...
      776

      К 130-ти летию Владимира Маяковского

      Владимир Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Штеренберг Давид Петрович (1881-1948) Иллюстрация к стихотворению «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», 1930-е.«В сто сорок солнц закат пылал,в июль катилось лето,была жара,жара плыла —на даче было это.Пригорок Пушкино горбилАку...
      818

      Евгений Евтушенко «Пельмени».

      Евгений Евтушенко «Пельмени».«На кухне делали пельмени.Стучали миски и ключи.Разледеневшие поленья,шипя, ворочались в печи.Летал цветастый тётин фартук,и перец девочки толкли,и струйки розовые фаршаиз круглых дырочек текли.И, обволокнутый туманом,в дыханьях мяса и муки,гранёным пристальным стаканомя резал белые кружки.Прилипла к мясу строчка текста,что бой суровый на ...
      932

      Айрис Мердок «Море, море».

      Айрис Мердок «Море, море».«...Прошел еще один день. Я решил не датировать записи, это нарушило бы ощущение непрерывности мыслей. Перечитал начало моей автобиографии! Какие пугающие отзвуки будят мои утверждения о детстве, в которые я почему-то вложил столько уверенности. Я и не думал, что это для меня так важно. Я хотел писать о Клемент. Неужели мне правда хочется опи...
      282
      Служба поддержи

      Яндекс.Метрика